ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-111/2022 от 04.07.2022 Ольхонского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Еланцы 04 июля 2022 г.

Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Холодовой Л.Н., при секретаре Аримхеевой А.И.,

с участием административного истца Дорофеевой И.Б.

представителя административных ответчиков главы МО Нагуслаева М.Т., представителя Думы МО в лице Нагуслаева М.Т.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-111/2022 по административному иску Дорофеевой И.Б. к Главе муниципального образования, к Думе муниципального образования о признании незаконным ответа главы муниципального образования, решения Думы муниципального образования в части не включения земельного участка в границы населенного пункта, обязании внесения изменений в решение Думы муниципального образования.

УСТАНОВИЛ:

Дорофеева И.Б. обратилась в Ольхонский районный суд с административным исковым заявлением к Главе муниципального образования, к Думе муниципального образования о признании незаконным ответа главы муниципального образования, решения Думы муниципального образования в части не включения земельного участка в границы населенного пункта, обязании внесения изменений в решение Думы муниципального образования.

В обоснование заявленных административных исковых требований указала, что Административным ответчиком главой Муниципального образования Нагуслаевым М.Т. было принято решение с позицией, изложенной в письме от ДД.ММ.ГГГГ, в котором он отказывает о включении земельного участка с кадастровым в границы населенного пункта .

Данные действия нарушают права и законные интересы административного истца, а именно право на законное использование земельного участка по целевому назначению с правом строительства на нем жилого дома, ведении деятельности личного подсобного хозяйства и правом на приватизацию земельного участка в будущем.

В настоящий момент МО проводится работа по установлению кадастровых границ населенного пункта, работа ведется на основании поручения Президента от 14.08.2017 г № Пр-1602 п.3 обеспечить установление границ населенных пунктов, расположенных на землях лесного фонда и землях особо охраняемых природных территорий в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории в пределах фактически занятой ими территории, о чем сказано в оспариваемом ответе от ДД.ММ.ГГГГ абз. 2 административного Ответчика. Данный земельный участок, согласно генерального плана МО от ДД.ММ.ГГГГ. в настоящий момент входит в границы населенного пункта , о чем имеются картографические сведения, отображающие территорию и границы населенного пункта, размещенные на официальном сайте ФГИС ТП от ДД.ММ.ГГГГ с пометкой статуса: действующий. Он огорожен и используется для содержания сельскохозяйственных животных, у него есть адрес . Обоснований и заключений для исключения данного земельного участка из границ населенного пункта, установленных Генеральным планом от ДД.ММ.ГГГГ. не имеется и в ответе с принятым решением не указывается. В ответе Администрации МО от ДД.ММ.ГГГГ сказано, что никаких письменных рекомендаций природоохранного прокурора не имеется, только устные. Природоохранный прокурор, исходя из своих полномочий, не может заменять или подменять полномочия местных органов власти. В Протоколе от ДД.ММ.ГГГГ решения Думы говорится о земельных участках по 1 га, однако площадь арендованного ею земельного участка меньше 1 га и составляет 0,5 га, что соответствует нормам Правил землепользования и застройки, действующим и размещенном на официальном сайте Администрации МО. Исходя из анализа текста протокола, выступающим главой поселения Нагуслаевым М.Т. неверно донесена информация до депутатов Думы и не сказано о том, что согласно действующего генерального плана МО от ДД.ММ.ГГГГ. и его картографического материала данный земельный участок находится в пределах границ населенного пункта с ДД.ММ.ГГГГ. Вопроса о его исключении и предъявление доказательств как обоснование для исключения главой Поселения «согласно протокола на заседании Думы не ставилось и не имеется. В ответе Администрации МО от ДД.ММ.ГГГГ сказано, что никаких письменных рекомендаций природоохранного прокурора не имеется, только устные. Природоохранный прокурор, исходя из своих полномочий, не может заменять или подменять полномочия местных органов власти. В Протоколе от ДД.ММ.ГГГГ решения Думы говорится о земельных участках по 1 га, однако площадь арендованного ею земельного участка меньше 1 га и составляет 0,5 га, что соответствует нормам Правил землепользования и застройки, действующим и размещенном на официальном сайте Администрации МО.

Просит признать незаконным и отменить решение Думы МО под председательством Нагуслаева М.Т., изложенное в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ в части п. 4 о не включении земельного участка в границы населенного пункта .

Обязать Думу МО внести изменения в решение в части п.4 Протокола от ДД.ММ.ГГГГ об исключении данного пункта из решения думы МО от ДД.ММ.ГГГГ (Протокол ) по вопросу о включении земель сельскохозяйственного назначения в границы населенного пункта .

Признать незаконным ответ Главы Администрации МО Нагуслаева М.Т. от ДД.ММ.ГГГГ

Административный истец Дорофеева И.Б. требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.

Административный ответчик глава МО и представитель Думы МО Нагуслаевым М.Т. исковые требования не признал и просил в их удовлетворении отказать.

Представитель административного истца ФИО8 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, уважительность неявки не представил.

Представители заинтересованных лиц , в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, уважительность неявки не представили.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив заявление, приходит к следующим выводам.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ), на основании части 2 статьи 1 которого граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Государственный орган, должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; уведомляет гражданина о направлении его обращения при наличии к тому оснований на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией (статья 10 Федерального закона N 59-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, исполнение судебных решений рассматривается как элемент права на судебную защиту реализация которого обеспечивается государством необходимыми мерами, в том числе принудительным исполнением.

Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Статья 226 поименованного кодекса, регламентируя судебное разбирательство по названной категории дел, предписывает суду, прежде всего, выяснять, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, обязывая его доказать это нарушение (пункт 1 части 9, часть 11).

Из содержания статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что оспариваемые решения, действия (бездействие) органов местного самоуправления могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Как следует из норм действующего законодательства, по своей сути административное судопроизводство направлено не на сам факт признания незаконными тех или иных решений, действий (бездействия) государственного органа или должностного лица, судебная защита имеет целью именно восстановление нарушенного права административного истца (статья 46 Конституции Российской Федерации статьи 3 и 4, статья 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

По смыслу закона необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым действием (бездействием), что оспариваемым решением созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Из приведенных предписаний следует, что для удовлетворения требований необходимо одновременное наличие двух обязательных условий: оспариваемое решение, действие (бездействие) органа государственной власти не соответствуют закону и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

На административного истца возлагается обязанность во всяком случае по доказыванию обстоятельств, которые свидетельствуют о том, что его права, свободы и законные интересы нарушены оспариваемым решением, действием (бездействием) органа местного самоуправления и он действительно нуждается в судебной защите и вправе на нее рассчитывать.

При недоказанности хотя бы одного из названных условий административное исковое заявление не может быть удовлетворено.

В абзаце 4 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным и муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым принадлежит Дорофеевой И.Б. на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, предоставлен на срок лет до ДД.ММ.ГГГГ.

Как усматривается из представленных документов, п. 4 решения Думы МО от ДД.ММ.ГГГГ (протокол Думы от ДД.ММ.ГГГГ) Дорофеевой И.Б. откаано во включении земельного участка кадастровым в границы населенного пункта.

Данное решение было принято путем голосования ( – голос «за»; голосов «против»).

Далее ДД.ММ.ГГГГ глава МО Нагуслаев М.Т. М.Т. предоставил Дорофеевой И.Б. ответ за , которым отказал последней во включении земельного участка с кадастровым в границы населенного пункта .

Согласно ч.ч. 1 и 4 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в пределах полномочий:

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;

5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Согласно, ст. 32 Устава МО, глава поселения имеет следующие полномочия:

1) подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые Думой Поселения;

2) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

3) вправе требовать созыва внеочередного заседания Думы Поселения;

4) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами ;

5) осуществляет иные полномочия, закрепленные за ним законодательством и настоящим Уставом.

Глава Поселения как Глава администрации Поселения:

1) руководит деятельностью администрации Поселения, организует и обеспечивает исполнение полномочий администрации Поселения по решению вопросов местного значения;

2) организует и обеспечивает исполнение отдельных полномочий, переданных администрации Поселения органами местного самоуправления муниципального образования в соответствии с заключаемыми соглашениями;

3) приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности от имени Поселения, выступает в суде без доверенности от имени Поселения;

4) представляет администрацию Поселения в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями;

5) в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами , настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Думы Поселения, издает постановления администрации Поселения по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами , а также распоряжения администрации Поселения по вопросам организации работы местной администрации.

6) разрабатывает структуру администрации Поселения и представляет её на утверждение Думе Поселения;

7) утверждает положения об органах администрации Поселения, не наделенных правами юридического лица;

8) назначает и освобождает от должности муниципальных служащих администрации Поселения, определяет их полномочия;

9) организует прием граждан;

10) принимает ненормативные правовые акты о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для Поселения работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения в соответствии с настоящим Уставом;

11) организует выполнение решений Думы Поселения в рамках своих полномочий;

12) представляет на рассмотрение и утверждение Думы Поселения проект местного бюджета и отчёт о его исполнении, в соответствии с решениями Думы Поселения распоряжается средствами местного бюджета;

13) запрашивает в установленном порядке от организаций, расположенных на территории Поселения, сведения, необходимые для анализа социально – экономического развития муниципального образования;

14) ежегодно отчитывается перед Думой о социально-экономическом положении Поселения;

15) в порядке, установленном решениями Думы Поселения, издаёт правовые акты по управлению и распоряжению объектами муниципальной собственности, о создании, реорганизации, ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, назначает и освобождает от должности руководителей муниципальных организаций;

16) осуществляет контроль по исполнению собственных правовых актов, организует проверку деятельности должностных лиц администрации Поселения и руководителей муниципальных предприятий и учреждений;

17) решает иные вопросы в соответствии с законодательством, настоящим Уставом и решениями Думы Поселения.

Глава Поселения как председатель Думы Поселения:

1) председательствует на заседаниях Думы Поселения, созывает очередные заседания Думы Поселения, заблаговременно доводит до сведения депутатов время и место проведения заседаний, а также проект повестки дня;

2) представляет Думу Поселения в отношениях с иными органами местного самоуправления Поселения, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени Думы Поселения;

4) в установленном законодательством порядке распоряжается денежными средствами, предусмотренными в бюджете на осуществление деятельности Думы Поселения;

5) подписывает от имени Думы Поселения заявления в суды, выдает доверенности;

6) подписывает протоколы заседаний Думы Поселения и другие документы в соответствии с действующим законодательством, настоящим Уставом, муниципальными правовыми актами;

7) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством, настоящим Уставом и муниципальными правовыми актами.

Согласно ст. 24 Устава МО, в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ в исключительной компетенции Думы Поселения находятся:

1) принятие Устава Поселения и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

Нормативные правовые акты Думы Поселения, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение Думы Поселения только по инициативе Главы Поселения или при наличии заключения Главы Поселения.

4) утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7) определение порядка участия Поселения в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

2. К полномочиям Думы Поселения в соответствии с законодательством и в пределах, установленных законодательством, также относятся следующие полномочия:

2.1. По вопросам осуществления местного самоуправления:

1) определение порядка осуществления правотворческой инициативы граждан, территориального общественного самоуправления, публичных слушаний, собраний граждан, конференций граждан (собраний делегатов), опроса граждан, обращений граждан в органы местного самоуправления;

2) назначение муниципальных выборов, голосования на местном референдуме, голосования по вопросам отзыва Главы Поселения, депутата Думы Поселения, изменения границ Поселения, преобразования Поселения, если иное не установлено федеральными законами;

2.2. По вопросам взаимодействия с органами местного самоуправления и органами государственной власти:

1) утверждение структуры администрации Поселения по представлению Главы Поселения;

2) учреждение органов администрации Поселения, обладающих правами юридического лица;

3) утверждение положений об органах администрации Поселения, обладающих правами юридического лица;

4) заслушивание ежегодных отчетов Главы Поселения о результатах его деятельности, деятельности администрации Поселения и иных подведомственных Главе Поселения органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Думой Поселения;

5) принятие отставки по собственному желанию Главы Поселения, депутата Думы Поселения, констатация досрочного прекращения полномочий Главы Поселения, депутата Думы Поселения по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом № 131-ФЗ;

6) самороспуск Думы Поселения;

7) формирование Избирательной комиссии Поселения;

8) реализация права законодательной инициативы в Законодательном Собрании ;

9) направление Главе Поселения для подписания и обнародования нормативных правовых актов, принятых Думой, касающихся решения вопросов местного значения.

2.3. По вопросам внутренней организации своей деятельности:

1) принятие Регламента Думы Поселения и определение в нем порядка организации и деятельности Думы Поселения с учетом положений настоящего Устава;

2) избрание Заместителя председателя Думы Поселения, председателей постоянных комитетов и комиссий Думы Поселения; формирование и прекращение органов Думы Поселения;

3) рассмотрение обращений депутатов и принятие по ним соответствующих решений;

2.4. По вопросам бюджета:

1) осуществление контроля за использованием средств местного бюджета и за исполнением соответствующих решений Думы Поселения;

2) принятие нормативного правового акта о бюджетном процессе в Поселении;

2.5. Иные полномочия:

1) установление порядка использования официальной символики Поселения;

2) участие в принятии решений по вопросам административно-территориального устройства;

3) установление порядка назначения на должность и освобождение от нее руководителей муниципальных предприятий и учреждений;

4) определение порядка передачи отдельных объектов муниципальной собственности и финансовых ресурсов образованным на территории Поселения органам территориального общественного самоуправления;

5) определение порядка принятия решения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.

3. Дума Поселения также осуществляет иные полномочия, определенные федеральными законами, Уставом и законами , настоящим Уставом.

На основании выше представленных норм федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Устава МО усматривается, что ни глава МО Нагуслаев М.Т., ни Дума МО не наделены полномочиями по решению вопроса о включении земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта.

Порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков установлен Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

Согласно, ч.4, 5, 6, 20, 21 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 01.05.2022) "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее ФЗ от 29.12.2004 № 191-ФЗ), орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта. Требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных настоящей частью, не допускается. Заявитель, являющийся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, вправе представить вместе с документами, указанными в настоящей части, выписку из единого государственного реестра юридических лиц или выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. В случае, если заявителем самостоятельно не представлена выписка из единого государственного реестра юридических лиц или выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, орган местного самоуправления, получивший указанное в настоящей части заявление, запрашивает сведения о заявителе, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в части 4 настоящей статьи заявления:

1) подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении;

2) проводит общественные обсуждения или публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования.

Общественные обсуждения или публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи в части соответствующих требований.

Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации может отказать в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта в случае, если: 1) в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступило заключение о невозможности или нецелесообразности включения земельного участка в границу населенного пункта либо исключения земельного участка из границы населенного пункта и установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка от органа местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, - от органа местного самоуправления муниципального района;

2) заключение о результатах указанных в части 6 настоящей статьи общественных обсуждений или публичных слушаний содержит положение о несогласии участников общественных обсуждений или публичных слушаний с решением о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении либо об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Отказ в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта наряду с предусмотренными частями 19 и 20 настоящей статьи основаниями допускается по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с указанием причин такого отказа.

На основании вышеизложенных нормативных актах суд приходит к выводу, что Дума МО вышла за рамки предоставленных ей законодательством полномочий, принимая решение об отказе во включении земельного участка в границы населенного пункта, и приняла решение не входящее в её компетенцию.

Отказ во включении земельного участка в границы населенного пункта, данный в ответе от ДД.ММ.ГГГГ главы МО Нагуслаева М.Т., судом также признается незаконным, поскольку Глава МО Нагуслаева М.Т. также не наделен полномочиями по решению данного вопроса.

Из содержания статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что оспариваемые решения, действия (бездействие) органов местного самоуправления могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Судом установлено, что п.4 решения Думы МО и ответ главы МО Нагуслаева М.Т. об отказе во включении земельного участка с кадастровым в границы населенного пункта не соответствуют требованиям закона, а также нарушают права и законные интересы Дорофеевой И.Б., в связи с чем должны быть признаны незаконными.

По требованию административного истца об обязании Думы МО внести изменения в решение в части п.4 Протокола от ДД.ММ.ГГГГ об исключении данного пункта из решения думы МО от ДД.ММ.ГГГГ (Протокол ) по вопросу о включении земель сельскохозяйственного назначения в границы населенного пункта суд приходит к следующим выводам.

Решение Думы муниципального образования принято уполномоченным органом, при наличии кворума, по результатам принято решение.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что поскольку Думой было принято решение, то возложение обязанности на Думу внесения изменения в решение в части п.4 Протокола от ДД.ММ.ГГГГ об исключении данного пункта из решения думы МО от ДД.ММ.ГГГГ (Протокол ) по вопросу о включении земель сельскохозяйственного назначения в границы населенного пункта противоречит принципу разделения властей.

Следовательно, в удовлетворении административных исковых требований в этой части Дорофеевой И.Б. следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Дорофеевой И.Б. к Главе муниципального образования, к Думе муниципального образования о признании незаконным ответа главы муниципального образования, решения Думы муниципального образования в части не включения земельного участка в границы населенного пункта, обязании внесения изменений в решение Думы муниципального образования удовлетворить частично.

Признать незаконным ответ главы муниципального образования, решение Думы муниципального образования в части не включения земельного участка в границы населенного пункта.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение суда стороны вправе обжаловать в Иркутский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 14.07.2022.

Судья: Л.Н. Холодова