Дело №2а-1127/2020 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ р.п. Кузоватово 15 мая 2020 года Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Костычевой Л.И., при секретаре Якуниной И.В., с участием Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора П.С. Кузичева, рассмотрел административное дело по административному исковому заявлению Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области о возложении обязанности по проведению лесоустройства установил: Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области (далее Министерство) о возложении обязанности по проведению лесоустройства. В обоснование административных исковых требований указал, что в ходе проведения проверки установлено, что Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, являющееся правопреемником Министерства сельского лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в сфере лесного хозяйства на территории Ульяновской области не реализуются в установленном порядке требования федерального законодательства о проведении мероприятий по лесоустройству на территории Кузоватовского лесничества Ульяновской области. Материалы лесоустройства являются основанием для разработки лесных планов субъектов РФ, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов и внесения в них изменений, а также для ведения государственного лесного реестра и осуществления государственной инвентаризации лесов. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Согласно Лесохозяйственному регламенту Кузоватовского лесничества Ульяновской области от 11.12.2018 №36, на территории лесничества находятся леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций. В структуру Кузоватовского лесничества входит участковое лесничество – СПК «Баевский», ГУП ПКЗ «Октябрьский» №100, СПК «Уваровский», СПК «Свияга», СПК «Кузоватовский», СПК «Студенецкий», общей площадью 1764,4 га, расположенные в Кузоватовском районе. Таксация всего государственного фонда выполнена по первому таксационному разряду. Пунктом 31 Лесоустроительной инструкции установлена периодичность проведения таксации лесов по первому разряду – 10 лет. Между тем, лесоустройство в последний раз проводилось: СПК «Баевский» в 2001 году, остальных в 2009 году, то есть более 19 и 11 лет назад. Проводимые ГКУ Ульяновской области «Кузоватовское лесничество» на подведомственной территории мероприятия по охране лесов, в том числе мероприятия по охране лесов от пожаров, не соответствуют требованиям Лесоустроительной инструкции, поскольку спроектированы на материалах таксации со сроком давности более 10 лет. Не проведение лесоустройства создает реальную угрозу потери лесов как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, что является нарушением прав неопределенного круга лиц граждан, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране лесов. По данному факту Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес Министерства 01.12.2016 вынесено представление об устранении нарушений закона. До настоящего времени нарушения не устранены, лесоустройство в границах указанных участковых лесничеств не проведено. Прокурор просит обязать Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в 24-месячный срок со дня вступления в силу решения суда провести лесоустройство в границах участковых лесничеств: СПК «Баевский», ГУП ПКЗ «Октябрьский» №100, СПК «Уваровский», СПК «Свияга», СПК «Кузоватовский», СПК «Студенецкий», общей площадью 1764,4 га, расположенных в Кузоватовском районе и утвердить акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении. В судебном заседании представитель истца - Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор Волжской региональной природоохранной прокуратуры Кузичев П.С. административные исковые требования поддержал в полном объеме, привел доводы, аналогичные изложенным в иске. Представители административного ответчика Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области и привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица ГКУ «Кузоватовское лесничество» Ульяновской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Представитель административного ответчика представил письменный отзыв, в котором указывает, что согласно п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, пункту 2.1 Положения о Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 № 16/299-П, проведение лесоустройства возложено на Министерство. Постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 № 37/415-П «Об утверждении государственной программы Ульяновской области «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов в Ульяновской области на 2014-2020 годы» утверждена подпрограмма «Развитие лесного хозяйства». В соответствии с данной подпрограммой в целях повышения эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечения стабильного удовлетворения общественных потребностей в лесных ресурсах и полезных свойствах леса на 2016-2020 годы на территории Ульяновской области запланировано проведение мероприятий лесоустройства. При этом, источником финансового обеспечения реализации подпрограммы являются бюджетные ассигнования областного бюджета Ульяновской области и субсидии из федерального бюджета. 14.10.2019 заключен государственный контракт на проведение лесоустройства на территории земель лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, в том числе Кузоватовского лесничества Ульяновской области. Согласно акту об оказании услуг №1 от 12.12.2019 проведены подготовительные работы. Просили в иске отказать. На основании ст. 150 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей административного ответчика и заинтересованного лица. Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему. Пунктом «к» части 1 статьи 72, частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации лесное законодательство относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации, определяющей основные принципы лесного законодательства, которая среди основных принципов лесного законодательства, определяет устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; обеспечение охраны и защиты лесов. Согласно ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, в том числе проведение на землях лесного фонда лесоустройства. В силу ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 04.05.2018 вступил в силу Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.03.2018 № 122 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции» (далее Лесоустроительной инструкции). Согласно ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 3 указанной Лесоустроительной инструкции лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Согласно ст. 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, про водимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов. Согласно п.5 Лесоустроительной инструкции, проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса и статьей 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". Пунктом 31 Лесоустроительной инструкции установлена периодичность проведения таксации лесов: для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов - 10 лет; для объектов работ, на которых таксация лесов выполнена по второму и третьему таксационным разрядам лесов - 15 лет; для резервных лесов - 20 лет. Как следует из материалов дела и установлено судом, на территории Кузоватовского лесничества находятся леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций. Таксация всего государственного лесного фонда выполнена по первому таксационному разряду лесов, в связи с чем, периодичность проведения таксации лесов составляет 10 лет. Согласно имеющимся в деле сведениям, в структуру Кузоватовского лесничества входя участковые лесничества: – СПК «Баевский», ГУП ПКЗ «Октябрьский» №100, СПК «Уваровский», СПК «Свияга», СПК «Кузоватовский», СПК «Студенецкий», общей площадью 1764,4 га, расположенные в Кузоватовском районе. Лесоустройство на территории земель государственного лесного фонда, ранее находившихся во владении сельскохозяйственной организации – СПК «Баевский» в последний раз проводилось в 2001 году, то есть более 19 лет назад, а ГУП ПКЗ «Октябрьский» №100, СПК «Уваровский», СПК «Свияга», СПК «Кузоватовский», СПК «Студенецкий» - в 2009 году, то есть более 11 лет назад (л.д.33-38). В результате проведенной Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки выявлено нарушение Министерством требований лесного законодательства, а именно в установленный законом срок не проведено лесоустройство в соответствии со ст. 68 Лесного кодекса РФ лесов, входящих в состав земель лесного фонда, находящегося в пределах Кузоватовского лесничества Ульяновской области. Таким образом, проводимые на территории ГКУ «Кузоватовское лесничество» мероприятия по охране лесов, не соответствуют требованиям Лесоустроительной инструкции, поскольку спроектированы на материалах таксации со сроком давности более 10 лет. Несмотря на вынесение по данному факту 01.12.2016 прокуратурой представления, нарушения не устранены и, согласно сведений, изложенных в письменном отзыве, до настоящего времени работы по лесоустройству не выполнены. Оценив представленные доказательства в соответствии со ст. ст. 70, 84 КАС РФ по своему внутреннему убеждению с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимосвязи доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что на Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области следует возложить обязанность провести в пределах полномочий лесоустройство в границах участковых лесничеств: СПК «Баевский», ГУП ПКЗ «Октябрьский» №100, СПК «Уваровский», СПК «Свияга», СПК «Кузоватовский», СПК «Студенецкий», общей площадью 1764,4 га, расположенных в Кузоватовском районе и утвердить акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении. Высказывая возражения относительно заявленных требований, административным ответчиком, в нарушение ч. 1 ст. 62 КАС РФ, не представлено в обоснование возражений на административные исковые требования доказательств отсутствия указанных в административном иске нарушений требований действующего законодательства. Согласно ст. 187 КАС РФ, решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований. Административным истцом в иске указан срок для удовлетворения ответчиком заявленных требований – 24 месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Суд находит указанный срок разумным, в связи с чем считает необходимым установить срок для выполнения обязанности по проведению лесоустройства в указанной выше части - в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд Р Е Ш И Л: Административный иск Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области о возложении обязанности по проведению лесоустройства удовлетворить. Обязать Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области в 24-месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда провести лесоустройство в границах участкового лесничества – СПК «Баевский», ГУП ПКЗ «Октябрьский» №100, СПК «Уваровский», СПК «Свияга», СПК «Кузоватовский», СПК «Студенецкий», расположенных в Кузоватовском лесничестве Ульяновской области и утвердить акта о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или её изменении. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Новоспасский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья: Л.И.Костычева Решение изготовлено в окончательной форме 15.05.2020 Судья: Л.И.Костычева |