ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1127/19 от 09.07.2020 Сосновоборского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2а-257/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 июля 2020 года г. Сосновый Бор

Сосновоборский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего – судьи Колотыгиной И.И.

при секретаре Софроновой Ю.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Комитету по архитектуре и градостроительству Ленинградской области о признании распоряжений неправомочными, обязании отменить распоряжения, отправить проекты для устранения нарушений,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с административным иском к ответчику с названными требованиями. С учетом уточнений (том 1, л.д.89-92) просил признать неправомочными распоряжения Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области №405 от 26.04.2017г. и №247 от 10.07.2018г., обязать отменить данные распоряжения, обязать отправить проект планировки и проект межевания в администрацию Сосновоборского городского округа Ленинградской области для устранения нарушений в отношении находящегося в пользовании истца земельного участка, площадью 1745 кв.м.

В обоснование которых указал, что более 30 лет пользуется земельным участком в городском районе Липово, расположенном на государственной земле, собственность на которую не разграничена, которая была ему выделена, его жене, брату и матери, под огороды как работникам ЛАЭС. Он также является членом ДНТСН «Приморский», земельный участок , площадью 1745 кв.м., согласно членской книжке , и заявлению о вступлении в ДНТ «Приморский» 29.05.2011г. с уже имеющимся у него в пользовании земельным участком 1745 кв.м.. Размеры и номер участка установлены решением общего собрания от 18.12.2010г.

03.09.2019г. вступило в законную силу Распоряжение Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области №247 от 10.07.2018г. «Об утверждении проекта межевания территории района Липово г. Сосновый Бор Ленинградской области», которым размеры находящегося в его пользовании земельного участка были уменьшены с 1745 кв.м. до 1.200 кв.м., то есть почти на 30%. Это является, по мнению истца, нарушением ст. 42.9 (п.4) 221-ФЗ от 24.07.2007г. «О кадастровой деятельности» и ФЗ-218 от 13.07.2015г. «О государственной регистрации недвижимости» (в ред. Федерального закона от 03.07.2016г. №361-ФЗ), ограничивающей изменение размера земельного участка в ходе кадастровых работ по межеванию территории величиной не более 10% от первоначального размера земельного участка.

Также указывает, что согласно ст.40 п.1 221-ФЗ на обороте графической части любого проекта межевания должны находиться акт согласования границ земельных участков с подписями всех землепользователей. Он такой акт не подписывал. На обороте графической части проекта межевания вообще отсутствуют какие-либо подписи. Кроме того, поскольку красные линии в проектах планировки и проекте межевания Липово не совпадают, требовалось проведение дополнительных общественных слушаний по проекту межевания, без которых распоряжение неправомочно. Такие слушания не проводились.

Оспариваемый истцом проект межевания Липово был изготовлен на основе проекта планировки территории Липово, утвержденного распоряжением №405 от 26.04.2017г. Полагает, что в данном документе ответчик превысил свои полномочия, передав без соответствующего разрешения федеральных органов участок с кадастровым номером от одного собственника – государства, другому – муниципальному образованию. Также ответчиком был проигнорирован тот факт, что проект планировки был заказа и изготовлен ДНТСН «Приморский» на собственные средства с преступной целью – скрыть незаконный захват членами этого ДНТСН 17-ти участков, расположенных за пределами территории участка . На проекте межевания Липово появились новые объекты, 67 земельных участков под ИЖС по периметру ДНТСН «Приморский», и в самой деревне Липово, которых не было на проекте планировки, и которые не фигурировали на общественных слушаниях по утверждению данного проекта, поэтому необходимо было проведение дополнительных общественных слушаний, которые не проводились.

На основании постановления Правительства Ленинградской области от 09.09.2019г. №421, Комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области преобразован в Комитет градостроительной политики Ленинградской области.

На основании определения суда от 23.12.2019г. была произведена замена административного ответчика Комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области на Комитет градостроительной политики Ленинградской области. В качестве заинтересованных лиц привлечены – ДНТСН «Приморский» и Администрация Сосновоборского городского округа Ленинградской области – далее Администрация (том 1,л.д.58-59).

В судебном заседании ФИО1 требования поддержал по доводам, изложенным в исках, обратил внимание на справку судебного эксперта, представленную им в судебном заседании, где, в том числе указано, что необходимости в вынесении оспариваемых распоряжений не было, поскольку действует постановление главы администрации №97 от 22.02.1992г. Указал на нарушение своих прав, поскольку его земельный участок уменьшен без законного основания, ответчиком были нарушены законодательные нормы и Конституция.

Комитет градостроительной политики Ленинградской области, будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного заседания (том 2, л.д.8), в суд своего представителя не направили. Просили рассматривать дело без их участия (том 2, л.д.10).

ДНТСН «Приморский», будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного заседания (том 1 л.д.254), в суд своего представителя не направили, причин уважительности неявки суду не представили, заседание отложить не просили.

Суд, с учетом ст. 150 КАС РФ счел возможным провести судебное заседание в отсутствие не явившихся лиц, также учитывая, что от ответчика Комитет градостроительной политики Ленинградской области, в материалы дела представлены отзывы на первоначальный и уточненный иски (том 1 л.д.43-46, том 2 л.д.9-10).

В судебном заседании представитель Администрации – ФИО2, с требованиями истца была не согласна, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях (том 2 л.д.32-33), просила отказать в удовлетворении требований ФИО1

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы, имеющиеся в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 ч.1 и 2 Конституции РФ - каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст.218 КАС РФ предусматривает, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий требования удовлетворению не подлежат.

Из материалов дела следует, не оспаривалось сторонами, и установлено судом, что ФИО1 является членом ДНТСН «Приморский».

Истцу была выдана членская книжка, с указанием номера участка , и площади – 1745 кв.м.

Решением собрания от 30.05.2018г. приняты решения об утверждении межевания территории товарищества в составе проекта межевания района Липово, о распределении земельных участков между членами товарищества в соответствии с проектом межевания территории района Липово, ФИО1 предназначен по распределению земельный участок площадью 1.200 кв.м. (том 1 л.д.15-18).

Также из материалов дела следует, что 23.01.2015г. между ДНТСН «Приморский» и Администрацией был заключен договор аренды земельного участка (том 1 л.д.142-147), из которого следует, что в аренду предоставляется земельный участок общей площадью 507.512 кв.м., с кадастровым номером: , сроком с 01.01.2015г. по 31.12.2015г.

Как следует из письма Администрации (том 1 л.д.141) данный договор продлен на тех же условиях на неопределенный срок для завершения начатых товариществом работ по проектированию и межеванию территории и переходу к разрешенному виду в существующей территориальной зоне: дачные дома с земельным участком.

Из дополнительного соглашения №2020-ДС-006 к договору аренды земельного участка от 04.02.2020г. следует (том 1 л.д.148-149), что договор аренды земельного участка от 23.01.2015г. возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок. На основании проекта межевания района Липово, утвержденного распоряжением Комитета по архитектуре и градостроительству от 10.07.2018г. №247, постановления Администрации №1965 от 11.09.2019г «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , в аренду предоставлен земельный участок общей площадью 507.496 кв.м., собственник – государственная собственность до разграничения государственной собственности на землю, разрешенное использование –ведение садоводства.

Оспариваемым распоряжением №405 от 26.04.2017г. утвержден проект планировки территории Липово в г. Сосновый Бор Ленинградской области (том 1 л.д.49).

Оспариваемым распоряжением от 10.07.2018г. №247 (том 1 л.д.53-55) утвержден проект межевания территории района Липово в г. Сосновый Бор Ленинградской области.

10.06.2019г. постановлением Правительства Ленинградской области №261 внесены изменения в генеральный план Сосновоборского городского округа Ленинградской области.

03.09.2019г. приказом Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области №59 утверждена новая редакция правил землепользования и застройки Сосновоборского городского округа.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 областного закона от 07.07.2014 № 45-оз «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области» к полномочиям органов исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченных Правительством Ленинградской области на осуществление полномочий органов местного самоуправление Ленинградской области в области градостроительной деятельности, относится, в том числе, принятие решений об утверждении документации по планировке территории.

Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (статья 26 ГрК РФ). Проект планировки территории и проект межевания территории являются документами по планировке территории (статья 41 ГрК РФ). Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа (части 1, 2, 3 статьи 43 ГрК РФ).

Согласно статье 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для планировки территорий муниципальных образований. Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления (части 1 и 3).

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон (пункт 1 статьи 41.1 ГрК РФ).

Системный анализ приведенных выше норм градостроительного законодательства в их совокупности позволяет сделать вывод о том, что документы по планировке территории разрабатываются на основе положений генерального плана и правил землепользования и застройки муниципальных образований (поселений) и не могут им противоречить.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

В соответствии с ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории.

Согласно ч.1 и 2 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

Согласно ч.1-4 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию

Подготовка проекта межевания территории осуществляется для:

1) определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков;

2) установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.

Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта.

Основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории.

В соответствии с ч.12 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ В случае подготовки проекта межевания территории, расположенной в границах элемента или элементов планировочной структуры, утвержденных проектом планировки территории, в виде отдельного документа общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, за исключением случая подготовки проекта межевания территории для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение красных линий влекут за собой изменение границ территории общего пользования.

Как следует из представленных в материалы дела документов, проект планировки территории и проект межевания территории соответствуют правилам землепользования и застройки Сосновоборского городского округа.

При этом, проект планировки территории утвержден применительно к территории Липово в г. Сосновый бор Ленинградской области, проекта планировки территории ДНТСН «Приморский» не существует.

Проект межевания территории разрабатывался в части территории Липово г. Сосновый бор Ленинградской области, как отдельного элемента планировочной структуры, который был утвержден в составе проекта планировки территории района Липово г. Сосновый бор (распоряжение №405 от 26.04.2017г.).

При этом, красные линии, установленные проектом планировки территории, проектом межевания территории не изменились.

Таким образом, проект территории и проект межевания были утверждены оспариваемыми распоряжениями Комитета, применительно к территории Липово в г. Сосновый бор Ленинградской области.

Глава 5 Градостроительного кодекса РФ «Планировка территории» не содержит положений о возможности смены собственника земельных участков либо иного распоряжения земельными участками путем утверждения документации по планировке территории.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 № 137-Ф3 (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-Ф3) распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ или другими федеральным законами не установлено иное.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Согласно выписке из ФГИС ЕГРН данные о правообладателе земельного участка с кадастровым номером отсутствуют.

Информации о государственной регистрации права в отношении указанного земельного участка также не имеется.

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.

Материалы дела не содержат доказательств о передаче истцу ФИО1 на каком-либо праве земельного участка.

Представленные административным истцом документы, в том числе, постановление Администрации №97 от 20.02.1992г. и протокол общего собрания товарищества от 18.12.2010г. не являются правоустанавливающими документами.

Анализируя установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что все доводы, и пояснения ФИО1 сводятся о неисполнении постановления №97 от 20.02.1992г., об ущемлении прав иных граждан, преждевременности оспариваемых распоряжений, а также не согласии ФИО1 с размером участка , указанным в протоколе от 30.05.2018г., который составляет 1.200 кв.м.

При этом, суд также учитывает, что ранее Сосновоборским городским судом Ленинградской области рассматривались гражданские дела по искам ФИО1 о признании недействительным решение собрания уполномоченных ДНТСН «Приморский» от 05.09.2016г. в части ограничения размера участка в 1200 кв.м.; в части принятия «Положения о предварительном планировании и распределении земельных участков ДНТСН «Приморский» (2-241/2017), об обязании ДНТСН «Приморский» внести изменения в проект межевания земельных участков, в его текстовую часть, и выделить два земельных участка, сохранив размеры находящегося в его пользовании земельного участка 1745 кв.м., и распределить истцу данный земельный участок (дело №2-627/2018), в удовлетворении которых было отказано.

Кроме того, ссылки на постановление главы Администрации №97 от 20.02.1992г. (том 2 л.д.29), на справку эксперта (том 2 л.д.16-31), не состоятельны, основаны на неверном толковании норм права.

В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Согласно ст. 59 КАС РФ Доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.

Доказательства, полученные с нарушением федерального закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

Согласно ч.1 ст. 61 КАС РФ Доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

Учитывая указанные нормы, у суда отсутствуют основания для принятия в качестве доказательства по делу вышеуказанной справки эксперта.

Ссылки истца в обоснование заявленных требований на Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» №218-ФЗ от 13.07.2015г., и ст. 40 п.4 Федерального закона «О кадастровой деятельности» №221-ФЗ от 24.07.2007г., суд также считает не состоятельными, основанными на неверном толковании норм права,

Следовательно, суд полагает, что доказательств нарушения прав административного истца оспариваемыми распоряжениями, материалы дела не содержат, в связи с чем, у суда отсутствуют правовые основания для защиты прав и законных интересов административного истца, в виду отсутствия их нарушения.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований ФИО1 о признании неправомочными распоряжений Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области №405 от 26.04.2017г. и №247 от 10.07.2018г., обязании отменить данные распоряжения, обязании отправить проект планировки и проект межевания в администрацию Сосновоборского городского округа Ленинградской области для устранения нарушений в отношении находящегося в пользовании истца земельного участка, площадью 1745 кв.м., отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Сосновоборский городской суд Ленинградской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья: Колотыгина И.И.

Мотивированное решение изготовлено 20.07.2020г.

Судья: Колотыгина И.И.