Дело № 2а-1131/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего судьи: Воробьёвой Т.А.,
при секретаре: Ивановой Р.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ОУФМС России по Челябинской области в Ленинском районе г. Магнитогорска о признании незаконными действий ОУФМС России по Челябинской области в Ленинском районе г. Магнитогорска,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к ОУФМС России по Челябинской области в Ленинском районе г. Магнитогорска о признании незаконными действий ОУФМС России по Челябинской области в Ленинском районе г. Магнитогорска по проставлении обязательных отметок в паспорте без документов, их подтверждающих; обязать административного ответчика выдать паспорт согласно заявлению и имеющимся в отделе документам, то есть без отметок.
Требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в МАУ «МФЦ» с заявление о замене паспорта в связи с достижением 45-летия. Сотруднику было сказано, что он разведен, но свидетельства о расторжении брака не имеет. В заявлении им было указано, что брак расторгнут и приложены документы: решение суда и свидетельство о расторжении брака на имя бывшей жены. ДД.ММ.ГГГГ выяснилось, что паспорте проставлена отметка о том, что он состоит в браке. В паспорте также появилась отметка о воинском учете, однако, других документов в УФМС он не предоставлял.
В судебном заседании ФИО1 поддержал заявленные требования.
Судом в качестве соответчика привлечено УФМС России по Челябинской области.
Представитель ответчиков с требованиями не согласилась, указав, что отметки были проставлены согласно Административного регламента, утвержденного приказом ФМС России от 30.11.2012 № 391.
Представители заинтересованных лиц МАУ «МФЦ», отдела ЗАГСа Орджоникидзевского района г. Магнитогорска о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Суд заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, полагает требования административного истца подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" в целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации впредь до принятия соответствующего федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Правительству Российской Федерации поручено утвердить образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации, а также положение о паспорте гражданина Российской Федерации.
Согласно п. 5 Положения о паспорте в паспорте производятся отметки:
о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета - соответствующими органами регистрационного учета либо уполномоченными должностными лицами многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.02.2016 N 72)
об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста, - соответствующими военными комиссариатами и территориальными органами Федеральной миграционной службы;
о регистрации и расторжении брака - соответствующими органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, и территориальными органами Федеральной миграционной службы;
о детях (гражданах Российской Федерации, не достигших 14-летнего возраста) - территориальными органами Федеральной миграционной службы;
о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, - территориальными органами Федеральной миграционной службы;
о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, - территориальными органами Федеральной миграционной службы или другими уполномоченными органами.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.02.2014 N 122)
В соответствии с п. 7 Положения о паспорте по достижении гражданином (за исключением военнослужащих, проходящих службу по призыву) 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене.
Приказ ФМС России от 30.11.2012 N 391 "Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" устанавливает перечень административных процедур, выполняемых при выдаче (замене) паспорта гражданина Российской Федерации.
В соответствии с п. 60 вышеназванного регламента, основанием для начала административной процедуры является подача заявления о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П (приложение N 1 к Административному регламенту) и всех необходимых документов.
В 30-дневный срок после наступления обстоятельств, указанных в пунктах 1, 7 или 12 Регламента, для выдачи (замены) паспорта граждане представляют документы и личные фотографии, необходимые для получения (замены) паспорта, непосредственно в подразделение либо через сотрудников многофункциональных центров (в случае если с многофункциональным центром заключено соглашение).
В силу п. 26 Регламента к документам, необходимым для проставления обязательных отметок в паспорте, относятся, документы воинского учета (при наличии соответствующего основания); свидетельство о заключении брака, свидетельство о расторжении брака (при наличии указанного факта); свидетельства о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста (при наличии); документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства (при наличии регистрации по месту жительства).
Судом установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в МАУ «МФЦ» с заявление о замене паспорта в связи с достижением 45-летия. Им были представлены следующие документы: квитанция об уплате государственной пошлины; паспорт, подлежащий замене; фотографии; форма 1П.
Также ФИО1 ответчику были предоставлены решение мирового судьи судебного участка № 4 Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении брака между ФИО1 и А.О.Р. свидетельство о расторжении брака, выданное А.О.Р.
Административным ответчиком данные обстоятельства не оспариваются.
Также данные обстоятельства подтверждены показаниями свидетеля сотрудника МАУ «МФЦ» Б.В.А. которая принимала документы у ФИО1 на замену паспорта.
Из копии паспорта № на имя ФИО1 видно, что в нем имеются отметки о воинском учете и браке с М.О.Р..
Решением мирового судьи судебного участка № 4 Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Челябинской области брак между ФИО1 и А.(М.) О.Р. расторгнут.
Административный истец предоставил ответчику копию вышеуказанного решения и свидетельство о расторжении брака, выданное А.О.Р.
Согласно ст. 18 СК РФ расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния, а в случаях, предусмотренных статьями 21 - 23 настоящего Кодекса, в судебном порядке.
Статья 25 настоящего Кодекса, устанавливающая момент прекращения брака при его расторжении в суде со дня вступления решения суда о расторжении брака в законную силу, применяется при расторжении брака в суде после 1 мая 1996 года.
Таким образом, брак между ФИО1 и А.О.Р. прекращен со дня вступления решения суда о расторжении брака в законную силу.
В силу п.90.3 Административного регламента отметки о регистрации и расторжении брака производятся:
путем проставления оттиска штампа о регистрации брака по форме N 12П (приложение N 12 к Административному регламенту) или путем внесения оттиска штампа по форме N 13П (приложение N 13 к Административному регламенту) с заполнением его с использованием специального принтера;
путем проставления оттиска штампа о расторжении брака по форме N 14П (приложение N 14 к Административному регламенту) или путем внесения оттиска штампа по форме N 15П (приложение N 15 к Административному регламенту) с заполнением его с использованием специального принтера.
Отметка о регистрации брака не производится в паспорте, выдаваемом гражданину, имевшему ранее такую отметку в паспорте, но не состоящему к моменту выдачи паспорта в брачных отношениях вследствие смерти супруга, признания брака в установленном порядке недействительным или расторгнутым.
Отметка о расторжении брака производится в паспорте только в отношении последнего расторгнутого брака на основании представленного свидетельства о расторжении брака.
Отметка о регистрации брака (расторжении брака) производится в паспорте при его выдаче и замене, а также в ранее выданном паспорте подразделениями по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения на основании свидетельства о заключении брака (расторжении брака), выданного органом ЗАГС на территории Российской Федерации, или при предъявлении гражданином выданных уполномоченным органом иностранного государства и легализованных в установленном порядке документов о регистрации (расторжении) брака за пределами Российской Федерации.
Исходя из положений пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, в нарушении п. 90.3 Административного регламента административный ответчик проставил в паспорте № на имя ФИО1 отметку о браке с М.О.Р., который на момент подачи заявления о замене паспорта был расторгнут по решению суда, поэтому требования административного истца в части признания незаконными действиями ответчика в проставлении отметки о браке и обязании выдачи паспорта без данной отметки, подлежат удовлетворению.
Отметка в паспорте об отношении к воинской обязанности предусмотрена Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719 во исполнение Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в частности, пункты 23, 49).
В силу п. 49 вышеуказанного Положения о воинском учете, в паспортах граждан Российской Федерации военными комиссариатами и территориальными органами Федеральной миграционной службы (только при замене в установленном порядке паспортов граждан Российской Федерации) производятся отметки об их отношении к воинской обязанности в порядке и по образцам, которые установлены Министерством обороны Российской Федерации.
Согласно подпункту 34.5 Административного регламента для получения паспорта гражданин лично представляет документы, необходимые для проставления обязательных отметок в паспорте (военный билет, свидетельства о рождении детей в возрасте до 14-ти лет, документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства, свидетельство о регистрации брака, свидетельство о расторжении брака).
Как видно из содержания пункта 23 Административного регламента, непредставление документов, названных в подпункте 34.5, не является основанием для отказа в выдаче паспорта.
В силу п. 90.2 Административного регламента отметка об отношении к воинской обязанности производится путем проставления оттиска штампа об отношении к воинской обязанности по форме N 10П (приложение N 10 к Административному регламенту) или путем внесения оттиска штампа по форме N 11П (приложение N 11 к Административному регламенту) с заполнением его с использованием специального принтера.
Так как ФИО1 не предоставил военный билет при замене паспорта, отметка о воинском учете обязательна для проставления, поэтому действия административного ответчика в части проставления отметки о воинской обязанности законны и обоснованны.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Требования ФИО1 к ОУФМС России по Челябинской области в Ленинском районе г. Магнитогорска о признании незаконными действий ОУФМС России по Челябинской области в Ленинском районе г. Магнитогорска, удовлетворить частично.
Признать незаконными действия ОУФМС России по Челябинской области в Ленинском районе г. Магнитогорска по проставлению отметки о регистрации брака с М.О.Р..
Обязать ОУФМС России по Челябинской области в Ленинском районе г. Магнитогорска выдать паспорт ФИО1 без отметки о регистрации брака с М.О.Р..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.А. Воробьёва