УИД: 56RS0018-01-2023-011418-75
Дело 2а-1123/2024 (2а-9444/2023)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 января 2024 года г. Оренбург
Ленинский районный суд г. Оренбурга
в составе председательствующего судьи Линьковой В.В.,
при секретаре Бангояне Д.А.,
с участием представителя административного истца Ковинько Е.А.
представителя административного ответчика старшего помощника прокурора Даньшина И.А.,
представителя заинтересованных лиц Яшкова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №1» УФСИН России по Оренбургской области к прокуратуре Оренбургской области, Оренбургскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области Колпакову А. С. о признании незаконными представления от 19 сентября 2023 года N в части,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ «Исправительная колония №1» УФСИН России по Оренбургской области (далее – ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области) обратилось в суд с административным иском, указав, что по результатам прокурорской проверки 19 сентября 2023 года прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области Колпаковым А.С. вынесено представление N от 19 сентября 2023 года в соответствии с которым на начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области Гребенникова А.Н. возложена обязанность устранить нарушения законодательства в области заключения договоров безвозмездного пользования помещениями с АО «Предприятие УИС «Промсервис» путем их расторжения и возвращения сторон в первоначальное положение.
В этой части представление прокурора административный истец просит признать незаконным, поскольку нарушений законодательства при заключении указанных договоров не имелось, ФСИН России согласована передача имущества казенного учреждения для реализации прав осужденных, обвиняемых, подозреваемых.
Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечена прокуратура Оренбургской области, прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области Колпаков А.С., в качестве заинтересованных лиц привлечены УФСИН России по Оренбургской области, ФСИН России, АО «Предприятие УИС «Промсервис», Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
В судебном заседании представитель административного истца под доверенности Ковинько Е.А., представитель заинтересованных лиц ФСИН России, УФСИН России по Оренбургской области Яшков А.В. требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Даньшин И.А. возражал против удовлетворения иска.
Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о нём были уведомлены надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с частями 1 и 3.4 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество:
1) на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу;
2) государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации;
3) государственным и муниципальным учреждениям;
4) некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
5) адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам;
6) медицинским организациям, организациям, осуществляющим образовательную деятельность;
7) для размещения сетей связи, объектов почтовой связи;
8) лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, лицу, которому присвоен статус единой теплоснабжающей организации в ценовых зонах теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении»;
9) в порядке, установленном главой 5 настоящего Федерального закона;
10) лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта, либо лицу, с которым государственным или муниципальным автономным учреждением заключен договор по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», если предоставление указанных прав было предусмотрено документацией о закупке для целей исполнения этого договора. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта либо договора;
11) на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается);
12) взамен недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом или с реконструкцией здания, строения, сооружения, которыми или частью которых является такое недвижимое имущество, либо в связи с предоставлением прав на такое недвижимое имущество государственным или муниципальным организациям, осуществляющим образовательную деятельность, медицинским организациям. При этом недвижимое имущество, права на которое предоставляются, должно быть равнозначным ранее имевшемуся недвижимому имуществу по месту расположения, площади и определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность, стоимости. Условия, при которых недвижимое имущество признается равнозначным ранее имевшемуся недвижимому имуществу, устанавливаются федеральным антимонопольным органом;
13) правопреемнику приватизированного унитарного предприятия в случае, если такое имущество не включено в состав подлежащих приватизации активов приватизированного унитарного предприятия, но технологически и функционально связано с приватизированным имуществом и отнесено федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается, или к объектам, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности;
14) являющееся частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество;
15) лицу, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией или документацией об аукционе, а также лицу, признанному единственным участником конкурса или аукциона, на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе или аукционе и конкурсной документацией или документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении конкурса или аукциона. При этом для организатора торгов заключение предусмотренных настоящей частью договоров в этих случаях является обязательным;
16) передаваемое в субаренду или в безвозмездное пользование лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта или на основании пункта 1 настоящей части;
17) публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" в случае, если такое имущество передается в целях обеспечения выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, включенных в программу деятельности указанной публично-правовой компании на текущий год и плановый период.
Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении государственного имущества федеральных казенных учреждений уголовно-исполнительной системы осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, при одновременном соблюдении следующих требований:
1) указанное государственное имущество предоставляется арендатору, ссудополучателю в целях размещения производства с привлечением труда осужденных;
2) договором аренды, договором безвозмездного пользования устанавливается запрет на сдачу в субаренду указанного государственного имущества, передачу арендатором, ссудополучателем своих прав и обязанностей по таким договору аренды, договору безвозмездного пользования другим лицам, предоставление указанного государственного имущества в безвозмездное пользование другим лицам, залог данных арендных прав, прав, вытекающих из договора безвозмездного пользования;
3) договор аренды, договор безвозмездного пользования заключаются с лицом, первым обратившимся для заключения соответствующего договора в течение шести календарных месяцев с момента признания конкурса или аукциона на право заключения соответствующего договора несостоявшимся в случае, если не подано ни одной заявки на участие в конкурсе или аукционе, на условиях и по цене, которые предусмотрены конкурсной документацией или документацией об аукционе, но не ниже начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении конкурса или аукциона, если не объявлен новый конкурс или аукцион на право заключения соответствующего договора.
Материалами дела подтверждается, что Оренбургской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области проведена проверка соблюдения администрацией ФКУ «ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области требования федерального законодательства.
По результатам проверки установлено, что 1 марта 2016 года ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области заключило с ФГУП «Промсервис» ФСИН России договор № ОРЕН-30 безвозмездного пользования объектом нежилого фонда, закрепленного за Учреждением ФСИН России на праве оперативного управления: часть помещения под магазин площадью 19,9 кв.м. на первом этаже двухэтажного нежилого здания дежурной части и комнат длительных свиданий по адресу г. .... Согласно дополнительному соглашению №1 от 2 марта 2016 года площадь передаваемого объекта составила 26,1 кв.м. В соответствии с дополнительным соглашением №2 от 26 мая 2016 года ссудополучателю дополнительно передана часть помещения под магазин площадью 8,5 кв.м. на 1 этаже 2 этажного нежилого здания по адресу .... (л.д. 54-59).
Как следует из представления от 19 сентября 2023 года N (л.д. 36- 41) 1 июля 2021 года часть помещения площадью 26,1 кв.м. возвращена ссудодателю.
1 июля 2021 года между ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области заключило и ФГУП «Промсервис» ФСИН России договор № ОРЕН-П-125 безвозмездного пользования объектом нежилого фонда, закрепленного за Учреждением ФСИН России на праве оперативного управления: часть помещения площадью 20 кв.м. на первом этаже двухэтажного здания общежития №8 (столовая) литер Е5 по адресу: г....
На основании распоряжения ТУ Росимущество в г. Москве №77-1325-р ФГУП «Промсервис» ФСИН России приватизировано, реорганизовано в АО « Предприятие уголовно-исполнительной системы «Промсервис». (л.д. 135-139).
Дополнительными соглашениями от 10 ноября 2021 года в преамбулу договоров №ОРЕН-30 от 1 марта 2016 года и №ОРЕН-П-125 от 1 июля 2021 года внесены изменения в преамбулу договора и реквизиты в части наименования ссудополучателя в связи с его реорганизацией.
По результатам прокурорской поверки также установлено, что фактически площадь используемого под хранение товара и магазин АО « Предприятие уголовно-исполнительной системы «Промсервис» используется помещение превышающее 20 кв.м., а именно помещение магазина занимает помещение 5,5 м. на 5,5 м, дополнительно используется подсобное помещение 8 кв.м.
Представлением от 19 сентября 2023 года N на административного истца возложена обязанность принять меры к устранению нарушений законодательства при заключении вышеназванных договоров путем их расторжения и возврата переданного имущества, поскольку при их заключении без проведения конкурентных процедур нарушены положения части 3.4 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».
Оспаривая представление прокурора в указанной части, административный истец ссылался на положения части 1 статьи 17.1 названного Закона, указывая, что пункт 14 этой нормы позволяет заключать договоры безвозмездного пользования имуществом, переданным в оперативное управление казенного учреждения без проведения торгов в случае, если его площадь не превышает 20 кв.м. и 10% площади здания, в котором оно расположено.
В остальной части представление административным истцом не оспаривается, судом не проверялось.
Срок на обращение в суд административным истцом соблюден.
Исходя из анализа приведенных положений статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в их системной взаимосвязи, следует, что заключение договора безвозмездного пользования в отношении государственного имущества федеральных казенных учреждений уголовно-исполнительной системы может быть осуществлено без проведения торгов только при совокупном выполнении требований, указанных в части 3.4 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции. При этом часть 3.4 статьи 17.1 названного Закона, регулирующая вопрос заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования именно в отношении государственного имущества федеральных казенных учреждений уголовно-исполнительной системы, не содержит отсылок к исключениям, содержащимся в части 1 статьи 17.1 Закона, и является специальной нормой по отношению к части 1 данной статьи.
При этом порядок заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении государственного имущества федеральных казенных учреждений уголовно-исполнительной системы утвержден Приказом Минюста России от 21 октября 2020 года №247 и определяет процедуру заключения без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении государственного имущества федеральных казенных учреждений уголовно-исполнительной системы исключительно в соответствии с требованиями, установленными в части 3.4 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» (пункт 11).
Иных случаев заключения договоров безвозмездного пользования имуществом федеральных казенных учреждений уголовно-исполнительной системы закон не предусматривает.
Предмет договоров №ОРЕН-30 от 1 марта 2016 года и №ОРЕН-П-125 от 1 июля 2021 года не отвечает требованиям части 3.4 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».
В силу пункта 1 статьи 689 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Пунктом 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», применительно к статьям 166 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
При таких обстоятельствах выводы прокурора о ничтожности договоров №ОРЕН-30 от 1 марта 2016 года и №ОРЕН-П-125 от 1 июля 2021 года и возложение на ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области обязанности по их расторжению, изложенные в оспариваемой части представления соответствуют требованиям закона и не нарушаю прав административного истца.
При этом реализация прав осужденных на приобретение товаров может быть реализована посредством заключения таких договоров на торгах.
Заявленные требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №1» УФСИН России по Оренбургской области к прокуратуре Оренбургской области, Оренбургскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области Колпакову А. С. о признании незаконными представления от 19 сентября 2023 года N в части признания недействительными договоров ОРЕН-30 и ОРЕН-П-125, применения последствий недействительности сделки - отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись В.В. Линькова
Решение в окончательной форме принято 22 февраля 2024 года
Судья: подпись В.В. Линькова
Оригинал подшит в дело №2а-1123/2024 (2а-9444/2023),
находящегося в производстве
Ленинского районного суда г. Оренбурга