... Дело № 2а-11289/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 октября 2018 г. г. Казань
Вахитовский районный суд г. Казани в составе председательствующего судьи А.Р. Галиуллина, при секретаре М.И. Латыповой, при ведении аудиопротоколирования судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МАОУ СОШИ «СОлНЦе» к прокурору ...ФИО7,
о признании незаконными требования и возложении обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец – Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа-интернат «Специализированный олимпиадно-научный центр «СОлНЦе» (далее по тексту – МАОУ СОШИ «СОлНЦе»), обратился в суд с административным иском к прокурору ...ФИО7, указав в обоснование административного иска, что ... директору МАОУ СОШИ «СОлНЦе» ФИО3 в здании МАОУ СОШИ «СОлНЦе», неустановленным лицом, представлявшимся сотрудником полиции, но никак не подтвердившим свои полномочия, нарочно было вручено требование, исх. ... от ..., подписанное прокурором Вахитовского района г. Казани ФИО7 Из текста требования следовало, что в производстве прокуратуры района находится поручение прокуратуры Республики Татарстан ... от ... о проведении проверки соблюдения федерального законодательства об образовании, в части обеспечении прав граждан на добровольное изучение родного языка из числа языков народов РФ и государственных языков республик, находящихся в составе РФ, в МАОУ СОШИ «СОлНЦе»; в связи с этим в соответствии со ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» директору МАОУ СОШИ «СОлНЦе» указано явиться ... к 10.30 часов в прокуратуру ... к заместителю прокурора района ФИО4 и предоставить к назначенному времени следующие документы: копию Учебного плана школы на 2018-2019 учебный год; копию актуального расписания занятий школы по всем классам на 2017-2018 учебный год; письменные согласия учащихся школы (их законных представителей) на изучение родного языка и татарского языка (для обозрения); письменное объяснение директора, в котором указать: какой вариант учебного плана выбран образовательным учреждением на 2018-2019 учебный год, какие родные языки из числа языков народов РФ и государственных языков республик, находящихся в составе РФ, изучаются в вверенном Вам образовательном учреждении, какое количество часов отведено на изучение русского, татарского и родного языков в разрезе классов, каким образом учитывается мнение законных представителей учащихся школы при изучении последними татарского языка и родного языка, имеются ли письменные согласия законных представителей учащихся на изучение татарского языка и родного языка, имеет ли место деление классов школы на группы по изучению родного русского языка и родного татарского языка, если да, прошу указать количество детей, обучающихся отдельно в каждой группе в разрезе классов.
МАОУ СОШИ «СОлНЦе» полагает, что вышеуказанное требование является незаконным, нарушает его права, свободы и законные интересы, незаконно возлагает обязанности на административного истца.
В связи с указанным, административный истец просил признать незаконным требование прокурора Вахитовского района г. Казани старшего советника юстиции ФИО7, исх. ... от ... и возложить на прокурора Вахитовского района г. Казани старшего советника юстиции ФИО7 обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов МАОУ СОШИ «СОлНЦе».
В судебном заседании представители административного истца требования поддержали.
Представители административного ответчика административный иск не признал.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Судом установлено, что16.08.2018 г. в прокуратуру Вахитовского района г. Казани поступило поручение прокуратуры Республики Татарстан № 21-23-2018 о проверке соблюдения законодательства об образовании, в том числе в части обеспечения прав граждан Российской Федерации на добровольное изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации, в МАОУ СОШИ «СОлНЦе».
... прокурором ...ФИО7 вынесено решение ... о проведении проверки МАОУ СОШИ «СолНЦе» с ... по ....
... директору МАОУ СОШИ «СолНЦе» ФИО3 было направлено требование о явке ... и предоставлении в прокуратуру района документов, необходимых для проведения проверки.
Административный истец, полагая, что данное требование нарушает его права и законные интересы, обратился с настоящим административным иском в суд.
Выслушав представителей сторон, изучив и исследовав письменные материалы административного дела, суд не находит правовых оснований для удовлетворения административного иска в силу следующего.
Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В п. 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Подпунктом 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ определено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии со ст.ст. 1, 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями на осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением действующих на ее территории законов.
Реализуя указанные полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, в том числе органами управления коммерческих и некоммерческих организаций.
Частью 1 статьи 22 Федерального закона № 2201-1 установлено, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и в порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2. 5 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2 статьи 6 Закона № 2202-1 статистическая информация, документы, справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, предоставляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверки исполнения законов в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора.
... старшим помощником прокурора района ФИО5 были изучены два сайта МАОУ «СОШИ «СОлНЦе», размещенные в сети «Интернет» и было установлено, что на вышеуказанных сайтах учебный план на 2018-2019 учебный год отсутствует.
При этом сводное расписание занятий МАОУ СОШИ «СОлНЦе» на период с ... по ..., размещенное на сайте www:... и расписание занятий на 2018-2019 учебный год, размещенное на сайте http://... на 2018-2019 учебный год не соответствовали друг другу.
В связи с этим, ... прокурором района вынесено решение ... о проведении проверки МАОУ СОШИ «СолНЦе» с ... по ....
... директору МАОУ СОШИ «СолНЦе» ФИО3 с соблюдением установленного законодательством 5-дневного срока было направлено требование о явке ... и предоставлении в прокуратуру района документов, необходимых для проведения проверки.
Таким образом, оспариваемое административным истцом требование от ...... о явке и предоставлении документов направлено в соответствии с законом, в пределах установленной компетенции, наделяющей прокурора полномочиями в рамках осуществления надзора за соблюдением законности.
Кроме того, требование о явке не является мерой прокурорского реагирования, указанной в ст. ст. 23-25 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», и соответственно ее применение не влечет нарушение прав административного истца.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд полагает, что оспариваемым требованием прокурора ...ФИО7 не допущено нарушения прав МАОУ СОШИ «СОлНЦе», в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований у суда не имеются.
Руководствуясь ст.ст. 176-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление МАОУ СОШИ «СОлНЦе» к прокурору ...ФИО7 о признании незаконными требования и возложении обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд г. Казани Республики Татарстан в течение месяца с момента вынесения.
...
....
Судья А.Р. Галиуллин