ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-112/2017 от 28.04.2017 Суксунского районного суда (Пермский край)

Дело № 2а-112/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

28 апреля 2017 года

п. Суксун Пермского края

Суксунский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Ярушиной А.А.,

с участием административного истца Половниковой В.Д.,

представителя административного ответчика межрайонного территориального управления № 3 Министерства социального развития Пермского края, действующей по доверенности Зиатдиновой Р.Г.,

при секретаре Вязовиковой О.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Половниковой В. Д. к межрайонному территориальному управлению № 3 Министерства социального развития Пермского края о признании незаконным заключения от ДД.ММ.ГГГГ о возможности заявителя быть опекуном совершеннолетнего недееспособного гражданина, возложении обязанности устранить допущенные недостатки и назначить кандидатом в опекуны,

установил:

Половникова В.Д. обратилась в суд с административным иском к межрайонному территориальному управлению № 3 Министерства социального развития Пермского края о признании незаконным выданного указанным учреждением заключения от ДД.ММ.ГГГГ о возможности заявителя быть опекуном совершеннолетнего недееспособного гражданина, возложении обязанности устранить допущенные недостатки и назначить кандидатом в опекуны.

Требования мотивированы тем, что ею было подано административному ответчику заявление о выдаче заключения о возможности быть опекуном совершеннолетнего недееспособного гражданина, поскольку она хотела помочь находящемуся в психиатрической больнице на лечении П., от которого отказалась его семья. При этом к заявлению ею приложены все необходимые документы, она прошла медицинское освидетельствование и специальную подготовку, согласно которым противопоказаний на осуществление функций опекуна не имела. Административный ответчик вынес заключение от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому она не может быть признана кандидатом в опекуны в отношении совершеннолетнего недееспособного гражданина. Мотивированная причина решения об отказе отсутствует, при этом упомянута характеристика из полиции, хотя сотрудников полиции у себя дома она никогда не видела, также упомянуто заключение КГАОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения», хотя там она не наблюдалась, была лишь однажды на собеседовании. Полагает, что поскольку она совершеннолетний дееспособный гражданин, родительских прав никогда не лишалась, к уголовной ответственности не привлекалась, характеризуется положительно, прошла медицинское освидетельствование и специальную подготовку, предоставила все необходимые документы от компетентных организаций, в связи с чем имеет право быть кандидатом в опекуны совершеннолетнего недееспособного. Следовательно, административный ответчик, неосновательно отказав в удовлетворении ее просьбы, нарушил ее право быть кандидатом в опекуны, в связи с чем она имеет право обжаловать указанный отказ в суде.

В судебном заседании административный истец на требовании настаивает по изложенным выше доводам.

Представитель административного ответчика – МТУ №3 Минсоцразвития по Пермскому краю указал, что с иском не согласна, настаивала на доводах, изложенных в письменных возражениях. В представленном возражении указано, что Половникова В.Д. обратилась в отдел опеки и попечительства МТУ № 3 Минсоцразвития Пермского края с заявлением о признании ее кандидатом в опекуны совершеннолетнего недееспособного гражданина. В силу п.3 ст. 35 ГК РФ при назначении опекуна должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно - и желание подопечного. По результатам диагностики, указанным в заключении КГАОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения» от ДД.ММ.ГГГГ у Половниковой В.Д. может наблюдаться повышенная мнительность, боязливость, навязчивые страхи, панические реакции. Из характеристики главы Администрации Ключевского сельского поселения Суксунского района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Половникова В.Д., уезжая в г. Пермь на заработки, оставляет дом на попечение П., признанного недееспособным, который устраивает пьянки. Часто и сама Валентина Дмитриевна выпивает вместе с П.

Суд, заслушав административного истца, административного ответчика, допросив свидетелей, исследовав материалы административного дела, установил следующее.

Оспариваемое заключение о возможности заявителя быть опекуном совершеннолетнего недееспособного гражданина административным ответчиком принято ДД.ММ.ГГГГ, Половникова В.Д. обратилась в суд с административным иском ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный частью 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным истцом не пропущен.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Половникова В.Д. обратилась в МТУ № 3 Министерства социального развития Пермского края с заявлением о выдаче ей заключения о возможности быть опекуном недееспособного совершеннолетнего гражданина, представив необходимые документы (л.д.35).

Как установлено судом к данному заявлению были приложены следующие документы:

справка Управления Пенсионного фонда РФ в Суксунском районе Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающая размер пенсии Половниковой В.Д.;

заключение о результатах медицинского освидетельствования ГБУЗ ПК «Суксунская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что Половникова В.Д. медицинских противопоказаний на осуществление функций опекуна не имеет;

свидетельство о смерти мужа (копия);

заключение о прохождении подготовки гражданином, выразившим желание стать опекуном или попечителем совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина от ДД.ММ.ГГГГ, выданное КГАОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» в отношении Половниковой В.Д., из которого следует, что Валентина Дмитриевна может быть кандидатом в опекуны;

автобиография Половниковой В.Д.(л.д.28-30);

пенсионное удостоверение (копия) Половниковой В.Д.;

свидетельство о ГРП от ДД.ММ.ГГГГ;

характеристика от ДД.ММ.ГГГГ, выданная администрацией Ключевского сельского поселения в отношении Половниковой В.Д., о том, что она проживает одна. Ведет личное подсобное хозяйство. В быту спокойна, уравновешенная, с соседями находится в хороших отношениях. Жалоб и заявлений в администрацию Ключевского сельского поселения на Половникову В.Д., не поступало (л.д.13);

характеристика с места жительства в отношении Половниковой В.Д. от ДД.ММ.ГГГГ, выданная председателем Совета депутатов, из которой также следует, что Половникова В.Д., за годы проживания по данному адресу, проявила себя с исключительно положительной стороны, с соседями поддерживала дружеские, доброжелательные отношения, принимая активное участие в общественной жизни поселения. Жалоб от соседей за все время ее проживания не поступало(л.д.14).

ДД.ММ.ГГГГ МТУ №3 Министерства социального развития Пермского края заявителю выдано заключение N 1271, из которого следует, что на основании проведенного обследования условий жизни кандидата в опекуны, его личных качеств и изучения прилагаемых документов, руководствуясь ст.32,35 ГК РФ, ст.ст. 8,10,11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об опеке и попечительстве», МТУ № 3 считает, что Половникова В.Д., ДД.ММ.ГГГГ, не может быть признана кандидатом в опекуны в отношении совершеннолетнего недееспособного (л.д.9).

В соответствии с частью 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Оценивая законность принятого административным ответчиком заключения, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 ст. 10 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.

В силу п. п. 2, 3 ст. 35 ГК РФ опекунами могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане, не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав, а также граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан. Опекун может быть назначен только с его согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно - и желание подопечного.

В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" в целях получения сведений о личности предполагаемого опекуна или попечителя орган опеки и попечительства вправе требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях. Орган опеки и попечительства вправе требовать предоставления только той информации о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя. Перечень документов, предоставляемых гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем, сроки предоставления таких документов определяются Правительством Российской Федерации.

Порядок подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, и перечень документов, представляемых ими в целях назначения их опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также сроки рассмотрения таких документов органами опеки и попечительства установлены одноименными правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2010 года N 927 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан".

В силу п. 8 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденных Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2010 года N 927 (далее-Правила), при обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к выполнению обязанностей опекуна, а также отношения, сложившиеся между членами его семьи.

Результаты обследования указываются в акте об обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном (далее - акт об обследовании условий жизни гражданина).

Акт об обследовании условий жизни гражданина оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждается руководителем органа опеки и попечительства.

Акт об обследовании условий жизни гражданина оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется гражданину, выразившему желание стать опекуном, в течение 3 дней со дня утверждения акта обследования, второй хранится в органе опеки и попечительства.

Акт об обследовании условий жизни гражданина может быть оспорен гражданином, выразившим желание стать опекуном, в судебном порядке.

В силу п. 9 указанных Правил орган опеки и попечительства в течение 15 дней со дня представления документов, предусмотренных пунктами 4 или 4(1) настоящих Правил, и акта об обследовании условий жизни гражданина принимает решение о назначении опекуна (о возможности заявителя быть опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном) либо решение об отказе в назначении опекуна (о невозможности заявителя быть опекуном) с указанием причин отказа.

Следовательно, при выдаче заключения гражданину о возможности(отказе в назначении) быть опекуном совершеннолетнего недееспособного гражданина орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни гражданина с заполнением соответствующего акта.

Однако, как следует из оспариваемого заключения, акт об обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, отсутствует, что не оспорено представителем административного ответчика.

Из показаний административного истца также следует, что представители административного ответчика к ней не приезжали, какие-либо акты не составляли.

Между тем, как указано выше, составление указанного акта является обязательным, поскольку при его составлении орган опеки и попечительства обязан оценить жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, его способность к выполнению обязанностей опекуна, сложившиеся между членами семьи отношения.

Отсутствие же указанного документа, учитывая обязательность его составления, вытекающую из положений пунктов 8 и 9 Правил, свидетельствует о том, что орган опеки и попечительства, выдавая оспариваемое заключение, не проверил нравственные и иные личные качества заявителя, способность кандидата в последующем выполнять возложенные на него функции в интересах опекаемого, что позволяет суду сделать вывод о немотивированности принятого заключения, отсутствии в нем указаний на конкретные основания для отказа в назначении Половниковой В.Д. кандидатом в опекуны.

При этом указание в оспариваемом заключении на характеристику МО МВД России «Суксунский», где Половникова В.Д. характеризуется посредственно, а также указание на результаты диагностики, выданной КГАОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» в отношении Половниковой В.Д., согласно которым она может быть кандидатом в опекуны, при отсутствии обязательного акта обследования жизни условий гражданина, выразившего желание быть кандидатом в опекуны, не свидетельствует о законности оспариваемого заключения.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое заключение вынесено без достаточных к тому правовых оснований, предусмотренных нормами Гражданского кодекса РФ, постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2010 года N 927, вследствие чего является незаконным и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решений об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Поскольку межрайонное территориальное управление № 3 Министерства социального развития Пермского края является органом, осуществляющим публичные полномочия, и в соответствии п. 4 ст. 6 ФЗ "Об опеке и попечительстве" именно к компетенции органов опеки и попечительства отнесено рассмотрение вопроса по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, суд, руководствуясь пунктом 1 частью 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, считает необходимым возложить на межрайонное территориальное управление № 3 Министерства социального развития Пермского края обязанность повторно рассмотреть заявление Половниковой В.Д. о выдаче заключения о возможности быть опекуном совершеннолетнего недееспособного гражданина в порядке и сроки, установленные Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденных Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2010 года N 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан».

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск удовлетворить.

Признать заключение межрайонного территориального управления № 3 Министерства социального развития Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ о возможности заявителя быть опекуном совершеннолетнего недееспособного гражданина незаконным.

Обязать межрайонное территориальное управление № 3 Министерства социального развития Пермского края отдел по Суксунскому муниципальному району повторно рассмотреть заявление Половниковой В.Д. о выдаче заключения о возможности быть опекуном совершеннолетнего недееспособного гражданина в порядке и сроки, установленные Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденных Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2010 года N 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан».

Сообщение об исполнении решения суда подлежит направлению межрайонным территориальным управлением № 3 Министерства социального развития Пермского края в Суксунский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий А.А. Ярушина

Мотивированное решение составлено 03 мая 2017