ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1120/20 от 16.03.2020 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2а-1120/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

16 марта 2020 года

город Архангельск

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:

председательствующего судьи Саблиной Е.А.,

при секретаре Горулевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования «город Архангельск» к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору об оспаривании акта от 14.11.2019 проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов № 56-551-686/Амо,

установил:

администрация муниципального образования «город Архангельск» обратилась в суд с административным исковым заявлением к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее также – Управление) об оспаривании акта от 14.11.2019 проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов № 56-551-686/Амо.

С учетом уточнения заявленных требования просила признать незаконным акт проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов № 56-551-686/Амо от 14.11.2019, выданный Северо-Западным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а именно:

признать незаконным составление акта проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов № 56-551-686/Амо от 14.11.2019 и внесение в него замечаний № 1, 2 в Приложении № 2 к акту проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов № 56-551-686/Амо от 14.11.2019 «Перечень замечаний к выполнению требований по готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов муниципального образования «Город Архангельск».

Обязать Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору исключить (снять) замечания № 1,2, указанные в Приложении № 2 акта проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов № 56- 551-686/Амо от 14.11.2019 «Перечень замечаний к выполнению требований по готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов муниципального образования «Город Архангельск».

В обоснование заявленных требований указывает, что проверка проведена с грубым нарушением требований Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора». В частности были запрошены документы, которые не относятся к предмету проверки. Также указывает, что в оспариваемом акте в качестве замечания поименовано невыполнение ООО «ТЭПАК» в срок предписания № 56-5708-2785/ПР от 10.10.2019, а именно пусконаладочные работы в котельной по адресу: г. Архангельск, <адрес> проводятся без временного допуска на проведение пусконаладочных работ. Вместе с тем, поименованное предписание не содержит указание на такое нарушение. Указанное замечание содержит требования, которые невозможно исполнить. Так, 28.10.2019 ООО «ТЕПАК» направило в адрес административного ответчика заявление о проведении осмотра и выдаче разрешения на допуск к эксплуатации указанной котельной. По состоянию на 14.11.2019 заявление не было рассмотрено. Предоставление допуска на проведение пусконаладочных работ по состоянию на 14.11.2019 зависело исключительно от действий самого административного ответчика.

Также в качестве замечания поименовано невыполнение ООО «Спец-ТОН-Архангельск» ряда требований предписания № 56-5822-2771/ПР от 09.10.2019, влияющие на надёжное прохождение отопительного периода. Решением Соломбальского районного суда г. Архангельска от 28.10.2019 по делу № 2-1423/2019 установлен срок выполнения большей части из поименованных нарушений до 01.06.2020. Также экспертной организацией ООО «Дельта-Экспертиза» подтверждено, что участок трубопровода, проходящий по чердакам зданий <адрес> в г. Архангельска находится в удовлетворительном состоянии и может обеспечить теплоснабжение потребителей в отопительном периоде 2019-2020 годов. В связи с чем, в отношении ООО «Спец-ТОН-Архангельск» выдан акт готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов, что относится к исключительной компетенции муниципального образования. Орган местного самоуправления не имеет возможности требовать от теплоснабжающих организаций принудительного исполнения предписания, выданных административным ответчиком. При проверке, проведенной административным ответчиком, были представлены все документы, поименованные в Правилах, утверждённых Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 и Методических рекомендациях, утвержденных приказом Ростехнадзора от 17.07.2013 № 314. Документы, подтверждающие устранение поименованных выше предписаний к предмету проверки не относятся и не могут служить основанием для вывода о неготовности муниципального образования к отопительному сезону. Оспариваемый акт возлагает на администрацию муниципального образования «город Архангельск» обязанность по устранению замечаний, указанных в приложении № 2 к акту. Устранение поименованных в акте и приложении замечаний не входит в компетенцию администрации муниципального образования.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Неверова А.С. заявленные требования и доводы в их обоснование поддержала в полном объёме. Дополнительно указала, что ООО «Спец-ТОН-Архангельск» в 2020 году не является теплосетевой организацией в связи с чем предписание № 56-5822-2771/ПР от 09.10.2019 фактически является неисполнимым.

Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, извещенное о месте и времени проведения судебного заседания, представителя не направило. Балдина Я.С., Мылюева Е.Ю. представили возражения, в которых с заявленными требованиями не согласились.

Ишмуков И.Н. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился.

ООО «Спец-ТОН-Архангельск», ООО «ТЭПАК», извещенные о месте и времени проведения судебного заседания представителей не направили.

Определением суда дело рассмотрено при данной явке.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ организация может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, должностного лица если полагает, что нарушены или оспорены её права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу указания ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

соблюдены ли сроки обращения в суд;

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее также – Федеральный закон № 190-ФЗ).

В силу указания ст. 20 Федерального закона № 190-ФЗ проверке готовности к отопительному периоду подлежа среди прочего: муниципальные образования; теплоснабжающие организации и теплосетевые организации.

Проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора. Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляются органами местного самоуправления, а в ценовых зонах теплоснабжения органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией.

Проверка готовности к отопительному периоду осуществляется органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей.

Проверка готовности к отопительному периоду муниципальных образований осуществляется, в частности, в целях определения наличия плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций, системы мониторинга состояния системы теплоснабжения, механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения.

Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны:

1) обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб;

2) организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей;

3) осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии;

4) обеспечивать качество теплоносителей;

5) организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии;

6) обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей;

7) обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения;

8) обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

Правила оценки готовности к отопительному периоду утверждены приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 (далее также – Правила № 103).

Согласно п. 2 Правил № 103 проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - уполномоченные органы).

Проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - комиссия).

Работа комиссии осуществляется в соответствии с программой проведения проверки готовности к отопительному периоду (далее - программа), утверждаемой руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа, в которой указываются:

объекты, подлежащие проверке;

сроки проведения проверки;

документы, проверяемые в ходе проведения проверки.

В состав комиссии включаются представители уполномоченного органа, образовавшего комиссию (п. 5 Правил № 103).

При проверке комиссиями проверяется выполнение требований, установленных главами III - V настоящих Правил (далее - требования по готовности). Проверка выполнения теплосетевыми и теплоснабжающими организациями требований, установленных настоящими Правилами, осуществляется комиссиями на предмет соблюдения соответствующих обязательных требований, установленных техническими регламентами и иными нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения. В случае отсутствия обязательных требований технических регламентов или иных нормативных правовых актов в сфере теплоснабжения в отношении требований, установленных настоящими Правилами, комиссии осуществляют проверку соблюдения локальных актов организаций, подлежащих проверке, регулирующих порядок подготовки к отопительному периоду.

В целях проведения проверки комиссии рассматривают документы, подтверждающие выполнение требований по готовности, а при необходимости - проводят осмотр объектов проверки (п. 6 Правил № 103).

Результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду (далее - акт), который составляется не позднее одного дня с даты завершения проверки, по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящим Правилам.

В акте содержатся следующие выводы комиссии по итогам проверки:

объект проверки готов к отопительному периоду;

объект проверки будет готов к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией;

объект проверки не готов к отопительному периоду (п. 7 Правил № 103).

При наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень замечаний (далее - Перечень) с указанием сроков их устранения (п. 8 Правил № 103).

Паспорт готовности к отопительному периоду (далее - паспорт) составляется по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к настоящим Правилам и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, установленный Перечнем (п. 9 Правил № 103).

Сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября - для муниципальных образований (п. 10 Правил № 103).

В случае устранения указанных в Перечне замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности в сроки, установленные в пункте 10 настоящих Правил, комиссией проводится повторная проверка, по результатам которой составляется новый акт (п. 11 Правил № 103).

Организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной пунктом 10 настоящих Правил, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период (п. 12 Правил № 103).

Методические рекомендации по проверке готовности муниципальных образований к отопительному периоду утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17.07.2013 № 314 (далее также – Методические рекомендации).

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является органом федерального государственного энергетического надзора (Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401).

Положение о Северо-Западном управлении Федеральной службу по экологическому, технологическому и атомному надзору утверждено приказом от 14.11.2018 № 559 (далее также – Положение).

В силу указания п. 1 Положения Управление является территориальным органом Ростехнадзора межрегионального уровня и осуществляет его функции в установленной сфере деятельности, в том числе на территории Архангельской области.

Программа по проверке готовности муниципальных образований к отопительному периоду 2019-20202 утверждена заместителем руководителя Управления 16.09.2019.

Из материалов дела усматривается, что 01.10.2019 заместителем руководителя Управления вынесено распоряжение № 56-259/Рмо о проведении проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 в отношении администрации муниципального образования «город Архангельск».

25.10.2019 составлен акт проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов № 56-259-353/Амо, в котором установлена неготовность к работе в отопительном периоде 2019-2020.

Комиссия пришла к выводу о том, что муниципальное образование «город Архангельск» будет готово к отопительному периоду при условии устранения в срок до 05.11.2019 замечаний согласно приложению № 2 к акту. В п. 7 Приложения № 2 к акту в частности приведен перечень неисполненных пунктов предписания, выданного в адрес ООО «Спец-ТОН-Архангельск» от 09.10.2019 № 56-5822-2771/ПР, в п. 8 поименованы ряд неисполненных ООО «ТЭПАК» пунктов предписания от 10.10.2019 № 56-5708-2785/ПР, в том числе проведение пусконаладочных работ на котельной по адресу: г. Архангельск, <адрес> (на биотопливе) без временного допуска на проведение пусконаладочных работ.

01.11.2019 вынесено распоряжение № 56-551/Рмо о проведении проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 в отношении администрации муниципального образования «город Архангельск».

В состав комиссии включены Ишмуков И.Н. заместитель начальника отдела по государственному энергетическом надзору по Архангельской области, Балдина Я.С., главный государственный инспектор отдела по государственному энергетическому надзору по Архангельской области, Мылюева Е.Ю. главный государственный инспектор отдела по государственному энергетическому надзору по Архангельской области.

Целью проведения проверки определено: оценка готовности муниципального образования «город Архангельск» к отопительному периоду в соответствии с «Планом проверок Северо-западным управлением Ростехнадзора готовности муниципальных образований к отопительному периоду 2019-2020 годов» утверждённым Приказом Управления № 386-од от 27.08.2019.

Задачами проверки определено: осуществление контроля за принятыми муниципальным образованием мерами по выполнению требований по готовности к отопительному периоду (обязательных требований).

Срок проведения проверки определен 5 рабочих дней с 08.11.2019.

14.11.2019 составлен акт проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 № 56-551-686/Амо.

По итогам проверки комиссия пришла к выводу о том, что муниципальное образование «город Архангельск» не готово к отопительному периоду 2019-2020.

В приложении № 2 к акту проверки от 14.11.2019 № 56-551-686/Амо приведён перечень замечаний к выполнению требований по готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов администрации муниципального образования «город Архангельск». В частности в п. 1 приложения № 2 указано, что ООО «Спец-ТОН-Архангельск» не выполнило в установленный срок ряд пунктов предписания от 09.10.2019 № 56-5822-2771/ПР, влияющих на надежное прохождение отопительного периода, а именно:

ООО «Спец-ТОН-Архангельск» не выполнены в установленный срок пункты предписания, выданного Северо-Западным управлением Ростехнадзора № 56-5822- 2771/ПР от 09.10.2019, влияющие на надежное прохождение отопительного периода:

- По чердакам зданий Школы (<адрес>) и ГБУЗ АО Бюро судмедэкспертизы (<адрес>) проложен транзитный трубопровод тепловой сети, что не соответствует действующему законодательству.

-Опора трубопроводов тепловых сетей между зданий Школы (<адрес>) и ГБУЗ АО Бюро судмедэкспертизы (<адрес>) имеет недопустимый наклон.

-Отсутствует тепловая изоляция на трубопроводах в районе жилого дома <адрес> и дома <адрес>.

-Отсутствует тепловая изоляция, разрушены строительные конструкции лотков теплотрассы в районе многоквартирного жилого дома <адрес>.

-Отсутствует тепловая изоляция, разрушены строительные конструкции лотков теплотрассы вдоль многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: от ДТП по <адрес> до жилых домов по <адрес>.

-Затоплены и отсутствует изоляция наружных тепловых сетей, расположенных в районе жилых домов, общежитий СХТ и магазина «Пятерочка» по адресам: г. Архангельск, <адрес> и <адрес>.

-Отсутствует тепловая изоляция трубопроводов тепловых сетей вдоль жилого дома <адрес>.

-Не поддерживаются в исправном состоянии строительные конструкции тепловых сетей, а именно: деревянные опоры тепловой сети в районе жилых домов по адресу: г. Архангельск, <адрес> повреждены.

-Не проведено техническое освидетельствование специализированной организацией строительных конструкций здания ЦТП по адресу: г. Архангельск, <адрес>.

В п. 2 приложения № 2 указано, что ООО «ТЭПАК» не выполнены в установленный срок пункт предписания, выданного Северо-Западным управлением Ростехнадзора № 56-5708-2785/ПР от 10.10.2019, влияющий на надежное прохождение отопительного периода: Котельная по адресу: г.Архангельск, <адрес> (на биотопливе): пусконаладочные работы на котельной проводятся без временного допуска на проведению пусконаладочных работ.

Заявляя требования о признании незаконным составления акта проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов № 56-551-686/Амо от 14.11.2019 и внесение в него замечаний № 1, 2 в Приложении № 2 к акту проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов № 56-551-686/Амо от 14.11.2019г. «Перечень замечаний к выполнению требований по готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов муниципального образования «Город Архангельск», административный истец фактически оспаривает сам акт проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов № 56-551-686/Амо от 14.11.2019 как решение, что в судебном заседании подтвердил представитель административного истца.

Оценивая доводы административного истца о грубом нарушении требований Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора» (далее также – Федеральный закон № 249-ФЗ), в частности положений п.п. 1, 1.1 и 1.2, п. 3 (в части требования документов, не относящихся к предмету проверки) ст. 15, что является основанием для признания недействительными результатов проверки (ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ), суд учитывает следующее.

В силу указания ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 249-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Настоящим Федеральным законом устанавливается среди прочего порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля).

Порядок осуществления контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления установлен ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В частности в п. 2 ст. 77 Федерального закона № 131-ФЗ указано, что государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного контроля (надзора), осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения, осуществлении полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий и реализации прав, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также за соответствием муниципальных правовых актов требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований.

Согласно ч. 4 ст. 77 Федерального закона № 131-ФЗ положения настоящей статьи не применяются в случаях, если федеральными законами установлен иной порядок организации и проведения контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления, а также к мероприятиям по контролю (надзору), проводимым должностными лицами органов федеральной службы безопасности.

Суд учитывает, на основании распоряжения от 01.11.2019 № 56-551/Рмо проводилась проверка готовности к отопительному периоду муниципального образования «город Архангельск» как публично-правового образования.

Порядок проведения проверок готовности муниципального образования к отопительному периоду урегулирован ст. 20 Федерального закона № 190-ФЗ и Правилами № 103, в связи с чем положения Федерального закона № 294-ФЗ применению в данном случае не подлежат.

В силу указания п. 1 Методических рекомендаций планы проверок не подлежат согласованию с органами прокуратуры, если иное не предусмотрено законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Кроме того, суд учитывает, что в распоряжении от 01.11.2019 № 56-551/Рмо администрации муниципального образования «город Архангельск» предложено представить документы, подтверждающие устранение замечаний, указанных в Приложении № 2 к Акту проверки от 25.10.2019 № 56-259-353/Амо. Указанные документы напрямую относятся к предмету проверки, с учетом положений п. 11 Правил № 103. Иные документы не запрашивались.

Суд принимает во внимание, что поименованные в актах от 25.10.2019 № 56-259-353/Амо, от 14.11.2019 № 56-551-686/Амо предписания в адрес ООО «ТЭПАК» и «Спец-ТОН-Архангельск» выданы непосредственно управлением и по состоянию на 14.11.2019 административный ответчик, как контролирующий орган обладал информацией об их выполнении (не выполнении), в связи с чем необходимость истребования указанной информации у административного истца отсутствовала.

Административный истец полагает, что при оценке готовности муниципального образования к отопительному сезону Управление обязано было безоговорочно принять акты проверки готовности к отопительному периоду 2019/2020, выданные муниципальным образованием 31.10.2019 ООО «ТЭПАК» и 13.11.2019 ООО «Спец-Тон-Архангельск». Если Управление полагало, что указанные акты были выданы без законных оснований, то вправе было обжаловать их в установленном законом порядке.

Доводы административного истца в указанной части суд находит несостоятельными.

Так, в силу указания пп. 18 Правил № 103 в целях оценки готовности муниципальных образований к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены: наличие плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций; наличие системы мониторинга состояния системы теплоснабжения; наличие механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения; выполнение требований настоящих Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии.

А в силу указания п.п. 3, 13 п. 13 Правил № 103 в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций среди прочего: соблюдение критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами; отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, выданных уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) органами государственной власти и уполномоченными на осуществление муниципального контроля органами местного самоуправления.

В силу указания п. 10 Методических рекомендаций при проверке комиссиями проверяется выполнение требований, указанных в разделах III - V Правил № 103.

Полнота и качество документов, представленных муниципальным образованием для рассмотрения комиссии, организация эксплуатации и состояние объектов проверки должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов и нормативных документов в области теплоэнергетики (п. 17 Методических рекомендаций).

В силу указания п. 23 Методических рекомендаций при оценке готовности муниципальных образований к отопительному периоду проверяются в том числе вопросы выполнения требований Правил № 103, по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии (разделы VII и VIII настоящих Методических рекомендаций), в том числе наличие актов проверки готовности к прохождению отопительного периода и паспортов готовности всех теплосетевых организаций к работе в отопительный период.

При этом при оценке готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду в отношении данных организаций проверяются в том числе отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний Ростехнадзора, влияющих на надежность работы в отопительный период (п. 25.13 Методических рекомендаций).

Акты проверки готовности к отопительному периоду 2019/2020, выданные муниципальным образованием 31.10.2019 ООО «ТЭПАК» и 13.11.2019 ООО «Спец-Тон-Архангельск», сами по себе не свидетельствуют об отсутствии не выполненных в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период

Являясь контролирующим органом, Управление в силу прямого указания. п. 3, 13 п. 13, п. пп. 18 Правил № 103 при проведении проверки готовности муниципального образования к отопительному сезону обязано был проверить отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, установив их наличие, не вправе было выдать акт о готовности объекта проверки к отопительному периоду.

Оценивая доводы административного истца о незаконности замечания № 2 в приложение № 2 к оспариваемому акту, суд учитывает следующее.

Действительно, в п. 2 приложения№ 2 к акту от 14.11.2019 № 56-551-686/Амо имеется ссылка на неисполнение ООО «ТЭПАК» в установленный срок пункт предписания, выданного Северо-Западным управлением Ростехнадзора № 56-5708-2785/ПР от 10.10.2019, влияющего на надежное прохождение отопительного периода: Котельная по адресу: г.Архангельск, <адрес> (на биотопливе): пусконаладочные работы на котельной проводятся без временного допуска на проведению пусконаладочных работ.

Представленное в материалы дела предписание от 10.10.2019 № 56-5708-2785/ПР указанное нарушение не содержит.

Поименованное требование об устранении нарушений содержится в п. 19 Предписания от 04.10.2019 № 56-5050-2745/ПР, выданного Управлением в адрес ООО «ТЭПАК».

Таким образом, в акте проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов от 25.10.2019 № 56-259-353/Амо имеется ссылка на предписание от 04.10.2019 № 56-5050-2745/ПР, в приложении № 2 к акту от 14.11.2019 № 56-551-686/Амо (замечание № 2) содержится дословное воспроизведение текста предписания от 04.10.2019 № 56-5050-2745/ПР. Оба предписания выданы в адрес одного юридического лица. Указанные обстоятельства в совокупности позволяют с достоверность установить, какое именно предписание, выданное в адрес ООО «ТЭПАК» не исполнено.

На основании изложенного, неправильное указание даты и номера предписания (10.10.2019 № 56-5708-2785/ПР вместо 04.10.2019 № 56-5050-2745/ПР) в приложении № 2 к акту от 14.11.2019 № 56-551-686/Амо суд расценивает как техническую ошибку. Допущенная описка не влияет на законность указания факта неисполнения указанного требования в качестве замечания к выполнению требований по готовности в отопительному периоду 2019-2020 годов администрацией муниципального образования «город Архангельск».

Доводы административного истца о том, что 28.10.2019 ООО «ТЕПАК» направило в адрес административного ответчика заявление о проведении осмотра и выдаче разрешения на допуск к эксплуатации указанной котельной, по состоянию на 14.11.2019 указанное заявление не было рассмотрено, предоставление допуска на проведение пусконаладочных работ по состоянию на 14.11.2019 зависело исключительно от действий самого административного ответчика, суд также не принимает.

Действительно 28.10.2019 в адрес Управления поступило два заявления ООО «ТЭПАК» о проведении осмотра и выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию электроустановки и тепловых энергоустановок «Котельной на биотопливе мощностью 12 МВт в <адрес> г. Архангельска» (вх. № А/114063 от 28.10.2019, № А/114064 от 28.10.2019 соответственно). По результатам рассмотрения предоставленных документов и осмотра указанной котельной Управлением составлены два акта осмотра (электроустановки и тепловых энергоустановок котельной соответственно) № 56-100/АН от 26.11.2019 и № 56-101/АН от 26.11.2019.

Разрешения на допуск в эксплуатацию электроустановки и тепловых энергоустановок котельной Управлением не выданы по причине того, что монтаж основного и вспомогательного оборудования котельной не был завершен, а в ходе осмотра были выявлены нарушения и несоответствия проектной документации.

Таким образом, сам по себе факт обращения 28.11.2019 ООО «ТЭПАК» с соответствующими заявлениями не свидетельствует о фактическом исполнении предписания от 04.10.2019 № 56-5050-2745/ПР по состоянию на 14.11.2019. Доказательства наличия оснований по состоянию на 14.11.2019 для предоставления ООО «ТЭПАК» допуска на проведение пусконаладочных работ суду не представлены. По изложенным основаниям, включение указанного замечания в приложение № 2 к оспариваемому акту является обоснованным.

Оценивая доводы административного истца о незаконности замечания № 1 в приложении № 2 к оспариваемому акту, суд учитывает следующее.

Решением Соломбальского районного суда г. Архангельска от 28.10.2019 по делу № 2-1423/2019 частично удовлетворен иск заместителя прокурора города Архангельска, выступающего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Специализированное транспортное обслуживание населения-Архангельск» об возложении обязанности устранить, выявленные в ходе проверки нарушения.

На ООО «Специализированное транспортное обслуживание населения — Архангельск» возложена обязанность в срок до 01.06.2020 устранить выявленные в ходе проверки нарушения Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; Федерального закона от 27.07.2010 № 190-Ф3 «О теплоснабжении»; Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, утвержденным приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116; Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России 24.03.2003 № 115; Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ, утверждённых Приказом Минэнерго России 19.06.2003 № 229; Порядка подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическом) и атомному надзору, утвержденному Приказом Ростехнадзора № 37 от 29.01.2007; Приказа Ростехнадзора от 06.04.2012 № 233 «Об утверждении областей аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», а именно:

организовать аттестацию управленческого персонала и специалистов организации на предмет знания правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок;

организовать медицинское освидетельствование персонала, обсуживающего тепловые энергоустановки;

разработать проектную документацию на тепловые сети, оборудование центрального теплового пункта;

провести техническое освидетельствование специализированной организацией строительных конструкций здания ЦТП по адресу: г. Архангельск, <адрес>;

провести техническое диагностирование тепловых сетей, отработавших расчетный срок службы;

привести транзитный трубопровод тепловой сети, проходящий по чердакам здания школы (<адрес>) и ГБУЗ АО Бюро судмедэкспертизы (<адрес>), а также опору трубопроводов тепловых сетей между указанными зданиями в соответствии с требования действующих норм и правил;

восстановить тепловую изоляцию на трубопроводах: в районе жилого дома по <адрес> дома по <адрес>; в районе многоквартирного жилого дома <адрес>; вдоль многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам; от ЦТП по <адрес> до жилых домов по <адрес>, проходящих через дома <адрес>; районе жилых домов, общежитий СХТ и магазина «Пятерочка» по адресам: г. Архангельск, <адрес> и <адрес>; вдоль жилого дома <адрес>;

восстановить строительные конструкции лотков теплотрассы вдоль многоквартирного жилого дома <адрес>, а также вдоль многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: от ЦТП по <адрес> до жилых домов по <адрес>, проходящих через <адрес><адрес>, <адрес>;

восстановить частично разрушенные строительные конструкции опор трубопроводов тепловых сетей в районе жилых домов по адресу: г. Архангельск, <адрес>.

В удовлетворении требований в части понуждения ООО «Специализированное транспортное обслуживание населения- Архангельск» организовать коммерческий учет приобретаемой и реализуемой тепловой энергии, и теплоносителя на границе с теплоснабжающей организацией - ПАО «ТГК-2»; восстановить тепловую изоляцию на трубопроводе, проходящем через <адрес> в г.Архангельске отказано.

Решение суда вступило в законную силу 06.12.2019.

В силу указания ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Вместе с тем, указанное решение суда, определяя срок исполнения ООО «Спец-ТОН-Архангельск» возложенных на него обязанностей, не изменяет срок исполнения предписания от 09.10.2019 № 56-5822-2771/ПР. Указанное предписание в установленном законом порядке не оспаривалось и незаконным, в том числе в части срока устранения выявленных нарушений, не признавалось.

Вынесение указанного решения суда, вступившего в законную силу, не свидетельствует об отсутствии по состоянию 14.11.2019 не выполненных ООО «Спец-ТОН-Архангельск» в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, выданных уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) органами государственной власти и уполномоченными на осуществление муниципального контроля органами местного самоуправления, в частности предписания от 09.10.2019 № 56-5822-2771/ПР. Доводы административного истца в указанной части суд находит несостоятельными.

Также в материалы дела представлен технический отчет от 12.11.2019 № 52-2019 по технической диагностике трубопровода теплосети по адресу: г. Архангельск, участок трубопровода от ТК-3УТ1-25/5 до ТК-3УТ1-25/11 L=315, Ду 219мм, эксплуатирующая организация ООО «Спец-ТОН-Архангельск». Отчет выполнен ООО «Дельта-экспертиза».

Согласно данному документу при расчетном давлении для всех проконтролированных участков трубопровода условие прочности выполняется. В соответствии с требованиями п. 6.5 СО 153-34.17.464-2003 и на основании положительных результатов технического диагностирования и расчетов на прочность трубопровод может быть допущен к дальнейшей эксплуатации при расчетных параметрах при строгом соблюдении технологического режима в соответствии с ФНП и действующих инструкций. По результатам расчета с учетом параметров эксплуатации остаточный ресурс трубопровода принимается до 01.08.2020. Поименованный отчет поступил в Управление 14.11.2019 (вх № 08-А/120931).

По мнению административного истца, наличие данного отчета подтверждает, что нарушения, указанные в замечании 1 приложения № 2 к акту от 14.11.2019 № 56-551-686/Амо (по чердакам зданий Школы (<адрес>) и ГБУЗ АО Бюро судмедэкспертизы (<адрес>) проложен транзитный трубопровод тепловой сети, что не соответствует действующему законодательству; опора трубопроводов тепловых сетей между зданий Школы (<адрес>) и ГБУЗ АО Бюро судмедэкспертизы (<адрес>) имеет недопустимый наклон) не влияют на надежность работы в отопительный период 2019-2020, в связи с чем их включение в акт является незаконным.

Оценивая доводы административного истца в указанной части, суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 6.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (Утверждены Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115) способ прокладки новых тепловых сетей, строительные конструкции, тепловая изоляция должны соответствовать требованиям строительных ном и правил, других нормативно-технических документов.

Согласно п. 9.4. СНиП 41-02-2003 установлено, что пересечение транзитными тепловыми сетями зданий и сооружений детских дошкольных, школьных и лечебно-профилактических учреждений не допускается. Прокладка транзитных тепловых сетей по территории указанных учреждений допускается только подземная в монолитных железобетонных каналах с гидроизоляцией. При этом устройство вентиляционных шахт, люков и выходов наружу из каналов пределах территории учреждений не допускается, запорная арматура на транзитных трубопроводах должна устанавливаться за пределами территории.

Таким образом, несмотря на то, что транзитный трубопровод в указанных зданиях введен в эксплуатацию ранее установленных норм и правил, субъекты обязаны подчиняться действующим и актуальным требованиям. Следует принять во внимание, что школа является социально значимым объектом, в связи с чем требования предписания направлены на пресечение угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц, исключению возможных рисков протечек, и как следствие обрушений. Устранение выявленных нарушений в данной части обусловлено уровнем современных рисков возникновения аварии, а потому здания подлежат приведению в соответствие с современными требованиями.

Таким образом, сам по себе технический отчет от 12.11.2019 № 52-2019 не свидетельствует о том, что поименованные нарушения не влияют на надежность работы в отопительный период 2019-2020 годов.

Кроме того, технический отчет от 12.11.2019 № 52-2019 не содержит выводов о надежности работы трубопровода при наличии недопустимого наклона опоры трубопроводов тепловых сетей между зданий Школы (<адрес>) и ГБУЗ АО Бюро судмедэкспертизы (<адрес>).

В любом случае, указанные обстоятельства, при наличии других неисполненных пунктов предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, в целом на законность оспариваемого акта, не влияют.

Тот факт, что ООО «Спец-ТОН-Архангельск» в 2020 году не является теплосетевой организацией, не свидетельствует о незаконности оспариваемого акта, составленного 14.11.2019.

Кроме того, суд учитывает, что в силу указания п. 12 Правил № 103 организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной пунктом 10 настоящих Правил, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка.

Вместе с тем, акт проверки готовности к отопительному периоду оформляет результаты проверки, т.е. фиксирует фактически установленные комиссией обстоятельства и замечания к выполнению требований по готовности к отопительному сезону. Оспариваемый акт не содержит властно-распорядительных (обязательных к исполнению) предписаний, влекущих для администрации муниципального образования «город Архангельск» юридические последствия, не устанавливает, не изменяет и не отменяет никакие права и обязанности, не определяет меру ответственности. Обязанность продолжить подготовку в отопительному периоду возникает для административного истца не из факта составления акта, а из фактической неготовности муниципального образования в отопительному периоду.

Таким образом, оспариваемы акт составлен уполномоченным лицом с соблюдением требований действующего законодательства, права и законные интересы административного истца не нарушает. В связи с чем, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

Все иные доводы лиц, участвующих в деле, правового значения не имеют и судом не принимаются.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 258 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление администрации муниципального образования «город Архангельск» к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору об оспаривании акта от 14.11.2019 проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов № 56-551-686/Амо – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено 26 марта 2020 года.

Председательствующий Е.А. Саблина