ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1120/18 от 22.08.2018 Сортавальского городского суда (Республика Карелия)

Дело <Номер обезличен>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 августа 2018 года гор. Сортавала

Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,

при секретаре Самсоновой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <Номер обезличен> по административному иску К.А.Ю. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным отказа от <Дата обезличена> в постановке семьи на учет в качестве многодетной семьи, имеющей право на бесплатное получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства,

УСТАНОВИЛ:

Административное исковое заявление подано по тем основаниям, что <Дата обезличена>К.А.Ю. через многофункциональный центр обратилась с заявлением к административному ответчику (далее – Министерство) о бесплатном предоставлении ее многодетной семье в собственность земельного участка. <Дата обезличена> ею был получен ответ Министерства от <Дата обезличена><Номер обезличен>, которым отказано в постановке семьи истицы на учет в качестве многодетной, имеющей право на бесплатное получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Отказ мотивирован тем, что дети – П.И.И., К.Д.А. и К.Д.А. -имеют в г.Сортавала регистрацию только по месту пребывания, а не по месту жительства. С данным отказом К.А.Ю. не согласна. Указывает, что согласно ч.1 ст.2 Закона Республики Карелия от <Дата обезличена><Номер обезличен>-ЗРК "О некоторых вопросах предоставления отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия" (далее – Закон) бесплатное предоставление в собственность многодетным семьям земельных участков осуществляется, если на дату подачи заявления о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка многодетная семья соответствует критериям, установленным п.2 ч.3 ст.1 настоящего Закона, члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации, постоянно проживают на территории Республики Карелия. В силу п.2 ч.3 ст.1 Закона многодетная семья - семья, имеющая в своем составе родителей (родителя) и (или) усыновителей (усыновителя), опекунов (опекуна), попечителей (попечителя) и трех и более детей: несовершеннолетних детей (в том числе усыновленных (удочеренных), находящихся под опекой или попечительством, пасынков и падчериц) и (или) совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет (в том числе усыновленных (удочеренных), пасынков и падчериц), обучающихся в общеобразовательных организациях по основной общеобразовательной программе или в иных образовательных организациях по очной форме обучения или проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации. Истица указывает, что со своими детьми постоянно проживает по адресу: <Адрес обезличен>, указанное жилое помещение принадлежит на праве долевой собственности ее матери – А.Л.А. и ее сыновьям – П.И.И. и К.Д.А. В данной квартире истица зарегистрирована постоянно по месту жительства, а дети- в ней зарегистрированы по месту пребывания. Супруг истицы – К.А.С. - является военнослужащим, который периодически меняет места военной службы и регистрацию по месту жительства по адресам войсковых частей, в связи с чем дети регистрируются также по адресу войсковой части, где супруг проходит службу. В настоящий момент супруг истицы и дети зарегистрированы по адресу подразделения войсковой части <Номер обезличен> (<Адрес обезличен>, <Адрес обезличен>), по данному адресу жилое помещение отсутствуют, регистрация производится по юридическому адресу войсковой части. Фактически истица с детьми проживает в г.Сортавала по указанному выше адресу, старший и средний сыновья получают образовательные услуги в образовательных учреждениях в г.Сортавала. Семья истицы признана многодетной в Республике Карелия, <Дата обезличена> ГКУ СЗ «Центр социальной работы г.Сортавала» выдано соответствующее удостоверение истице. К.А.Ю. ссылается на положение ст.20 ГК РФ, согласно которой местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Также указывает, что согласно ст.2 Закона РФ от 25.06.1993 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. В силу ст.3 данного закона граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ. В п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указано, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения исходя из положений ст.3 Закона РФ от 25.06.1993, а наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами. Также в определении Верховного Суда РФ от 24.02.2015 №47-КГ14-13 изложено, что понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных как в ст.20 ГК РФ, Законе РФ от 25.06.1993, так и в других нормативных актах. При этом место жительства гражданина может быть установлено судом на основании различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами, а также видом такой регистрации. По мнению административного истца, административный ответчик неправильно трактует действующее законодательство, в связи с чем К.А.Ю. просит признать незаконным отказ административного ответчика в постановке ее семьи на учет в качестве имеющей право на бесплатное получение в собственность в г.Сортавала Республики Карелия земельного участка для индивидуального жилищного строительства и обязать административного ответчика произвести постановку ее семьи на соответствующий учет.

В судебное заседание административный истец не явилась, извещена, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования поддерживает.

Заинтересованное лицо К.А.С. в судебное заседание не явился, извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, в представленном письменном отзыве полагает обоснованным доводы административного иска, их поддерживает.

Административным ответчиком представлены письменные возражения по иску. Указывает, что порядок реализации права многодетных семей на получение земельного участка согласно п.6 ст.39.5 Земельного кодекса РФ на территории Республики Карелия урегулирован Законом Республики Карелия от 06.03.2017 №2101-ЗРК "О некоторых вопросах предоставления отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия". В силу ч.1 ст.2 Закона бесплатное предоставление в собственность многодетным семьям земельных участков осуществляется, если на дату подачи заявления о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка многодетная семья соответствует критериям, установленным п.2 ч.3 ст.1 настоящего Закона, члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации, постоянно проживают на территории Республики Карелия. Согласно ст.2 Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регистрация гражданина РФ по месту жительства – это постановка гражданина РФ на регистрационный учет по месту жительства, т.е. фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина РФ и о его нахождении по месту жительства. Под местом жительства понимается, в т.ч., квартира. где гражданин постоянно или преимущественно проживает и в которой он зарегистрирован по месту жительства. Регистрационный учет по месту жительства в силу ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1 вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод. Из представленных К.А.Ю. документов следовало, что только она зарегистрирована по месту жительства по адресу: <Адрес обезличен>, а все ее дети по указанному адресу зарегистрированы как по месту пребывания, т.е. временно, а ее супруг – К.А.С. – с <Дата обезличена> зарегистрирован по адресу: <Адрес обезличен>. Никаких документов, подтверждающих постоянную регистрацию на территории Республики Карелия детей и супруга административного истца не было представлено. Тем самым, учитывая, что право на предоставление в собственность многодетным семьям земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия имеют многодетные семьи, зарегистрированные на территории указанного субъекта, был сделан вывод на основании представленных документов о том, что многодетная семья К.А.Ю. не соответствовала требованиям, установленным ч.1 ст.2 Закона и не было принято решение о постановке указанной семьи на учет в качестве многодетной семьи, имеющей право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Доказательств нарушения Министерством норм законодательства истцом в нарушение ст.62 КАС РФ суду не представлено. Полагают, что оспариваемое решение законно, оснований для его отмены не имеется, в связи с чем просят в иске отказать, дело рассмотреть в отсутствие своего представителя.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. Таким образом, для признания незаконными действия и бездействия административного ответчика, необходимо несоответствие их нормативному правовому акту и наличие нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца в совокупности.

Установлено, что К.А.Ю., состоящая в браке с К.А.С., являющаяся матерью несовершеннолетних П.И.И., <Дата обезличена> г.р., К.Д.А., <Дата обезличена> г.р., К.Д.А., <Дата обезличена> г.р., проживающая по адресу: <Адрес обезличен>, обратилась <Дата обезличена> через многофункциональный центр с заявлением о предоставлении без проведения торгов земельного участка в собственность в целях индивидуального жилищного строительства на основании п.6 ст.39 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ).

Письмом от <Дата обезличена> Министерство имущественных и земельных отношений уведомила К.А.Ю. о невозможности принятия решения о постановке ее семьи на учет в качестве многодетной семьи, имеющей право на бесплатное получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку дети заявителя не имеют постоянной регистрации на территории Республики Карелия.

Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 6 статьи 39.5 ЗК РФ).

Пунктом 2 статьи 39.19 ЗК РФ, предусмотрено, что порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

В Республике Карелия указанный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям урегулирован Законом Республики Карелия от 06.03.2017 № 2101-ЗРК "О некоторых вопросах предоставления отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия".

В силу п.2 ч.3 ст.1 Закона, многодетная семья - семья, имеющая в своем составе родителей (родителя) и (или) усыновителей (усыновителя), опекунов (опекуна), попечителей (попечителя) и трех и более детей: несовершеннолетних детей (в том числе усыновленных (удочеренных), находящихся под опекой или попечительством, пасынков и падчериц) и (или) совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет (в том числе усыновленных (удочеренных), пасынков и падчериц), обучающихся в общеобразовательных организациях по основной общеобразовательной программе или в иных образовательных организациях по очной форме обучения или проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Согласно п.3 ч.3 ст.1 Закона члены многодетной семьи - родитель, усыновитель, опекун, попечитель, их супруги, их несовершеннолетние дети (в том числе усыновленные (удочеренные), находящиеся под опекой или попечительством, пасынки и падчерицы), совершеннолетние дети в возрасте до 23 лет (в том числе усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы), обучающиеся в общеобразовательных организациях по основной общеобразовательной программе или в иных образовательных организациях по очной форме обучения или проходящие военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Часть 1 ст.2 Закона установлено, что бесплатное предоставление в собственность многодетным семьям земельных участков осуществляется, если на дату подачи заявления о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка многодетная семья соответствует критериям, установленным пунктом 2 части 3 статьи 1 настоящего Закона, члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации, постоянно проживают на территории Республики Карелия.

Частью 1 ст.4 Закона предусмотрено, что земельный участок предоставляется в собственность многодетным семьям на основании заявления о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка многодетной семье (далее - заявление), поданного одним из родителей, усыновителей, опекунов, попечителей или их супругов, являющимся членом многодетной семьи (далее - заявитель), в уполномоченный орган.

В ч.2 ст.4 Закона указан перечень документов, которые прилагаются к заявлению, в т.ч., документы, удостоверяющие личности членов многодетной семьи (паспорта, свидетельства о рождении детей); документы, подтверждающие состав многодетной семьи и проживание членов многодетной семьи на территории Республики Карелия (свидетельство о заключении брака (при наличии), для детей, не достигших 14-летнего возраста, свидетельство о регистрации по месту жительства или справка о регистрации по месту жительства). В случае если свидетельство о регистрации по месту жительства или справка о регистрации по месту жительства не представлены заявителем по собственной инициативе, уполномоченный орган, в который обратился заявитель, самостоятельно запрашивает в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях данные документы.

Буквальное толкование указанной в ч.2 ст.4 Законы нормы означает, что документом, подтверждающим проживание детей, не достигших 14-летнего возраста, на территории Республики Карелия является свидетельство о регистрации по месту жительства или справка о регистрации по месту жительства.

Как следует из материалов дела, К.А.Ю. к заявлению от <Дата обезличена> приложила свидетельства о регистрации по месту пребывания по адресу: <Адрес обезличен> своих детей: П.И.И. на срок с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, К.Д.А. на срок с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> и К.Д.А. на срок с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>. Данные лица по месту жительства зарегистрированы по адресу: <Адрес обезличен>, где также зарегистрирован по месту жительства супруг К.А.Ю.К.А.С.

Принимая во внимание, что ч.2 ст.4 Закона введено положение о том, что место проживания членов многодетной семьи подтверждается свидетельством о регистрации по месту жительства или справкой о регистрации по месту жительства, тем самым, местом жительства членов семьи признается место, где семья зарегистрирована органами регистрационного учета по месту жительства, Закон фактически признал наличие регистрации семьи по месту жительства на территории Республики Карелия в качестве обязательного условия реализации права на предоставление земельных участков многодетным семьям согласно данного Закона.

Судом установлено, что по месту жительства на территории Республики Карелия на момент обращения с заявлением <Дата обезличена> была зарегистрирована только административный истец, ее супруг и дети- за пределами Республики Карелия. Административным истцом к заявлению не были приложены предусмотренные Законом документы, а именно свидетельства о регистрации по месту жительства на территории Республики Карелия детей или справка о регистрации их на данной территории по месту жительства. Доказательств постоянного проживании супруга истица на территории Республики Карелия также не имеется.

При указанных обстоятельствах, судом отклоняются как не имеющие юридического значения, доводы истицы о фактическом месте жительства ее детей в г.Сортавала Республики Карелия и отсутствии необходимости иметь им регистрацию по месту жительства по адресу фактического проживания, а также доводы о том, что отсутствие регистрации не может ограничивать реализацию прав граждан.

Учитывая вышеизложенное в совокупности, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение от <Дата обезличена> вынесено Министерством в соответствии с положениями Закона, в целях его четкого соблюдения и исполнения, в пределах представленных полномочий и прав и свобод административного истца не нарушает. Тем самым, оснований для удовлетворения исковых требований К.А.Ю. не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать К.А.Ю. в удовлетворении заявленных требований.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Н.Е.Иванова

Мотивированное решение изготовлено <Дата обезличена>