Дело №2а-112 (2018 год)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 февраля 2018 года
Пензенский районный суд Пензенской области в составе:
Председательствующего судьи Пименовой Т.А.,
При секретаре Васильевой К.Ю.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пензе дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконными действий Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и возложении обязанности предоставить единовременную субсидию на приобретение жилого помещения,
У с т а н о в и л:
Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации, указав, что с (Дата) года работает в Арбитражном суде <...> области, в настоящее время занимает должность помощника судьи, то есть является федеральным государственным гражданским служащим.
В соответствии со статьей 53 Федерального закона от 27.07.2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных названным Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых постановлением Правительства Российской Федерации.
В (Дата) году она была поставлена на учет для получения жилого помещения, а в связи с изменениями законодательства с (Дата) - для получения единовременной выплаты на приобретение жилого помещения. Все необходимые документы для постановки на учет и нахождения в очереди предоставлялись в установленные сроки.
Письмом Судебного департамента <...> области от (Дата)№ ФИО1 сообщили, что ее учетное дело определено для направления в соответствующую комиссию Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в качестве кандидата для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в (Дата) году (то есть подошла ее очередь на получение субсидии).
(Дата) руководство Арбитражного суда <...> области сообщило ей, что Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации не одобрил ее кандидатуру.
(Дата) ФИО1 обратилась в Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации с письмом, содержащим подробное разъяснение сложившейся ситуации и просьбу принять решение о предоставлении единовременной выплаты на приобретение жилого помещения в (Дата) году согласно очереди (данное письмо приложено к настоящему административному исковому заявлению).
(Дата) она получила письмо Управления Судебного департамента в <...> области с приложением сопроводительного письма Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от (Дата)№, с которым копия ее учетного дела была возвращена в Управление Судебного департамента в <...> области. В письме указано, что право на получение единовременной субсидии на приобретение жилого помещения возникает у административного истца не ранее (Дата) на основании пункта 11 и подпункта «д» пункта 12 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. № 63.
(Дата) по электронной почте от Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации административным истцом был получен ответ на ее письмо, по содержанию полностью аналогичный сопроводительному письму от (Дата)№ (то есть отказ в предоставлении субсидии).
При этом пунктом 11 Правил предусмотрена санкция в отношении гражданских служащих, совершивших действия, повлекшие ухудшение жилищных условий: рассмотрение вопроса о предоставлении единовременной выплаты таким лицам осуществляется не ранее чем по истечении 5 лет с даты совершения указанных действий. Именно эта санкция и была применена к ней. Об этом она узнала из вышеуказанных сопроводительного письма от (Дата)№ и аналогичного по содержанию ответа на ее обращение.
Какого-либо отдельного письменного решения Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по этому вопросу в адрес административного истца направлено не было.
В отношении недвижимости, имеющейся и имевшейся в собственности ее семьи, поясняет суду следующее.
На момент постановки в очередь на получение жилого помещения ((Дата) год) они с мужем проживали в принадлежавшей мужу комнате жилой площадью 9,7 кв.м. Эта комната находилась в бывшем общежитии, на пятом этаже пятиэтажного здания. Кухня и туалет - общие на весь этаж (около 20 комнат), душевые кабины для всех жителей дома расположены на первом этаже.
В (Дата) году у них родилась первая дочь, в (Дата) году - вторая. В таких условиях с двумя детьми проживать просто невозможно. При этом в очереди на выдачу субсидий административный истец была еще далеко не первая.
Единственное, что они смогли сделать - взять в ипотеку небольшую квартиру-студию в строящемся доме за чертой города. При этом пришлось использовать материнский капитал и занять деньги на первоначальный взнос наличными. Затем комната в общежитии была ими продана.
Сейчас административный истец и ее семья живут в принадлежащей им квартире-студии жилой площадью 35,6 кв.м., продолжая вносить за нее ипотечные платежи. (Дата) года в семье появилась третья дочка.
Таким образом, они смогли своими силами улучшить жилищные условия их семьи от комнаты площадью 9,7 кв.м в старом общежитии с протекающей крышей до небольшой квартиры-студии площадью 35,6 кв.м в новом доме. То есть во время нахождения в очереди на получение субсидии (а это уже 8 лет) они не сидели на шее у государства, сложа руки, а пытались сами сделать что-то для улучшения жизни своих детей. Но это все, что они смогли сделать собственными силами, и для пятерых человек такой площади по-прежнему недостаточно.
Их мотивом было улучшение жилищных условий, их действия были направлены именно на это, и результат действий - реальное улучшение жилищных условий.
Таким образом, считает, что пункт 11 и подпункт «д» пункта 12 Правил применены в данном случае незаконно, что нарушило право административного истца на получение единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, предусмотренное статьей 53 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, отказавшись предоставить субсидию, сослался на тот факт, что в определенный момент времени у них в собственности находились оба жилых помещения (квартира-студия и комната), а затем комната в общежитии была продана. В этом, по мнению Судебного департамента, и выразилось «ухудшение» жилищных условий.
Но они не смогли сначала продать комнату в общежитии, а потом уже купить новую квартиру, поскольку органы опеки и попечительства не позволяют снять с регистрации несовершеннолетних членов семьи просто так «в никуда», необходимо тут же зарегистрировать их в новом жилом помещении. То есть нужно сначала купить новое жилье, а потом уж, перерегистрировав туда детей, можно продавать старое.
При этом жить в прежних условиях они просто физически не могли.
Обращает внимание суда на то, что в соответствии с пунктом 4 (1) Правил она имеет преимущественное право на получение единовременной выплаты как гражданский служащий, воспитывающий зарегистрированных по месту жительства совместно с ним 3 его детей в возрасте до 18 лет.
Административный истец ФИО1 просит суд признать незаконными действия Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, выразившиеся в не предоставлении единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в (Дата) году.
Обязать Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации предоставить единовременную субсидию на приобретение жилого помещения в (Дата) году согласно очереди (л.д.5-9 том №1).
(Дата) административный истец ФИО1 подала в суд дополнения к административному иску, указав, что в дополнение к доводам, изложенным в административном исковом заявлении, обращает внимание суда на следующее:
Из пункта 11 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. №63 не следует, что находящимся на учете служащим запрещено вообще изменять свои жилищные условия, отчуждать или обменивать жилые помещения, а речь идет лишь об ухудшении условий.
В пункте 12 Правил конкретизируется, какими именно действиями возможно такое ухудшение совершить.
В частности, подпункт «а» пункта 12 Правил относит к таким действиям обмен жилыми помещениями, повлекший возникновение права на получение единовременной выплаты или увеличение ее размера. Еще раз обращает внимание: не любой обмен, а лишь тот, который своим итогом имеет увеличение размера субсидии. При этом никому в голову не придет оценивать имеющиеся в собственности жилые помещения в процессе совершения сделки - вполне вероятно, что в какой-то момент времени у одной из сторон сделки будет формально в собственности два жилых помещения, а у другой - ни одного. Но по итогам сделки имущество одной стороны перейдет к другой стороне, и наоборот. И соответственно, оцениваться будет именно этот итог.
В ее случае Судебный департамент при Верховном Суде РФ применил подпункт «д» пункта 12 Правил, в котором говорится об отчуждении жилого помещения, имеющегося в собственности гражданского служащего или членов его семьи.
При этом очень важно понимать, что подпункт «д» пункта 12 Правил не имеет самостоятельного значения, а должен рассматриваться лишь во взаимосвязи с пунктом 11 Правил, то есть в нем имеется ввиду не любое отчуждение, а лишь повлекшее ухудшение жилищных условий. Разумно и логично будет оценивать в данном случае опять же результат сделки, а не процесс.
Действительно, в процессе совершения сделки в определенный период времени в собственности их семьи находились два жилых помещения, но оценке в данном случае должен подлежать именно ее итог.
Итогом же явилось улучшение жилищных условий семьи административного истца, оно же было и мотивом совершения ими этой сделки. То есть по сравнению с моментом постановки на учет их действия привели к увеличению жилой площади и, соответственно, к уменьшению размера полагающейся субсидии. Таким образом, Судебному департаменту в настоящее время нужно меньше денежных средств для предоставления ей субсидии, чем в случае, если бы она не изменяла жилищные условия.
Если же признать подход Судебного департамента к применению данных норм верным, то он незаконно лишает административного истца права улучшать жилищные условия.
В исковом заявлении она подробно объясняла, почему покупка новой квартиры предшествовала продаже старой комнаты - из-за невозможности иным образом зарегистрировать по месту жительства несовершеннолетних детей.
Теперь допустим теоретически, что они бы сначала продали комнату, а затем купили квартиру. Но при таком формальном подходе, которого придерживается Судебный департамент, и в этом случае они бы нарушили указанный пункт «д», поскольку в определенный момент времени в процессе сделки их жилищные условия ухудшились бы до «нуля», то есть в собственности их семьи не было бы вообще никакого жилья. Затем они бы купили большее жилое помещение, но при таком подходе это бы не помешало Судебному департаменту и в этом случае лишить административного истца субсидии на пять лет, за ухудшение жилищных условий на тот момент времени. Если бы не лишил, то хорошо, но такой порядок им объективно был недоступен.
Не будет даже предполагать такой вариант, при котором Судебный департамент всерьез бы считал, что в течение 8 лет нахождения на учете ее семье теперь уже из пяти человек не нужно было вообще ничего менять, а следовало по-прежнему проживать в комнате жилой площадью 9,7 кв.м без удобств в бывшем общежитии. Вряд ли он считает это реальным.
Если же Судебный департамент предполагал, что ей следовало оставить в собственности оба жилых помещения, то это также нарушает ее права. Во-первых, у ее семьи просто не было и нет средств на покупку нового жилья без привлечения средств от продажи старого (как и у подавляющего большинства среднестатистических граждан), и в таком случае членам ее семьи до сих пор пришлось бы быть «счастливыми» обладателями вышеупомянутой комнаты.
Во-вторых, на каком именно законном основании она не может продать худшее жилье, чтобы купить лучшее? Разве Правила это запрещают? Если дело только в порядке следования покупки за продажей - невозможность такого варианта в семье с детьми истцом обоснована. Если вообще в факте любой продажи - то это также незаконно. Возвращаясь к подпункту «д» пункта 12 - обмен в принципе разрешен, нельзя лишь обменять лучшее на худшее, а наоборот - пожалуйста. Разве запрещена продажа при аналогичных условиях?
В ее случае по существу и происходил обмен худшего жилья на лучшее, но возникшие в процессе этого обмена обстоятельства послужили основанием для незаконного отказа в предоставлении истцу субсидии. Итог же сделки не был принят ответчиком во внимание.
На основании изложенного, просит суд удовлетворить исковые требования по настоящему делу (л.д.50-63 том №1).
В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержала заявленные требования, пояснила суду обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, дополнении к административному исковому заявлению, также пояснила, что по административным делам административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых им нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).
В возражениях на иск ответчик указывает: «Формирование очереди из числа гражданских служащих, принятых на учет, Правилами не предусматривается, что было дополнительно разъяснено письмом Минздравсоцразвития России от 18.06.2009 года №4090-17. Критерии выбора кандидатов для предоставления единовременной выплаты Правилами также не определены». Однако, в названном письме № указывается, что подготовка предложений о гражданских служащих, которым может быть предоставлена единовременная выплата, осуществляется Комиссией, исходя из жилищных условий и результатов профессиональной служебной деятельности гражданских служащих.
Из всех служащих Арбитражного суда <...> области, находившихся вместе с истцом на учете, жилищных условий хуже, чем у нее, не было ни у кого. В таком случае у нее возникает вопрос, почему ее кандидатуру не предлагали для предоставления субсидии в течение 8 лет?
Обращает внимание на судебную практику. Так, апелляционным определением <...> городского суда от (Дата) по делу № оставлено без изменения решение <...> районного суда <...>, которым удовлетворены требования по иску гражданского служащего о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. Заявитель указал, что действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в связи с чем было отказано в постановке на учет, он не совершал. Требование удовлетворено, поскольку приобретенное жилое помещение превышает по размеру ранее принадлежащее заявителю жилое помещение, заявитель не совершал действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Кроме того, ссылается на Методические рекомендации по предоставлению федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденные Минтрудом России, где указывается, в частности, что «решение Комиссии (территориальной подкомиссии) об отнесении действий гражданского служащего к действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, должно быть обоснованным. В этой связи перед принятием соответствующего решения Комиссии (территориальной подкомиссии) необходимо досконально изучить обстоятельства и причины действий, совершенных гражданским служащим и (или) членами его семьи».
Помимо прочего, обращает внимание на Определение Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 года №258-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К., на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации». В нем, в частности, указывается, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия - со стороны органов государственной власти и местного самоуправления ;в обеспечении их другим жильем. При этом, применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов Должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Считает, что при рассмотрении ее учетного дела Судебным департаментом не были изучены все обстоятельства и причины совершенных ею и членами ее семьи действий, не была доказана «неразумность» этих действий и недобросовестность административного истца, как участника соответствующих правоотношений, хотя обязанность доказывания этого в соответствии с законодательством возложена именно на Судебный департамент.
От представителя административного ответчика Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации – Ф.И.О.8, действующей на основании доверенности от (Дата)№, поступили письменные возражения на иск, содержащие в том числе ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие административного ответчика (л.д.30-31,32 том №1).
Представитель заинтересованного лица Управления Судебного департамента в <...> области – Ф.И.О.9, действующая на основании доверенности от (Дата)№ (л.д.42 том №1), просила в удовлетворении административного иска по заявленным основаниям отказать, пояснила суду, что административный истец ФИО1 до настоящего времени стоит на учете для получения единовременной выплаты на приобретение жилого помещения на основании п.п. «б» п.2 Правил предоставления федеральным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
Территориальной подкомиссией при решении вопроса о направлении в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим системы Судебного департамента единовременной субсидии на приобретение жилого помещения учетного дела ФИО1 были приняты во внимание как то, что в (Дата) году у административного истца и ее супруга в собственности находились два объекта недвижимости и после отчуждения ее супругом доли в квартире общая эксплуатационная площадь жилья на 4 человек уменьшилась, так и те обстоятельства, что в (Дата) году на 5 человек семьи истца площадь жилья составляла 35,6 кв.м., то есть на 1 человека - 7,12 кв.м.; ранее по линии Арбитражного суда <...> области документы для предоставления ФИО1 единовременной субсидии не направлялись и она имеет преимущественное право на получение единовременной выплаты.
Детально изучив все обстоятельства и учетное дело, комиссия приняла решение, не дающее федеральному государственному гражданскому служащему ФИО1 право в настоящее время претендовать на субсидию.
Суд согласно статье 150 КАС РФ считает рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, надлежащим образом извещенного о дне, времени и месте слушания дела, и не просившего об отложении слушания дела (л.д.87 том №1).
Разрешая спор, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства на основании статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заслушав административного истца, представителя заинтересованного лица, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Федеральный закон от 27.07.2004 г. №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", определив основные государственные гарантии гражданских служащих (статья 52), предусмотрел в статье 53 возможность предоставления им дополнительных государственных гарантий. В частности, согласно пункту 4 этой статьи гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных данным Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться единовременная субсидия на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно Постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Порядок и условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим устанавливаются Правилами предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года №63.
Согласно пунктам 2 и 5 Правил (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального государственного органа гражданскому служащему в порядке, установленном настоящими Правилами. Решение руководителя федерального государственного органа о предоставлении единовременной выплаты оформляется правовым актом с указанием размера единовременной выплаты, рассчитанной на день принятия соответствующего решения.
Согласно пункту 11 Порядка формирования и работы комиссий, образуемых в федеральных государственных органах для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2009 года №143н, комиссия для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения вносит руководителю федерального государственного органа предложения о предоставлении единовременной выплаты гражданским служащим из числа состоящих на учете в федеральном государственном органе.
В письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 июня 2009 года №4090-17 указано, что комиссия для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения готовит руководителю федерального государственного органа предложения о предоставлении единовременной выплаты гражданским служащим, состоящим на учете. При этом подготовка предложений о гражданских служащих, которым может быть представлена единовременная выплата, осуществляется комиссией, исходя из жилищных условий и результатов профессиональной служебной деятельности гражданских служащих. Также обращено внимание, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года №63 не предусматривается формирование очереди из числа гражданских служащих, принятых на учет. Таким образом, дата постановки на учет гражданского служащего не является преимущественным основанием для предоставления единовременной выплаты.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что единовременная субсидия на приобретение жилого помещения предоставляется гражданскому служащему по решению руководителя федерального государственного органа с учетом предложений, внесенных комиссией для рассмотрения вопросов предоставления гражданским служащим единовременной выплаты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2013 года введен пункт 4 (1) Правил предоставления единовременной субсидии, действующий с 02 октября 2013 года, согласно которому преимущественное право на получение единовременной выплаты имеет принятый на учет в федеральном государственном органе для получения единовременной выплаты гражданский служащий, воспитывающий зарегистрированных по месту жительства совместно с ним 3 и более детей и (или) детей его супруга (супруги).
Из материалов дела усматривается, что (Дата) помощник судьи Арбитражного суда <...> области ФИО1 принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д.126 том №).
Решением территориальной подкомиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения федеральным гражданским служащим Арбитражного суда <...> области от (Дата) прежняя очередность государственных гражданских служащих, нуждающихся в получении жилого помещения, переведена в разряд нуждающихся в получении единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
Учитывая имеющееся в собственности жилье площадью 9,7 кв.м., комиссия признала ФИО1 нуждающейся в единовременной субсидии на приобретение жилого помещения не менее 44,3 кв.м. на троих человек (ФИО1, ее супруга Ф.И.О.14. и их дочь Ф.И.О.2,(Дата) года рождения) (л.д.128 том №).
Приказом председатели Арбитражного суда <...> области № от (Дата)Ф.И.О.1 поставлена на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (л.д.129 том №).
(Дата) у административного истца родилась вторая дочь Ф.И.О.3 (л.д.146 том №1).
Приказом председателя Арбитражного суда <...> области от (Дата) за № ФИО1 снята с учета для получения единовременной выплаты на приобретение жилого помещения в Арбитражном суде <...> области (л.д.150-151 том №1) и Приказом Управления судебного департамента в <...> области № от (Дата) поставлена на учет для получения единовременной выплаты на приобретение жилого помещения на основании п.п. «д» п.2 Правил предоставления федеральным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, с количеством членов семьи, учитываемых при расчете единовременной выплаты, из 4-х человек; дата постановки на учет (Дата) (л.д.155 том №1).
Супругу гражданской служащей ФИО1 – Ф.И.О.4 принадлежали 4/100 доли в праве собственности на квартиру общей площадью 405,8 кв.м. (16,23 кв.м.), расположенной по адресу: <...>, где в коммунальной квартире в комнате общей площадью 15,7 кв.м. согласно копии лицевого счета № от (Дата) и была зарегистрирована ФИО1; совместно с ней были зарегистрированы супруг и двое несовершеннолетних детей (л.д.145,158 том №1).
Из дела правоустанавливающих документов следует, что указанный объект недвижимости находился в собственности у Ф.И.О.15. до (Дата), когда на основании договора купли-продажи был зарегистрирован переход права собственности к покупателю Ф.И.О.10 (л.д.2-78 том №).
(Дата) между <...> и ФИО1,ФИО1 был заключен договор участия в долевом строительстве №, по условиям которого Застройщик обязался в (Дата) года своими силами и с привлечением других лиц построить и ввести в эксплуатацию квартиру, состоящую из 1 комнату, на 15 этаже, строительный номер № в многоквартирном 3-х секционном жилом доме переменной этажности по генплану № (стр.), расположенном на земельном участке по адресу: <...>, в границах <...> сельсовета, микрорайон № «<...>» (кадастровый №), в соответствии с проектной документацией, и передать Объект Участникам в общую совместную собственность (л.д.34-37 том №1).
Согласно п.2.1.1 Договора его цена составляет 1 613 599,26 руб., в том числе стоимость объекта 1 380 000 руб. и проценты на сумму задолженности по оплате объекта в размере 10% годовых, что составляет 233 599,26 руб.
Построенный Объект долевого строительства был передан Ф.И.О.17. и Ф.И.О.16. по акту приема-передачи от (Дата) (л.д.107 том №1).
Право общей долевой собственности административного истца и ее супруга (доля каждого в праве 1/2) на квартиру жилой площадью 35,6 кв.м., по адресу: <...> зарегистрировано (Дата), о чем в ЕГРП сделана запись регистрации № (л.д.91-109 том №1).
Административный истец ФИО1, а также ее супруг и двое детей с (Дата) по настоящее время зарегистрированы по месту жительства по адресу: <...> (л.д.167-174 том №).
Из анализа приведенных выше документов следует, что по сравнению с моментом постановки на учет по состоянию на (Дата) действия административного истца привели к улучшению условий жизни ее семьи и увеличению жилой площади, находящейся в собственности ФИО1 и ее супруга.
Приказом Управления Судебного департамента в <...> области № от (Дата) были внесены изменения в приказ Управления Судебного департамента в <...> области от (Дата)№; согласно которому административный истец ФИО1 поставлена на учет для получения единовременной выплаты на приобретение жилого помещения на основании п.п. «б» п.2 Правил предоставления федеральным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, с количеством членов семьи, учитываемых при расчете единовременной выплаты, из 4-х человек; дата постановки на учет (Дата); стаж государственной гражданской службы – 11 лет 05 месяцев (л.д.175 том №1).
Согласно п.п. "б" п. 2 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 года №63, гражданский служащий может быть принят на учет при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения при условии, если общая площадь жилого помещения на 1 члена семьи составляет менее 15 кв. метров.
В соответствии с пунктом 4 Правил при расчете единовременной выплаты на приобретение жилого помещения учитываются проживающие совместно с гражданским служащим супруг (супруга), а также его дети и родители, относящиеся к членам его семьи.
В период с (Дата) по (Дата) ФИО1, исходя из общей площади принадлежащего ей и ее супругу жилого помещения, в котором они с двумя детьми были зарегистрированы по месту жительства с (Дата) (35,6 кв.м.), а также общей площади жилого помещения, принадлежащего супругу гражданского служащего в комнате по адресу: <...> на праве собственности (15,7 кв.м.), на ФИО1 и каждого члена ее семьи уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения составлял 12,8 кв.м.
Пунктом 27 Правил установлено, что в случае если гражданский служащий имеет жилые помещения, принадлежащие ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые им и (или) членами его семьи по договору социального найма, для расчета размера единовременной выплаты размер общей площади жилого помещения определяется как разница между нормативом общей площади жилого помещения с учетом положений пунктов 22 и 23 названных Правил и общей площадью жилых помещений, принадлежащих ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемых им и (или) членами его семьи по договору социального найма. Положения данного пункта не распространяются на случаи, указанные в подпунктах "в", "г", "д" и "ж" пункта 2 этих Правил.
Согласно пункту 22 указанных Правил норматив общей площади жилого помещения для расчета размера единовременной выплаты устанавливается в следующем размере: 33 кв. м общей площади жилья - на 1 человека; 42 кв. м общей площади жилья - на семью из 2 человек; 18 кв. м общей площади жилья на каждого члена семьи - на семью из 3 и более человек.
Размер единовременной выплаты гражданскому служащему может быть увеличен сверх норматива на основании решения руководителя федерального государственного органа с учетом конкретных обстоятельств и в зависимости от имеющихся возможностей. При расчете размера единовременной выплаты применяется поправочный коэффициент с учетом стажа гражданской службы (пункты 24, 25 Правил).
Исходя из анализа приведенных нормативных правовых актов следует, что размер единовременной субсидии на приобретение жилого помещения определяется с учетом членов семьи государственного гражданского служащего и зависит, в том числе от стажа гражданской службы и уровня обеспеченности гражданского служащего общей площадью жилого помещения.
Из п.п. «д» п. 12 Правил следует, что к действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, совершаемым гражданским служащим для приобретения права состоять на учете для получения единовременной выплаты, относится отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности гражданского служащего и совместно с ним проживающих членов его семьи.
В данном случае отчуждение жилого помещения (Дата) супругом административного истца – Ф.И.О.18 привело к увеличению размера субсидии, поскольку снизился уровень обеспеченности гражданского служащего общей площадью жилого помещения. Если до отчуждения жилого помещения административный истец нуждалась в единовременной субсидия на приобретение жилого помещения не менее 20,7 кв.м. на 4 человек, то после отчуждения - не менее 36,4 кв.м.
При таких обстоятельствах суд находит несостоятельными доводы административного истца о том, что ее действия привели к увеличению жилой площади и, соответственно, к уменьшению размера полагающейся субсидии.
В подтверждение доводов о невозможности оставить в собственности оба жилых помещения, вынужденной необходимости продать комнату в общежитии для покупки нового жилья и о том, что денежные средства от реализации недвижимостями были направлены на погашение займа для приобретения нового жилья, административный истец ссылается на показания свидетеля Ф.И.О.11, которая пояснила суду, что давала матери ФИО1 в долг 100 000 руб., чтобы административный истец могла сделать взнос за квартиру по договору участия в долевом строительстве, которые свидетелю административным истцом были возвращены после продажи комнаты в общежитии.
Однако, из пояснений административного истца и свидетеля следует, что договор займа, расписка, которые могли бы подтвердить факт передачи денежных средств первоначально и их возврата, не составлялись.
Документально надлежащих, относимых и допустимых доказательств получения денег в долг для улучшения жилищных условий, равно как и доказательств финансовой возможности предоставить свидетелем административному истцу денежные средства в указанном размере, суду не предоставлено.
В связи с отчуждением Ф.И.О.19. принадлежащей ему доли в праве собственности на квартиру общей площадью 405,8 кв.м., расположенной по адресу: <...>, в журнал учета и карточку учета размера общей площади, находящейся у ФИО1 и членов ее семьи, были внесены изменения, что следует из Протокола № заседания территориальной подкомиссии и нашло свое отражение и в Учетном деле (л.д.178,179 том №1).
Согласно карточке учета, на (Дата) общая площадь, находящаяся в собственности у ФИО1 и членов ее семьи, составляла 37,9 кв.м. (с учетом лоджии согласно предоставленной административным истцом в учетное дело копии из лицевого счета <***>), на одного члена семьи – 9,47 кв.м., что также ниже учетной нормы (15 кв.м.) на 1 члена семьи (л.д.166,179 том №1).
Согласно п.12 Требования к определению площади здания, сооружения и помещения, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 01.03.2016 года №90, вступившего в силу с 1 января 2017 года, установлено, что площадь жилого помещения (квартира, комната) состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас, эксплуатируемой кровли.
(Дата) у ФИО1 родилась третья дочь – Ф.И.О.5 (л.д.73 том №1), в связи с чем в учетные данные также были внесены соответствующие изменения.
С учетом того, что ФИО1 зарегистрирована и проживает совместно с супругом и 3 детьми в квартире, общей площадью 35,6 кв.м.; стаж государственной службы на (Дата) составлял более 14 лет, а также с учетом того, что ФИО1 имела преимущественное право на получение единовременной выплаты на основании пункта 4(1) Правил, так как воспитывает зарегистрированных по месту жительства совместно с ней 3 детей в возрасте до 18 лет, территориальная подкомиссия на заседании (Дата) приняла решение направить в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим системы Судебного департамента единовременной субсидии на приобретение жилого помещения учетное дело ФИО1 в качестве кандидата для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в (Дата) году (л.д.184-185 том №1).
В связи с рождением третьего ребенка приказом Управления Судебного департамента в <...> области от (Дата)№ были внесены изменения в приказ Управления Судебного департамента в <...> области от (Дата)№, в соответствии с которыми административный истец ФИО1 стоит на учет для получения единовременной выплаты на приобретение жилого помещения на основании п.п. «б» п.2 Правил предоставления федеральным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, с количеством членов семьи, учитываемых при расчете единовременной выплаты, из 5-ти человек; дата постановки на учет (Дата); стаж государственной гражданской службы – 14 лет 01 месяц 11 дней (л.д.186 том №1).
(Дата) копия учетного дела ФИО2 начальником Управления социальной защиты судей и государственных служащих Судебного департамента при Верховном Суде РФ была возвращена в УСД в <...> области сопроводительным письмом от (Дата)№, в котором указано, что право на получение единовременной субсидии на приобретение жилого помещения возникает у административного истца не ранее (Дата) на основании пункта 11 и подпункта «д» пункта 12 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от (Дата)№. (л.д.79-80 том №).
(Дата) состоялось заседание территориальной подкомиссии по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим судов <...> области и управления Судебного департамента в <...> области единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, из протокола заседания которой следует, что информация, содержащаяся в письме Судебного департамента при Верховном Суде РФ от (Дата)№, принята к сведению, постановлено направить письмо ФИО1 (л.д.81-83 том №2).
В ходе судебного заседания административный истец ФИО1 подтвердила тот факт, что (Дата) она получила письмо Управления Судебного департамента в <...> области с приложением сопроводительного письма Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от (Дата)№, с которым копия ее учетного дела была возвращена в Управление Судебного департамента в <...> области.
В соответствии с п.11 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, в случае совершения гражданским служащим и (или) членами его семьи действий, повлекших ухудшение жилищных условий, принятие гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты или рассмотрение вопроса о предоставлении единовременной выплаты осуществляется не ранее чем по истечении 5 лет с даты совершения указанных действий.
Анализ документов, связанных с приобретением квартиры по адресу: <...> и продажей доли в праве собственности на квартиру общей площадью 405,8 кв.м., расположенной по адресу: <...>, содержащихся в делах правоустанавливающих документов на указанные объекты недвижимости (л.д.91-115 том №1,2-78 том №2), не позволяет сделать вывод об отсутствии у ФИО1 при отчуждении ее супругом 4/100 доли в праве собственности на квартиру общей площадью 405,8 кв.м. (16,23 кв.м.) намерений ухудшить жилищные условия, привести их в состояние, требующее увеличения размера субсидии.
С учетом изложенного оснований для признания незаконными действий ответчика, выразившихся в не предоставлении ФИО1 субсидии на приобретение жилого помещения в соответствии с п.11 и п.п. «д» п.12 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, и удовлетворения заявленных административным истцом требований суд не находит.
Руководствуясь ст.ст.175-177,227 КАС РФ, суд
Р е ш и л:
ФИО1 в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконными действий Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и возложении обязанности предоставить единовременную субсидию на приобретение жилого помещения отказать.
Копию мотивированного решения вручить административному истцу, административному ответчику и заинтересованному лицу.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Пензенский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья