Дело № 2а–420/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Вологда 06 февраля 2018 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе судьи Ширяевской Е.С.,
с участием представителя административного истца по доверенности Шонорова Н.Л., представителя административного ответчика по доверенности Джафаровой Ю.П.,
при секретаре Смирновой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лефоновой А. Н. к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Вологодского муниципального района о признании незаконным распоряжения от 11.10.2017 №, возложении обязанностей вынести распоряжение о заключении соглашения о перераспределении земельного участка,
установил:
административный истец Лефонова А.Н. обратилась в суд с иском, мотивируя тем, что 11.10.2017 Председателем Комитета по Управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района ФИО1 вынесено распоряжение № об отказе Лефоновой А.Н. в заключении соглашения о перераспределении земельного участка в связи с тем, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам, поскольку образуемый в результате перераспределения земельный участок увеличивается за счет территории общего пользования, а именно, прохода и проезда к водному объекту. С решением не согласна, считает, что территория, предлагаемая к присоединению, не является участком общего пользования, занятыми площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами. Просит признать незаконным распоряжение Председателя Комитета по Управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района ФИО1 от 11.10.2017 №, возложить обязанность вынести распоряжение о заключении соглашения о перераспределении земельного участка (с учетом уточнения исковых требований от 21.12.2017).
Протокольным определением от 06.12.2017 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Лесковского сельского поселения Вологодского муниципального района Вологодской области
Протокольным определением от 09.01.2018 администрация Лесковского сельского поселения исключена из числа заинтересованных лиц, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация сельского поселения Сосновское.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Шоноров Н.Л. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске, просил удовлетворить. Пояснил, что, как видно из кадастровой карты, между земельными участками № и № имеется свободное расстояние. После того, как Лефонова А.Н. выкупила свой участок с аукциона и стала его обустраивать, начались конфликты с соседями. Сейчас на том участке, который планируется присоединить, соседи стали организовывать свалку бытовых отходов, строительного мусора. Прохода и подхода к реке там никогда не было, до воды более 20 метров. В случае перераспределения участков береговая линия будет свободна, подход не будет загорожен.
В судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности Джафарова Ю.П. в удовлетворении административных исковых требований просила отказать по основаниям, изложенным в возражениях.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица администрации сельского поселения Сосновское не явился, извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ранее был направлен отзыв, в котором в удовлетворении требований истца просили отказать.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив собранные по нему доказательства, суд пришёл к следующему.
Как следует из материалов дела, и не оспаривалось сторонами, Лефоновой А.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 350 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием «для ведения личного подсобного хозяйства», что подтверждается Кадастровой выпиской из государственного кадастра недвижимости.
В Комитет по управлению муниципальным имуществом Вологодского муниципального района 13.09.2017 поступило заявление Лефоновой А.Н. об утверждении схемы местоположения границ земельного участка и заключения соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 350 кв.м, адрес которого: <адрес> и земельного участка с кадастровым номером №, площадью 666 кв.м, адрес которого: <адрес>.
Распоряжением Председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района от 11.10.2017 №Лефоновой А.Н. отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 350 кв.м, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах населенного пункта – д. Водогино Вологодского муниципального района, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории в границах кадастрового квартала №, в связи с тем, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам, поскольку образуемый в результате перераспределения земельный участок увеличивается за счет территории общего пользования (прохода и проезда к водному объекту), которая является территорией общего пользования и используется неограниченны кругом лиц.
Не согласившись с распоряжением Председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района от 11.10.2017 №, Лефонова А.Н. обратилась в суд с настоящим иском.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 1 статьи 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Как следует из положений части 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 13 указанной статьи).
В силу положений пункта 3 части 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе, разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии с пунктами 11, 12 части 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований: имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
Положениями пункта 3 части 16 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Так, частью 6 статьи 11.9 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу положений части 12 статьи 85 ЗК РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлено, что отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Как следует из положений части 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
В силу вышеприведенных норм, если границы образуемого земельного участка пересекают земли общего пользования, то такой земельный участок не подлежит предоставлению в собственность граждан в силу прямого запрета, установленного законодателем.
Статьей 39.29 ЗК РФ установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Так, пунктом 8 статьи 39.29 ЗК РФ установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Постановлением администрации Вологодского муниципального района от 25.10.2017 № «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах населенных пунктов Вологодского района» утвержден перечень автомобильных дорог в границах населенных пунктов сельского поселения Сосновское.
Улично-дорожная сеть населенных пунктов сформирована администрациями сельских поселений, в чьи полномочия до 01.01.2016 в соответствии с пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» входило осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
Как следует из ответа администрации сельского поселения Сосновское на запрос Вологодского городского суда, подъезд к земельному участку с кадастровым номером №, принадлежащему Лефоновой А.Н., осуществляется по дороге общего пользования, что также подтверждается выкопировкой из генерального плана Лесковского сельского поселения.
Таким образом, проанализировав указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что образуемый в результате перераспределения земельный участок увеличивается за счет территории общего пользования (прохода и проезда к водному объекту р. Тошня), которая является территорией общего пользования и используется неограниченны кругом лиц.
Доводы административного истца и его представителя о том, что на испрашиваемом земельном участке находится свалка и для прохода он не используется, отклоняются судом как несостоятельные.
С учетом приведенного законодательства, имеются основания, предусмотренные пунктами 11, 12 части 9 статьи 39.29 ЗК РФ, для отказа в заключении соглашения о перераспределении, испрашиваемом истцом. Оспариваемое распоряжение принято уполномоченным органом, не противоречит действующему законодательству и не ведет к необоснованному нарушению прав административного истца.
В связи с чем, административные исковые требования Лефоновой А.Н. не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований Лефоновой А. Н. к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Вологодского муниципального района о признании незаконным распоряжения от 11.10.2017 №, возложении обязанностей вынести распоряжение о заключении соглашения о перераспределении земельного участка, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.С. Ширяевская
Мотивированное решение изготовлено 09 февраля 2018 года.