Дело № 2а-1122/2019
РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу)
Именем Российской Федерации
18 июля 2019 года <...>
Черновский районный суд г.Читы
в составе судьи Малаховой Е.А.,
при секретаре Лебедевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите, в помещении суда, административное исковое заявление Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (РСТ по Забайкальскому краю) к Межрайонному отделу по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю, (МО по ИОВИП), Управлению Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю, об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Административный истец, в лице Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, обратился в суд с данными исковыми требованиями, ссылаясь на следующие обстоятельства дела.
ДД.ММ.ГГГГ в РСТ Забайкальского края поступило постановление судебного пристава-исполнителя МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках исполнительного производства №-ИП, о возложении обязанности на РСТ по Забайкальскому краю исполнительского сбора в размере 50 000 рублей за неисполнение в установленный срок исполнительного документа от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Черновским районным судом г. Читы, по делу №, о возложении обязанности на РСТ Забайкальского края осуществлять контроль за выполнением инвестиционной программы, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий инвестиционных программ плановых значений показателей качества подаваемой питьевой воды населению поселка <адрес> в <адрес>, а также осуществлять мониторинг показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов водоснабжения, находящихся на обслуживании ПАО «ТГК-14».
РСТ полагает данное постановление незаконным, по следующим основаниям.
Разработка и утверждение инвестиционных программ организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения осуществляется в соответствии с Правилами разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 641 (далее - Правила).
Согласно п. 12 данных Правил, регулируемая организация разрабатывает и направляет проект инвестиционной программы на согласование в органы местного самоуправления поселения (городского округа), на территории которого осуществляются мероприятия инвестиционной программы.
В случае согласования проекта инвестиционной программы органом местного самоуправления, он направляется на утверждение в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 16 Правил).
В соответствии с п. 17 Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов проводит оценку доступности тарифов регулируемой организации для потребителей в случае утверждения инвестиционной программы и принимает решение об утверждении, либо отказе в утверждении инвестиционной программы.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает инвестиционную программу до 30 октября года, предшествующего началу реализации инвестиционной программы.
В случае утверждения инвестиционной программы, контроль за ее исполнением осуществляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
На территории Забайкальского края в соответствии с Положением о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края № 196 от 16 мая 2017 года, полномочия по утверждению и контролю за исполнением инвестиционной программы возложены на РСТ Забайкальского края.
Решением по делу № Черновский районный суд г. Читы обязал ПАО «ТГК-14» разработать проект инвестиционной программы, согласовать его с Администрацией городского округа «Город Чита» и направить на утверждение в РСТ Забайкальского края.
В соответствии с данным решением, РСТ Забайкальского края, в случае поступления инвестиционной программы, необходимо рассмотреть вопрос об утверждении данной программы и, в случае утверждения осуществлять контроль за исполнением данной инвестиционной программы.
Решение Черновского районного суда г.Читы обязывающее ПАО «ТГК-14» разработать и обратиться в РСТ Забайкальского края за утверждением инвестиционной программы, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с тем, что инвестиционная программа на ДД.ММ.ГГГГ год должна была быть утверждена до ДД.ММ.ГГГГ, разработка и утверждение инвестиционной программы на ДД.ММ.ГГГГ год не представлялись возможным. Инвестиционная программа в сфере водоснабжения для ПАО «ТГК-14» на ДД.ММ.ГГГГ год не утверждалась, законных оснований для утверждения инвестиционной программы на 2019 год в 2019 году нет.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес РСТ Забайкальского края поступило заявление об утверждении инвестиционной программы ПАО «ТГК-14» на ДД.ММ.ГГГГ годы. Данная инвестиционная программа в соответствии с п. 12 Правил была предварительно согласована с Управлением регулирования цен и тарифе городского округа «Город Чита».
РСТ Забайкальского края проект инвестиционной программы после рассмотрения ДД.ММ.ГГГГ был направлен на доработку в связи несоответствием требованиям к содержанию инвестиционной программы, определённым п. 10 Правил. В проекте инвестиционной программы в сфере водоснабжения и водоотведения на 2020-2024 годы представленной в адрес РСТ Забайкальского края ПАО «ТГК-14», отсутствовал предварительный расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на период реализации инвестиционной программы. Кроме того, отсутствовали укрупненные локально-сметные расчеты стоимости реализации мероприятий, в связи, с чем не представлялось возможным оценить экономическую обоснованность стоимости реализации мероприятий.
В соответствии с п. 22 Правил, регулируемая организация дорабатывает инвестиционную программу и направляет ее на повторное рассмотрение в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 30 дней со дня направления инвестиционной программы на доработку.
Таким образом, нормами действующего законодательства не предусмотрена возможность утверждения инвестиционных программ по инициативе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Действия РСТ Забайкальского края по утверждению инвестиционной программы ПАО «ТГК- 14» в сфере водоснабжения напрямую зависят от действий ПАО «ТГК-14» и Администрации городского округа «Город Чита».
Так, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ инвестиционная программа ПАО «ТГК-14» в области водоснабжения на 2020 год не утверждена.
Соответственно, РСТ Забайкальского края в настоящее время не может осуществить контроль за исполнением инвестиционной программы.
Просит суд, признать постановление судебного пристава-исполнителя МО по ИОВИП о взыскании исполнительского сбора незаконным, освободить РСТ Забайкальского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №
В судебном заседании административный истец, РСТ по Забайкальскому краю, в лице представителей по доверенности ФИО1 и ФИО2, действующих на основании доверенности, исковые требования поддержали в полном объеме.
Административный ответчик УФССП России по Забайкальскому краю о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Административный ответчик в лице судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю ФИО3, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайством от ДД.ММ.ГГГГ просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены - Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю, ПАО «ТГК-14», Администрация городского округа «Город Чита», о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Исследовав материалы дела, заслушав, лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Черновским районным судом г. Читы вынесено решение, в резолютивной части которого постановлено:
«Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю – удовлетворить частично.
1. Признать незаконными и нарушающими право граждан на благоприятную окружающую среду обитания действия ПАО «ТГК-14» по нарушению санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а так же к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, выразившиеся в нарушении ст. 11, ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. 3.1., п. 3.2., п. 3.4.1, п. 3.5. СанПиН 2.1.4.1074-01, а именно: действия, выразившиеся в подаче питьевой воды, водоснабжение которой осуществляется из водозаборных сооружений, о которых осуществляется водоснабжение п. ГРЭС в г. Чите, находящихся в границах эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности ПАО «ТГК-14», расположенных по адресу: <адрес> не отвечающей гигиеническим нормативам по органолептическим (мутность, запах, цветность) и санитарно-химическим (аммиак) показателям качества.
2. Обязать ПАО «ТГК-14» устранить нарушение требований ст.11, ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п.3.1., п.3.2., п.3.4.1, п.3.5. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 и обеспечить качество питьевой воды, водоснабжение которой осуществляется из водозаборных сооружений, находящихся в границах эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности ПАО «ТГК-14», расположенных по адресу: <адрес>, в соответствии с гигиеническими нормативами указанными в п.п.3.1, 3.2, 3.4.1, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 по органолептическим (мутность, запах, цветность) и санитарно-химическим (аммиак) показателям качества в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
3. Признать незаконным и нарушающим право граждан на благоприятную окружающую среду обитания бездействие администрации городского округа «Город Чита», выразившееся в неисполнении ст.6, п.2 ст.23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416 «О водоснабжении и водоотведении»; п.3.1., п.3.2., п.3.4.1, п.3.5. СанПиН 2.1.4.1074-01, а именно: бездействие, выразившееся в ненадлежащей организации водоснабжения, а именно: не обеспечении населения Городского округа «Город Чита» питьевой водой, отвечающей требованиям гигиенических нормативов по органолептическим (мутность, запах, цветность) и санитарно-химическим (аммиак) показателям качества.
4. Обязать ПАО «ТГК-14» разработать и согласовать с Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края инвестиционную программу в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", постановлениями Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", от 29 июля 2013 года N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения", Положением о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2014 года N 229, которая должна содержать:
1) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности;
2) перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, включая мероприятия, необходимые для подключения (технологического присоединения) новых абонентов;
3) объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования;
4) график реализации мероприятий инвестиционной программы;
5) расчет эффективности инвестирования средств;
6) предварительный расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;
7) иные сведения, включая планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями.
5. Обязать администрацию городского округа «Город Чита» устранить нарушение требований ст. 6, п. 2 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416 «О водоснабжении и водоотведении»; п.3.1., п.3.2., п.3.4.1, п.3.5. СанПиН 2.1.4.1074-01 и осуществить организацию водоснабжения, контроль за обеспечением ПАО «ТГК-14» соответствия качества питьевой воды, водоснабжение которой осуществляется из водозаборных сооружений, находящихся в границах эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности ПАО «ТГК-14», расположенных по адресу: <адрес>, требованиям гигиенических нормативов указанным в п.п.3.1, 3.2, 3.4.1, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 по органолептическим (мутность, запах, цветность) и санитарно-химическим (аммиак) показателям качества в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
6. Обязать администрацию городского округа «Город Чита» согласовать и утвердить инвестиционную программу в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", постановлениями Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", от 29 июля 2013 года N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения", Положением о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2014 года N 229, которая должна содержать:
1) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности;
2) перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, включая мероприятия, необходимые для подключения (технологического присоединения) новых абонентов;
3) объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования;
4) график реализации мероприятий инвестиционной программы;
5) расчет эффективности инвестирования средств;
6) предварительный расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;
7) иные сведения, включая планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями.
7. В случае поступления в Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края согласованной инвестиционной программы в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", постановлениями Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", от 29 июля 2013 года N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения", Положением о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2014 года N 229, Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края рассмотреть вопрос об утверждении данной программы в установленном порядке и сроки.
8. В случае утверждения инвестиционной программы в сфере водоснабжения и водоотведения обязать Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края осуществлять контроль за выполнением инвестиционной программы, в том числе, за достижением в результате реализации мероприятий инвестиционных программ плановых значений показателей качества подаваемой питьевой воды населению поселка ГРЭС в г. Чите, а также осуществлять мониторинг показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, находящегося на обслуживании у ПАО «ТГК-14» в течение всего периода действия инвестиционной программы, которая должна содержать:
1) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности;
2) перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, включая мероприятия, необходимые для подключения (технологического присоединения) новых абонентов;
3) объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования;
4) график реализации мероприятий инвестиционной программы;
5) расчет эффективности инвестирования средств;
6) предварительный расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;
7) иные сведения, включая планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями».
В мотивировочной части решения указано, что в соответствии с пп. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, п. 13.5 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее – Региональная служба), Региональная служба является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим полномочия по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждению инвестиционных программ в сфере водоснабжения и водоотведения. Реализует полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» по контролю и надзору в пределах установленных полномочий, функции по оказанию государственных услуг, а также переданные Российской Федерацией полномочия, определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление, в том числе в области водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с п.п. 13.2.22, п. 13.5 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 16.05.2017 № 196 в области водоснабжения и водоотведения: заключает соглашения об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения; осуществляет мониторинг показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения; запрашивает у организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органов местного самоуправления информацию в пределах своих полномочий соответствующую информацию.
Таким образом, в силу действующего положения на РСТ возложена обязанность по рассмотрению вопроса об утверждении согласованной инвестиционной программы в сфере водоснабжения и водоотведения, с учетом Постановления Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (вместе с "Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения", "Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", "Правилами определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и порядка ведения его учета", "Правилами расчета нормы доходности инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения").
В случае же превышения соответствующих предельно допустимых показателей повышения тарифов для населения соответствующая инвестиционная программа, как верно указал в судебном заседании представитель РСТ, утверждена быть не может. При таких обстоятельствах возложить в судебном прядке на РСТ обязанность по согласованию и утверждению инвестиционной программы нельзя. На РСТ возможно возложить обязанность рассмотреть вопрос об утверждении данной программы в установленном порядке и сроки.
Следовательно, исходя из смысла и содержания данного решения, следует, что на РСТ судом возложена обязанность рассмотреть вопрос об утверждении указанной программы в установленном законом порядке и сроки.
С учетом того, что решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, а инвестиционная программа на ДД.ММ.ГГГГ год должна была быть утверждена до ДД.ММ.ГГГГ, разработка и утверждение инвестиционной программы на 2019 год не представилось возможным.
Как следует из пояснений представителя истца, ДД.ММ.ГГГГ в адрес РСТ Забайкальского края поступило заявление об утверждении инвестиционной программы ПАО «ТГК-14» на 2020-2024 годы. Данная инвестиционная программа в соответствии с п. 12 Правил была предварительно согласована с Управлением регулирования цен и тарифов городского округа «Город Чита».
РСТ Забайкальского края проект инвестиционной программы после рассмотрения ДД.ММ.ГГГГ был направлен на доработку в связи несоответствием требованиям к содержанию инвестиционной программы, определённым п. 10 Правил. В проекте инвестиционной программы в сфере водоснабжения и водоотведения на ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годы представленной в адрес РСТ Забайкальского края ПАО «ТГК-14», отсутствовал предварительный расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на период реализации инвестиционной программы. Кроме того, отсутствовали укрупненные локально-сметные расчеты стоимости реализации мероприятий, в связи, с чем не представлялось возможным оценить экономическую обоснованность стоимости реализации мероприятий.
В соответствии с п. 22 Правил, регулируемая организация дорабатывает инвестиционную программу и направляет ее на повторное рассмотрение в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 30 дней со дня направления инвестиционной программы на доработку.
Таким образом, нормами действующего законодательства не предусмотрена возможность утверждения инвестиционных программ по инициативе органов исполнительной власти субъектов РФ. Действия РСТ Забайкальского края по утверждению инвестиционной программы ПАО «ТГК- 14» в сфере водоснабжения напрямую зависят от действий ПАО «ТГК-14» и Администрации городского округа «Город Чита».
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ инвестиционная программа ПАО «ТГК-14» в области водоснабжения на ДД.ММ.ГГГГ год не утверждена.
Соответственно, РСТ Забайкальского края в настоящее время не имеет возможности осуществить контроль за исполнением инвестиционной программы.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Положения ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" обязывают судебного пристава-исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе исполнения судебных актов и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Как следует из материалов исполнительного производства, ДД.ММ.ГГГГ в отношении Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края судебным приставом-исполнителем МО по ИОВИП было возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Данных о вручении указанного постановления судебным приставом-исполнителем МО по ИОВИП материалы исполнительного производства не содержат.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МО по ИОВИП ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей и установлении нового срока исполнения.
Административный истец не согласен с данным постановлением, считает, что оно противоречит ФЗ «Об исполнительном производстве», суд полагает возможным согласиться с данными доводами, по следующим основаниям.
Частями 11, 12 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 1 статьи 105, часть 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Положениями ч. 1 и 3 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.
В силу ч. 2 ст. 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Как указано Конституционным Судом РФ в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор относится по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В данном Постановлении Конституционный Суд РФ указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Учитывая, указанные обстоятельства дела, а также то, что действия РСТ поставлены в зависимость от действий ПАО «ТГК-14» и Администрации городского округа «Город Чита», следовательно, в настоящее время исполнить решение суда РСТ Забайкальского края не представляется возможным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 227, 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
р е ш и л :
Исковые требования Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края к Межрайонному отделу по исполнению особо важных исполнительных производств, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю, об освобождении от взыскания исполнительского сбора, удовлетворить.
Признать незаконным и отменить Постановление о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю, в отношении должника - Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края.
Освободить Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от взыскания исполнительского сбора по Постановлению о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ, в размере 50 000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Малахова Е.А.
Полное мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 24.07.2019.