ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1125/2021 от 14.04.2021 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело № 2а-1125/2021г.

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

14 апреля 2021 года г. Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Эминова О.Н.,

при секретаре Четыревой Л.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Министерству образования и науки Республики Калмыкия о признании решения незаконным,

установил:

Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой грамотности» (далее – Общественное движение) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Министерству образования и науки Республики Калмыкия (далее – Министерство) о признании решения незаконным.

В обоснование требований административный истец указал, что обратился в Министерство образования и науки Республики Калмыкия с предложением о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности и с запросом о предоставлении порядка взаимодействия. Министерство отказало во взаимодействии, что повлекло нарушение прав, свобод и публичных интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, благотворителей и добровольцев в оказании детям благотворительной помощи. Досудебный порядок урегулирования спора федеральным законом не установлен. Считает, что административный ответчик допустил превышение совершаемом им в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом полномочий и использовал их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества, что является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными на основании п. 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. В связи, с чем просит суд признать решение Министерства от 10.03.2021 г. и исполняющего обязанности министра ФИО1, выразившееся в препятствовании реализации прав граждан и юридических лиц на осуществление благотворительной деятельности незаконным.

В судебное заседание представитель административного не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель Министерства образования и науки Республики Калмыкия – ФИО2, в судебное заседание не явилась, представила в суд заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в удовлетворении административных исковых требований просила отказать.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 и части 2 статьи 227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) органа, организации или лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.

В силу положений статьи 17.2 Федерального закона от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (далее - Федеральный закон от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ) организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческие (волонтерские) организации имеют право: получать поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из содержания пунктов 2 и 3 Общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 N 1425 (далее - Общие требования к порядку взаимодействия), следует, что организатор добровольческой деятельности, добровольческая организация в целях осуществления взаимодействия направляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, учреждениям и (или) организациям почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности; орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация по результатам рассмотрения предложения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, принимают решения либо о принятии предложения, либо об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения; срок рассмотрения предложения может быть увеличен на 10 рабочих дней в случае, если необходимо запросить дополнительную информацию у организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации.

Орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация информируют организатора добровольческой деятельности, добровольческую организацию о принятом решении почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" в соответствии со способом направления предложения в срок, не превышающий семи рабочих дней со дня истечения срока рассмотрения предложения (пункт 4 Общих требований к порядку взаимодействия).

Судом установлено, что в адрес Министерства поступило обращение представителя Общественного движения от 23.02.2021 г. № 00842 с предложением о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности и с запросом о предоставлении порядка взаимодействия.

Министерством в адрес Общественного движения 10.03.2021 г. за № 647 был дан ответ о том, что органом исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющим функции по выработке и реализации политики Республики Калмыкия, нормативно-правовому регулированию, контролю, оказанию государственных услуг Республики Калмыкия и управлению государственным имуществом Республики Калмыкия в сфере молодежной политики, добровольчества, волонтерства на территории Республики Калмыкия является Министерство спорта и молодежной полтитки Республики Калмыкия. В связи, с чем Министерство просило все предложения направлять в данное ведомство.

Ответ Министерства от 10.03.2021 г. представляет собой разъяснение об обращении данного предложения в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Калмыкия по данному вопросу, поданному Общественным движением 23.02.2021 г. за № 00842 и носит информационный характер и не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца, как и не создает препятствий к их осуществлению, а также не возлагает на административного истца каких-либо обязанностей.

Применительно к настоящему спору следует отметить, что положения Федерального закона от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ и Общих требований к порядку взаимодействия не возлагали на Министерство безусловной обязанности удовлетворить обращение Общественного движения о взаимодействии в части организации добровольческой деятельности.

Исходя из положений подпункта "ж" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно осуществляют принадлежащие им полномочия, в том числе, они вправе самостоятельно определять порядок и способы реализации на территории соответствующего субъекта Российской Федерации социально-ориентированных программ.

В свете изложенного, оснований для удовлетворения административных исковых требований Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" судом не установлено.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Министерству образования и науки Республики Калмыкия о признании решения незаконным, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: О.Н. Эминов

Мотивированное решение составлено 20 апреля 2021 года.