ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1125/2022 от 14.07.2022 Липецкого районного суда (Липецкая область)

Дело № 2а-1125/2022

УИД 48RS0005-01-2022-000970-88

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июля 2022 г.г. Липецк

Липецкий районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьиПанченко Т.В.

при секретареПрониной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Слукиной М.В. к Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области об оспаривании решения об отказе в перераспределении земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Слукина М.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области об оспаривании решения об отказе в перераспределении земельного участка, мотивируя тем, что ей принадлежит на праве собственности земельный участок с КН по адресу: . Она обратилась к ответчику с заявлением о перераспределении земельного участка, находящегося в ее собственности, с КН и земель, государственная собственность на которые не разграничена, для осуществления доступа на принадлежащий ей участок. Решением от 18.05.2022г. ей было отказано в перераспределении земельного участка со ссылкой на то, что образование земельного участка приводит к изломанности границ и граница образуемого земельного участка якобы пересекает границы смежного земельного участка. С данным решением ответчика она не согласна, т.к. границы смежного земельного участка с КН исключены из ЕГРН на основании решения Липецкого районного суда Липецкой области от 17.05.2021г. С учетом сложившейся застройки территории района установление границ земельных участков в виде одних прямых линий фактически не представляется возможным, в связи с чем, изломанности границ, обусловленной необходимостью рационального использования земель, направленной на исключение образования земельных участков с сохранением между ними невостребованных частей земли (что в свою очередь будет попадать под понятие «вкрапливание» либо под иные из вышеперечисленных понятий) избежать невозможно, в том числе при осуществлении в этих целях перераспределения спорного земельного участка. Исключить изломанность границ образуемого земельного участка не в силах истицы.В связи с чем, просит признать незаконным решение Управления имущественных и земельных Липецкой области от 18.05.2022г. з «Об отказе в перераспределении земельного участка, находящегося в собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена», а также обязать Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области рассмотреть повторно ее заявление о перераспределении земельного участка.

В судебном заседании истица Слукина М.В. и ее представитель Кравченко Н.В. заявленные исковые требования поддержали, ссылаясь на доводы, изложенные в иске, указав, что истребуемые для перераспределения земли необходимы истице для обеспечения доступа к ее земельному участку с КН , данным проходом уже пользуется истица.

Представитель административного ответчика – Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области Попова О.Ю. в судебном заседании против требований Слукиной М.В. возражала, ссылаясь на то, что образование земельного участка приводит к изломанности его границ и граница образуемого земельного участка пересекает границы смежного земельного участка. Толкование п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ дает основание утверждать, что выдел земельного участка должен осуществляться таким способом, который не приведет к изломанности границ, дроблению исходного земельного участка, не создаст чересполосицу, не затруднит доступ к земельным участкам, не включенным в предполагаемый выдел, не будет препятствовать рациональному использованию. Границы смежного земельного участка с КН не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, следовательно, без уточнения этих границ границы перераспределяемого земельного участка пересекают его границы. Администрация сельского поселения сообщила, что утвержденный проект планировки или проект межевания территории, в границах которой расположен испрашиваемый земельный участок, не имеется доступа (подъезда) к земельному участку, не имеется возможность образования самостоятельного земельного участка из земель, добавляемых к исходному земельному участку при перераспределении, границы смежного земельного участка не установлены, перераспределение земельного участка невозможно.

Заинтересованное лицо Кретинина А.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в предыдущем судебном заседании против требований Слукиной М.В. не возражала, указав, что ей принадлежит земельный участок и жилой дом по адресу: , границы ее земельного участка сняты с учета в ЕГРН, граница ее земельного участка проходит по имеющемуся забору и ее будут уточнять по забору, около ее участка имеется стежка, она ею не пользуется, не возражает, если истица определит стежку до ее забора, указанная стежка до улицы не доходит, она соединяет участок истицы с домом и ее огород.

Представитель заинтересованного лица - администрации сельского поселения Сырский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражений по иску Слукиной М.В. не имеет.

Выслушав истицу и ее представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Слукиной М.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (п. 11 ст. 226 КАС РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

В силу ст. 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:

1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Согласно ст. 39.29. Земельного кодекса РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган.

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:

1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;

2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

Согласно п. 9 настоящей статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии, в частности, следующего основания:

11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.

Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого осуществляется перераспределение, не является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В этом случае заявитель обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельного участка, право собственности на который приобретает заявитель, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете такого земельного участка. При этом земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

Согласно п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в частности:

- разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Статьей 11.9Статьей 11.9 ЗК РФ предусмотрены требования к образуемым и измененным земельным участкам.

1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

В соответствии с Законом Липецкой области от 26.12.2014г. № 357-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Липецкой области и органами государственной власти Липецкой области» с 01.01.2016г. к полномочиям органов государственной власти области на неограниченный срок отнесены полномочия органов местного самоуправления сельских поселений, входящих в состав Липецкого муниципального района, по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, установленные в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а с 01.01.2017г. - полномочия органов местного самоуправления Липецкого муниципального района по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установленные в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

Согласно Закону Липецкой области от 31 августа 2004 г. N 122-ОЗ "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью в Липецкой области" уполномоченными органами по управлению областной собственностью является Управление имущественных и земельных отношений области.

Судом установлено, что Слукина М.В. является собственником земельного участка с КН площадью 994 кв.м. по адресу: Б, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 21.06.2022г.

Также ей принадлежит на праве собственности земельный участок с КН площадью 372 кв.м. и жилой дом по адресу: .

Из кадастрового дела в отношении указанного земельного участка с КН следует, что его первое межевание проводилось в 2008г., проект границ утвержден постановлением главы администрации сельского поселения Сырский сельсовет Липецкого муниципального района от 20.10.2008г. Ранее земельный участок с КН площадью 994 кв.м. имел адрес: , по данному адресу также значился еще один земельный участок площадью 372 кв.м., решением Совета депутатов сельского поселения Сырский сельсовет от 12.08.2008г. земельному участку площадью 994 кв.м. присвоен адрес: , ул. 8 марта, . Местоположение границ земельного участка с КН было уточнено на основании решения Липецкого районного суда Липецкой области от 17.05.2021г. по гражданскому делу .

Таким образом, из материалов дела следует, что при домовладении по адресу: , ранее имелся многоконтурный земельный участок, состоящий из двух земельных участков - площадью 372 кв.м. при жилом доме и площадью 994 кв.м. в виде огорода на некотором расстоянии по тыльной стороне смежного земельного участка.

Слукина М.В. обратилась в Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области с заявлением о перераспределении принадлежащего ей земельного участка с КН и земель, государственная собственность на которые не разграничена, представив соответствующую схему расположения вновь образуемого земельного участка на кадастровом плане территории.

Согласно данной схеме площадь земельного участка после перераспределения составит 1 041 кв.м. (т.е. увеличится на 47 кв.м.), перераспределяемые земли, государственная собственность на которые не разграничена, фактически представляют собой проход от земельного участка с КН к земельному участку истицы с КН , на котором расположен ее жилой дом. С одной стороны прохода расположен земельный участок с КН , границы которого установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, с другой стороны – расположен земельный участок с КН , границы которого не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. При этом земельный участок с КН огражден забором со стороны указанного прохода. Фактически данный проход представляет собой земли между земельным участком с КН и забором, ограждающим земельный участок с КН .

В ходе рассмотрения данного заявления Слукиной М.В. администрацией сельского поселения Сырский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области была предоставлена информация от 26.04.2022г. о невозможности перераспределения земельного участка с КН площадью 1 041 кв.м., доступа (подъезда) к земельному участку (к добавляемой части перераспределяемого земельного участка) не имеется; возможность образования самостоятельного земельного участка из земель, добавляемых к исходному земельному участку при перераспределении, не имеется; часть земельного участка, добавляемая к исходному земельному участку при перераспределении земельного участка, иным лицам не выделялась; границы смежного земельного участка с КН 48:13:1190103:92 не уточнены.

Решением Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 18.05.2022г. з Слукиной М.В. было отказано в перераспределении принадлежащего ей земельного участка с КН и земель, государственная собственность на которые не разграничена, по следующей причине - схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам: образование земельного участка приводит к изломанности его границ; граница образуемого земельного участка пересекает границы смежного земельного участка.

Согласно выписки из ЕГРН в отношении земельного участка с КН по адресу: , граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Указанный земельный участок принадлежит на праве собственности Кретининой А.Г., сведения о местоположении его границ исключены из ЕГРН на основании решения Липецкого районного суда Липецкой области от 17.05.2021г. по гражданскому делу .

Из материалов дела и объяснений Кретининой А.Г. в судебном заседании следует, что граница земельного участка с КН проходит по имеющемуся забору и будет уточняться по забору.

Из кадастрового дела в отношении указанного земельного участка с КН следует, что его межевание проводилось в 2008г., проект границ утвержден постановлением главы администрации сельского поселения Сырский сельсовет Липецкого муниципального района от 24.09.2008г., участок с левой стороны в районе домовладения граничит с земельным участком , затем с землями сельского поселения (в месте, где имеется проход, который истица просит перераспределить с ее участком).

Кроме того, из материалов гражданского дела , рассмотренного Липецким районным судом Липецкой области, следует, что ранее местоположение границ земельного участка с КН было уточнено на расстоянии от границ земельного участка с КН , в результате между данными участками имелись земли общего пользования, образующие проход от земельного участка с КН (принадлежащего истице).

Таким образом, из материалов дела следует, что истица просит перераспределить ей земли, государственная собственность на которые не разграничена, которые представляют собой проход от ее земельного участка с КН к ее земельному участку с КН , ранее оба ее земельных участка имели один адрес и, по сути, представляли собой один многоконтурный земельный участок, указанным проходом истица пользуется и в настоящее время.

Исходя из смысла положений Земельного кодекса РФ, в частности ст. 11.9, образование земельных участков не должно не просто приводить к изломанности границ, а к изломанности, которая препятствует рациональному использованию и охране земель.

Однако, в рассматриваемом случае образование земельного участка путем перераспределения не препятствует рациональному использованию земель, по сути в данной местности между участками собственников имеются земли неразграниченной собственности, которыми в настоящее время пользуется истица для обеспечения прохода между ее земельными участками.

При этом, граница образуемого земельного участка не пересекает границы смежного земельного участка с КН , которые по периметру определены ограждением.

То обстоятельство, что в настоящее время местоположение границ земельного участка с КН не уточнено, само по себе не свидетельствует на пересечении границ и не может являться препятствием для перераспределения земель, государственная собственность на которые не разграничена. Уточнение местоположения границ земельного участка зависит от волеизъявления его собственника и не может препятствовать иному лицу в реализации его прав.

При установленных обстоятельствах, отказ Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области в перераспределении земельного участка с КН и земель, государственная собственность на которые не разграничена, нельзя признать обоснованным, поскольку оснований считать, что образование испрашиваемого земельного участка осуществлено с нарушением требований ст. 11.9. ЗК РФ, не имеется.

При этом наличие информации администрации сельского поселения о невозможности такого перераспределения не свидетельствует о законности оспариваемого решения. Доступ к добавляемой части к земельному участку истицы имеется с ее же земельного участка с КН 48:13:1190103:147, при этом границы данного земельного участка утверждались ранее администрацией сельского поселения, следовательно, наличие доступа к данному участку обеспечивалось.

Каких-либо относимых и допустимых доказательств, подтверждающих, что образование спорного земельного участка приводит к изломанности его границ, которая препятствует рациональному использованию и охране земель, а также приведет к пересечению границ смежного земельного участка, суду представлено не было.

При этом согласно положений КАС РФ именно на административном ответчике лежит обязанность представить такие доказательства.

С учетом установленных обстоятельств, оснований для признания законным решения Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 18.05.2022г. з об отказе Слукиной М.В. в перераспределении земельного участка с КН 48:13:1190103:147 и земель, государственная собственность на которые не разграничена, не имеется. В связи с чем, суд считает необходимым признать незаконным указанное решение Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области и обязать Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области повторно рассмотреть заявление Слукиной М.В.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Слукиной М.В. к Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 18.05.2022г. з об отказе в перераспределении земельного участка.

Обязать Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области повторно рассмотреть заявление Слукиной М.В. о перераспределении земельного участка с КН и земель, государственная собственность на которые не разграничена, и сообщить о принятом решении не позднее одного месяца в суд и административному истцу Слукиной М.В..

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Липецкий районный суд Липецкой области в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

СудьяТ.В.Панченко

Решение в окончательной форме

изготовлено 21.07.2022г.