РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 апреля 2021 года пгт. Таксимо
Муйский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Будаевой В.М., при секретаре Гулиевой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-112/2021 по административному иску Былкова Владимира Владимировича к администрации муниципального образования «Муйский район» о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на перевод нежилого помещения в жилое,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Былков В.В. обратился в суд с административным иском к административному ответчику - администрации МО «Муйский район» о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на перевод нежилого помещения в жилое помещение. Административные исковые требования мотивированы тем, что в его собственности имеется двухэтажное здание по адресу: <адрес>, в котором на первом этаже расположено нежилое помещение, на втором этаже жилое. Земельный участок, на котором расположено помещение также принадлежит ему на праве собственности. 20 января 2021 г. он обратился в администрацию МО «Муйский район» с заявлением о выдаче разрешения на перевод из нежилого в жилое помещение, однако в его выдаче отказано в связи с тем, что участок, на котором расположено помещение расположен в территориальной зоне объектов административно-делового, общественного и коммерческого назначения ОД-1, в которой не предусмотрено размещение индивидуальных жилых домов. В соответствии с пунктом 2.6 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Перевод жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение», собственник представляет: заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение; план переводимого помещения с его техническим описанием; поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; проект перепланировки или переустройства переводимого помещения, так как нежилое помещение не соответствует требованиям для использования такого помещения в качестве жилого. Данный отказ считает необоснованным и незаконным. Действующее законодательство предусматривает возможность нахождения жилых домов в общественно-деловых зонах. Кроме того, заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные п.п. 3 и 4 ч. 2 ст. 23 ЖК РФ, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, документы, предусмотренные п. 2 ч. 2 ст. 23 ЖК РФ. Для рассмотрения заявления о переводе помещения орган, осуществляющий перевод помещений, запрашивает эти документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем, по собственной инициативе. Однако, административный ответчик в своем письме указывает на обязанность истца предоставить данные документы, тем самым нарушает действующее законодательство, а также Административный регламент предоставления муниципальной услуги. Пунктом 5 ч. 2 ст.23 Жилищного кодекса РФ, а также пп.5 п. 2.6.2 Административного регламента, необходимо предоставление подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения). В своем ответе административный ответчик указывает, что необходимо предоставление подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения, так как нежилое помещение не соответствует требованиям для использования его в качестве жилого. Данное утверждение является голословным, поскольку переводимое помещение, соответствует условиям перевода его из нежилого в жилое, и для его использования в качестве жилого, не требуется переустройство или перепланировка. При обращении в администрацию муниципального образования «Муйский район» наряду с заявлением, были представлены копия выписки из ЕГРН об объекте недвижимости, а также копия технического паспорта на нежилое помещение. Не были представлены оригиналы правоустанавливающих документов, а также план переводимого помещения и поэтажный план дома, поскольку в соответствии с ЖК РФ, Административным регламентом, их предоставление не требуется, так как право собственности на указанное нежилое помещение зарегистрировано в ЕГРН. Кроме того, не был предоставлен проект перепланировки и (или) переустройства нежилого помещения, так как перепланировка и переустройство не требуется, поскольку вышеуказанное помещение соответствует установленным требованиям, а именно: оно обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция) и соответствует требованиям санитарно- эпидемиологической безопасности. Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 статьи 24 ЖК РФ. В данном случае отсутствуют основания для отказа в переводе из нежилого помещения в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, предусмотренные ст. 24 ЖК РФ. Администраций МО «Муйский район» нарушен порядок рассмотрения заявления и принятия решения о переводе, не соблюдена форма и содержание решения, принятого по результатам рассмотрения заявления. Просит признать незаконным отказ в выдаче разрешения на перевод нежилого помещения в жилое помещение.
В дополнении к административному иску указал, что администрацией МО «Муйский район» не указано, какие именно нормы законодательства не соблюдены Былковым В.В. при обращении с заявлением о переводе нежилого помещения в жилое, что именно необходимо устранить для принятия администрацией решения о переводе нежилого помещения в жилое. Перевод нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в жилое помещение не противоречит нормам жилищного и градостроительного законодательства. Действующим законодательством не регламентирован вопрос о последовательности (первоочередности в действиях) перевода нежилого помещения в жилое и изменения разрешенного использования земельного участка, на котором расположено такое помещение. Гражданский кодекс РФ не предусматривает, что изменение вида разрешенного использования земельного участка должно производиться одновременно с изменением вида разрешенного использования объектов капитального строительства, расположенных на этом участке. Следовательно, изменение видов разрешенного использования земельного участка и объектов недвижимости на нем может происходить как одновременно, так и в любой последовательности. Жилищным кодексом РФ, Административным регламентом предоставления государственной услуги «Перевод нежилого (жилого) помещения в жилое (нежилое) помещение» не предусмотрено, что при подаче заявления о переводе нежилого помещения в жилое, заявитель должен представлять какие-либо документы о земельном участке, на котором расположено переводимое помещение, что свидетельствует о том, что нормами жилищного законодательства принятие уполномоченным органом решения о переводе, либо отказе в переводе нежилого помещения в жилое не зависит от вида разрешенного использования земельного участка. В данном случае должно учитываться лишь соответствие переводимого помещения установленным требованиям, а именно: обеспечение инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция) и соответствие требованиям санитарно- эпидемиологической безопасности. В соответствии с представленным техническим паспортом на переводимое помещение, оно соответствует вышеуказанным требованиям. Статьей 24 Жилищного кодекса РФ, а также Административным регламентом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в переводе нежилого помещения в жилое помещение. В данный перечень не входят основания, на которые ссылается административный ответчик в своем отказе. Кроме того, форма и содержание отказа, также не соответствуют установленной Законом форме, что является грубым нарушением прав и интересов граждан. Правилами землепользования и застройки <адрес> утверждены Предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции иных объектов капитального строительства для зоны ОД-1. Если для таких объектов предельные параметры разрешенного строительства установлены в градостроительном регламенте зоны Ж.1, они принимаются равными таковым. Под иными объектами понимаются жилые дома, жилые дома блокированной застройки, многоквартирные дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи, размещение которых разрешается в зоне ОД-1 согласно п.6 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ. Былковым В.В. соблюдены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельного участка, в том числе его площадь; минимальные отступы от границ земельного участка; предельное количество этажей, предусмотренные для данной территориальной зоны. Кроме того, Былков В.В. обратился с заявлением о переводе в жилое помещение нежилого помещения, расположенного на 1 этаже. В здании по адресу: РБ, <адрес> А, на втором этаже уже имеется жилое помещение (квартира), принадлежащее на праве собственности Былкову В.В. на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № RU04513102-64 от 14.12.2012 года, выданного Администрацией МО «Муйский район». Данное помещение было построено в нежилом здании, и введено в эксплуатацию без изменения вида разрешенного использования земельного участка. Соответственно, в настоящее время, при переводе нежилого помещения, расположенного на первом этаже этого же здания, в жилое помещение, также не требуется изменение вида разрешенного использования земельного участка. Отказывая в переводе нежилого помещения в жилое помещение, администрация МО «Муйский район» нарушила нормы Жилищного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, положения Административного регламента предоставления государственной услуги «Перевод нежилого (жилого) помещения в жилое (нежилое) помещение», а также права заявителя. Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Под государственной услугой, как указано в статье 2 этого Закона, понимается услуга, предоставляемая в том числе, органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), а именно деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги. При получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме (статья 5 Закона). Таким образом, деятельность ответчика относится к сфере публичного права. В публичном праве органы власти имеют больше прав относительно иных лиц. Соответственно, такие лица должны соблюдать определенные гарантии, обеспечивающие соблюдение прав и законных интересов граждан. К указанным гарантиям относится требование ясности, четкости, определенности, конкретности, понятности, недвусмысленности актов органов власти. При рассмотрении дел суд не вправе ограничиваться формальным установлением обстоятельств. Вместе с тем, акт органа публичной власти подлежит оценке судом на предмет соответствия закону в том виде, в котором орган власти принял акт. Оспариваемый отказ содержит исключительно ссылки на положения Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, не содержит разъяснений относительно того, каким конкретно критериям гражданин не соответствует и какие действия он должен совершить, что является нарушением нрав гражданина и лишает его возможности устранить нарушения, послужившие основанием для отказа, в случае их наличия.
В судебное заседание административный истец Былков В.В., его представитель Телков Л.С. не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель административного ответчика администрации МО «Муйский район» Федорова Я.Ю. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
В отзыве указала, что при вынесении отказа администрация руководствовалась п.п. 1 п. 2.10 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Перевод жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение», а также тем, что земельный участок, на котором расположено помещение, находится в территориальной зоне объектов административно-делового, общественного и коммерческого назначения, на которой не предусмотрено размещение индивидуальных жилых домов. Предоставление муниципальной услуги «Перевод жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение» предоставляется администрацией МО «Муйский район» в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Перевод жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение» (далее Административный регламент), утвержденным постановлением администрации МО «Муйский район» от ДД.ММ.ГГГГ№. Административный регламент был разработан и утверждён с учётом требований действующего законодательства. Былков В.В. является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: и. <адрес> расположено на земельном участке с кадастровым номером 03:13:070119:14, находящийся в собственности Былкова В.В. Согласно выписки из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 03:13:070119:14 состоит в категории - Земли населенных пунктов, виды разрешенного использования - размещение магазина промышленных товаров. Земельный участок с кадастровым номером 03:13:070119:14 расположен в территориальной зоне объектов административно - делового, общественного и коммерческого назначения ОД-1. Как следует из административных регламентов вид разрешённого использования жилой дом в данной зоне не предусмотрен. В случае перевода нежилого помещения в жилое помещение вид разрешенного использования вступает в противоречие с основными, условно-разрешенными и вспомогательными видами разрешенного использования земельного участка, что приведет к нарушениям положений Земельного и Градостроительного законодательства, Отказ администрации МО «Муйский район» в выдаче разрешения о переводе нежилого помещения, находящегося по адресу: <адрес> жилое помещение законным и обоснованным. Требования истца обязать администрацию МО «Муйский район» принять решение о переводе из нежилого в жилое помещение в указанной редакции не могут быть удовлетворены, поскольку судом будет принято решение, которое отнесено к компетенции органа местного самоуправления. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации, статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 6 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения.
Согласно части 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно п. 4 ст. 22 Жилищного кодекса РФ перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Порядок перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления в соответствии со ст. 23 Жилищного кодекса РФ.
Пунктом 1 части 1 статьи 24 ЖК РФ предусмотрен отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае непредставления определенных частью 2 статьи 23 ЖК РФ документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления; представления документов в ненадлежащий орган; несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения; несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.
Согласно ч. 2 ст. 24 ЖК РФ решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2005 года N 502, изданным на основании статьи 23 ЖК РФ, утверждена Форма уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, в пункте 2 которой излагается содержание решения об отказе в переводе помещения из жилого (нежилого) в нежилое (жилое).
По смыслу пункта 2 Формы уведомления, основание(я) отказа в переводе из жилого (нежилого) в нежилое (жилое) помещение указывается посредством ссылки на соответствующий пункт части 1 статьи 24 ЖК РФ, предусматривающий конкретное нарушение, за которое допускается отказ в переводе помещения.
Судом установлено и следует из материалов дела, 21 января 2021 г. Былков В.В. обратился в администрацию МО «Муйский район» с заявлением о выдаче разрешения на перевод из нежилого помещения в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
26 января 2021 г. администрацией МО «Муйский район» отказано в выдаче указанного разрешения, оформленного в виде письма в связи с тем, что «для получения разрешения на перевод из нежилого помещения в жилое помещение необходимо в соответствии с п.3 ст. 4 Федерального закона от 21.12.2004 г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» («перевод земель или земельных участков из одной категории в другую не допускается в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земельного участка утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории землеустроительной документации)», чтобы в правилах землепользования и застройки пгт. Таксимо на Вашем земельном участке можно было располагать индивидуальные жилые дома. На данный момент магазин с жилым помещением, находящийся по адресу: пгт. Таксимо, ул. 70 лет Октября, 42а расположен в территориальной зоне объектов административно-делового, общественного и коммерческого назначения ОД-1 (градостроительные регламенты Правил землепользования и застройки пгт. Таксимо, утвержденные решением сессии Совета депутатов МО ГП «Поселок Таксимо от 31.05.2012 »), на которой не предусмотрено размещение индивидуальных жилых домов.
Также в соответствии п. 2.6 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Перевод жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение» собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо представляет в администрацию непосредственно, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством РФ порядке соглашением о взаимодействии: заявление о переводе помещения (приложение №1); правоустанавливающие документы на переводимое помещение(подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его техническим описанием; поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения, так как нежилое помещение не соответствует требованиям для использования такого помещения в качестве жилого помещения».
Вместе с тем, решение об отказе в переводе помещения не содержит оснований отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 24 ЖК РФ как того требует ч. 2 ст. 24 ЖК РФ.
Обжалуемый отказ оформленный в виде письма не соответствует Форме уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2005 года N 502, поскольку не содержит ссылки на соответствующий пункт части 1 статьи 24 ЖК РФ, предусматривающий конкретное нарушение, за которое допускается отказ в переводе помещения.
Таким образом, в нарушение частей 9 и 11 статьи 226, статьи 62 КАС РФ объективных доказательств правомерности своих действий административным ответчиком не представлено.
Учитывая изложенное, отказ административного ответчика в выдаче разрешения на перевод нежилого помещения в жилое помещение нельзя признать законным и обоснованным.
На административного ответчика как уполномоченного органа местного самоуправления следует возложить обязанность повторно рассмотреть заявление Былкова В.В. в срок, установленный ч.4,5 ст. 23 ЖК РФ со дня вступления решения в законную силу с учетом доводов административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Былкова Владимира Владимировича к администрации муниципального образования «Муйский район» о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на перевод нежилого помещения в жилое удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации муниципального образования «Муйский район» в выдаче разрешения на перевод нежилого помещения в жилое по адресу: <адрес>.
Возложить на администрацию муниципального образования «Муйский район» обязанность в течение срока, установленного ч.4,5 ст. 23 ЖК РФ со дня вступления решения в законную силу рассмотреть заявление Былкова Владимира Владимировича о выдаче разрешения на перевод нежилого помещения в жилое по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Бурятия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Муйский районный суд Республики Бурятия.
Судья Будаева В.М.
Решение принято в окончательной форме 16 апреля 2021 г.
Судья Будаева В.М.