ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1129/2021 от 10.02.2021 Дзержинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2а-1129/2021 ...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 февраля 2021 года г. Пермь

Дзержинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Мухиной Е.В.,

при ведении протокола помощником ФИО1,

с участием административного истца – ФИО2,

представителя административного ответчика – судебного пристава – исполнителя отдела судебных приставов по Дзержинскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю ФИО3 по служебному удостоверению и доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО2 к отделу судебных приставов по Дзержинскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю о предоставлении возможности ознакомления с материалами дела,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к отделу судебных приставов по Дзержинскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю (далее – отдел судебных приставов) о признании действия/бездействия незаконным и необоснованным, предоставлении возможности ознакомиться с материалами дела , указав, что Дата подала в отдел судебных приставов заявление о предоставлении материалов дела для ознакомления. Ответа не получила, возможность ознакомления не предоставлена.

Административный истец ФИО2 в судебном заседании просила отменить решение суда, на основании которого ее с детьми выселяют, указала, что незаконные действия должны пресекаться приставами, а этого не происходит.

Представитель административного ответчика – и.о начальника отдела судебных приставов ФИО4 - судебный пристав-исполнитель ФИО3 с требованиями не согласна, пояснила, что возможность ознакомиться с материалами исполнительного производства должнику предоставлена, однако она отказывается ею воспользоваться, неверно воспринимая обязанности судебных приставов по исполнению вступившего в законную силу судебного акта.

Управление Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю извещено надлежащим образом, от представителя направлено ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, в удовлетворении требований отказать.

Заинтересованные лица: взыскатель ФИО5, солидарные должники ФИО6, ФИО7, ФИО8 в судебное заседание не явились, с адреса регистрации вернулись конверты по истечении сроков хранения.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, исполнительного производства , суд пришел к следующему.

На основании ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Согласно ч. 1 ст. 64 Закона № 229-ФЗ исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу части 1 статьи 50 Закона № 229-ФЗ стороны исполнительного производства вправе, в том числе и знакомиться с материалами исполнительного производства, делать выписки из них, снимать с них копии.

Абзацем 3 части 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель предоставляет сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии.

Исходя из положений пункта 12.1.7 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказом ФССП России от 10 декабря 2010 года № 682, именно судебный пристав-исполнитель может осуществить процедуру ознакомления должника с материалами исполнительного производства.

Судом установлено, что заочным решением Дзержинского районного суда г. Перми от Дата ФИО9, ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО8 признаны утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по Адрес

Заочное решение вступило в законную силу Дата.

Дата взыскатель ФИО5 обратился в отдел судебных приставов с заявлением о возбуждении исполнительного производства.

Дата в отделе судебных приставов возбуждены исполнительные производства в отношении Л-вых, предмет исполнения: выселить ФИО9, ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО8 из жилого помещения, расположенного по Адрес

Дата ФИО9 умер.

Дата ФИО2 обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения судебного акта.

Определением Дзержинского районного суда г.Перми от Дата заявление удовлетворено частично, предоставлена отсрочка исполнения заочного решения суда сроком на один месяц.

Дата судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов ФИО10 вынесено постановление об объединении исполнительных производств в сводное исполнительное производство

Дата ФИО2 обратилась к судебному приставу-исполнителю с заявлением об отложении исполнительных действий, указав на рассмотрение судом заявления об отсрочке.

Постановлением судебного пристава от Дата заявление удовлетворено.

ФИО8 в лице ФИО2 обратился в суд с апелляционной жалобой на заочное решение суда от Дата

Определением Дзержинского районного суда г.Перми от Дата отказано в восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы.

Определением Пермского краевого суда от Дата определение Дзержинского районного суда г.Перми от Дата отменено, указано, что возможность ответчика подать апелляционную жалобу на заочное решение суда поставлена в зависимость от исчерпания им возможности подачи заявления об отмене заочного решения и отказа суда в удовлетворении такого заявления, материал по заявлению направлен в Дзержинский районный суд г.Перми для выполнения требований статей 237,325 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Дата ФИО2 обратилась в Дзержинский районный суд г.Перми с заявлением о приостановлении исполнительного производства.

Определением Дзержинского районного суда г.Перми от Дата в удовлетворении заявления отказано.

Дата ФИО2 обратилась в отдел судебных приставов с заявлением о предоставлении возможности ознакомиться с материалами исполнительного производства.

Дата приставом-исполнителем отдела судебных приставов ФИО10 вынесено постановление об удовлетворении ходатайства. В постановлении указано, что с материалами исполнительного производства можно ознакомиться в приемные часы: вторник с ... до ... и четверг с ... до ....

Дата копия постановления направлена в адрес ФИО2, присвоен номер ШПИ .... Согласно отслеживанию почтового отправления письмо получено адресатом Дата.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ, разъяснениям, содержащимся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Исходя из изученных материалов, права административного истца длительным неознакомлением с материалами исполнительного производства не нарушены, так как неознакомление с материалами исполнительного производства вызвано бездействием самого административного истца.

Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.

Согласно п.п. 6,7 ст. 45 КАС РФ, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Противодействие, в том числе систематическое, лиц, участвующих в деле, правильному и своевременному рассмотрению и разрешению административного дела, а также злоупотребление процессуальными правами в иных формах влечет за собой наступление для этих лиц последствий, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу ч. 2 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения суд указывает, какие действия должны быть совершены судебным приставом-исполнителем в целях восстановления прав административного истца, т.е. способ восстановления нарушенного права, обратное влечет неопределенность принятого судом решения.

По смыслу закона необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов истца оспариваемым действием (бездействием), и бремя доказывания данного обстоятельства лежит на истце. Административным истцом в качестве обоснования нарушения прав указано на незаконность вынесенного судом решения.

Вместе с тем при рассмотрении дел в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует учитывать следующее.

В соответствии с диспозитивным началом, выражающим цели правосудия по административным делам, прежде всего конституционную цель защиты прав и свобод человека и гражданина, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (часть 1 статьи 4), а судья выносит определение о принятии административного искового заявления к производству суда, на основании которого в суде первой инстанции возбуждается производство по административному делу (часть 2 статьи 127).

Таким образом, для принятия административного иска к производству суда достаточно того, что истец выступил в защиту своего нарушенного права.

Системное толкование приведенного положения процессуального закона с учетом использованных в нем оборотов и юридической техники позволяет сделать вывод, что основанием для признания бездействия незаконным является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика.

При этом решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Разделение целей и задач административного судопроизводства предопределяет четкое понимание судом и лицами, участвующими в деле, алгоритма совершения соответствующих процессуальных действий и выбора способов защиты нарушенных прав и законных интересов.

Руководствуясь ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований административного искового заявления ФИО2 о признании действия/бездействия отдела судебных приставов по Дзержинскому району г. Перми незаконными и необоснованными, возложению обязанности устранить допущенные нарушения и предоставить возможность ознакомиться с делом отказать.

Решение в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.

Копия верна

Судья Е.В.Мухина

Решение изготовлено Дата