ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-112/2022 от 21.06.2022 Усть-ишимского районного суда (Омская область)

Дело № 2а-112/2022

55RS0037-01-2022-000250-86

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Усть-Ишим Омская область 21 июня 2022 года

Усть-Ишимский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Мозгуновой А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Зубовой Н.Н., с участием помощника прокурора Усть-Ишимского района Омской области Рябцева Р.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Усть-Ишимского района Омской области в интересах РФ к Администрации Большетавинского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

установил:

Прокурор Усть-Ишимского района Омской области в интересах РФ обратился в суд с административным иском к Администрации Большетавинского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.

В обоснование требований указал, что прокуратурой района в порядке контроля проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о противодействии коррупции и об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, в результате которой установлено, что администрация сельского поселения размещает официальную информацию на сайте Усть-Ишимского муниципального района http://ustishim.omskportal.ru (вкладка Большетавинское сельское поселение). В тоже время, несмотря на действующий Указ Губернатора Омской области от 20.01.2015 № 5, которым утверждено Положение о требованиях к размещению и наполнению разделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов Правительства Омской области, иных органов исполнительной власти Омской области, требования данного Положения администрацией сельского поселения не исполняются. Так, на официальном сайте администрации сельского поселения в сети «Интернет» по адресу http: omskportal.ru раздел «Противодействие коррупции» и соответствующие разделы: «Правовые акты в сфере противодействия коррупции», «Антикоррупционная экспертиза», «Методические материалы», «Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», «Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения», «Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационная комиссия)», «Как сообщить о фактах коррупции» и другие отсутствуют. Постановлением Администрации Большетавинского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области от 02.07.2018 № 20-п утверждено Положение о требованиях к размещению и наполнению разделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, на официальном сайте администрации Большетавинского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области, однако фактически оно не применяется. Также проверкой установлено, что на сайте сельского поселения в сети «Интернет» в нарушение норм федерального законодательства по состоянию на 26.05.2022 сведения о доходах Главы поселения, муниципальных служащих Большетавинского сельского поселения, депутатов Большетавинского сельского поселения за 2020- 2021 года до настоящего времени не размещены. 18.03.2022 прокурором Усть-Ишимского района Омской области внесено представление в адрес главы администрации Большетавинского сельского поселения, а также возбуждено дело об административном правонарушении в отношении главы администрации Большетавинского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области Бариева М.С., однако каких-либо мер по устранению нарушений административным ответчиком не предпринято.

Просил признать незаконным бездействие, выразившееся в не размещении информации на официальном сайте Большетавинского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района http://ustishim.omskportal.ru (вкладка Большетавинское сельское поселение) о противодействии коррупции, в части отсутствия раздела «Противодействие коррупции» и соответствующих разделов в нем, а также в отсутствии сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Главы поселения, муниципальных служащих Большетавинского сельского поселения, депутатов Большетавинского сельского поселения за 2020- 2021 года; возложить обязанность на администрацию Большетавинского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда разместить в сети «Интернет» на сайте администрации Большетавинского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района http://ustishim.omskportal.ru (вкладка Большетавинское сельское поселение) информацию о противодействии коррупции в части размещения раздела «Противодействие коррупции» и соответствующих разделов в нем, а также опубликовать сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Главы поселения, муниципальных служащих Большетавинского сельского поселения, депутатов Большетавинского сельского поселения за 2020- 2021 года.

В судебном заседании административный истец помощник прокурора Усть-Ишимского района Омской области Рябцев Р.Г. требования поддержал, просил их удовлетворить. Дополнительно представил скриншоты со страниц в сети «Интернет» с сайта администрации Большетавинского сельского поселения, по состоянию на дату рассмотрения дела в суде.

Административный ответчик - Администрация Большетавинского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, по представленным в деле доказательствам.

Выслушав пояснения административного истца, изучив представленные в материалы дела доказательства, суд считает, что требования административного истца подлежат удовлетворению на основании следующего.

По смыслу ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 218 КАС РФ прокурор вправе в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 15 Конституции Российской Федерации регламентировано, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ), регулирующий отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией, в том числе граждан, организаций и общественных объединений, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (пункт 3 статьи 1 и часть 1 статьи 2), закрепляет основные принципы обеспечения доступа к такой информации, относя к ним, в частности, ее открытость и доступность, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт 1 статьи 4).

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона № 8-ФЗ правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляется также законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а в отношении органов местного самоуправления - муниципальными правовыми актами.

Одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления согласно части 2 статьи 6 Федерального закона № 8-ФЗ является размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет».

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона № 8-ФЗ государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.

Статьями 13, 14 Федерального закона № 8-ФЗ установлены требования к объему и периодичности размещаемой в сети «Интернет» информации о деятельности органов местного самоуправления.

В силу частей 7, 8 статьи 14 Федерального закона № 8-ФЗ перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления. При утверждении перечней информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления определяются периодичность размещения информации в сети «Интернет», сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Усть-Ишимского района Омской области была проведена проверка соблюдения администрацией Большетавинского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области требований федерального законодательства о противодействии коррупции и об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.

По результатам проверки установлено, что на сайте Усть-Ишимского муниципального района http://ustishim.omskportal.ru (вкладка Большетавинское сельское поселение) размещается информация о деятельности органа местного самоуправления, однако отсутствуют сведения о противодействии коррупции, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, как Главы сельского поселения, так и муниципальных служащих и депутатов сельского поселения за 2020 и 2021 годы.

В рамках правового регулирования отношений в области противодействия коррупции Указом Губернатора Омской области от 25.01.2015 № 5 было утверждено Положение о требованиях к размещению и наполнению разделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов Правительства Омской области, иных органов исполнительной власти Омской области, государственных органов Омской области, создаваемых в соответствии со статьей 58.1 Устава (Основного Закона) Омской области (далее – Положение).

Органам исполнительной власти Омской области надлежало в двухмесячный срок привести разделы, посвященные вопросам противодействия коррупции, своих официальных сайтов в соответствие с требованиями, утвержденными настоящим Указом.

Согласно пункту 1 Положения на главной странице официальных сайтов Правительства Омской области, органа исполнительной власти Омской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее соответственно - сайты, сайт Правительства Омской области, сайт органа) размещается отдельная гиперссылка на раздел с наименованием «Противодействие коррупции».

Доступ в раздел «Противодействие коррупции» осуществляется с главной страницы сайтов путем последовательного перехода по гиперссылке (пункт 2 Положения).

В пункте 3.1 Положения указано, что в разделе «Противодействие коррупции» сайта органа содержатся последовательные ссылки на следующие подразделы: «Правовые акты в сфере противодействия коррупции», «Антикоррупционная экспертиза», «Методические материалы», «Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения», «Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», «Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов», «Как сообщить о фактах коррупции».

Согласно пункту 4 Положения раздел «Противодействие коррупции» сайтов может содержать иные подразделы, в которых размещаются доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация по вопросам противодействия коррупции, часто задаваемые вопросы и ответы на них.

Особым публичным статусом лиц как замещающих выборные муниципальные должности, так и лиц, осуществляющих деятельность в муниципальном образовании на постоянной основе, предопределяется право федерального законодателя вводить для них определенные обязанности, в частности аналогичные предусмотренным для лиц, замещающих государственные должности, должности государственной и муниципальной службы, и направленные на создание условий, не допускающих возможных злоупотреблений с их стороны при осуществлении публичной власти.

К таким обязанностям относится и обязанность представить сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 4.3 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные лицами, замещающими муниципальные должности, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах органов местного самоуправления и (или) предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами.

Пунктом 2 Порядка размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 613 «Вопросы противодействия коррупции», установлен перечень сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера подлежащих размещению на официальных сайтах, в который включены объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании, с указанием вида, площади и страны расположения каждого из таких объектов.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07.10.2013 № 530н «О требованиях к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, и требованиях к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», утверждена форма таблицы для размещения на официальных сайтах сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, с указанием сведений об объектах недвижимого имущества, находящихся в пользовании.

Исходя из правового анализа приведенных выше положений федерального закона и иных нормативных актов, регулирующих вопросы размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, следует, что определение порядка размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности, относится к компетенции муниципальных органов.

Между тем объем сведений, подлежащих размещению, определен на федеральном уровне и пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации № 613 рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении порядка размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и должности муниципальной службы, и членов их семей на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования.

Как было уже указано выше, одним из подразделов раздела «Противодействие коррупции» является «Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

В ходе проведенной прокуратурой Усть-Ишимского района проверки был проведен мониторинг официального сайта администрации сельского поселения в сети «Интернет» (http: omskportal.ru) и установлено, что раздел «Противодействие коррупции» отсутствует, подразделы, указанные в Положении, в том числе подраздел «Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», также отсутствуют.

18.03.2022 в адрес администрации сельского поселения прокурором Усть-Ишимского района было внесено представление об устранении нарушений законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. О противодействии коррупции.

Согласно ответу Главы Большетавинского сельского поселения от 29.03.2022 № 31 во исполнение нарушений, указанных в представлении было принято постановление № 10 от 14.04.2022 «Об утверждении Порядка осуществления антикоррупционного мониторинга в Большетавинском сельском поселении Усть-Ишимского муниципального района Омской области».

Исходя из системного толкования понятия «мониторинг» (система постоянного наблюдения за процессами и явлениями, проходящими где-либо), утверждение указанного Порядка не является устранением выявленных прокуратурой района нарушений.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 34 в Усть-Ишимском судебном районе Омской области от 13.04.2022 Бариев М.С. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей. Сведениями о том, что данный судебный акт был обжалован, суд не располагает.

Согласно представленным административным истцом скриншотам страницы с сайта в сети «Интернет» Усть-Ишимского муниципального района с вкладкой Большетавинское сельское поселение (http://ustishim.omskportal.ru) на сайте органа местного самоуправления представлены разделы: «Поселение», «Руководитель», «Нормотворческая деятельность», «Отраслевая информация», «Целевые программы» и иное, включающее в себя разделы «Проекты нормативных правовых актов», «Порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений», «Решения коллегий», «Стандарты государственных услуг», «Информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг», «»Федеральные нормативные правовые акты», «Государственное задание», «Прокуратура Усть-Ишимского района».

Таким образом, раздел «Противодействие коррупции» на сайте администрации сельского поселения и подраздел «Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» отсутствуют, сведения, которые подлежат включению в приведенные разделы, в иных разделах и подразделах не представлены.

При этом отсутствие указанного раздела и подраздела в нарушение требований, установленных Губернатором Омской области, имело место быть как на момент проведения прокуратурой района проверки, так и до настоящего времени, что подтверждается постановлением мирового судьи судебного участка № 34 в Усть-Ишимском судебном районе Омской области от 13.04.2022, скриншотами со страницы сайта администрации сельского поселения по состоянию на 26.05.2022 и на 21.06.2022 (дата рассмотрения дела в суде).

Неисполнение выявленных прокуратурой района нарушений свидетельствует о бездействии администрации Большетавинского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области.

Приведенные нормы права и совокупность представленных доказательств указывают, что обязанность по размещению информации, касающейся противодействию коррупции и сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера лежит на административном ответчике.

В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности действий (бездействия) органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие органы.

Свою обязанность по доказыванию законности оспариваемого бездействия, административный ответчик не исполнил, в соответствии со ст. 62 КАС РФ доказательств отсутствия бездействия суду не представил.

Обращение прокурора Усть-Ишимского района Омской области в интересах Российской Федерации в порядке ст. 39 КАС РФ в данном административном деле обоснованно тем, что отсутствие информации о деятельности муниципального образования нарушает принципы открытости и публичности деятельности органа местного самоуправления.

Таким образом, заявленные административные исковые требования прокурора суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

В соответствии с положениями ст. 16 КАС РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 11 постановления от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» решение суда должно быть исполнимым.

При таких обстоятельствах, учитывая принцип разумности, суд считает возможным установить Администрации Большетавинского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области срок для исполнения решения суда в течение одного месяца со дня вступления в законную силу настоящего судебного акта.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Усть-Ишимского района Омской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Большетавинского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области, выразившееся в не размещении информации на официальном сайте Большетавинского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района http://ustishim.omskportal.ru (вкладка Большетавинское сельское поселение) о противодействии коррупции, не опубликовании сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Главы Большетавинского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области, муниципальных служащих Большетавинского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области, депутатов Большетавинского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области за 2020 - 2021 года.

Возложить обязанность на администрацию Большетавинского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда разместить в сети «Интернет» на сайте администрации Большетавинского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района http://ustishim.omskportal.ru (вкладка Большетавинское сельское поселение) информацию о противодействии коррупции, опубликовать сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Главы Большетавинского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области, муниципальных служащих Большетавинского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области, депутатов Большетавинского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области за 2020 - 2021 года.

Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Ишимский районный суд Омской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья А.А. Мозгунова

Решение изготовлено в окончательной форме 23 июня 2022 года.

Судья А.А. Мозгунова