ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1126/2021 от 22.03.2021 Лазаревского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

УИД 23RS0номер-03

К делу номера-1126/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес> г. ФИО1 22 марта 2021 года

Лазаревский районный суд г. ФИО1 <адрес> в составе:

Судьи Мороз А.П.

при секретаре ФИО4

с участием:

представителя административного истца ФИО5

действующего на основании доверенности №<адрес>0 от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика ФИО6

действующей на основании доверенности номер.02-45/7 от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к администрации г. ФИО1, Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. ФИО1 о признании незаконным отказа

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением в котором просит:

Признать незаконным отказ Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. ФИО1 в предоставлении мне муниципальной услуги «Изменение вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства», выраженный в письменном ответе от 22.12.2020г. номер.01-18/45923, за подписью и.о. заместителя директора Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. ФИО1.

Обязать Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. ФИО1 устранить допущенные нарушения закона и нрав административного истца путем принятия решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 438 кв.м., с кадастровым номер, категории земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, г. ФИО1, р-н Лазаревский, и. Макопсе, <адрес>, с вида «фактически занятый зданием магазина» на вид «личное подсобное хозяйство».

В обоснование доводов указала на то, что административному истцу ФИО2 по праву собственности принадлежит жилой дом, площадью 182,1 кв.м., с кадастровым номер, наименование - жилой дом с цокольным этажом, количество этажей - 1, расположенный по адресу: <адрес>. г. ФИО1, р-н Лазаревский, <адрес>. Указанный жилой дом расположен па земельном участке, площадью 438 кв.м., с кадастровым номер, категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - фактически занятый зданием магазина, расположенный по адресу: <адрес>, г. ФИО1, р-н Лазаревский, <адрес>, находящемся в муниципальной собственности города-курорта ФИО1. Однако, заключить договор аренды спорного земельного участка в настоящее время не представляется возможным в силу того, что его вид разрешенного использования «фактически занятый магазином», не соответствует фактическому виду его использования, так как на земельном участке расположен жилой дом. С целью изменения вида разрешенного использования с вида «фактически занятый магазином» на вид «личное подсобное хозяйство», соответствующий территориальной зоне «С-2», в которой находится земельный участок, она неоднократно обращалась в администрацию г. ФИО1 с соответствующими заявлениями. Однако, должностные лица администрации г. ФИО1 ограничивались формальными отписками на ее обращения, в силу чего вид разрешенного использования земельного участка изменен не был.

В судебное заседание административный истец ФИО2 не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в материалах дела имеется письменное заявление, в котором ФИО2 просит рассмотреть дело в его отсутствие, на требованиях настаивает.

В связи с изложенным и руководствуясь ст.150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

Представитель административного истца ФИО5 в судебном заседании требования административного иска поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель администрации г.ФИО1ФИО6, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, просил отказать в полном объеме.

Выслушав мнения участников процесса, изучив материалы дела, суд находит исковые требования не обоснованными и подлежащими отклонению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд.

Исходя из требований ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этого решения суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконным решения органа местного самоуправления, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 этой статьи, в полном объеме.

Пунктами 1-4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления суд выясняет:

- нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

- соблюдены ли сроки обращения в суд;

- соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

- полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

- порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

- основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ административный истец обязан доказать, что оспариваемым решением нарушены его права, свободы и законные интересы.

В свою очередь на административного ответчика возлагается обязанность доказывания, в том числе, обстоятельств, свидетельствующих о соответствии оспариваемого решения нормативным правовым актам и о соблюдении таковых при его принятии.

Согласно нормам ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Частью 2 ст. 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления, судом принимается одно из следующих решений:

- об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

- об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии с п.2 ч.9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, соблюдены ли сроки обращения в суд.

В судебном заседании установлено, что ФИО2 по праву собственности принадлежит жилой дом, площадью 182,1 кв.м., с кадастровым номер, наименование - жилой дом с цокольным этажом, количество этажей - 1, расположенный по адресу: <адрес>. г. ФИО1, р-н Лазаревский, <адрес>.

Указанный жилой дом расположен па земельном участке, площадью 438 кв.м., с кадастровым номер, категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - фактически занятый зданием магазина, расположенный по адресу: <адрес>, г. ФИО1, р-н Лазаревский, <адрес>, находящемся в муниципальной собственности города-курорта ФИО1.

Административный истец обратился с заявлением об изменении вида разрешенного использования с вида «фактически занятый магазином» на вид «личное подсобное хозяйство» в администрацию г. ФИО1.

Письмом департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города ФИО1 от от 22.12.2020г. номер.01-18/45923 ФИО2 отказано в предоставлении муниципальной услуги «Изменение вида разрешённого использования земельного участка и объекта капитального строительства в отношении земельного участка с кадастровым номером 23.49:0103005:7, расположенного по адресу: край Краснодарский, город ФИО1, район Лазаревский, <адрес>, с «фактически занятый зданием магазина» на «для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)»

Основанием для отказа является отсутствие приложенных к заявлению документов, подтверждающих соблюдение требований технических регламентов при изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Так, в соответствии с подпунктом 6 пункта 19 Административного регламента, утвержденного постановлением администрации города ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГномер к заявлению о предоставлении муниципальнойуслуги прилагается документ, подтверждающий соблюдение требований технических регламентов при изменении вида разрешенного использования земельного участка, который является обязательным к предоставлению заявителем.

Согласно подпункту 13 пункта 29 Административного регламента не предоставление к заявлению документов, указанных в пункте 19 Административного регламента, являемся основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

Учитывая изложенное, руководствуясь положениями пункта 29 Административного регламента, департаментом архитектуры и градостроительства администрации г. ФИО1 принято решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги: «Изменение вида разрешённого использования земельного участка и объекта капитального строительства в отношении земельного участка с кадастровым номером 23.49:0103005:7, расположенного по адресу: край Краснодарский, город ФИО1, район Лазаревский, <адрес>, с «фактически занятый зданием магазина» на «для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)» (код 2.2).

В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Как предусмотрено н. 8 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ, земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков (утв. приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГномер) вид разрешенного использования «Для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)» (код 2.2.), па который я прошу изменить свой земельный участок, предусматривает размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей нс более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости).

В силу положений статей 30, 32 и 37 ГрК вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему земельном участке, основанную на градостроительном зонировании территории.

Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны (пункты 8 и 9 статьи 1, статья 37 ГрК РФ).

Учтенный в государственном кадастре недвижимости вид разрешенного использования должен соответствовать фактическому использованию участка и видам разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для данной территориальной зоны.

Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГномер.01-16/53157, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0103005:7 расположен в границах второго и третьего поясов зон санитарной охраны водозаборных сооружений в поселке <адрес> города ФИО1.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте.

Пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации также установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В силу ч. 3 ст. 37 Гр К РФ, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства па другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Как предусмотрено п. 4.1. Решения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 202 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт ФИО1", изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории города ФИО1 физическими и юридическими лицами осуществляется в соответствии с перечнем видов разрешенного использования па территории соответствующей территориальной зоны, установленным настоящими Правилами, при условии соблюдения требований технических регламентов и иных обязательных требований.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства па другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний. Указанные общественные обсуждения или публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3, 4, 7 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.

В случае, если до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации один вид разрешенного использования объекта капитального строительства был изменен на другой вид такого использования в соответствии с законодательством, действовавшим па момент изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, па котором расположен указанный объект, на другой вид разрешенного использования этого земельного участка, а также в случае изменения одного вида разрешенного использования земельных участков па другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, принимается без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению.

Судом установлено, что Постановлением Главы г. ФИО1 от 18.10.2004г. номер был утвержден п. 8 решения МВК при администрации <адрес> от 20.05.2004г. (протокол номер) о разрешении перевода нежилых помещений №номер,3 в строении номер по <адрес> г. ФИО1 в разряд жилых.

Впоследствии Постановлением администрации <адрес> г. ФИО1 от 13.07.2005г. номер, было утверждение решение номер МВК администрации района о приемке выполненных работ но переустройству нежилых помещений здания магазина но <адрес> в <адрес> под жилые и указанному строению присвоен статус жилого дома.

Вместе тем, Постановлением администрации города ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 280 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Изменение вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства" в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг", Уставом муниципального образования город-курорт ФИО1, утвержденным решением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 92, постановлением администрации города ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 1952 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций и административных регламентов предоставления муниципальных услуг" утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Изменение вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства".

Согласно с подпунктом 6 пункта 19 Административного регламента к заявлению о предоставлении муниципальной услуги прилагается документ, подтверждающий соблюдение требований технических регламентов при изменении вида разрешенного использования земельного участка, который является обязательным к предоставлению заявителем.

Согласно подпункту 13 пункта 29 Административного регламента не предоставление к заявлению документов, указанных в пункте 19 Административного регламента, являемся основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

Поскольку судом установлено, что решение по обращению административного истца ФИО2 о предоставлении муниципальной услуги «Изменение вида разрешённого использования земельного участка и объекта капитального строительства» принято законно, с учетом отсутствия приложенных к заявлению документов, подтверждающих соблюдение требований технических регламентов при изменении вида разрешенного использования земельного участка, суд находит необходимым признать отказ в предоставлении указанной услуги законным, а административное исковое заявление подлежащим отклонению.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст.175,178-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к администрации г. ФИО1, Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. ФИО1 о признании незаконным отказа – отказать.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Лазаревский районный суд.

Судья Лазаревского

районного суда г. ФИО1 А.П. Мороз