Дело № 2а-1124/2022
23RS0033-01-2022-001610-25
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
пгт Мостовской 28 июля 2022 года
Мостовской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Таранова Р.А.,
при секретаре Черной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Мостовского района к администрации Мостовского городского поселения Мостовский район об оспаривании бездействия органа государственной власти,
установил:
прокурор Мостовского района обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, в котором просит:
- признать незаконным бездействие администрации Мостовского городского поселения Мостовского района.
- обязать администрацию Мостовского городского поселения Мостовского района устранить нарушения в виде обустройства тротуаров (пешеходных дорожек) по ул. Чкалова к садику «Рябинка», обустройства тротуара и уличного освещения по ул. Горького от дома № 25-«в» в пгт. Мостовском.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой Мостовского района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения и об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, на участках автомобильных дорог общего пользования Мостовского городского поселения, в ходе которой выявлены нарушения.
По результатам проведенного обследования с участием ОГИБДД ОМВД России по Мостовскому района автомобильных дорог общего пользования прокуратурой района главе поселения 18.04.2022 внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, выраженных в отсутствии тротуара (пешеходных дорожек) по ул. Чкалова к садику «Рябинка» в пгт Мостовском, а также отсутствии тротуара и уличного освещения по ул. Горького от дома № 25-«в» в пгт Мостовском.
Согласно ответу администрации Мостовского городского поселения от 16.05.2022, рассмотрение вопроса о выполнении строительно-монтажных работ в 2022 году не представляется возможным ввиду отсутствия в бюджете поселения денежных средств, данные работы планируется выполнить после формирования бюджета на 2023 год.
Ранее ОГИБДД ОМВД России по Мостовскому району 10.03.2021 и 28.07.2021 вносились в администрацию Мостовского городского поселения представления № 13 и № 41, по результатам рассмотрения которых сообщено о принятии мер по устранению нарушений по мере возможности.
Изложенное свидетельствует о длительном неисполнении административным ответчиком возложенных на него в силу закона обязанностей.
По результатам повторной проверки ОГИБДД ОМВД России по Мостовскому району от 21.06.2022 установлено, что ранее выявленные нарушения улично-дорожной сети указанных дорог не устранены.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, в суд поступило заявление прокурора Мостовского района Гаврилова Д.В., в котором он просит рассмотреть административное исковое заявление в отсутствии представителя прокуратуры, заявленные требования поддерживает в полном объеме и просит их удовлетворить.
Представитель административного ответчика - администрации Мостовского городского поселения Мостовский район в судебное заседание не явился. В суд поступило ходатайство главы администрации Оридороги Р.Г., в котором просит рассмотреть административное дело в отсутствии представителя администрации, в удовлетворении административных требований прокурора Мостовского района отказать, в виду следующего. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Решением Совета Мостовского городского поселения от 15.12.2021 № 124 утвержден бюджет Мостовского городского поселения Мостовского района на 2022 год.
Статьей 20 Решения Совета Мостовского городского поселения от 15 декабря 2021 года № 124 установлено, утвердить программу муниципальных гарантий Мостовского городского поселения Мостовского района на 2022 год согласно приложению №9 к настоящему решению.
Установить предельный объем муниципального внутреннего долга Мостовского городского поселения Мостовского района на 2022 год в сумме 11 721,8 тыс. рублей.
Годовой бюджет Мостовского городского поселения Мостовского района на 2022 год составляет всего 207 117,1 тыс. рублей, в данную сумму входят расходы по исполнению бюджета согласно статье 14 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Затраты только на содержание и оплату уличного освещения пгт Мостовского составляют в год 8 000 000 рублей в том числе техническое обслуживание 1 692 000 рублей.
Также администрация несет ряд других обязательств финансового характера.
23.12.2021 между администрацией Мостовского городского поселения Мостовского района и ПАО «ТНС ЭнергоКубань» заключен договор энергосбережения на приобретение электроэнергии на сумму 2 035 000 рублей.
27.12.2021 между администрацией Мостовского городского поселения Мостовского района и АО «НЭСК» заключен контракт на энергосбережение на приобретение электроэнергии на сумму 1 950 000 рублей.
На дорожный фонд в 2022 году было выделено 15 940,0 тыс. рублей, в том числе 10 940,5 тыс. рублей - ремонт дорог, 5 000 тыс. рублей - на содержание дорог. В рамках дорожной карты, все средства распределены в соответствии с кассовым планом расходов.
Администрация Мостовского городского поселения находится на полном кассовом обслуживании в УФК по Краснодарскому краю, которым проводится постоянный контроль за недопущением сверх лимитов бюджетных обязательств.
Представитель заинтересованного лица – ОМВД России по Мостовскому району, в судебное заседание не явился. От представителя Безшапошного Р.В. поступило заявление, в котором он просил рассмотреть дело в отсутствии представителя отдела, возражений против удовлетворения административных исковых требований не высказал.
Изучив материалы дела, учитывая мнение сторон, суд пришел к выводу, что административный иск прокурора Мостовского района в интересах неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно требованиям ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти,, органа местногосамоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 6 ст. 125 КАС РФ административное исковое заявление, которое подается прокурором, должно соответствовать требованиям, предусмотренным п.п. 1 - 5, 8 и 9 ч. 2 настоящей статьи. В случае обращения прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении также должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином.В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ) одной из целей данного закона является определение основ функционирования автомобильных дорог, их использования, осуществления дорожной деятельности в интересах пользователей автомобильными дорогами, собственников автомобильных дорог, государства, муниципальных образований.
В силу п. 6 ст. 13, ч. 3 ст. 15 Закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно п. 5 ст. 3 Закона № 257-ФЗ одними из элементов обустройства автомобильных дорог являются тротуары, освещение.
В части 2 ст. 12 Закона № 196-ФЗ предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
Согласно ст. 3 Закона № 196-ФЗ обеспечения безопасности дорожного движения основывается на ряде принципов, в том числе на приоритете жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона № 196-ФЗ полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
По смыслу п. 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090 «О Правилах дорожного движения» должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Согласно п. п. 4.5,4:6.1 ГОСТ Р № 52766 - 2007 «Дороги автомобильные общего пользования, элементы обустройства. Общие требования», утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст, тротуары и пешеходные дорожки относятся к средствам организации движения пешеходов и велосипедистов, стационарное электрическое освещение к средствам улучшения условий видимости и являются элементами обустройства автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городских и сельских поселений.
Пунктом 6.9 ГОСТ Р № 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст предусмотрено, что автомобильные дороги общего пользования обеспечиваются стационарным электрическим освещением с целью безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Мостовского района прокуратурой Мостовского района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения и об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, на участках автомобильных дорог общего пользования Мостовского городского поселения, по результатам которой выявлены, нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, выраженные в отсутствии тротуара (пешеходных дорожек) по ул. Чкалова к садику «Рябинка» в пгт Мостовском, а также отсутствии тротуара и уличного освещения по ул. Горького от дома № 25-«в» в пгт Мостовском.
18.04.2022 прокуратурой Мостовского района в адрес главы администрации Мостовского городского поселения внесено представление от 18.04.2022 № 7-01/383-22 об устранении нарушений требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения.
Согласно ответу администрации Мостовского городского поселения от 16.05.2022, рассмотрение вопроса о выполнении строительно-монтажных работ в 2022 году не представляется возможным ввиду отсутствия в бюджете поселения денежных средств, данные работы планируется выполнить после формирования бюджета на 2023 год.
Ранее ОГИБДД ОМВД России по Мостовскому району 10.03.2021 и 28.07.2021 вносились в администрацию Мостовского городского поселения представления № 13 и № 41, по результатам рассмотрения которых сообщено о принятии мер по устранению нарушений по мере возможности.
Изложенное свидетельствует о длительном неисполнении административным ответчиком возложенных на него в силу закона обязанностей.
По результатам повторной проверки ОГИБДД ОМВД России по Мостовскому району от 21.06.2022 установлено, что ранее выявленные нарушения улично-дорожной сети указанных дорог не устранены. Также администрацией поселения не подтверждена финансовая возможность устранения перечисленных нарушений в рамках существующих контрактов на содержание автомобильных дорог.
При таких обстоятельствах, суд считает административный иск прокурора Мостовского района в интересах неопределенного круга лиц обоснованным.
На основании изложенного, суд удовлетворяет административное исковое заявление прокурора Мостовского района к администрации Мостовского городского поселения Мостовский район об оспаривании бездействия органа государственной власти.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования прокурора Мостовского района к администрации Мостовского городского поселения Мостовский район об оспаривании бездействия органа государственной власти - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Мостовского городского поселения Мостовского района по устранению нарушений закона, изложенных в представлении прокуратуры Мостовского района от 18.04.2022 № 7-01/383-22 об устранении нарушений требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения.
Обязать администрацию Мостовского городского поселения Мостовского района устранить нарушения в виде обустройства тротуаров (пешеходных дорожек) по ул. Чкалова к садику «Рябинка», обустройства тротуара и уличного освещения по ул. Горького от дома № 25-«в» в пгтМостовском.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Краснодарский краевой суд через Мостовской районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья Р.А. Таранов