№ 2а-1121 /2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Новокузнецкий районный суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Шарониной А.А.
при секретаре Булавиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке гражданское дело по административному иску Кузнецова Николая Витальевича к КУМИ администрации Новокузнецкого муниципального округа о признании незаконным отказа и обязании заключить договор купли-продажи
У С Т А Н О В И Л:
Кузнецов Н.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Новокузнецкого муниципального округа о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка площадью 35 937 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ№; обязании ответчика осуществить подготовку договора купли-продажи в отношении спорного участка и направить проект договора истцу для подписания.
Требования мотивированы тем, земельный участок с кадастровым номером №, площадью 35937 кв.м., местоположение: <адрес>, был предоставлен истцу на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, которые неоднократно был пролонгирован, и сегодняшний день является действующим, что подтверждается Дополнительным соглашением № к договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного ДД.ММ.ГГГГ на новый срок до ДД.ММ.ГГГГ. Истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении спорного участка в собственность без проведения торгов. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ№ ответчиком в предоставлении участка было отказано. В качестве основания указано, что согласно ст.4 ФЗ от 07.07.2003г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находится одновременно на праве собственности и ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта РФ, но не более чем в пять раз. Законом Кемеровской области от 08.04.2004г. № 20-ОЗ «О максимальном размере общей площади земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства» установлен максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находится одновременно на праве собственности и ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на территории Кемеровской области-Кузбасса-2,5 га. При этом, согласно сведений ЕГРН, площадь испрашиваемого земельного участка 35 937 кв.м. (3,59 га.), что превышает вышеуказанные максимальные значения, установленные нормами действующего законодательства. Ответчик в отказе сослался на п.1 ст. 39.16 ЗК РФ. Истец полагает, что земельного участка, который бы регулировался положением ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», которым установлено ограничение в площади участка (2,5 га максимум), и на что ответчик ссылается в своем отказе, в его владении нет. Следовательно довод ответчика об ограничении площади участка, на правоотношения с истцом распространяться не могут, поскольку должны регулироваться ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Поскольку спорный участок находится у него в аренде более 3-х лет, Кузнецов имеет право на получение участка в собственность без проведения торгов.
Истец Кузнецов Н.В. и его представитель ФИО3 в судебное заседание истец не явились, о времени и месте судебного заседания судом извещены надлежащем образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Предоставили письменные пояснения.
Представитель ответчика – администрации Новокузнецкого муниципального района ФИО4 в судебное заседание не явилась, о дате и времени уведомлена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Направила отзыв, в котором просила суд отказать в удовлетворении требований.
Представитель 3-го лица Сосновского территориального управления в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, суд находит административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению на основании следующего.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (части 1 и 2 статьи 46).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что на основании распоряжения Администрации Новокузнецкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, в соответствии со ст.29, 34 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001г. № 136-ФЗ, со ст. 10 ФЗ от 24.07.2002г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», на основании единственной поданной заявки от Кузнецова Н.В., истцу был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером №, площадью 35937 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Новокузнецкого муниципального района (арендодатель) на основании договора № Кузнецову Н.В. (арендатору) и на основании распоряжения администрации Новокузнецкого муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, площадью 35 937 кв.м., с разрешенным использованием- для сельскохозяйственного использование, фактическое использование- под пастбище, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель- сельскохозяйственного назначения.
Срок действия договора- по ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 7.3.6 договора предусмотрено, что по истечении срока действия договора аренды, если ни одна из сторон не заявила о его расторжении, договор считает возобновленным на неопределенный срок.
В соответствии с дополнительными соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ срок действия договора аренды продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Акта Сосновского территориального управления Администрации Новокузнецкого муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ. №, был проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером №, данный участок используется согласно виду разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, на территории участка располагаются посадки растений для корма крупнорогатого скота, скошенная трава и стоги сена, что подтверждается приобщенным к Акту фотоматериалом.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ. №, Кузнецов Н.В., зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, с видом деятельности: выращивание прочих плодовых и ягодных культур, разведение молочного и крупного рогатого скота и другие.
Кузнецов Н.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о предоставлении находящегося у него в аренде земельного участка в собственность, без торгов.
Из ответа КУМИ администрации Новокузнецкого муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ№ усматривается, что Кузнецову Н.В. отказано, в соответствии с п.1 ст.39.16 ЗК РФ, в предоставлении ему испрашиваемого участка без проведения торгов в виду того, что размер участка (35 937 кв.м. или 3,59 га) превышает установленный на территории Кемеровской области-Кузбасса предельный размер земельного участка, а именно 2,5 га, который может быть предоставлен гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
При разрешении требований истца, суд учитывает следующее.
Согласно ст.4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.
Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такое правовое регулирование, обеспечивающее реализацию задач по правильному и своевременному рассмотрению и разрешению административных дел (пункт 3 статьи 3 названного выше кодекса), не позволяет принимать произвольные и немотивированные судебные акты без учета всех доводов, приведенных сторонами судебного разбирательства.
Достижение указанной задачи невозможно без соблюдения принципа состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 указанного кодекса). Данный принцип выражается, в том числе, в принятии судом предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения административного дела (часть 2 статьи 14, часть 1 статьи 63, части 8 и 12 статьи 226 названного кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из указанного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать данному кодексу.
Согласно пункту 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется настоящим Кодексом и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения является одним из элементов и составной частью оборота земель сельскохозяйственного назначения и регулируется также Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (Закон N 101-ФЗ).
В силу пункту 2 статьи 1 Закона N 101-ФЗ правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом, Гражданским кодексом, данным Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации (абзац 1 пункта 4 статьи 1 Закона N 101-ФЗ).
Принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается (пункт 5 статьи 1 Закона N 101-ФЗ).
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V.1 ЗК РФ, в соответствии с положениями которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (статья 39.2), в том числе на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (подпункт 2 пункта 1 статьи 39.1).
В силу пункта 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В пункте 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрена продажа без торгов, в частности, земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (подпункт 8);
земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (подпункт 9).
Из содержания пункта 1 статьи 78 ЗК РФ следует, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства крестьянскими фермерские хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, животноводство, садоводство или огородничество для собственных нужд. Таким образом, право на приватизацию без торгов земельных участков сельскохозяйственного назначения имеют как крестьянско-фермерские хозяйства, так и граждане, имеющие на праве аренды земельные участки под условием, определенным в подпункте 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
Пунктом 2 статьи 4 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района, муниципального округа или городского округа и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, устанавливается законом субъекта Российской Федерации равным не менее чем 10 процентам общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков.
Согласно п.3 ст. 2 Закона Кемеровской области от 18.12.2003г № 65-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кемеровской области-Кузбассе» максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального округа, муниципального района Кемеровской области и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, составляет 50 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков.
Статья 10 Закона 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в редакции от 29.12.2010г. №15, действовавшей на момент заключения договора аренды) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи, а именно: земельный участок, переданный в аренду гражданину или юридическому лицу, может быть приобретен в собственность арендатором по его рыночной стоимости по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования такого земельного участка.
Решение о предоставлении земельного участка в собственность должно быть принято в двухнедельный срок со дня подачи заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Частями 1 и 4 ст.10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (действовавшего на момент рассмотрения настоящего гражданского дела) предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 5 ст.14 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" предусмотрено, что максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз.
Законом Кемеровской области от 08.04.2004 №20-ОЗ «О максимальном размере общей площади земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства» установлен максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находится одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство на территории Кемеровской области-Кузбасса- 2,5 га.
Как установлено судом выше, спорный участок был предоставлен Кузнецову на основании распоряжения от 23.01.2012, принятого в соответствии с ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» для фактического его использование- под пастбище, Кузнецовым, как индивидуальным предпринимателем, основным видом деятельности является выращивание прочих плодовых и ягодных культур, разведение крупнорогатого скота, в связи чем суд приходит к выводу о том, что на истца не распространяются положения п.5 ст.4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве», а также положения Закона Кемеровской области от 08.04.2004 №20-ОЗ «О максимальном размере общей площади земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства». Также и в договоре аренды от ДД.ММ.ГГГГ указано, что фактическое использование предоставленного Кузнецову земельного участка- под пастбище.
То обстоятельство, что договор аренды заключен с Кузнецовым, как с физическим лицом, не является обстоятельством, однозначно свидетельствующим о необходимости применения к спорным правоотношениям Закона о личном подсобном хозяйстве.
Каких-либо нарушений законодательства Российской Федерации со стороны Кузнецкова при использовании спорного земельного участка, суду не представлено и не установлено при рассмотрении настоящего дела.
Исследуя возражения ответчика о максимально возможном размере предоставления гражданам земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, а именно не более 2,5 га, суд учитывает следующее.
Законом Кемеровской области от 13.07.2005 №20-ОЗ "О внесении изменения в Закон Кемеровской области от 08.04.2004 N 20-ОЗ "Об установлении максимального размера общей площади земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства" установленный ранее максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в размере одного гектара на одно личное подсобное хозяйство увеличен до семнадцать гектар.
Далее в Закон Кемеровской области от 08.04.2004 N 20-ОЗ "Об установлении максимального размера общей площади земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства" (Кузбасс, 2004, 20 апреля; 2005, 15 июля) внесены изменения касаемо максимальной общей площади земельного участка для личного подсобного хозяйства, размер которой был уменьшен до 2,2 га.
Таким образом, на момент заключения с истцом договора аренды (ДД.ММ.ГГГГ), если бы участок Кузнецову был бы предоставлен для личного подсобного хозяйства, максимальный размер участка, который мог быть истцу предоставлен, составлял бы 17 гектар.
Отказывая Кузнецову в предоставлении ему в собственность земельного участка без торгов, административный ответчик сослался на п.1 ст.39.16 ЗК РФ.
В соответствии со статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в данной статье, в том числе в случаях, когда с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
Пунктом 2 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пользование земельным участком прекращается принудительно при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации, а именно при: использовании земельного участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде; порче земель; невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв; невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом.
Таким образом, право на приобретение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без торгов, предоставлено не любому арендатору таких земель, а только лицу, которое надлежащим образом использовало эти земли в период аренды.
Учитывая нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные по делу обстоятельства, в том числе основания отказа в предоставлении в собственность без проведения торгов спорного земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, отсутствие со стороны истца нарушений законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, суд приходит к выводу о необоснованности принятого административным ответчиком отказа Кузнецову в предоставлении ему земельного участка без торгов.
Доводы административного истца, приведенные в возражениях, в том числе относительно размера максимальной площади предоставления земельного участка (не более 2,5 га) суд нашел не состоятельными и им дана правовая оценка выше.
На основании изложенного суд полагает, что Кузнецов, как арендатор более 3-х лет спорного земельного участка, которому этот участок был предоставлен без торгов (в виду единственной его заявки, как указано в распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ) и в соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в соответствии с условиями договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, сроком его действия –до 2025, отсутствии нарушений законодательства при использовании участка, целевого использования участка, имеет прав на его приобретение в собственность без торгов.
При этом, площадь испрашиваемого истцом земельного участка, не превышает норму установленную Законом Кемеровской области от 18.12.2003г № 65-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кемеровской области-Кузбассе», согласно которого максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального округа, муниципального района Кемеровской области и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, составляет 50 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков.
Согласно всероссийской сельскохозяйственной переписи на 1.06.2016г., общая площадь фактически используемых сельскохозяйственных угодий с 2006 по 2016г., составляет 61,1 тыс.га. на территории Новокузнецкого муниципального района.
С учетом изложенного суд признает незаконным отказ КУМИ администрации Новокузнецкого муниципального округа, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ№, в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка площадью 35937 кв.м. с кадастровым номером №.
В тоже время, требования Кузнецова об обязании ответчика осуществить подготовку проекта договора купли-продажи, земельного участка с кадастровым номером № в трех экземплярах и их подписание, а также направить проект указанного договора для подписания заявителю Кузнецову, суд находит не состоятельными.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Кузнецова Николая Витальевича к КУМИ администрации Новокузнецкого муниципального округа о признании незаконным отказа и обязании заключить договор купли-продажи- удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Новокузнецкого муниципального округа, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ№, в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка площадью 35937 кв.м. с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Новокузнецкого муниципального округа в течении одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление Кузнецова Николая Витальевича о предоставлении ему в собственность без торгов земельного участка с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение 1 месяца.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Шаронина А.А.