ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-11261/2015 от 25.01.2016 Центрального районного суда г. Тюмени (Тюменская область)

Дело а-1848/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тюмень 25 января 2016 года

Центральный районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Жижина А.А.,

при секретаре Ходжиевой Р.Р.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к прокуратуре Тюменской области о признании недействительным предостережения о недопустимости нарушений закона от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением к прокуратуре Тюменской области о признании недействительным предостережения о недопустимости нарушений закона от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование административного иска указал, что <данные изъяты>» является теплоснабжающей организацией, основной вид деятельности - поставка (продажа) тепловой энергии и теплоносителя, горячей воды (п. 3.2 Устава АО «УТСК»), Правовой основой деятельности теплоснабжающих организацией является Федеральный закон от 27.07.2010№ 190-ФЗ «О теплоснабжении», который устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций. Между тем при вынесении предостережения от ДД.ММ.ГГГГ прокуратура Тюменской области руководствуется ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ «Об электроэнергетике», который не имеет никакого отношения к деятельности АО «УТСК» и относится к субъектам электроэнергетики при осуществлении ими деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии. В предостережении от ДД.ММ.ГГГГ прокуратура Тюменской области указывает, что <данные изъяты>» в нарушении п.50 Основ ценообразования с сфере теплоснабжения, утв.постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ежегодно заявляет в тарифы на теплоснабжение и горячее водоснабжение расходы на оказание услуг по организации мероприятий для сотрудников АО «УТСК», посвященных Дню энергетика, т.к. они относятся к экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. Между тем, указанная информация не является достоверной и не подтверждается материалами проверки, <данные изъяты> не заявляет ежегодно указанные расходы в тариф. Предостережение от ДД.ММ.ГГГГ содержит ссылки на событие, которое на момент вынесения не являлось актуальным, более того, было исключено Департаментом тарифной и ценовой политики из валовой выручки расходов, связанных с предоставлением услуг и кроме того, тариф на тепловую энергию и теплоноситель был утвержден на момент вынесения предостережения без учета указанных расходов (Распоряжение Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ). В предостережении от ДД.ММ.ГГГГ прокуратура Тюменской области указывает на то, что в 2015 г. АО «УТСК» понесло расходы, связанные с оказанием рекламных услуг по продвижению бренда АО «УТСК» в рамках Чемпионата мира по русскому бильярду в дисциплине «Динамичная пирамида» и которые могут быть заявлены организацией при установлении тарифов на 2016 г. Между тем, фактов подтверждающих указанные намерения АО «УТСК», административный ответчик не приводит, не мотивирует свои предположения.

Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании административный иск поддержала в полном объеме по основаниям изложенным в иске.

Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании с административным иском не согласились, просила в его удовлетворении отказать по основаниям указанным в представленных возражениях на административное исковое заявление.

Выслушав объяснения представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, изучив материалы дела, суд считает административное исковое заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Частью 1 статьи 25.1 указанного Закона предусмотрено, что В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке (часть 2 статьи 25.1 Закона).

В силу положений статей 22, 25.1 названного Закона предостережение о недопустимости нарушения закона является документом прокурорского реагирования, мерой профилактического воздействия.

Следовательно, предостережение, являющееся одной из мер прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, принимаемое на основании результатов проведенных проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, информациям контролирующих органов и иным конкретным сигналам, содержащим достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, влекущее для лица, в адрес которого оно объявлено, определенные правовые последствия в случае его неисполнения, является актом, проверка которого осуществляется в порядке производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений.

Предостережение - это правовое средство особой целевой направленности, оно имеет превентивный (предупредительный, профилактический) характер. Цель предостережения - предупреждение правонарушений путем официального указания на необходимость изменения модели своей юридически значимой деятельности.

Прокурор при проведении проверки может объявить предостережение лишь при наличии веских задокументированных оснований, связанных с тем, что в будущем, возможно, лицо совершит правонарушение.

Предостережение о недопустимости нарушения закона никаких юридических последствий для лица, которому оно объявлено, не влечет. Если лицо, которому ранее было объявлено предостережение, все же совершит в дальнейшем правонарушение, о недопустимости которого оно предостерегалось, то правовые последствия для него породят иные меры прокурорского реагирования, принятые в связи с последним нарушением законности, а не это предостережение.

В Указании Генерального прокуратура Российской Федерации от 6 июля 1999 года N 39/7 "О применении предостережения о недопустимости нарушения закона" детализированы условия вынесения предостережения, которое может применяться только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов.

Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемых законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.

Предостережение объявляется во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Для применения предостережения должна в обязательном порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Тюменской области в адрес директора <данные изъяты> Тюменские тепловые сети вынесено предостережение о недопустимости нарушений закона.

Правовой основой деятельности теплоснабжающих организаций является Федеральный закон от 27.07.2010№ 190-ФЗ «О теплоснабжении», который устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

АО «Уральская теплосетевая компания» является теплоснабжающей организацией, основной вид деятельности - поставка (продажа) тепловой энергии и теплоносителя, горячей воды. В связи с этим, деятельность АО «УТСК» в сфере теплоснабжения: поставка (продажа) тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды (п.3.2 Устава <данные изъяты> подлежит государственному регулированию.

Согласно п. 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, в которую на основании п.48 Основ ценообразования включаются расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), определяются в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно информации <данные изъяты> ежегодно, начиная с 2013 года, заявляет в валовую выручку расходы на оказание услуг по организации мероприятий для сотрудников <данные изъяты> посвященных Дню энергетика, в рамках предложений по установлению тарифов на тепловую энергию.

В соответствии со ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации указанные расходы относятся к расходам, не учитываемым в целях налогообложения.

Однако, при утверждении тарифа указанные расходы в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом признаются экономически необоснованными и исключаются из необходимой валовой выручки расходов, связанных с предоставлением услуг.

Заявление и включение в валовую выручку организации экономически необоснованных расходов влечет повышение тарифов на теплоснабжение, в том числе для населения г.Тюмени и г.Тобольска.

При мониторинге сайта www.zakupki,gov.ru прокуратурой области установлено, что <данные изъяты> в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» ДД.ММ.ГГГГ произведена закупка юридических услуг по делу №А70-9576/2015 о признании действий Департамента ЖКХ Тюменской области по возврату заявок ОАО "УТСК" о предоставлении субсидий без рассмотрения незаконными и обязании их рассмотрения по существу; ДД.ММ.ГГГГ произведена закупка рекламных услуг по продвижению бренда ОАО «УТСК» в рамках Чемпионата мира по русскому бильярду в дисциплине «Динамичная пирамида». Стоимость каждой закупки составляет <данные изъяты>

В связи тем, что АО «УТСК» начиная с 2013 года ежегодно заявляло экономически необоснованные расходы на оказание услуг по организации дня энергетика, и в соответствии с п.6 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, согласно которому цены (тарифы) устанавливаются органами регулирования до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, у прокуратуры Тюменской области были основания полагать, что АО «УТСК» в рамках предложений по установлению тарифов на тепловую энергию на 2016 год могут быть заявлены необоснованные расходы.

При таком положении у прокурора, в соответствии с названными нормами права имелись правовые основания для объявления предостережения директору АО «УТСК».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 4, 13, 14, 62, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к прокуратуре Тюменской области о признании недействительным предостережения о недопустимости нарушений закона от ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированной части решения путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тюмени.

Мотивированное решение составлено и подписано судьей 01 февраля 2016 года.

Судья А.А. Жижин