ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1122/2016 от 18.05.2016 Реутовского городского суда (Московская область)

<данные изъяты> Дело № 2а-1122/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 мая 2016 г. Реутовский городской суд Московской области в составе: председательствующего федерального судьи Красуцкой Н.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Микаевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании по адресу: <...>, зал №4, административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, в котором просит признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества по адресу: <адрес> и возложении обязанности по регистрации права собственности на объект недвижимого имущества по адресу: <адрес>

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ административным истцом получен отказ от ДД.ММ.ГГГГ в регистрации права собственности административного истца на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес> Административный истец полагает, что отказом нарушено его право собственности на объект недвижимого имущества. Отказ не позволяет распоряжаться объектом недвижимости, создает угрозу незаконного перехода права собственности на объект иным лицам, поскольку в настоящий момент объект зарегистрирован за несуществующим юридическим лицом <данные изъяты> которое было ликвидировано ДД.ММ.ГГГГ, и единственным учредителем которого был административный истец. Согласно ч. 1 ст. 58 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» №14-ФЗ, оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между участниками общества в следующей очередности: в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но невыплаченной части прибыли; во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества. В рассматриваемом случае кредиторы отсутствовали, какая-либо прибыль также отсутствовала. Административный истец является законным владельцем и пользователем имущества, осуществляет меры по его обслуживанию, обеспечивает его сохранность. Недвижимое имущество до настоящего времени числится в реестре за <данные изъяты> на учет как бесхозяйная недвижимая вещь не поставлено.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, направил в суд представителя.

Представитель административного истца (по доверенности ФИО5) заявленные требования в судебном заседании поддержал в полном объеме.

Административный ответчик (по доверенности ФИО6) – просил в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на правомерность отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости (нежилое помещение), расположенное по адресу: <адрес> поскольку представленные на регистрацию документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя. Таким образом, имелись основания для отказа в государственной регистрации, предусмотренные абз. 4, абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации. Возражения административным истцом представлены в письменной форме (л.д. 58-59).

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В судебном заседании установлено следующее.

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве рассмотрены представленные административным истцом документы по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ на государственную регистрацию права собственности в отношении объекта недвижимости (нежилое помещение), расположенного по адресу: <адрес>

В ходе проведения правовой экспертизы были изучены представленные для государственной регистрации документы с целью установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество.

Из материалов регистрационного дела следует, что в регистрирующий орган в качестве документа-основания заявитель ФИО1 представил: решение единственного участника <данные изъяты> о назначении ликвидационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, решение ликвидационной комиссии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, акт передачи имущества ликвидируемого юридического лица <данные изъяты> оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, его участникам от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, <данные изъяты> прекратило свою деятельность, о чём ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было отказано в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества по адресу: <адрес> со ссылкой на положения ст. ст. 57, 63, 64, 92 ГК РФ.

Разрешая заявленные требования, суд руководствуется следующим.

Согласно ст. ст. 2, 4, 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

В соответствии со ст. 17 названного Закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Согласно пункту 1 статьи 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

Действуя в рамках предоставленных полномочий, государственный регистратор провел правовую экспертизу представленных ФИО1 на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов.

В понятие правовой экспертизы документов включаются: собственно правовая экспертиза документов, поступивших на государственную регистрацию; проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества; установление отсутствия других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления.

Статьей 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ установлено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

Оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что у государственного регистратора имелись основания для отказа в государственной регистрации права административного истца на недвижимое имущество. Исполнение государственным органом обязательных требований федерального закона не может характеризовать действия Управления как незаконные.

В силу п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

Согласно положениям части 8 статьи 63 ГК РФ, пункта 6 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

<данные изъяты> прекратило свою деятельность, о чём ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.

В соответствии с п.39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», если у ликвидированного должника-организации осталось нереализованное имущество, за счет которого можно удовлетворить требования кредиторов, то взыскатель, не получивший исполнения по исполнительному документу, иное заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право, в соответствии с пунктом 5.2 статьи 64 ГК РФ.

Пунктом 5.2 ст. 64 НК РФ установлено, что в случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из единого государственного реестра юридических лиц, в том числе в результате признания такого юридического лица несостоятельным (банкротом), заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право.

Таким образом, действующим законодательством установлена специальная процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица.

Доводы административного истца о том, что он осуществляет меры по обслуживанию объекта, обеспечивает его сохранность, правового значения для рассмотрения административного спора не имеют.

Поскольку в ходе судебного разбирательства не было установлено нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, оспариваемое решение принято административным ответчиком в рамках предоставленных полномочий, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, суд полагает, что в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества по адресу: <адрес> и возложении обязанности по регистрации права собственности на объект недвижимого имущества надлежит отказать.

Отказ административного ответчика в государственной регистрации права на недвижимое имущество не препятствует административному истцу разрешить спорные отношения в порядке гражданского судопроизводства.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества по адресу: <адрес>, и возложении обязанности по регистрации права собственности на объект недвижимого имущества по адресу: <адрес> - оставить без удовлетворения.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Московский областной суд через Реутовский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись Н.Б. Красуцкая

В окончательной форме решение составлено 27 мая 2016 года.

Судья: подпись Н.Б. Красуцкая

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>