ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1130/19 от 23.04.2019 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

Дело № 2а-1130/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 апреля 2019 года город Севастополь Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи Калгановой С.В., при секретаре Антоновой М.О., с участием представителя административного истца Усачева В.А., представителя административного ответчика Карнишаускене В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по исковому заявлению Гебель Анны Станиславовны к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании отказа должностного лица незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Гебель А.С. обратилась в суд с административным иском к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, в котором просит: признать незаконным отказ Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в возврате излишне уплаченной госпошлины от 10 января 2019 года, обязать ответчика вернуть излишне уплаченную государственную пошлину в размере 4 950 рублей, взыскать государственную пошлину в размере 300 рублей уплаченную при подаче иска.

Исковые требования мотивированы тем, что 9 декабря 2018 года истец обратилась к ответчику с заявление о возврате излишне уплаченной государственной пошлины за регистрацию доли в праве общей долевой собственности на земельные участки. 10 января 2019 года истцом был получен отказ в возврате излишне уплаченной госпошлины. Считает данный отказ незаконным.

Административный истец Гебель А.С. в судебное заседание не явилась, о дне и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом о причинах не явки не сообщила.

В соответствии со ст.150 КАС РФ суд приступает к рассмотрению дела в отсутствие административного истца.

В судебном заседании представитель административного истца Усачев В.А. поддержал исковые требования, просил иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика Карнишаускене В.А.возражал против удовлетворения административного иска.

Заслушав пояснения участников судебного процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что 9 декабря 2018 года истец обратилась к ответчику с заявлением о возврате излишне уплаченной государственной пошлины за регистрацию доли в праве общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке ст.333.40 НК РФ. К заявлению были приложены квитанции №62, 83,85 от 6 сентября 2018 года об уплате госпошлины в размере 2000 рублей каждая за государственную регистрацию прав, которая осуществлена на оснований заявлений , , , в отношении объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером

Согласно ответа Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 10.01.2019 г. истцу отказана в возврате госпошлины по тем, основаниям, что в связи с тем, что у земельного участка с кадастровым номером категория земли не установлена оснований для возврата излишне уплаченной госпошлины не имеется.

Согласно государственного акта от 24 января 1997 года Закрытому акционерному товариществу имени С.Перовской передано в коллективную собственность для ведения товарного сельскохозяйственного производства земельный участок площадью <данные изъяты>

Из договора купли-продажи земельной доли (пая) земельного участка от 06.09.2018 г. Гебель А.С. приобрела <данные изъяты> условных кадастровых гектара в земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>

Из договора купли-продажи земельной доли (пая) земельного участка от 31.08.2018 г. Гебель А.С. приобрела <данные изъяты> условных кадастровых гектара в земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>

Из договора купли-продажи земельной доли (пая) земельного участка от 06.09.2018 г. Гебель А.С. приобрела <данные изъяты> условных кадастровых гектара в земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>

Согласно кадастрового паспорта разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером для ведения сельскохозяйственного производства, категория земель не установлена.

Порядок определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, утвержден Постановлением Правительства Севастополя от 28.03.2016 N 228-ПП (далее - Порядок N 228-ПП).

Виды разрешенного использования земельного участка определяются исходя из видов функционального использования земельного участка, которые допустимы в соответствии с: 1) правоустанавливающим документом на земельный участок; 2) градостроительной документацией, утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"; 3) землеустроительной документацией, утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

Виды разрешенного использования земельного участка определяются на основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" в редакции, действующей на момент рассмотрения вопроса об определении видов разрешенного использования земельного участка.

Определение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с настоящим Порядком не является изменением вида разрешенного использования земельного участка.

Статьей 5 Закона Севастополя N 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» установлено, что категории земель, к которым отнесены земельные участки, установленные до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, признаются категориями земель, установленными Земельным кодексом Российской Федерации по следующему правилу: 1) жилой и общественной застройки - землями населенных пунктов; 2) сельскохозяйственного назначения, а также земельные участки, предоставленные для дачного строительства из состава земель рекреационного назначения, - землями сельскохозяйственного назначения, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов; 3) природно-заповедного фонда и иного природоохранного назначения - землями особо охраняемых территорий и объектов, если данные земельные участки предоставлены организациям, осуществляющим охрану объектов окружающей среды, и находятся вне границ населенного пункта, в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов, а в прочих случаях - к категории земель, в границах которой допускается деятельность, осуществляемая на земельном участке; 5) рекреационного назначения - землями особо охраняемых территорий и объектов, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов. Особенности отнесения земельного участка к соответствующей категории земель на основании настоящей статьи устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Севастополя.

Согласно п.4 ст.2 Закона Севастополя N 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» до установления границ населенных пунктов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации границы населенных пунктов определяются в соответствии с документацией по землеустройству, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, а в случае ее отсутствия - в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и детальными планами территории, утвержденными в установленном порядке до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ.

Положения, предусмотренные статьями 3, 6, 8 Федерального закона N 101-ФЗ, применяются в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, для которых определен (установлен) вид разрешенного использования "сельскохозяйственное использование" либо любой из видов разрешенного использования, который включается в данный вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Таким образом, исходя из правоустанавливающих документов, вышеуказанных норм права земельный участок с кадастровым номером 91:04:000000:7 относиться к землям сельскохозяйственного назначения в связи с чем государственная пошлина за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) права на земельные участки должна оплачиваться в соответствии с п.п.15,26 п.1 ст.333.33 НК РФ в размере 350 рублей.

Административным истцом по трем квитанциями была уплачена госпошлина в общем размере 6 000 руб., вместо 1 050 руб.

Таким образом сумма излишне уплаченной государственной пошлины подлежащей возврату составляет 4 950 рублей.

С учетом изложенного, оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о признании незаконным отказа Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в возврате излишне уплаченной государственной пошлины от 10 января 2019 года, и возложении обязанности на административного ответчика повторно рассмотреть вопрос о возврате Гебель Анне Станиславовне излишне уплаченную государственную пошлину в размере 4 950 рублей.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в части обязании административного ответчика произвести регистрацию права собственности, поскольку решение указанного вопроса относится к распорядительным полномочиям соответствующего органа и не может осуществляться судом.

В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Согласно ст. 106 КАС РФ, к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, среди прочих, относятся расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.

В силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Истцом при подаче искового заявления была уплачены государственная пошлина в размере 300 рублей, которая подлежат взысканию с ответчика.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требований Гебель Анны Станиславовны к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании отказа должностного лица незаконным удовлетворить частично.

Признать отказ Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в возврате излишне уплаченной государственной пошлины от 10 января 2019 года незаконным.

Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя повторно рассмотреть вопрос о возврате Гебель Анне Станиславовне излишне уплаченную государственную пошлину в размере 4 950 рублей.

Взыскать с Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в пользу Гебель Анны Станиславовны государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя. Решение в окончательной форме составлено 26 апреля 2019 года

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья Ленинского районного суда

города Севастополя С.В. Калганова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>