ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1123/19 от 06.06.2019 Омского районного суда (Омская область)

Дело № 2а-1123/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Беспятовой Н.Н.,

при секретаре Пенкиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 6 июня 2019 года дело по административному исковому заявлению Шугаева В.Н. к ОМВД России по Омскому району, УМВД России по Омской области о признании незаконным отказа в регистрации по месту пребывания, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию по месту временного пребывания,

УСТАНОВИЛ:

Шугаев В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к ОМВД России по Омскому району, УМВД России по Омской области о признании незаконным отказа в регистрации по месту пребывания, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию по месту временного пребывания. В обоснование требований указал, что Шугаев В.Н. на основании договора о стационарном обслуживании от ДД.ММ.ГГГГ является постояльцем сети пансионатов «Гармония», соответственно, временно проживает в пансионате, в связи с чем, ему необходима временная регистрация по месту пребывания. Сеть пансионатов «Гармония» в лице индивидуального предпринимателя Волкова А.Г., который согласно выписке из ЕГРЮЛ осуществляет деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания, оказывает стационарное социальное обслуживание в рамках государственно-частного партнерства пожилым людям и инвалидам, признанным государством нуждающимися в таковом, обратился в УМВД России по Омскому району для осуществления государственной регистрации по месту временного пребывания. Согласно ответу из УМВД по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ было указано, что регистрация граждан возможна в строении, пригодном для проживания, признанном жилым. Жилым признается жилой дом, квартира или комната. В случае предоставления комплекта документов, государственная услуга будет предоставлена в полном объеме. ИП Волков А.Г. предоставил УМВД России по Омскому району заявление по форме, а также необходимые в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов документы, поэтому считает, что отказ в государственной регистрации по месту пребывания является незаконным и подлежит признанию таковым. Сеть пансионатов «Гармония» в лице индивидуального предпринимателя Волкова А.Г., который согласно выписке из ЕГРЮЛ осуществляет деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания, оказывает стационарное социальное обслуживание в рамках государственно-частного партнерства пожилым людям и инвалидам, признанным государством нуждающимися в таковом. Также, индивидуальный предприниматель Волков А.Г. зарегистрирован в реестре поставщиков социальных услуг, что подтверждается выпиской из такого реестра. На основании изложенного просит признать незаконным отказ ОМВД России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ в регистрации по месту пребывания и обязать ОМВД России по Омскому району осуществить государственную регистрацию по месту временного пребывания Шугаева В.Н.

Административный истец Шугаев В.Н. в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель административного истца Шугаева В.Н. – Салова Н.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнив, что в результате незаконного отказа в регистрации истцу по месту пребывания нарушены права Шугаева В.Н. Пенсионным органом Шугаеву В.Н. отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием у него регистрации по месту пребывания. Суду также пояснила, что в адрес ОВМ ОМВД России по Омскому району от ИП Волкова А.Г. направлялся запрос с требованием осуществить государственную регистрацию по месту пребывания Шугаева В.Н. К этому запросу был приложен пакет необходимых документов, которые не были приняты административным ответчиком. Однако от административного ответчика последовал отказ. С заявлением по установленной законом форме ИП Волков А.Г. к административному ответчику не обращался. Сам административный истец Шугаев В.Н. к ответчику за осуществлением регистрации по месту пребывания также не обращался.

Представитель административного ответчика УМВД России по Омской области Рейн Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, в котором указала, что УМВД России по Омской области не является надлежащим административным ответчиком в части признания незаконным отказа в регистрации по месту пребывания граждан Российской Федерации. Приказом УМВД России по Омской области от 29.08.2017 № 667 утверждено Положение об Отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омскому району. В соответствии с п. 32 Положения УМВД России по Омской области осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Порядок регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства регулируется Законом Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, а также Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 31.12.2017 № 984, Порядком предоставления администрациями гостиниц, санаториев, домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристских баз, медицинских организаций или других подобных учреждений, учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, информации о регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в территориальные органы МВД России и Типовой формы соглашения об информационном взаимодействии, утвержденном приказом МВД России от 09.07.2018 № 435. При предоставлении документов, необходимых в соответствии с действующим законодательством, и при соблюдении порядка предоставления информации прибывших (выбывших) администрациями гостиниц, санаториев, пансионатов будет оказана услуга по регистрационному учету путем внесения информации о прибытии в государственные и информационные ресурсы в отношении Шугаева В.Н. Ответ от 12.03.2019 за № 46/123 не является отказом в предоставлении госуслуги по регистрационному учету, а носит рекомендательный и разъяснительный характер порядка осуществления государственной услуги по регистрационному учету, и не может рассматриваться как действия по оказанию государственной услуги по регистрационному учету. Со стороны ОВМ ОМВД России по Омскому району нарушений не допущено, административному истцу в установленном порядке даны рекомендации по предоставлению госуслуги по регистрационному учету, права и свободы истца не нарушены, препятствий к их осуществлению не созданы. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель административного ответчика ОМВД России по Омскому району Клименко Ж.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы представителя УМВД России по Омской области. Указала, что в данном случае идет речь об обращении, на которое в установленном законом порядке был дан ответ. Заявление об осуществлении регистрации по месту пребывания в установленной форме истцом не подавалось.

Заинтересованное лицо начальник ОВМ ОМВД России в Омском районе Комкова Л.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, также пояснила, что в ОВМ ОМВД России по Омскому району за государственной регистрацией административного истца Шугаева В.Н. по месту пребывания в установленной законом форме ИП Волков А.Г. не обращался. ИП Волкову А.Г. был дан ответ на его обращение в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». От Шугаева В.Н. в ОВМ ОМВД России в Омском районе заявления о регистрации по месту пребывания не поступало.

Заинтересованное лицо ИП Волков А.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще, о причинах неявки суду не известно.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.

Из смысла ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что суд отказывает в удовлетворении административного иска, в случае, если спариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не нарушены.

Согласно выписке из ЕГРИП от 04.04.2019 Волков А.Г. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, основной вид деятельности – деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между индивидуальным предпринимателем Волковым А.Г. (поставщик социальных услуг) и Шугаевым В.Н. (получатель социальных услуг) был заключен договор о стационарном социальном обслуживании, в соответствии с которым поставщик социальных услуг обязуется предоставить получателю услуги по стационарному социальному обслуживанию в объеме не более количества услуг, указанного в согласованном перечне социальных услуг, входящих в стандарт стационарного социального обслуживания, и в объеме не более количества услуг, определенных индивидуальной программой предоставления социальных услуг, разработанной органами Министерства труда и социального развития Омской области и представленной получателем социальных услуг.

В соответствии с выпиской из реестра поставщиков социальных услуг Омской области от ДД.ММ.ГГГГ сведения об индивидуальном предпринимателе Волкове А.Г. включены в реестр поставщиков социальных услуг Омской области ДД.ММ.ГГГГ под регистрационным номером .

Установлено, что ИП Волков А.Г. 14.02.2019 подал в ОВМ ОМВД России по Омскому району обращение произвольной формы, в котором указал, что он является индивидуальным предпринимателем, осуществляющем деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания в сети пансионатов «Гармония». Он, как индивидуальный предприниматель зарегистрирован в реестре поставщиков социальных услуг. Указал, что в настоящее время отсутствует законодательное регулирование вопроса о том, что является пансионатом. Просил осуществить временную регистрацию Шугаева В.Н., проживающего в пансионате «Гармония», по месту пребывания в указанном пансионате по адресу: <адрес>.

12.03.2019 начальник ОВМ ОМВД России по Омскому району Комкова Л.В. индивидуальному предпринимателю Волкову А.Г. дала ответ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ, в котором проинформировала о порядке постановки и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства, который определен в Законе Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Правилах регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, Административном регламенте предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденном приказом ФМС России пот 11.09.2012 № 288. В соответствии с требованиями данных нормативных правовых актов для регистрации по месту пребывания гражданин предоставляет: заявление о регистрации по месту пребывания; документ, удостоверяющий личность; документ, являющийся основанием для временного проживания в жилом помещении (договор найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение для временного проживания). Регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства (пребывания) возможна в строении, пригодном для проживания, признанном жилым. Жилым помещением признается жилой дом, квартира или комната. Указала, что при предоставлении документов, предусмотренных действующим законодательством, государственная услуга по регистрации по месту пребывания будет предоставлена в полном объеме.

Полагая, что полученный индивидуальным предпринимателем Волковым А.Г. ответ на обращение № 46/123 от 12.03.2019 является отказом в оказании государственной услуги по регистрации по месту пребывания, не соответствующим требованиям закона, и нарушающим его права на назначение и получение пенсии, административный истец Шугаев В.Н. обратился в суд с настоящим иском.

Оценивая доводы представителя истца и возражения стороны административного ответчика, суд приходит к следующему.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации регулируются Законом Российской Федерации № 5242-1 от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», статьей 3 которого установлено, что целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации производятся бесплатно.

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Как подчеркнул Конституционный Суд РФ в постановлении от 30 июня 2011 г., Закон № 5242-1 от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» осуществляет регулирование в публично-правовой сфере регистрации граждан по месту пребывания и жительства, не связывает регистрацию ни с определенным имущественным правом на конкретное жилое строение, ни с целевым назначением земельного участка, на котором оно возведено. Основные юридические последствия постановки на регистрационный учет по месту пребывания или по месту жительства заключаются в том, что лицо будет реализовывать определенные права и свободы, нести обязанности, обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления, получать корреспонденцию по адресу указанного им жилого помещения (если не предусмотрено иное). Кроме того, такой адрес места жительства или пребывания будет учитываться при осуществлении ряда государственных функций, в том числе контрольно-надзорных.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 местом пребывания признается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.

В силу положений статьи 5 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина Российской Федерации по месту пребывания не позднее трех рабочих дней со дня получения им от гражданина или от лица, ответственного за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме и иных документов, необходимых для такой регистрации, и не позднее восьми рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о регистрации по месту пребывания и иных документов, необходимых для такой регистрации, в форме электронных документов.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в медицинской организации или другом подобном учреждении, учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, производятся соответственно по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В иных случаях регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания производятся органом регистрационного учета в соответствии с правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

в уголовно наказуемого деяния.

Администрация организации или учреждения, указанных в части седьмой настоящей статьи, за исключением учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющего наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, не представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел информацию о регистрации и снятии гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и вправе не регистрировать данного гражданина по месту пребывания в указанных организации или учреждении в случае, если данный гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в том же субъекте Российской Федерации, что и указанные организация или учреждение.

Администрации учреждений, указанных в части седьмой настоящей статьи, за исключением учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, на безвозмездной основе в течение суток представляют непосредственно или направляют с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи информацию о регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Администрации учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, представляют указанную информацию в течение семи рабочих дней.

Таким образом, частями 6, 10, 11 статьи 5 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» закреплены положения, согласно которым регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в медицинской организации или другом подобном учреждении, учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, производятся соответственно по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждения.

Аналогичные положения закреплены в п. 14 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, согласно которому регистрация гражданина по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, медицинской организации, на туристской базе или в ином подобном учреждении, учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, производится по прибытии такого гражданина администрацией соответствующего учреждения на основании документов, удостоверяющих личность.

Администрации указанных учреждений, за исключением учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, на безвозмездной основе в течение суток представляют в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации непосредственно или направляют с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, а также инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, информацию о регистрации граждан по месту пребывания в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Приказом МВД России от 09.07.2018 № 435 утвержден Порядок представления администрациями гостиниц, санаториев, домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристских баз, медицинских организаций или других подобных учреждений, учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, информации о регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в территориальные органы МВД России и Типовой формы соглашения об информационном взаимодействии.

Настоящий Порядок определяет правила представления администрациями гостиниц, санаториев, домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристских баз, медицинских организаций или других подобных учреждений, учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, информации о регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в территориальные органы МВД России на районном и региональном уровнях.

Согласно п. 2 Порядка администрации гостиниц, санаториев, домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристских баз, медицинских организаций или других подобных учреждений в течение суток с даты прибытия гражданина Российской Федерации в соответствующее место пребывания и выбытия из него представляют информацию территориальному органу МВД России.

Информация представляется на бумажных либо электронных носителях, или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, а также инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), входящего в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Приказом МВД России от 31.12.2017 № 984 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно п. 128 Административного регламента в БГИР вносится информация, предусмотренная абзацем первым настоящего пункта Административного регламента, содержащая сведения о зарегистрированном гражданине (фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), дата и место рождения, пол, данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (в отношении лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста, реквизиты свидетельства о рождении: серия, номер, дата выдачи и кем выдано), адресе и дате регистрации (снятия с регистрационного учета) по месту пребывания, поступившие в соответствии с частью десятой статьи 5 Закона от администраций гостиниц, санаториев, домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристских баз, медицинских организаций или других подобных учреждений, учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ (рекомендуемые образцы предоставления информации приведены в приложениях №№ 10 - 12 к Административному регламенту).

Пунктом 5 Правил формирования, ведения и использования базового государственного информационного ресурса регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2015 № 4, в базу данных включается информация, поступающая от территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и их структурных подразделений, администраций учреждений, осуществляющих регистрацию и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в медицинской организации или другом подобном учреждении, учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, а также от граждан Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных полномочных органов, органов местного самоуправления.

Из пункта 8 Правил формирования, ведения и использования базового государственного информационного ресурса регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации следует, что информационное взаимодействие Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов с администрациями гостиниц, санаториев, домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристических баз, медицинских организаций или других подобных учреждений, учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, при предоставлении информации непосредственно или при направлении информации с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, а также инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, осуществляется на основании соглашений о взаимодействии, типовая форма которых устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Таким образом, по смыслу приведенных положений правовых норм, регистрационный учет по месту пребывания граждан, прибывающих в пансионаты, осуществляется администрацией такого учреждения в установленном законом порядке с предоставлением в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Как указывалось выше, согласно договору о стационарном социальном обслуживании от ДД.ММ.ГГГГ заинтересованное лицо ИП волков А.Г. обязался предоставить административному истцу Шугаеву В.Н. на период пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ благоустроенные жилые помещения в соответствии с утвержденными нормативами (п.п. 1.1, 1.2, раздел 6 договора , п. 1 приложения к договору ).

Также административным истцом в материалы дела предоставлена копия выписки из реестра поставщиков социальных услуг Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, в которой указано, что сведения об ИП Волкове А.Г. включены в реестр поставщиков социальных услуг Омской области ДД.ММ.ГГГГ под регистрационным номером .

Согласно подп. 4 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» поставщик социальных услуг - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.

Статьей 25 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» установлено, что реестр поставщиков социальных услуг формируется в субъекте Российской Федерации.

Включение организаций социального обслуживания в реестр поставщиков социальных услуг осуществляется на добровольной основе.

Реестр поставщиков социальных услуг содержит следующую информацию: 1) регистрационный номер учетной записи; 2) полное и (если имеется) сокращенное наименование поставщика социальных услуг; 3) дата государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, являющихся поставщиками социальных услуг; 4) организационно-правовая форма поставщика социальных услуг (для юридических лиц); 5) адрес (место нахождения, место предоставления социальных услуг), контактный телефон, адрес электронной почты поставщика социальных услуг; 6) фамилия, имя, отчество руководителя поставщика социальных услуг; 7) информация о лицензиях, имеющихся у поставщика социальных услуг (при необходимости); 8) сведения о формах социального обслуживания; 9) перечень предоставляемых социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг; 10) тарифы на предоставляемые социальные услуги по формам социального обслуживания и видам социальных услуг; 11) информация об общем количестве мест, предназначенных для предоставления социальных услуг, о наличии свободных мест, в том числе по формам социального обслуживания; 12) информация об условиях предоставления социальных услуг; 13) информация о результатах проведенных проверок; 14) информация об опыте работы поставщика социальных услуг за последние пять лет; 15) иная информация, определенная Правительством Российской Федерации.

Реестр поставщиков социальных услуг в субъекте Российской Федерации размещается на официальном сайте уполномоченного органа субъекта Российской Федерации в сети Интернет в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Как следует из размещенной на официальном сайте Министерства труда и социального развития Омской области в сети Интернет информации, местом предоставления социальных услуг индивидуальным предпринимателем Волковым А.Г., включенным в реестр поставщиков социальных услуг ДД.ММ.ГГГГ под регистрационным номером , являются:

- пансионат для престарелых и инвалидов «Гармония – 1», расположен по адресу: <адрес>;

- пансионат для престарелых и инвалидов «Гармония – 2», расположен по адресу: <адрес>;

- пансионат для престарелых и инвалидов «Гармония – 3», расположен по адресу: <адрес>;

- пансионат для престарелых и инвалидов «Загородный пансион «Гармония», расположен по адресу: <адрес>.

Согласно тексту искового заявления и пояснениям представителя административного истца Шугаев В.Н. является постояльцем сети пансионатов «Гармония» ИП Волкова А.Г.

Между тем, ни административным истцом, ни заинтересованным лицом ИП Волковым А.Г. в материалы дела не представлено документов, свидетельствующих о соблюдении ИП Волковым А.Г. как уполномоченной администрацией пансионата «Гармония» правил осуществления регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятия гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в пансионате, установленных статьей 5 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», пунктом 14 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, «Порядком представления администрациями гостиниц, санаториев, домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристских баз, медицинских организаций или других подобных учреждений, учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, информации о регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в территориальные органы МВД России», утвержденным приказом МВД России от 09.07.2018 № 435.

Отсутствуют в материалах дела и требуемое в таких случаях соглашение об информационном взаимодействии, заключенное между территориальным органом МВД России и ИП Волковым А.Г., и регулирующее порядок обмена информацией о регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета.

Указанное обстоятельство позволяет суду констатировать факт отсутствия такого соглашения.

Таким образом, материалами дела установлено, что ИП Волковывм АГ, как владельцем сети пансионатов «Гармония» при прибытии истца Шугаева В.Н. в один из таких пансионатов не были соблюдены требования частей 6, 10, 11 статьи 5 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», согласно которым регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в медицинской организации или другом подобном учреждении, учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, производятся соответственно по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждения.

В то же время, из материалов дела и пояснений представителей стороны административного ответчика усматривается, что поступившее в ОВМ ОМВД России по Омскому району 14.02.2019 обращение ИП Волкова А.Г. было рассмотрено по правилам Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение (п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Как указывалось ранее, ОВМ ОМВД России в Омском районе обращение ИП Волкова А.Г. было рассмотрено в установленный законом срок, на обращение был дан ответ, в котором была разъяснена процедура осуществления регистрации по месту пребывания, указано на то, что при предоставлении документов, предусмотренных действующим законодательством, государственная услуга по регистрации по месту пребывания будет предоставлена.

При таких обстоятельствах, оснований для признания незаконным ответа ОМВД России по Омской области № 46/123 от 12.03.2019 у суда не имеется.

Как указывалось выше, по правилам ст. 5 Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина Российской Федерации по месту пребывания не позднее трех рабочих дней со дня получения им от гражданина или от лица, ответственного за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме и иных документов, необходимых для такой регистрации, и не позднее восьми рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о регистрации по месту пребывания и иных документов, необходимых для такой регистрации, в форме электронных документов.

Между тем, в судебном заседании установлено, и подтверждено пояснениями представителя административного истца, что сам Шугаев В.Н. в ОВМ ОМВД России по Омскому району с заявлением о регистрации по месту пребывания по установленной форме и приложением к нему документов, необходимых для такой регистрации, не обращался.

При таком положении, стороной административного ответчика права административного истца Шугаева В.Н. не могли быть нарушены, поскольку последний за реализацией своих прав в установленном порядке не обращался.

Также суд отмечает, что не нашли своего подтверждения в судебном заседании доводы представителя административного истца о том, что следствием отказа в регистрации по месту пребывания является лишение административного истца социальной пенсии, которая должна быть ему выплачена в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Так, согласно сведениям, предоставленным ГУ УПФ РФ в Омском районе Омской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ, руководителем территориального органа ПФР ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение о назначении социальной пенсии по инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ Шугаеву В.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., по п. 1 ст. 11 Закона №166-ФЗ.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что обязанность по рассмотрению обращения заявителя была исполнена административным ответчиком надлежащим образом, в предоставлении государственной услуги по регистрации по месту пребывания отказано не было, обстоятельства, свидетельствующие о нарушении прав и законных интересов Шугаева В.Н. отсутствуют.

Проанализировав положения приведенных выше правовых норм, оценив представленные доказательства в их совокупности, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований, поскольку каких-либо нарушений прав и свобод административного истца со стороны административных ответчиков допущено не было.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Шугаева В.Н. к ОМВД России по Омскому району, УМВД России по Омской области о признании незаконным отказа в регистрации по месту пребывания, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию по месту временного пребывания, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.Н. Беспятова

Решение в окончательной форме изготовлено 11 июня 2019 года.