Дело №а-1848/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тюмень 25 января 2016 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Жижина А.А.,
при секретаре Ходжиевой Р.Р.,
с участием представителя административного истца Королевой Л.С.,
представителя административного ответчика Хлыстовой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Перекальский А.Е. к прокуратуре Тюменской области о признании недействительным предостережения о недопустимости нарушений закона от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Перекальский А.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением к прокуратуре Тюменской области о признании недействительным предостережения о недопустимости нарушений закона от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование административного иска указал, что <данные изъяты>» является теплоснабжающей организацией, основной вид деятельности - поставка (продажа) тепловой энергии и теплоносителя, горячей воды (п. 3.2 Устава АО «УТСК»), Правовой основой деятельности теплоснабжающих организацией является Федеральный закон от 27.07.2010№ 190-ФЗ «О теплоснабжении», который устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций. Между тем при вынесении предостережения от ДД.ММ.ГГГГ прокуратура Тюменской области руководствуется ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ «Об электроэнергетике», который не имеет никакого отношения к деятельности АО «УТСК» и относится к субъектам электроэнергетики при осуществлении ими деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии. В предостережении от ДД.ММ.ГГГГ прокуратура Тюменской области указывает, что <данные изъяты>» в нарушении п.50 Основ ценообразования с сфере теплоснабжения, утв.постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ ежегодно заявляет в тарифы на теплоснабжение и горячее водоснабжение расходы на оказание услуг по организации мероприятий для сотрудников АО «УТСК», посвященных Дню энергетика, т.к. они относятся к экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. Между тем, указанная информация не является достоверной и не подтверждается материалами проверки, <данные изъяты> не заявляет ежегодно указанные расходы в тариф. Предостережение от ДД.ММ.ГГГГ содержит ссылки на событие, которое на момент вынесения не являлось актуальным, более того, было исключено Департаментом тарифной и ценовой политики из валовой выручки расходов, связанных с предоставлением услуг и кроме того, тариф на тепловую энергию и теплоноситель был утвержден на момент вынесения предостережения без учета указанных расходов (Распоряжение Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области №от ДД.ММ.ГГГГ). В предостережении от ДД.ММ.ГГГГ прокуратура Тюменской области указывает на то, что в 2015 г. АО «УТСК» понесло расходы, связанные с оказанием рекламных услуг по продвижению бренда АО «УТСК» в рамках Чемпионата мира по русскому бильярду в дисциплине «Динамичная пирамида» и которые могут быть заявлены организацией при установлении тарифов на 2016 г. Между тем, фактов подтверждающих указанные намерения АО «УТСК», административный ответчик не приводит, не мотивирует свои предположения.
Административный истец Перекальский А.Е. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца Королева Л.С. в судебном заседании административный иск поддержала в полном объеме по основаниям изложенным в иске.
Представитель административного ответчика Хлыстова Е.Ю. в судебном заседании с административным иском не согласились, просила в его удовлетворении отказать по основаниям указанным в представленных возражениях на административное исковое заявление.
Выслушав объяснения представителя административного истца Королевой Л.С., представителя административного ответчика Хлыстовой Е.Ю., изучив материалы дела, суд считает административное исковое заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Частью 1 статьи 25.1 указанного Закона предусмотрено, что В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке (часть 2 статьи 25.1 Закона).
В силу положений статей 22, 25.1 названного Закона предостережение о недопустимости нарушения закона является документом прокурорского реагирования, мерой профилактического воздействия.
Следовательно, предостережение, являющееся одной из мер прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, принимаемое на основании результатов проведенных проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, информациям контролирующих органов и иным конкретным сигналам, содержащим достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, влекущее для лица, в адрес которого оно объявлено, определенные правовые последствия в случае его неисполнения, является актом, проверка которого осуществляется в порядке производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений.
Предостережение - это правовое средство особой целевой направленности, оно имеет превентивный (предупредительный, профилактический) характер. Цель предостережения - предупреждение правонарушений путем официального указания на необходимость изменения модели своей юридически значимой деятельности.
Прокурор при проведении проверки может объявить предостережение лишь при наличии веских задокументированных оснований, связанных с тем, что в будущем, возможно, лицо совершит правонарушение.
Предостережение о недопустимости нарушения закона никаких юридических последствий для лица, которому оно объявлено, не влечет. Если лицо, которому ранее было объявлено предостережение, все же совершит в дальнейшем правонарушение, о недопустимости которого оно предостерегалось, то правовые последствия для него породят иные меры прокурорского реагирования, принятые в связи с последним нарушением законности, а не это предостережение.
В Указании Генерального прокуратура Российской Федерации от 6 июля 1999 года N 39/7 "О применении предостережения о недопустимости нарушения закона" детализированы условия вынесения предостережения, которое может применяться только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов.
Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемых законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.
Предостережение объявляется во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Для применения предостережения должна в обязательном порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Тюменской области в адрес директора <данные изъяты> Тюменские тепловые сети вынесено предостережение о недопустимости нарушений закона.
Правовой основой деятельности теплоснабжающих организаций является Федеральный закон от 27.07.2010№ 190-ФЗ «О теплоснабжении», который устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
АО «Уральская теплосетевая компания» является теплоснабжающей организацией, основной вид деятельности - поставка (продажа) тепловой энергии и теплоносителя, горячей воды. В связи с этим, деятельность АО «УТСК» в сфере теплоснабжения: поставка (продажа) тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды (п.3.2 Устава <данные изъяты> подлежит государственному регулированию.
Согласно п. 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, в которую на основании п.48 Основ ценообразования включаются расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), определяются в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно информации <данные изъяты> ежегодно, начиная с 2013 года, заявляет в валовую выручку расходы на оказание услуг по организации мероприятий для сотрудников <данные изъяты> посвященных Дню энергетика, в рамках предложений по установлению тарифов на тепловую энергию.
В соответствии со ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации указанные расходы относятся к расходам, не учитываемым в целях налогообложения.
Однако, при утверждении тарифа указанные расходы в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ Департаментом признаются экономически необоснованными и исключаются из необходимой валовой выручки расходов, связанных с предоставлением услуг.
Заявление и включение в валовую выручку организации экономически необоснованных расходов влечет повышение тарифов на теплоснабжение, в том числе для населения г.Тюмени и г.Тобольска.
При мониторинге сайта www.zakupki,gov.ru прокуратурой области установлено, что <данные изъяты> в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» ДД.ММ.ГГГГ произведена закупка юридических услуг по делу №А70-9576/2015 о признании действий Департамента ЖКХ Тюменской области по возврату заявок ОАО "УТСК" о предоставлении субсидий без рассмотрения незаконными и обязании их рассмотрения по существу; ДД.ММ.ГГГГ произведена закупка рекламных услуг по продвижению бренда ОАО «УТСК» в рамках Чемпионата мира по русскому бильярду в дисциплине «Динамичная пирамида». Стоимость каждой закупки составляет <данные изъяты>
В связи тем, что АО «УТСК» начиная с 2013 года ежегодно заявляло экономически необоснованные расходы на оказание услуг по организации дня энергетика, и в соответствии с п.6 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, согласно которому цены (тарифы) устанавливаются органами регулирования до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, у прокуратуры Тюменской области были основания полагать, что АО «УТСК» в рамках предложений по установлению тарифов на тепловую энергию на 2016 год могут быть заявлены необоснованные расходы.
При таком положении у прокурора, в соответствии с названными нормами права имелись правовые основания для объявления предостережения директору АО «УТСК».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 4, 13, 14, 62, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Перекальский А.Е. к прокуратуре Тюменской области о признании недействительным предостережения о недопустимости нарушений закона от ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированной части решения путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тюмени.
Мотивированное решение составлено и подписано судьей 01 февраля 2016 года.
Судья А.А. Жижин