Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 15 января 2019 года
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Кравченко О.Е.
при секретаре Маркиной Д.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Никифоровой Татьяны Георгиевны к администрации г. Красноярска, департаменту градостроительства администрации г. Красноярска и управлению архитектуры администрации г. Красноярска о признании действия незаконными и возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Никифорова Т.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением (в уточненной редакции) к администрации г. Красноярска, департаменту градостроительства администрации г. Красноярска и управлению архитектуры администрации г. Красноярска о признании действия незаконными и возложении обязанности в котором просит признать отказ администрации г. Красноярска, Департамента градостроительства администрации г. Красноярска в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, выраженный в ответе от 13.06.2017 № 3841-ск, незаконным, обязать администрацию г. Красноярска, Департамент градостроительства администрации г. Красноярска, Управление архитектуры администрации г. Красноярска выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства в соответствии с заявлением Никифоровой Т.Г. от 01.06.2017 о выдаче разрешения на строительство (вх. № Н-3841-ск от 01.06.2017 в Департаменте градостроительства администрации г. Красноярска) и приложенной к данному заявлению схемой планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства, в течение месяца с даты вступления в силу судебного решения, внести изменения в градостроительный план №
RU243 08000-16621 земельного участка с кадастровым номером
24:50:0100509:204 в соответствии с «Формой градостроительного плана
земельного участка» и «Порядком заполнения формы градостроительного
плана земельного участка», утверждёнными приказом Министерства
строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25.04.2017 №
741/пр, с соблюдением установленной данными нормативно-правовыми
актами нумерацией пунктов (разделов) градостроительного плана земельного
участка и внесением в градостроительный план всей, предусмотренной «Формой градостроительного плана земельного участка» и заполнения формы градостроительного плана земельного участка» информацией, в течение месяца с даты вступления в силу судебного решения, а именно: исключить не предусмотренные «Формой градостроительного плана земельного участка» и «Порядком заполнения формы градостроительного плана земельного участка» разделы (пункты, информацию) «Описание допустимого местоположения объекта капитального строительства», а также «п. 2.2, 2.2.1-2.2.4, 2.3 Требования к назначению, параметрам, и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке. Назначение объекта капитального строительства»; исключить из чертежа градостроительного плана земельного участка п. 1, красные линии и все ссылки на них; включить раздел «Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельного участка и предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленные градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок» с информацией о предельных (минимальных и (или) максимальных) размерах земельного участка и предельных параметрах разрешённого строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, заполнением в табличной форме путём указания соответствующих цифровых и (или) текстовых показателей, утверждённых в составе правил землепользования и застройки; внести описание границ земельного участка с перечнем координат характерных точек в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости; внести «Информацию о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утверждённым проектом планировки территории (при наличии)» с перечнем координат характерных точек в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости; внести в чертёж земельного участка минимальные отступы от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства в соответствии с утверждённой документацией по планировке территории, а также границы зон, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; нести таблицу «Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельного участка и предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленные градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок»; внести «Информацию о расчётных показателях минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчётных показателях максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории», внести «Информацию о границах зон действия публичных сервитутов»; внести «Реквизиты нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, устанавливающих требования к благоустройству территории»; исключить сведения, не соответствующие действительности, «минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений не определены» (п. 2.2.1), «предельное количество этажей зданий, строений, сооружений не установлено» (п. 2.2.2), «максимальный процент застройки в границах «- земельного участка не установлен» (п. 2.2.3). Обязать администрацию г. Красноярска, Департамент градостроительства администрации г. Красноярска, Управление архитектуры администрации г. Красноярска в течение месяца с даты вступления в силу судебного решения инициировать внесение в Красноярский городской Совет депутатов проект изменений в Генеральный план городского округа город Красноярск, предусматривающих исключение земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100509:204 из зоны озеленённых территорий общего пользования и включение данного земельного участка в зону Ж1, то есть зону индивидуальной жилой застройки. Обязать администрацию г. Красноярска, Департамент градостроительства администрации г. Красноярска, Управление архитектуры администрации г. Красноярска в течение месяца с даты вступления в силу судебного решения внести изменения в Постановление администрации г. Красноярска от 28.04.2017 № 278 «Об утверждении проекта внесения изменений в проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск», Постановление администрации города № 398 от 19.06.2018 «Об утверждении проекта внесения изменений в проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск», исключив земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100509:204 из зоны озеленённых территорий общественного пользования, привести границы красных линий участков улично-дорожной сети и территорий общественного пользования в соответствие действовавшим на момент предоставления участка с кадастровым номером 24:50:0100509:204 Никифоровой Т.Г. границам красных линий участков улично-дорожной сети и территорий общественного пользования на основании Постановления администрации города № 833 от 25.12.2015 «Об утверждении проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск», исключив действие границ красных участков улично-дорожной сети и территорий общественного пользования в отношении земельного y кадастровым номером 24:50:0100509:204.
Свои требования мотивировала тем, что Распоряжением Администрации г. Красноярска от 28 марта 2017 года № 1299-недв ей (истице) являющейся многодетной матерью, был предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0100509:204, общей площадью 1105 кв.м., расположенный по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Биатлонная, восточнее земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100509:19 для строительства индивидуального жилого дома. 01 июня 2017 года она (Никифорова) обратилась в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке с кадастровым номером 24:50:0100509:19 в соответствии с его целевым назначением. Вместе с тем, 13 июня 2017 года в выдаче разрешения на строительство было отказано со ссылкой на то, что в градостроительном плане земельного участка отсутствует место допустимого размещения зданий, строений, сооружений, в пределах которых возможно строительство объектов капитального строительства, считает данный отказа незаконным и нарушающим ее (истицы) права и законные интересы, поскольку изменения в документы территориального планирования и зонирования территорий внесены после предоставлений ей на законных основаниях земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.
В судебном заседании административный истец Никифорова Т.Г. исковые требования в уточненное редакции поддержала, просила удовлетворить, дополнительно пояснив, что действовала в соответствии с установленной для получения разрешения на строительство объекта процедурой, и наличие каких-либо препятствий согласно сведений Градостроительного плана, подготовленного ответчиком не должно нарушать ее права как многодетной матери использовать предоставленный ей на законном основании земельный участок по его прямому целевому назначению для строительства индивидуального жилого дома.
Представитель административного ответчика – Администрации г. Красноярска Прохоренко Н. С. (по доверенности, с предъявлением диплома) в судебном заседании против удовлетворения требований возражала, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве, указывая также, что администрация г. Красноярска является в данном процессе не надлежащим ответчиком, поскольку суд не вправе обязывать администрацию города Красноярска выдать истцу разрешение на строительство, так как это не относится к компетенции администрации города Красноярска. Действующим градостроительным законодательством не предусмотрена такая процедура, как внесение изменений в градостроительный план по желанию того или иного лица без учета документов территориального и градостроительного планирования, поэтому суд не вправе возложить обязанность осуществить действия, не предусмотренные действующим законодательством. Для внесения изменений в Проект планировки улично-дорожной сети необходимо соблюдение целого ряда процедур, в том числе, проведение публичных слушаний и внесение изменений в иные документы территориального планирования, поскольку разработка данного проекта осуществлена с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, городского округа города Красноярска, и является более детальной проработкой основных планировочных решений, заложенных в Генеральном плане городского округа город Красноярск, утвержденном Решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015 № 7-107. Улично-дорожная сеть и территории общего пользования являются важными составляющими существующей планировочной структуры города, которые нуждаются в упорядочивании, в том числе анализе и корректировке красных линий. В соответствии с требованиями ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ, в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, таким образом считает, что истцом неверно избран способ защиты ее права.
Представитель административного ответчика Департамента градостроительства администрации г. Красноярска Мирзоева А.Р. (по доверенности, с дипломом) в судебном заседании против удовлетворения заявленных административных требований возражала, поддержав доводы изложенные в письменном отзыве, пояснив, что условия и порядок получения разрешения на строительство урегулированы нормами статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которой разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. Согласно ч. 11 ст. 51 ГрК РФ уполномоченные органы в течение десяти дней проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; - соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, а также красным линиям; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа, для отказа в выдаче разрешения на строительство предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, одним из которых является отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 данного Кодекса, а также не соответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка. По результатам рассмотрения заявления Никифоровой Т.Г. Департаментом письмом от 13.06.2017 № Н-3841-ек в выдаче разрешений на строительство объекта капитального строительства отказано. Из содержания оспариваемого решения следует, что основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство послужило отсутствие в градостроительном плане земельного участка места допустимого размещения зданий, строений, сооружений, в пределах которых возможно строительство объектов капитального строительства. В соответствии со статьей 44 ГрК РФ, установленной формой градостроительного плана земельного участка в составе градостроительного плана земельного участка указываются границы земельного участка, границы зон действия публичных сервитутов, минимальные отступы земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия, места допустимого размещения зданий, строений, сооружений и т.д. Как следует из чертежа градостроительного плана № 16621 от 24.05.2017 г., утвержденного распоряжением от 25.05.2017 администрации города Красноярска отсутствует место допустимого размещения зданий, строений, сооружений, что противоречит требованиям части 1, пункта 2 части 11, части 13 статьи 51 ГрК РФ. Согласно приложения N 22 к Распоряжению Главы города Красноярска от 22.12.2006 N 270-р и "Об утверждении должностных обязанностей заместителей Главы города Красноярска" (пункт 5.5) и Распоряжения администрации г. Красноярска от 17.08.2010 N 114-р "Об утверждении Положения о департаменте градостроительства администрации г. Красноярска " (пункт 5.4.1), руководитель данного департамента готовит правовые акты города в переделах своей компетенции, издает распоряжения по вопросам, входящим в его компетенцию. Выдача градостроительного плана земельного участка не входит в компетенцию Департамента. Распоряжением Главы г. Красноярска от 16.08.2012 N 124-р утверждено Положение об управлении архитектуры администрации города Красноярска. Распоряжением администрации г. Красноярска от 12.07.2017 N 195-р функции по подготовке и выдаче градостроительных планов земельных участков переданы в Управление архитектуры администрации города. Анализ указанных норм свидетельствует, что в обязанности Департамента и, соответственно, его руководителя не входит внесение изменений в градостроительный план земельного участка. Указанные обязанности закреплены за Управлением архитектуры администрации города. Таким образом, возложение обязанностей на руководителя департамента внести изменения в градостроительный план земельного участка является не соответствующим действующему законодательству и неисполнимым.
Представитель заинтересованного лица Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом путем вручения заказной корреспонденции.
По смыслу действующего законодательства, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в судебном процессе и реализует их по своему усмотрению. В связи с тем, что распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства, неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве. С учетом мнения лиц участвующих в деле, в порядке ст.150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица, не обеспечившего явку своего представителя.
Заслушав пояснения административного истца, административных ответчиков, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), гражданин… может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями…, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и законных интересов или на него незаконно возложены какие – либо обязанности.
Согласно ч.9 ст. 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца… и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
В силу положения ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанности доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Судом установлено, 14 августа 2015 года Никифорова Т.Г. обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о предоставлении ей в собственность земельного участка как многодетному гражданину, в котором просила утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Согласно письму № Н-15277 от 22 сентября 2015 года в предоставлении земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка КПТ ей было отказано (т.2 л.д.31-33).
Указанные действия Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска Никифоровой Т.Г. были оспорены в судебном порядке, согласно решению Октябрьского районного суда г. Красноярска от 29.07.2016г., вступившего в законную силу 15.09.2016г. (т.1 л.д. 244-245, т.2 л.д. 15-18), отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска №Н-15277 от 11.09.2015 года в предоставлении Никифоровой Т.Г. в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Биатлонная, восточнее земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100509:19 и на него возложена обязанность в течение месяца с момента вступления суда в законную силу утвердить схему расположения земельного участка. Во исполнение судебного решения от 29.07.2016г. администрацией г. Красноярска издано соответствующее Распоряжение №5754-недв от 10.11.2016г.
В соответствии с указанным распоряжением 5754-недв от 10.11.2016г. Никифорова Т.Г. 13 марта 2017 года обратилась с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0100509:204, общей площадью 1015,0 кв.м., расположенный по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Биатлонная, восточнее земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100509:19 для строительства индивидуального жилого дома (т.2 л.д.8)
Распоряжением Администрации г. Красноярска от 28 марта 2017 года № 1299-недв административному истцу на основании ее обращения как многодетному гражданину был предоставлен в собственность бесплатно земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0100509:204, общей площадью 1015,0 кв.м., расположенный по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Биатлонная, восточнее земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100509:19 для строительства индивидуального жилого дома (т.1 л.д.30-31), согласно которого административному истцу (Никифоровой Т.Г ) было предписано обеспечить регистрацию права собственности на Участок в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также получение в установленном порядке разрешения на строительство.
11 июня 2017 года Никифорова Т.Г. во исполнение возложенных на нее обязанностей, обратилась в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска (с учётом полномочий, действовавших на момент обращения) с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на предоставленном земельном участке, а именно: этажность – 3, коэффициент застройки 0,4 (406 кв.м.), материал стен – дерево, площадь общая 1218 кв.м., ею были предоставлены копия Распоряжения от 28 марта 2017 года, Выписка из ЕГРН в отношении земельного участка, схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства и градостроительный план участка, подготовленный 24 мая 2017 года исполняющим обязанности заместителя главы города – руководителем Департамента градостроительства администрации города Красноярска Соколовым Р.С. (т.1 л.д.32-42).
13 июня 2017 года по итогам рассмотрения обращения исполняющим обязанности заместителя руководителя Департамента градостроительства администрации г. Красноярска Полянским Я.А. в выдаче разрешения на строительство Никифоровой Т.Г. было отказано со ссылкой на часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, а также на то, что в градостроительном плане земельного участка отсутствует место допустимого размещения зданий, строений, сооружений, в пределах которых возможно строительство объектов капитального строительства.
Разрешая по существу заявленные исковые требования, суд полагает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос». Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.
Согласно ч.9 ст.51 Градостроительного кодекса РФ ( действовавшей на день обращения), в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:1) правоустанавливающие документы на земельный участок;2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 373-ФЗ)3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства;4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 10.2 настоящей статьи.
В силу ч.13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения либо Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Истребование каких-либо дополнительных документов органом местного самоуправления при разрешении вопроса о выдаче разрешения на строительство помимо документов, перечисленных в частях 7 и 9 статьи 51 ГрК РФ, запрещено в силу требований части 10 данной статьи.
Пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Основополагающие нормы о полномочиях органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов в области градостроительной деятельности установлены Градостроительным кодексом Российской Федерации (статья 8). К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области градостроительной деятельности отнесена, в частности, выдача разрешений на строительство (пункт 5 части 3 статьи 8).
Согласно градостроительному плану № RU24308000-16621 земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100509:204, принадлежащего Никифоровой Т.Г. (л.д. 32-39 т.1) этот участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) (п.2.1 Плана), кроме того, согласно ст. 53 правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденных решением Красноярского городского совета депутатов от 07.07.2015г. №В-122, настоящие правила применяются к правоотношениям, возникшим после вступления их в силу.
Как следует из сведений ИСОГД ( т.2 л.д.53-57) в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100509:204 функциональная зона - застройки индивидуальными жилыми домами см приусадебными участками (1-3 этажа), после внесения в Правила застройки изменений в редакции решение красноярского городского Совета депутатов от 20.12.2016г. территориальная зона в отношении указанного земельного участка была изменена на Р-1 зона рекреационная, лесопарковая, однако, суд во внимание указанные изменения территориальной зоны не учитывает, поскольку изменение внесены после утверждения схемы расположения земельного участка на КПТ согласно распоряжения от 10.11.2016г. №5754-недв и принятого в отношении прав Никифоровой Т.Г. судебного акта от 29.07.2016г., вступившего в законную силу 15.09.2016г., в связи с чем, равно как и информация\ ко красным линиям.
В том числе Настоящие правила не применяются при принятии уполномоченным органом после вступления в силу настоящих правил решения о выдаче или продлении срока действия разрешения на строительство, если земельный участок сформирован до принятия настоящих правил ( равно как и в отношении действия правил со внесёнными в них изменениями ).
Из представленного в суд отказа в выдаче разрешения на строительство отсутствуют какие – либо ссылки на документы, обязательные к предоставлению и указанные в ч.ч.7 и 9 ст.51 Градостроительного кодекса РФ.
Помимо этого, разрешая заявленные исковые требования, суд принимает во внимание следующее.
В соответствии со ст.57.3 Градостроительного кодекса РФ, градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно – строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка. В градостроительном плане земельного участка содержится информация: о реквизитах проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории; о границах земельного участка и о кадастровом номере земельного участка (при его наличии); о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии); о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с настоящим Кодексом; о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, за исключением случаев выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается; о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, установленных в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается; о расчетных показателях минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетных показателях максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории; об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий; о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон; о границах зон действия публичных сервитутов; о номере и (или) наименовании элемента планировочной структуры, в границах которого расположен земельный участок; о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, а также о расположенных в границах земельного участка сетях инженерно – технического обеспечения; о наличии или отсутствии в границах земельного участка объектов культурного наследия, о границах территорий таких объектов; о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно – технического обеспечения, определенных с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа; о реквизитах нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, устанавливающих требования к благоустройству территории; о красных линиях.
В целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть подано заявителем через многофункциональный центр. Орган местного самоуправления в течение 20 рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 настоящей статьи, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю. Форма градостроительного плана земельного участка, порядок ее заполнения устанавливаются уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти. Информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. По истечении этого срока использование информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в предусмотренных настоящей частью целях не допускается.
Как указано выше, градостроительный план участка, предоставленный административному истцу, на основании заявления последнего был подготовлен 24 мая 2017 года исполняющим обязанности заместителя главы города – руководителем Департамента градостроительства администрации города Красноярска Соколовым Р.С., то есть был проверен и утвержден ответчиком, в связи с чем доводы о его не соответствии требованиям законодательства РФ, ввиду отсутствия информации, необходимой (по мнению административного ответчика) для выдачи разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства суд во внимание как обоснованное правовое основание для отказа не принимает, поскольку административный истец действовала в рамках установленной законом процедуры его получения, за правильность и соответствие его требованиям законодательства сама Никифорова Т.Г. ответственности не несет, поскольку это обязанность лежит на ответчике, как на государственном органе наделенном соответствующими полномочиями.
Кроме того, формой градостроительного плана и Порядком заполнения формы градостроительного плана такой раздел (пункт, информация) как «Место допустимого размещения зданий, строений, сооружений, в пределах которых возможно строительство объектов капитального строительства» не предусмотрен, в связи с чем, отказ административного ответчика в выдаче разрешения на строительство со ссылкой, в том числе, и на это обстоятельство, является незаконным. Отсутствие подобного рода информации в градостроительном плане земельного участка не может служить основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство, поскольку такие сведения имеются в иных правовых актах, обязательных к исполнению участниками данных правоотношений.
Таким образом, суд, оценив представленные доказательства, учитывая намерение административного истца использовать по прямому назначению предоставленный на законном основании в собственность земельный участок в целях строительства жилого дома, наличек утвержденной схемы расположения земельного участка предоставленного Никифоровой Т.Г. в собственность бесплатно как многодетному гражданину, суд полагает необходимым признать отказ департамента градостроительства администрации г. Красноярска в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства от 13.06.2017г. №3841-ск незаконным и возложить на Департамент градостроительства администрации г. Красноярска в течении месяца с даты вступления решения суда в законную силу обязанность выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства в соответствии с заявлением Никифоровой Татьяны Георгиевны от 01.06.2017г. №Н-3841-ск, при этом в удовлетворении требований к администрации г. Красноярска и управлению архитектуры администрации г. Красноярска суд полагает необходимым отказать, поскольку в компетенцию указанных государственных органов выдача разрешения на строительство не входит, а внесение изменений в градостроительный план и инициатива внесения в Красноярский городской Совет депутатов проекта изменений в Генеральный план городского округа город Красноярск, предусматривающих исключение земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100509:204 из зоны озеленённых территорий общего пользования и включение данного земельного участка в зону Ж1, то есть зону индивидуальной жилой застройки, а также внесение изменений в Постановление администрации г. Красноярска от 28.04.2017 № 278 «Об утверждении проекта внесения изменений в проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск», Постановление администрации города № 398 от 19.06.2018 «Об утверждении проекта внесения изменений в проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск», исключив земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100509:204 из зоны озеленённых территорий общественного пользования, привести границы красных линий участков улично-дорожной сети и территорий общественного пользования в соответствие действовавшим на момент предоставления участка с кадастровым номером 24:50:0100509:204 Никифоровой Т.Г. границам красных линий участков улично-дорожной сети и территорий общественного пользования на основании Постановления администрации города № 833 от 25.12.2015 «Об утверждении проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск», исключив действие границ красных участков улично-дорожной сети и территорий общественного пользования в отношении земельного y кадастровым номером 24:50:0100509:204 способом восстановления нарушенного права Никифоровой Т.Г. по отказу в выдаче разрешения на строительство не является.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Никифоровой Татьяны Георгиевны к администрации г. Красноярска, департаменту градостроительства администрации г. Красноярска и управлению архитектуры администрации г. Красноярска о признании действия незаконными и возложении обязанности удовлетворить частично.
Признать отказ департамента градостроительства администрации г. Красноярска в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства от 13.06.2017г. №3841-ск незаконным и возложить на Департамент градостроительства администрации г. Красноярска в течении месяца с даты вступления решения суда в законную силу обязанность выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства в соответствии с заявлением Никифоровой Татьяны Георгиевны от 01.06.2017г. №Н-3841-ск, в оставшейся части требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: (подпись)
Копия верна.
Судья: О.Е. Кравченко