Дело № 2а-1126/2020г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 мая 2020 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Мучкинова М.Н.,
при секретаре Накшиновой Г.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г.Элисты в интересах неопределенного круга лиц и Республики Калмыкия в лице Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия к Элистинскому ГОСП №2 Управления ФССП России по Республике Калмыкия о признании незаконными постановления об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства и постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства,
у с т а н о в и л :
Прокурор г.Элисты, действуя в интересах неопределенного круга лиц и Республики Калмыкия в лице Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, обратился в суд с административным иском к Элистинскому ГОСП №2 УФССП России по Республике Калмыкия о признании незаконными постановления об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства и постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства, мотивируя следующим.
Прокуратурой г.Элисты в ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства об исполнительном производстве выявлены факты незаконного принятия должностными лицами ЭГОСП №2 решений об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства и об отказе в возбуждении исполнительного производства по исполнительному листу серии ФС № от 5 ноября 2019 года.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 6 августа 2019 года удовлетворены исковые требования Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия к ФИО1 о признании недействительными договоров аренды земельных участков от 5 декабря 2016 года №814/2016-д/а, от 26 июня 2017 года №266/2017-д/а, от 13 июля 2017 года №327/2017-д/а, разрешения на строительство от 22 декабря 2016 года, выданное Администрацией г.Элисты. На ФИО1 возложена обязанность своими силами и за свой счет в течение одного месяца после вступления решения в законную силу освободить земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, путем сноса (демонтирования объекта незавершенного строительства – нежилое здание с кадастровым номером №, вывезти с земельного участка образовавшийся в результате сноса строительный мусор).
03 декабря 2019 года заместителем начальника Элистинского ГОСП №2 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства по исполнительному листу серии ФС № от 5 ноября 2019 года, выданному на основании указанного судебного решения.
10 февраля 2020 года начальником ЭГОСП №2 ФИО2 вынесено постановление об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства от 3 декабря 2019 года.
Заместителем начальника ЭГОСП №2 ФИО3 10 февраля 2020 года вынесено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Прокурор г.Элисты в поданном суду иске полагает, что указанные постановления от 10 февраля 2020 года вынесены незаконно и необоснованно.
Просит суд признать незаконными постановление начальника ЭГОСП №2 УФССП по Республике Калмыкия ФИО2 от 10 февраля 2020 года об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства по исполнительному листу серии ФС №019716266 и возращении исполнительного документа взыскателю и постановление заместителя начальника ЭГОСП №2 УФССП по Республике Калмыкия ФИО3 от 10 февраля 2020 года об отказе в возбуждении исполнительного производства.
В судебном заседании помощник прокурора г.Элисты Чуб А.В. и представитель министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия ФИО4, действующий по доверенности, поддержали заявленные исковые требования в полном объёме, просили удовлетворить.
Представители административного ответчика – начальник отдела - старший судебный пристав Элистинского ГОСП №2 ФИО2 и начальник отдела Управления ФССП по РК ФИО5 в судебном заседании административный иск не признали. Полагают, что прокурором заявлены неправомерные требования, а также прокурором пропущен десятидневный срок обращения в суд с настоящим административным иском.
Заинтересованное лицо ФИО1, извещенный судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о чём свидетельствует почтовое уведомление, в судебное заседание не явился, уважительную причину неявки суду не сообщил, ходатайств не заявил.
С учетом мнений лиц, участвующих в деле, положений ст.150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие заинтересованного лица.
Выслушав представителей сторон административного спора, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства, суд находит заявленные требования прокурора подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 6 августа 2019 года исковые требования Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия удовлетворены. Признан недействительным договор аренды земельного участка от 5 декабря 2016 г. №814/2016-д/а, заключенный между Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия и ФИО1. Признан недействительным договор аренды земельного участка от 26 июня 2017 г. №266/2017-д/а, заключенный между Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия и ФИО1. Признан недействительным договор аренды земельного участка от 13 июля 2017 г. №327/2017-д/а, заключенный между Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия и ФИО1. Признано незаконным постановление Администрации города Элисты №2884 от 21.12.2016 г. «Об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №, площадью 7 400 кв.м., предназначенного под обслуживание автотранспорта, расположенного по адресу: <адрес>. Признано недействительным разрешение на строительство от 22 декабря 2016 года №08-RU08301000-527-2016, выданное Администрацией города Элисты. На ФИО1 возложена обязанность своими силами и за свой счет в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу освободить земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером № путем сноса (демонтирования) объекта незавершенного строительства – нежилое здание с кадастровым номером №, вывезти с земельного участка образовавшийся в результате сноса строительный мусор. Установлено, что решение суда является основанием для погашения записи в Едином государственном реестре недвижимости о государственной регистрации права собственности ФИО1 на нежилое здание, кадастровый номер №, проектируемая площадь 287 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Меры обеспечения иска оставлены без изменения, сохраняют силу до исполнения решения суда.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкии от 10 октября 2019 года указанное выше решение суда первой инстанции оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
Взыскателю – Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия выдан исполнительный лист серии ФС №.
03 декабря 2019 года постановлением судебного пристава-исполнителя ЭГОСП №2 Управления ФССП России по Республике Калмыкия возбуждено исполнительное производство № на предмет исполнения решения суда от 6 августа 2019 года.
10 февраля 2020 года указанное постановление о возбуждении исполнительного производства отменено начальником отдела ЭГОСП №2 УФССП России по Республике Калмыкия ФИО2 на основании положений ч.ч.7, 8 статьи 55.30 ГрК РФ.
В этот же день постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава ЭГОСП №2 УФССП РФ по РК ФИО3 отказано в возбуждении исполнительного производства по исполнительному листу серии ФС № от 5 ноября 2019 года.
Прокуратурой г.Элисты 18 февраля 2020 года оспариваемые постановления ЭГОСП №2 Управления ФССП РФ по РК опротестованы.
04 марта 2020 года в удовлетворении протестов заместителя прокурора г.Элисты начальником отдела-старшим судебным приставом ЭГОСП №2 УФССП России по Республике Калмыкия ФИО2 отказано.
Согласно положениям частей 7,8 статьи 55.30 ГрК РФ, в случае, если снос объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленном в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами обеспечивается органом государственной власти или органом местного самоуправления, функции застройщика выполняют указанные органы или лица, с которыми указанными органами заключен договор о сносе указанного объекта капитального строительства.
Положения настоящей главы не распространяются на случаи сноса объекта капитального строительства в целях строительства нового объекта капитального строительства, реконструкции объекта капитального строительства. Снос объекта капитального строительства осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Кодекса для строительства объектов капитального строительства.
Между тем, порядок исполнения вступившего в законную силу судебного решения устанавливается в ходе исполнительного производства, в соответствии с положениями Федерального закона "Об исполнительном производстве".
В соответствии со статьёй 2 Закона об исполнительном производстве, задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 5 Закона об исполнительном производстве, принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Абзацем 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" в обязанности судебных приставов-исполнителей в ходе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, упомянутых в Федеральном законе "Об исполнительном производстве", входит принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Из содержания части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве следует, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с названным Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Статьей 107 этого же Закона определены особенности исполнения содержащегося в исполнительном документе требования об освобождении земельного участка, о сносе строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций.
Письмом Федеральной службы судебных приставов России от 31 марта 2014 года N8 разработаны и утверждены "Методические рекомендации по исполнению судебных актов о сносе самовольно возведенных строений" (далее - Рекомендации).
В силу пункта 2.4 указанных Рекомендаций, сфера действия настоящих Методических рекомендаций распространяется как на исполнение судебных решений о сносе объектов капитального строительства, объектов незавершенного строительства, надстроенных этажей в правомерных строениях, так и на исполнение судебных решений о сносе пристроек и временных построек (гаражей, киосков и прочих конструкций).
Кроме того, Методические рекомендации могут применяться при исполнении требований исполнительных документов об освобождении земельных участков путем сноса строений либо их отдельных частей, о сносе отдельных элементов зданий и сооружений (этажей, надстроек, пристроек) и других исполнительных документов аналогичного характера.
При этом снос расположенных на земельном участке строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций производится в случае, если это указано в исполнительном документе, в соответствии с положениями статьи 107 Закона об исполнительном производстве.
Согласно положениям статьи 107 Закона об исполнительном производстве, исполнение требования об освобождении земельного участка (об обязании должника освободить земельный участок) включает в себя освобождение земельного участка, указанного в исполнительном документе, от движимого и недвижимого имущества должника и запрещение должнику пользоваться освобожденным земельным участком. Снос расположенных на земельном участке строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций производится в случае, если это указано в исполнительном документе (пункт 3).
Снос строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций включает в себя разборку, демонтаж или разрушение строения, здания или сооружения, указанных в исполнительном документе, либо их отдельных конструкций независимо от типа, назначения и степени завершенности, а также уборку строительного мусора (пункт 4).
В целях освобождения земельного участка или сноса строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций судебный пристав-исполнитель вправе привлечь соответствующую специализированную организацию (пункт 8).
Методические рекомендации по исполнению судебных актов о сносе самовольно возведенных строений разъясняют порядок действий, как территориальных подразделений, так и Управлений ФССП субъектов Российской Федерации при исполнении требований исполнительного листа указанной категории.
При этом, каких-либо исключений относительно возможности неисполнения должностными лицами службы судебных приставов судебного акта, вступившего в законную силу, действующим законодательством не установлено.
Не содержится подобного и в статьях 55.30, 55.32 ГрК РФ, послуживших основанием для принятия должностными лицами ЭГОСП №2 УФССП РФ по РК обжалуемых прокурором постановлений.
Данными нормами градостроительного кодекса РФ предусмотрены общие положения о сносе объектов капитального строительства и особенности сноса самовольных построек или приведения их в соответствие с установленными требованиями, в том числе порядок сноса государственными органами или органами местного самоуправления самовольных построек.
Однако указанные нормоположения никак не освобождают судебного пристава-исполнителя от исполнения своих должностных обязанностей по правильному и своевременному исполнению судебных актов.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные административные исковые требования прокурора г.Элисты законными и обоснованными.
Что касается заявленного стороной административного ответчика ходатайства о пропуске прокурором города Элисты срока обращения в суд с настоящим административным иском, суд полагает следующее.
Обжалуемые в суд постановления вынесены должностными лицами ЭГОСП №2 10 февраля 2020 года и в соответствии с положениями Закона «Об исполнительном производстве» должны были быть направлены взыскателю не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления.
Между тем, взыскателю – министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия копия постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства направлена 11 марта 2020 года и получена 13 марта 2020 года.
19 марта 2020 года министр по земельным и имущественным отношениях Республики Калмыкия обратился к прокурору г.Элисты с заявлением о том, что требования судебного исполнительного документа не исполнены, в возбуждении исполнительного производства отказано и исполнительный лист возвращен. Также в заявлении министр просил прокурора принять меры прокурорского реагирования.
Настоящее административное исковое заявление сдано прокурором г.Элисты, действующим в интересах Министерства и неопределенного круга лиц, в отделение почтовой связи 27 марта 2020 года, что подтверждается печатью на конверте.
Действительно, в соответствии с частью 3 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Между тем, в соответствии с частью 2 статьи 92 КАС РФ процессуальный срок определяется датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или периодом. В последнем случае процессуальное действие может быть совершено в течение всего периода. В сроки, исчисляемые днями, включаются только рабочие дни, за исключением сроков совершения судом, лицами, участвующими в деле, и другими участниками судебного процесса процессуальных действий по административным делам, предусмотренным частью 2 статьи 213, главами 24, 28, 30, 31, 31.1 настоящего Кодекса.
При этом, по смыслу части 3 статьи 219 КАС РФ прокурор г.Элисты не является лицом, права, свободы и законные интересы которого нарушены оспариваемыми постановлениями судебного пристава-исполнителя.
Таковым лицом является взыскатель, указанный в исполнительном документе, который был возвращён судебным приставом-исполнителем, то есть в настоящем случае – Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия.
Соответственно, срок обращения в суд исчисляется с получения взыскателем оспариваемых документов, а не с получения прокурором г.Элисты ответа на протест, как полагают ответчики.
Следовательно, 10-тидневный срок обращения в суд подлежит исчислению с 16 марта 2020 года (следующего рабочего дня после дня получения взыскателем обжалуемых постановлений), который заканчивается 27 марта 2020 года.
Поскольку прокурор г.Элисты, действующий в интересах Министерства и неопределенного круга лиц, обратился в суд через отделение почтовой связи 27 марта 2020 года, срок для обжалования оспариваемых постановлений должностных лиц ЭГОСП УФССП РФ по РК, им не пропущен.
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л :
удовлетворить административное исковое заявление прокурора города Элисты в интересах неопределенного круга лиц и Республики Калмыкия в лице Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия к Элистинскому ГОСП №2 Управления ФССП России по Республике Калмыкия о признании незаконными постановления об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства и постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Признать незаконным постановление начальника Элистинского ГОСП №2 Управления ФССП по Республике Калмыкия ФИО2 от 10 февраля 2020 года об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства № от 03 декабря 2019 года, по исполнительному листу серии ФС № о возложении обязанности на ФИО1 своими силами и за свой счет в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу освободить земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, путем сноса (демонтирования) объекта незавершенного строительства – нежилое здание с кадастровым номером №, вывезти с земельного участка образовавшийся в результате сноса строительный мусор.
Признать незаконным постановление заместителя начальника Элистинского ГОСП №2 Управления ФССП по Республике Калмыкия ФИО3 от 10 февраля 2020 года об отказе в возбуждении исполнительного производства по исполнительному листу серии ФС № от 05 ноября 2019 года о возложении обязанности на ФИО1 своими силами и за свой счет в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу освободить земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, путем сноса (демонтирования) объекта незавершенного строительства – нежилое здание с кадастровым номером №, вывезти с земельного участка образовавшийся в результате сноса строительный мусор.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Председательствующий М.Н. Мучкинов