ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1126/2016 от 03.03.2016 Тосненского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2а-1126/2016 03 марта 2016 года

в г. Тосно Ленинградской области

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Тосненский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Ваганова А.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Б.Е.Е., Б.А.А. в интересах несовершеннолетних детей Б.Д.А., Б.В.А. к Тосненскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконными и отмене решений, к Управлению Федерального казначейства по <адрес> о взыскании уплаченной государственной пошлины,

установил:

Б.Е.Е., Б.А.А. в интересах несовершеннолетних Б.Д.А., Б.В.А. обратились в суд с административным иском к Тосненскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконными и отмене решений об отказе от ДД.ММ.ГГГГ и ; обязании выдать уведомление о возврате излишне уплаченной государственной пошлины в размере 6000 руб.; к Управлению Федерального казначейства по <адрес> о взыскании уплаченной государственной пошлины в размере 300 руб.

В обоснование требований указали, что ДД.ММ.ГГГГЛ.Т.М., Б.Е.Е., Б.А.А., Б.О.Н. как законные представители своих несовершеннолетних детей Б.В.А. и Б.Д.А. одновременно обратились через филиал «<адрес> ГБУ ЛО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» в <адрес> отдел Управления Росреестра по <адрес> для государственной регистрации перехода права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый . ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком вынесены решения о приостановлении государственной регистрации до ДД.ММ.ГГГГ, причина приостановки: неполная оплата государственной пошлины, неточности в договорах. ДД.ММ.ГГГГ административные истцы выполнили требования, Б.В.А. и Б.Д.А. доплатили государственную пошлину по 980 руб. каждый, Б.Е.Е. доплатила государственную пошлину в сумме 40 руб. представили исправленные экземпляры договоров. ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик отказал в государственной регистрации перехода права на вышеуказанную квартиру в связи с неполной оплатой государственной пошлины. Государственная регистрация перехода права на квартиру произошла только после повторной подачи комплекта документов и повторной оплаты ими государственной пошлины в размере 4000 руб. После многочисленных обращений истцов выяснилось, что, по мнению административного ответчика, данные квитанций, оплаченных разными датами, не суммируются; документы по переходу права на вышеуказанную квартиру приняты разными пакетами, поэтому государственная пошлина должна быть оплачена дважды. В соответствии с п.п.22 п.1 ст.333.33 НК Российской Федерации размер государственной пошлины за регистрацию перехода права и права общей долевой собственности на квартиру составляет 2000 руб. Особенности уплаты государственной пошлины за регистрацию доли в праве общей долевой собственности, возникающей с момента государственной регистрации, разъясняются п.1 письма Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и п.7 письма Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ-СВ, в соответствии с которыми, за государственную регистрацию доли в праве общей долевой собственности, возникающей с момента государственной регистрации, государственная пошлина уплачивается каждым обратившимся лицом в соответствии с п.п.22 п.1 ст.333.33 НК Российской Федерации в размере, умноженном на размер доли в праве собственности.

В соответствии с договорами дарения и купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ размер долей сторон был определен следующим образом: Б.Е.Е. – 98/100 долей, Б.Д.А. и Б.В.А. по 1/100 доле каждому. Соответственно, была уплачена государственная пошлина Б.Е.Е. – 1960 руб., Б.Д.А. и Б.В.А. 20 руб. каждым. Исполнив незаконные требования ответчика, Б.Д.А. и Б.В.А. оплатили государственную пошлину по 1000 руб. каждый, Б.Е.Е. – 2000 руб. Решение об отказе от ДД.ММ.ГГГГ, решение об отказе от ДД.ММ.ГГГГ противоречат Налоговому кодексу Российской Федерации. Документы по переходу права собственности на квартиру были сданы ими привязанными пакетами, переданы одному государственному регистратору, регистрация перехода права по вышеуказанным договорам дарения и купли-продажи несовместно была бы невозможна, поэтому требование ответчика о повторной оплате государственной пошлины также незаконно. В связи с незаконными действиями ответчика ими была излишне уплачена государственная пошлина в размере 6000 руб. (л.д.6-9).

Б.Е.Е., Б.А.А. извещены о времени и месте судебного разбирательства, ходатайствовали о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства (л.д.10, 56-57).

Тосненский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> извещен о времени и месте судебного разбирательства, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.58, 60).

Управление Федерального казначейства по <адрес> возражало против рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, представило отзыв, в котором указало, что оно не является администратором платежей по уплате государственной пошлины, а лишь распределяет денежные средства по администраторам платежей. В случае признания незаконными действий сотрудников Тосненского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, возврат государственной пошлины производится с получателя государственной пошлины (л.д.42-44, 59).

В соответствии с частью 7 статьи 150 КАС Российской Федерации суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, при этом возлагая на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Из анализа вышеуказанных положений следует, что для принятия судом решения о признании решения незаконным необходимо наличие двух условий - это несоответствие этого решения закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием. Указанная совокупность условий по делу установлена.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно статье 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.

Абзацем 10 пункта 1 статьи 20 вышеупомянутого Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ установлено, что в государственной регистрации прав может быть отказано, в частности, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

На основании статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу пункта 4 статьи 16 названного Закона документ об уплате государственной пошлины предъявляется вместе с заявлением о государственной регистрации прав и другими представленными для государственной регистрации прав документами.

Размеры государственной пошлины за совершение регистрационных действий установлены пунктом 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно подпункту 22 пункта 1 названной статьи за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество государственная пошлина уплачивается физическими лицами в размере 2 000 рублей.

На основании абзаца 2 ст. 333.18 НК Российской Федерации в случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные настоящей главой, государственная пошлина уплачивается плательщиком в равных долях.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в филиал «<адрес>» ГБУ ЛО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» обратились Б.Е.Е., Л.Т.М., Б.А.А., действующий как законный представитель Б.В.А., Б.О.Н., действующая как законный представитель Б.Д.А., с заявлениями о регистрации права общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (л.д.27-30). На момент подачи заявлений указанная квартира принадлежала на праве собственности Л.Т.М. (л.д.31-34). В качестве правоустанавливающих документов для регистрационных действий представлены: составленный в простой письменной форме договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Л.Т.М. безвозмездно передает в общую долевую собственность Б.Е.Е. в размере 98/100 долей вышеуказанную квартиру, а она принимает квартиру в качестве дара; составленный в простой письменной форме договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Л.Т.М. продала, а Б.В.А. и Б.Д.А. купили в общую долевую собственность по 1/100 доли каждый вышеуказанную квартиру (л.д.35-39, 47-48). При этом Б.Е.Е.А. представила чек об уплате государственной пошлины за регистрационные действия в размере 1960 руб. за себя, а за Б.В.А. и Б.Д.А. было уплачено государственной пошлины по 20 руб. за каждого, что подтверждается расписками в получении документов на государственную регистрацию и чеками-ордерами (л.д.11-12, 49-51).

Тосненский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> письмами от ДД.ММ.ГГГГ сообщил Б.Е.Е., Л.Т.М., Б.А.А., Б.О.Н. о приостановлении государственной регистрации на срок по ДД.ММ.ГГГГ. Основаниями принятия такого решения регистрирующим органом указаны следующие: из положений п.22 ст.333.33 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что за государственную регистрацию прав государственная пошлина для физических лиц составляет 2000 руб.; имеются противоречия между указанием в договоре на правоустанавливающие документы продавца и сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.17-21).

ДД.ММ.ГГГГ административные истцы подали в филиал «<адрес> ГБУ ЛО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» заявления о предоставлении дополнительных документов: исправленных договоров и чеков от ДД.ММ.ГГГГ об оплате государственной пошлины в размере 40 руб. за Б.Е.Е., по 980 руб. за Б.В.А. и Б.Д.А., что подтверждается расписками в получении документов на государственную регистрацию и чеками-ордерами (л.д.13-14, 49-51).

Письмами от ДД.ММ.ГГГГБ.Е.Е., Л.Т.М., Б.А.А., Б.О.Н. сообщено об отказе в государственной регистрации перехода права и права общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, на основании абз.10 п.1 ст.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним": не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по предоставлению таких документах возложена на заявителя, а именно сведения об оплате государственной пошлины за государственную регистрацию прав Б.Е.Е. в размере 2000 руб., об оплате государственной пошлины за государственную регистрацию прав Б.Д.А., Б.В.А. в размере 1000 руб. на каждого в регистрирующем органе отсутствуют (л.д.22-25).

ДД.ММ.ГГГГ в филиал «<адрес> ГБУ ЛО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» вновь обратились Б.Е.Е., Л.Т.М., Б.А.А., действующий как законный представитель Б.В.А., Б.О.Н., действующая как законный представитель Б.Д.А., с заявлениями о регистрации права общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. При этом ДД.ММ.ГГГГ была оплачена государственная пошлина за совершение регистрационных действий в размере 2000 руб. за Б.Е.Е., по 1000 руб. за Б.В.А., Б.Д.А., что подтверждается расписками в получении документов на государственную регистрацию (л.д.15-16, 45-46).

В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Закона о регистрации при получении правоустанавливающих документов на государственную регистрацию прав должностное лицо органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, вносит соответствующую запись в книгу учета документов с указанием даты и времени получения таких документов с точностью до минуты.

При этом одна запись в книге учета входящих документов соответствует одному пакету документов, необходимых для совершения органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, одного действия (пункт 11 Правил ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минюста России от 24.12.2001 N 343).

Учитывая, что 1) заявления Б.Е.Е., Л.Т.М.; 2) заявления Б.А.А., Б.О.Н., действующих в качестве законных представителей Б.В.А. и Б.Д.А., Л.Т.М. были поданы отдельными пакетами документов, следует признать, что Б.Е.Е., Л.Т.М. и Б.А.А., Б.О.Н., действующие в качестве законных представителей Б.В.А. и Б.Д.А., Л.Т.М. обратились в регистрирующий орган не одновременно, соответственно Б.Е.Е. должна была уплатить государственную пошлину в размере 2000 руб., а за Б.В.А. и Б.Д.А. должна быть уплачена государственная пошлина 1000 руб. за каждого, о чем правомерно было указано в сообщении о приостановлении государственной регистрации. После доплаты государственной пошлины Б.Е.Е. в размере 40 руб., за Б.В.А. и Б.Д.А. по 980 руб.; основания для приостановления государственной регистрации отпали. Регистрирующий орган неправомерно отказал в государственной регистрации права, не принял во внимание чеки от 10.10.2015, свидетельствующие, с учётом ранее представленных чеков, об уплате государственной пошлины в полном размере каждым плательщиком, обратившимся, либо в чьих интересах производится государственная регистрация права.

П.1 письма Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и п.7 письма Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ-СВ применению не подлежат, поскольку определяют размеры государственной пошлины при регистрации прав на земельные участки.

Оспариваемые решения об отказе в государственной регистрации права не соответствуют абзацу 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", нарушают права и законные интересы административных истцов.

С учетом того обстоятельства, что государственная регистрация права общей долевой собственности Б.Е.Е., Б.В.А. и Б.Д.А. на вышеуказанную квартиру осуществлена по повторным заявлениям Б.Е.Е. и законных представителей Б.В.А. и Б.Д.А., суд находит требование административных истцов об обязании регистрирующего органа выдать им уведомление о возврате излишне уплаченной государственной пошлины подлежащим удовлетворению, но на сумму 4000 руб., именно столько было уплачено ими при повторной подаче заявлений.

Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. Административными истцами понесены судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, которые надлежит взыскать с административного ответчика.

С учётом изложенного, оснований для удовлетворения административного иска о взыскании с Управления Федерального казначейства по <адрес> уплаченной административными истцами при подаче настоящего административного искового заявления государственной пошлины в размере 300 руб. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

признать решения Тосненского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации перехода права и права общей долевой собственности Б.Е.Е., Б.Д.А., Б.В.А. на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, – не соответствующими абзацу 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушающим права и законные интересы Б.Е.Е., Б.А.А.; исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Тосненский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> выдать Б.Е.Е. уведомление о возврате излишне уплаченной государственной пошлины в размере 2000 (две тысячи) рублей; Б.А.А. уведомление о возврате излишне уплаченной государственной пошлины в размере 2000 (две тысячи) рублей.

Административному ответчику сообщить об исполнении решения по настоящему делу в суд, Б.Е.Е., Б.А.А. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Б.Е.Е., Б.А.А. в интересах несовершеннолетних Б.Д.А., Б.В.А. отказать в удовлетворении административного иска к Управлению Федерального казначейства по <адрес> о взыскании уплаченной государственной пошлины в размере 300 руб.

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в пользу Б.Е.Е. 100 (сто) рублей, в пользу Б.А.А. 200 (двести) рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его получения лицами, участвующими в деле, копии решения, путем подачи апелляционной жалобы через Тосненский городской суд.

Судья: подпись