ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1126/2022 от 21.07.2022 Мостовской районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-1126/2022

23RS0033-01-2022-001625-77

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

пгт Мостовской 21 июля 2022 года

Мостовской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Таранова Р.А.,

при секретаре Черной Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Мостовского района к администрации Костромского сельского поселения Мостовский район об оспаривании бездействия органа государственной власти,

установил:

прокурор Мостовского района обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, в котором просит:

-признать незаконным бездействие администрации Костромского сельского поселения Мостовского района.

-обязать администрацию Костромского сельского поселения Мостовского района устранить нарушения в виде проведения ремонтных работ на ветхих (аварийных) сетях водоснабжения, а именно по улице Воронцова в ст. Костромской, протяженностью 425 м.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой района в ходе осуществления надзорной деятельности установлены обстоятельства, свидетельствующие о нарушениях норм законодательства Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Распоряжением главы Костромского сельского поселения Мостовского района от 09.12.2008 № 52-р, водопроводные сети переданы в хозяйственное ведение МУКП ЖКХ «Костромское», согласно акту-приему передачи.

По результатам проведенной прокуратурой района проверки 04.08.2021 главе Костромского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере, выраженных в высоком уровне износа отдельных участков водопроводной сети, эксплуатируемой МУКП ЖКХ «Костромское», уровень износа составил 100 %.

Подлежали замене, в том числе ветхие (аварийные) сети водоснабжения, а именно: ул. Воронцова в ст. Костромской, протяженностью 425 м.

Согласно ответу администрации Костромского сельского поселения от 12.08.2021, приняты меры для устранения нарушений, ежегодно осуществляется частичная замена водопроводной сети в объеме не менее 5% от общей протяженности сети сельского поселения.

22.06.2022 по результатам повторной проверки установлено, что Костромскому сельскому поселению на праве собственности принадлежат водопроводные сети, протяженностью 25 км., переданные в хозяйственное ведение МУКП ЖКХ «Костромское», уровень износа отдельных участков составляет 100 %, имеют место высокие потери. В 2021 году процент потерь воды составил - 20,01%, за 5 месяцев 2022 года - 20,08%, при этом, ранее выявленные нарушения не устранены, администрацией поселения не подтверждена финансовая возможность устранения перечисленных нарушений.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, в суд поступило заявление прокурора Мостовского района Гаврилова Д.В., в котором он просит рассмотреть административное исковое заявление в отсутствии представителя прокуратуры, заявленные требования поддерживает в полном объеме и просит их удовлетворить.

Представитель административного ответчика - администрации Костромского сельского поселения Мостовский район в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте проведения судебного разбирательства. В суд поступило заявление главы администрации Нартова П.А., в котором просит рассмотреть административное дело в отсутствии представителя администрации, иск удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица – МУКП ЖКХ «Костромское», в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте проведения судебного разбирательства, о причинах неявки суд не известил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил.

Изучив материалы дела, учитывая мнение сторон, суд пришел к выводу, что административный иск прокурора Мостовского района в интересах неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно требованиям ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 6 ст. 125 КАС РФ административное исковое заявление, которое подается прокурором, должно соответствовать требованиям, предусмотренным п.п. 1 - 5, 8 и 9 ч. 2 настоящей статьи. В случае обращения прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении также должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином.

На основании ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в силу действующего процессуального законодательства полномочен обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 К АС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В данном случае прокурор обращается в интересах граждан, проживающих на территории Костромского сельского поселения, в связи с тем, что недостаточность осуществляемых органом местного самоуправления мероприятий в сфере организации в границах поселения надлежащего содержания находящихся в эксплуатации инженерных сетей создает угрозу нарушения функционирования систем тепло- и водоснабжения и нарушает права на качественное и бесперебойное предоставление коммунальных услуг, определить точное число таких лиц невозможно.

На основании ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой района установлены обстоятельства, свидетельствующие о нарушениях норм законодательства Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Распоряжением главы Костромского сельского поселения Мостовского района от 09.12.2008 № 52-р, водопроводные сети переданы в хозяйственное ведение МУКП ЖКХ «Костромское», согласно акту-приему передачи.

04.08.2021 прокуратурой района главе Костромского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере, выраженных в высоком уровне износа отдельных участков водопроводной сети, эксплуатируемой МУКП ЖКХ «Костромское», уровень износа составил 100 %.

Подлежали замене, в том числе ветхие (аварийные) сети водоснабжения, а именно: ул. Воронцова в ст. Костромской, протяженностью 425 м.

Согласно ответу администрации Костромского сельского поселения от 12.08.2021, приняты меры для устранения нарушений, ежегодно осуществляется частичная замена водопроводной сети в объеме не менее 5% от общей протяженности сети сельского поселения.

С позицией администрации Беноковского сельского поселения нельзя согласиться по следующим основаниям

22.06.2022 по результатам повторной проверки установлено, что Костромскому сельскому поселению на праве собственности принадлежат водопроводные сети, протяженностью 25 км., переданные в хозяйственное ведение МУКП ЖКХ «Костромское», уровень износа отдельных участков составляет 100 %, имеют место высокие потери. В 2021 году процент потерь воды составил - 20,01%, за 5 месяцев 2022 года - 20,08%, при этом, ранее выявленные нарушения не устранены, администрацией поселения не подтверждена финансовая возможность устранения перечисленных нарушений.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ) основной целью и принципом государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно ст. 23 Закона № 416-ФЗ, организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.

В соответствии со ст. 8 Закона № 416-ФЗ, организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и не централизованных систем холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Нормами статьи 10 Закона № 416-ФЗ предусмотрено, что собственники и иные законные владельцы централизованных систем холодного водоснабжения (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

На основании п. 4 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ, ч. 2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 № 3459-K3 «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений» к полномочиям органов местного поселений относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд считает административный иск прокурора Мостовского района в интересах неопределенного круга лиц обоснованным.

На основании изложенного, суд удовлетворяет административное исковое заявление прокурора Мостовского района к администрации Костромского сельского поселения Мостовский район об оспаривании бездействия органа государственной власти.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования прокурора Мостовского района к администрации Костромского сельского поселения Мостовский район об оспаривании бездействия органа государственной власти - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Костромского сельского поселения Мостовского района по устранению нарушений закона, изложенных в представлении прокуратуры Мостовского района от 04.08.2021 № 7-01/298-21 об устранении нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере.

Обязать администрацию Костромского сельского поселения Мостовского района устранить нарушения в виде проведения ремонтных работ на ветхих (аварийных) сетях водоснабжения, а именно по улице Воронцова в ст. Костромской, протяженностью 425 м.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Мостовской районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья Р.А. Таранов