ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1133/17 от 20.03.2017 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

дело № 2а-1133/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 марта 2017 года г. Черкесск, КЧР

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики, в составе: председательствующего судьи Панаитиди Т.С.,

при секретаре судебного заседания Коркмазовой З.А.,

с участием: представителя административного истца Правительства КЧР -Макаровой А.В., действующей на основании доверенности,

представителя административного ответчика Прокурора КЧР - Адзинова Р.М., действующего по доверенности,

представителя заинтересованного лица (на стороне Правительства КЧР) Министерства имущественных и земельных отношений КЧР - Урчукова В.М., действующего по доверенности,

представителя заинтересованного лица (на стороне Правительства КЧР) Народного Собрания (Парламента) КЧР - Наумовой Э.А., действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Черкесского городского суда административное дело по административному исковому заявлениюПравительства Карачаево-Черкесской Республики к Прокурору Карачаево-Черкесской Республики об обжаловании представления прокурора Карачаево-Черкесской Республики,

УСТАНОВИЛ:

Правительство Карачаево-Черкесской Республики обратилось в Черкесский городской суд КЧР с административным иском к Прокурору Карачаево-Черкесской Республики об обжаловании представления прокурора Карачаево-Черкесской Республики от 29 декабря 2016 года № 7-4-2016. Заявленные требования мотивированы тем, что 30 декабря 2016 за № 7-4-2016 в адрес Председателя Правительства КЧР Озова А.А., поступило представление заместителя проку­рора Карачаево-Черкесской Республики Дармилова И.А. об устранении наруше­ний закона, выявленных в ходе проведенной проверки исполнения Министер­ством имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республи­ки законодательства о государственной собственности. В Представлении, в соответствии со ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», заместитель прокурора республики требует: «1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений закона, их причин и способствовавших им условий. 2. Решить вопрос о привлечении лиц, допустивших выявленные нарушения, к дисциплинарной ответственности. 3. О времени и месте рассмотрения настоящего представления заблаговре­менно уведомить прокуратура республики. 4. О результатах рассмотрения представления сообщить в прокуратуру рес­публики в письменной форме в установленный законом месячный срок с прило­жением копий материалов проведенных служебных проверок и приказов о нака­зании». Также, по мнению заместителя прокурора КЧР, условием, способствующим указанным в Представлении нарушениям, явилась ненадлежащая организация контроля со стороны Правительства КЧР за исполнением должностными лицами Министерства имущественных и земельных отношений КЧР своих полномочий. Считает, что п. 1 Представления, в части принятия Правительством республи­ки конкретных мер к устранению выявленных нарушений закона, их причин и способствовавших им условий и п. 2 Представления о решении вопроса о привле­чении лиц, допустивших выявленные нарушения, к дисциплинарной ответствен­ности незаконны, необоснованны и, следовательно, не подлежат исполнению по следующим основаниям. 1. В Представлении заместитель прокурора республики указал Председателю Правительства КЧР на то, что постановление Народного Собрания (Парламента) КЧР от 27.10.2016 № 283 «О внесении изменений в постановление Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики «Об утверждении Прогнозного плана (Программы) приватизации республиканского имущества на 2014-2016 годы», в нарушение ст. 15 Фе­дерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» на официальном сайте в сети «Интернет» для раз­мещения информации о приватизации государственного и муниципального иму­щества опубликовано не было. На официальном сайте Народного Собрания (Парламента) КЧР постановление НС КЧР № 283 было опубликовано только после запроса прокуратуры от 22.12.2016 № 7-6-16. Однако, в соответствии с п. 3 ст. 6 Закона КЧР от 22.07.2005 № 71-РЗ «Об управлении государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики», в полномочия Народного Собрания (Парламента) КЧР входит утверждение Прогнозного плана (програм­му) приватизации на соответствующий год и размещение его на официальном сайте Народного Собрания (Парламента) КЧР в це­лях его опубликования. То есть, в соответствии с вышеуказанными нормами опубликование поста­новления НС КЧР № 283 в компетенцию Правительства КЧР не входило. В соответствии с п. 1 и пп. «ж» и «л» п. 4 ст. 16 Закона КЧР от 12.02.1999 № 576- XXII «О Народном Собрании (Парламенте) Карачаево-Черкесской Респуб­лики», работу НС КЧР организует его Председатель. Председатель НС КЧР руко­водит кадровой политикой аппарата НС КЧР, осуществляет прием и увольнение сотрудников аппарата, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания на работников НС КЧР. Таким образом, Председатель Правительства КЧР, не являясь представителем нанимателя для государственных гражданских служащих НС КЧР, не уполномо­чен применять к ним дисциплинарные взыскания. В связи с чем, считают, что заместитель прокурора КЧР в нарушение ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Фе­дерации», внес Представление об устранении нару­шений закона не в тот орган и не тому должностному лицу, который полномо­чен устранить допущенные нарушения. Кроме того, заместитель прокурора КЧР в своем Представлении указывает на то, что постановление НС КЧР № 283 было опубликовано только после запроса прокуратуры от 22.12.2016 № 7-6-16, однако, протест прокурора КЧР по факту не опубликования постановления НС КЧР № 283 в адрес НС КЧР своевременно не был принесен и это позволяет им считать, что нарушений закона при опублико­вании постановления НС КЧР № 283 допущено не было. Также считают необходимым отметить, что постановление «О внесении изме­нений в постановление Правительства КЧР от 30.10.2013 № 355 «О проекте Прогнозного плана (Программы) приватизации республиканского имущества на 2014-2016 годы» принято, одобрено Правительством КЧР (№ 267 от 13.10.2016), и на сегодняшний день никем не оспорено и является действующим. В Представлении заместитель прокурора КЧР указывает Председателю Правительства КЧР на ряд нарушений, а именно: была нарушена установленная законодательством процедура и сроки внесе­ния изменений в Прогнозный план, разрабатываемого уполномоченным органом на очередной год; в информацию о конкурсе, размещенную на сайте Министерства, не вклю­чены сведения о доле на рынке товара субъекта естественной монополии - ООО «Тепловые сети», которая составляет 99, 8 %; отчет № МН-722/09/16 от 30.11.2016 г. об оценке рыночной стоимости 100 % доли ООО «Тепловые сети» содержит неоднозначные, двусмысленные толкова­ния и вводит в заблуждение; выявлены факты ненадлежащего контроля со стороны Министерства за реа­лизацией Прогнозного плана (Программы) приватизации республиканского иму­щества на 2014-2016 годы, что привело к срыву приватизации государственного имущества в 2016 году. По указанным нарушениям Правительство КЧР сообщает, что в соответствии с абз. 2 п. 14 ст. 9 Закона КЧР № 71-РЗ, к полномочиям республиканского органа исполнительной власти, осуществляющего функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе, относится подготовка и представление в установленном порядке в Правительство Карачаево-Черкесской Республики про­екта Прогнозного плана (программы) приватизации республиканского имущества на соответствующий год, а также предложения о внесении в него изменений и до­полнений. Пунктами 1.1, 3.1.8, 3.1.21, 3.1.22, 3.1, 25 Положения о Министерстве имуще­ственных и земельных отношений КЧР, утвержденного Указом Главы КЧР от 02.06.2015 № 78, Министерство является исполнительным органом государственной власти КЧР, проводящим единую государственную политику в области управления иму­ществом, земельными ресурсами на территории КЧР. Таким образом, разработка и представление в Правительство КЧР соответ­ствующих изменений в Прогнозный план (Программу) приватизации республи­канского имущества на 2014-2016 годы в силу вышеуказанных норм к полномо­чиям Правительства КЧР не относится, а относится к исключительной компетен­ции Министерства. В соответствии с п. 3 Правил разработки Прогнозного плана (Программы) приватизации республиканского имущества, утвержденных постановлением Пра­вительства КЧР от 27.12.2007 № 502, Правитель­ство КЧР принимает и одобряет изменения, вносимые в Прогнозный план (Про­грамму) приватизации республиканского имущества и вносит их на утверждение в НС КЧР. При этом, процедура принятия проекта постановления Правительства КЧР «О внесении изменений в постановление Правительства КЧР от 30.10.2013 № 355 «О проекте Прогнозного плана (Программы) приватизации республиканского иму­щества на 2014-2016 годы» не нарушена, а само постановление никем не оспоре­но. Размещение всей необходимой информация о конкурсе, об итогах продажи имущества, сведений о доле на рынке определенного товара хозяйствующего субъекта, а также вопросы контроля за реализацией Прогнозного плана (Про­граммы) приватизации республиканского имущества на 2014-2016 годы также от­носятся к компетенции Министерства в соответствии с вышеуказанными нормами действующего законодательства. По вопросу того, что Отчет № МН-722/09/16 от 30.11.2016 г. об оценке ры­ночной стоимости 100 % доли ООО «Тепловые сети» содержит неоднозначные, двусмысленные толкования и вводит в заблуждение, Правительство КЧР сообща­ет, что указанный отчет на сегодняшний день никем не признан недостоверным, в связи с чем, считают, что в этой части со стороны Правительства КЧР и Мини­стерства также нарушений закона допущено не было. В соответствии с абз. 11 и 16 п. 5.4. Положения о Министерстве, Министр в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности ра­ботников Министерства, применяет к работникам Министерства меры поощрения и налагает на них дисциплинарные взыскания в соответствии с законодательством Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики. То есть, Председатель Правительства КЧР, не являясь представителем нани­мателя для работников Министерства, не уполномочен применять к ним дисци­плинарные взыскания. В соответствии с вышеизложенным считаем, что Правительство КЧР не явля­ется субъектом якобы имевших место нарушений законов, перечисленных в Представлении. Для сведения сообщаем, что указанные в Представлении доводы заместителя прокурора КЧР о нарушениях закона при торгах уже были поводом для принесе­ния прокуратурой республики в адрес Министра имущественных и земельных от­ношений КЧР протеста (исх. № 7-4-2016 от 26.12.2016 г.) на распоряжение Мини­стерства от 30.11.2016 № 496 «Об условиях приватизации 100% доли ООО «Теп­ловые сети», находящейся в республиканской собственности, который 28.12.2016 г. был отклонен Министром. При вышеизложенных обстоятельствах считают, что заместитель прокурора КЧР, в нарушение ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», внес Представление об устранении нарушений закона не в тот орган и не тому должностно­му лицу, который полномочен устранить допущенные нарушения. В связи с чем, считают, что требования заместителя прокурора КЧР в части обязания Правитель­ства КЧР принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений закона не имеют правового обоснования. В соответствии со ст. 56 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 05.07.2005 № 49-РЗ «О государственной гражданской службе Карачаево-Черкесской Республики», за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить дисциплинарные взыскания. При этом, ни Председатель Правительства КЧР, ни Правительство КЧР, как указывалось выше, в соответствии с действующим законодательством, представи­телем нанимателя для государственных гражданских служащих НС КЧР и Мини­стерства не являются, в связи с чем, считаем, что требования заместителя проку­рора КЧР о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности неза­конны и необоснованны. Руководствуясь ст.ст. 125, 220 КАС РФ, просит: признать незаконными пункты 1 и 2 представления прокурора Карачаево-Черкесской Республики от 29 декабря 2016 № 7-4-2016, в части принятия Правитель­ством республики конкретных мер к устранению выявленных нарушений закона и о решении вопроса о привлечении лиц, допустивших выявленные нарушения, к дисциплинарной ответственности.

Представитель административного истца Правительства КЧР - Макарова А.В., действующая по доверенности, в судебном заседании поддержала административные исковые требования в полном объеме и просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Прокурора КЧР - Адзинов Р.М., действующий по доверенности, в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административных исковых требований, предоставив письменные возражения.

В судебном заседании представители заинтересованных лиц (на стороне Правительства КЧР) Народного Собрания (Парламента) КЧР Наумова Э.А., действующая по доверенности, (на стороне Правительства КЧР) Министерства имущественных и земельных отношений КЧР Урчуков В.М., действующий по доверенности, поддержали административное исковое заявление Правительства КЧР.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленного административного иска по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в п. 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 22, ст. ст. 24, 28 устанавливает, что прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.

За невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, ст. 17.7 КоАП РФ в отношении указанных лиц предусмотрена административная ответственность, что свидетельствует о том, что представление прокурора, являясь основанием для привлечения к административной ответственности, затрагивает права этих лиц.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, неоднократно изложенной в его решениях, акты государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц подлежат оспариванию в судебном порядке, если они по своему содержанию затрагивают права и интересы граждан, юридических лиц и предпринимателей, в том числе при осуществлении ими предпринимательской деятельности, независимо от того, какой характер - нормативный или ненормативный - носят оспариваемые акты. Иное означало бы необоснованный отказ в судебной защите, что противоречит ст. 46 Конституции Российской Федерации.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» в п. 3 разъяснил, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры.

Таким образом, представление прокурора не исключается из числа решений органов государственной власти, которые могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 30 декабря 2016 за № 7-4-2016 в адрес Председателя Правительства КЧР Озова А.А., поступило представление заместителя проку­рора Карачаево-Черкесской Республики Дармилова И.А. об устранении наруше­ний закона, выявленных в ходе проведенной проверки исполнения Министер­ством имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республи­ки законодательства о государственной собственности.

В соответствии со статьей 129 (часть 5) Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которым прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1). Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2) и 18 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями на осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением действующих на ее территории законов. Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона.

Согласно статье 24 названного Федерального закона представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению ими, а в случае их несогласия требование прокурора реализуется путем специальных процедур: вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо обращения в суд.

По смыслу приведенных правовых норм, а также с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 февраля 2005 года № 84-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Моторичевой И.И. на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы, должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.

За невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении лиц, которым вынесено представление, предусмотрена административная ответственность, что свидетельствует о том, что представление прокурора, являясь основанием для привлечения к административной ответственности, затрагивает права этих лиц.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проведенной прокуратурой КЧР во исполнение решения коллегии прокуратуры республики «О результатах проверки законности и эффективности использования органами государственной власти, местного самоуправления, хозяйствующими субъектами государственного и муниципального имущества, в том числе земельных участков» проверки исполнения Министерством имущественных и земельных отношений КЧР законодательства о государственной собственности, установлены нарушения, в связи с чем Прокуратура КЧР 26.12.2016 года за № 7-4-2016 направила Министру имущественных и земельных отношений КЧР Полякову Е.С. протест в порядке ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре РФ» об отмене распоряжения Министра имущественных и земельных отношений республики от 30.11.2016 № 496 «Об условиях приватизации 100 % доли ООО «Тепловые сети», находящейся в республиканской собственности», как противоречащее действующему законодательству.

Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики рассмотрев вышеуказанный протест, сообщило о его отклонении. По мнению Министерства имущественных и земельных отношений КЧР доводы, отраженные в протесте, не затрагивают чьих-либо интересов и не повлияют на итоги конкурса по приватизации 100% доли в обществе с ограниченной ответственностью «Тепловые сети».

Также судом установлено, с целью устранения выявленных нарушений заместителем прокурора КЧР в адрес Председателя Правительства КЧР Озова А.А. внесено оспариваемое представление. В указанном представлении зам.прокурора предписывает безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений закона, их причин и способствовавших им условий; решить вопрос о привлечении лиц, допустивших выявленные нарушения, к дисциплинарной ответственности; о времени и месте рассмотрения настоящего представления заблаговре­менно уведомить прокуратуру республики; о результатах рассмотрения представления сообщить в прокуратуру рес­публики в письменной форме в установленный законом месячный срок с прило­жением копий материалов проведенных служебных проверок и приказов о нака­зании.

Проверкой установлены нарушения Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Закона КЧР от 22.07.2005 № 71 «Об управлении государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики», Прогнозного плана (Программы) приватизации республиканского имущества на 2014-2016 годы, принятого постановлением Народного Собрания (Парламента) КЧР от 22.11.2013 № 329, Правил разработки Прогнозного плана (Программы) приватизации республиканского имущества, утвержденных постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 27.12.2007 № 502, выразившиеся в срыве приватизации, а также продаже 100 % доли общества с ограниченной ответственностью «Тепловые сети».

По результатам рассмотрения указанного представления Правительством КЧР приято решение об обжаловании указанного представления в судебном порядке (в части признания незаконными пунктов 1 и 2 представления о принятии Правительством республики конкретных мер к устранению выявленных нарушений закона и решении вопроса о привлечении лиц, допустивших выявленные нарушения, к дисциплинарной ответственности).

Как следует из доводов административного истца, заместитель прокурора КЧР в на­рушение ч.1 ст. 24 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» внес оспариваемое представ­ление об устранении нарушений закона не в тот орган и не тому должностному ли­цу, который полномочен устранить допущенные нарушения.

Согласно ст. 1 Закона КЧР «О Правительстве КЧР» № 371-ХХII от 06.01.1998 года Правительство Карачаево-Черкесской Республики является постоянно действующим высшим органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики. Правительство КЧР является коллегиальным органом, входящим в единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Правительство КЧР самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его ведению федеральным законодательством, Конституцией Карачаево-Черкесской Республики и республиканскими законами.

В соответствии со ст. 94 Конституции КЧР, ст. 18 Закона КЧР «О Правительстве КЧР» № 371-ХХII от 06.01.1998 года, Правительство КЧР управляет и распоряжается республиканской собственностью в соответствии с законами Карачаево-Черкесской Республики, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Карачаево-Черкесской Республике в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

Как следует из ст. 16 Закона КЧР «О Правительстве КЧР» № 371-ХХII от 06.01.1998 года, Правительство КЧР объединяет и направляет работу органов исполнительной власти республики. Министерства и другие органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики подчиняются как Правительству Карачаево-Черкесской Республики, так и соответствующему министерству или ведомству Российской Федерации и ответственны за выполнение порученных им задач.

В силу ч. 1 ст. 19, ч. 1 ст. 25 Закона КЧР от 22.07.2005 № 71-РЗ «Об управлении государственной собственностью КЧР» распоряжение принадлежащими КЧР акциями акционерных обществ, долями (вкладами) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ осуществляет Правительство КЧР. Порядок и условия приватизации государственного имущества КЧР определяются законами и иными нормативными правовыми актами КЧР, в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

Как следует из оспариваемого представления, нарушены требования ст. 15 Фе­дерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», на официальном сайте в сети «Интернет» для раз­мещения информации о приватизации государственного и муниципального иму­щества Постановление Народного Собрания (Парламента) КЧР от 27.10.2016 № 283 опубликовано не было. Также в представлении указано, что на официальном сайте Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики постановление Парламента № 283 было опубликовано только после соответствующего запроса прокуратуры республики от 22.12.2016 № 7-6-16.

Общественные отношения по возмездному отчуждению имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц (приватизация) регулируются Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

В ст. 13 данного закона указаны способы приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно статье 15 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года № 366-ФЗ) под информационным обеспечением приватизации государственного и муниципального имущества понимаются мероприятия, направленные на создание возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации и включающие в себя размещение на официальном сайте в сети «Интернет» прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, актов планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества, решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества, информационных сообщений о продаже государственного и муниципального имущества и об итогах его продажи, ежегодных отчетов о результатах приватизации федерального имущества, отчетов о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества. Официальным сайтом в сети «Интернет» для размещения информации о приватизации государственного и муниципального имущества, указанным в настоящем пункте, является официальный сайт Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенный Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт в сети «Интернет»). Информация о приватизации государственного и муниципального имущества, указанная в настоящем пункте, дополнительно размещается на сайтах в сети «Интернет».

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» определен адрес сайта - www.torgi.gov.ru в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

При этом согласно пунктам 7-10 раздела II «Регламента официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещении информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru», утвержденному приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 03 июня 2015 года № 195 размещение основной информации на официальном сайте торгов осуществляется от имени организатора торгов (юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Для получения возможности размещения основной информации на официальном сайте торгов организатор торгов (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) должен быть зарегистрирован в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» и иметь активированную учетную запись на официальном сайте торгов.

От имени организатора торгов - юридического лица размещение основной информации на официальном сайте торгов осуществляет пользователь официального сайта торгов, являющийся физическим лицом, зарегистрированный и авторизованный в ЕСИА с полномочием «Пользователь организатора торгов с правами размещения информации о торгах» в отношении официального сайта торгов.

Организатор торгов несет ответственность за действия, совершаемые от его имени на официальном сайте торгов, а также за достоверность размещаемой на официальном сайте торгов информации, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как установлено судом, не оспаривается сторонами, специальный ключ для входа на данный сайт имеется в Министерстве имущественных и земельных отношений КЧР.

В соответствии с абзацем 2 пункта 5 раздела I вышеназванного Регламента на официальном сайте торгов размещается, в том числе основная информация, включая сведения об организации и проведении торгов, извещения и информационные сообщения, конкурсную документацию, документацию об аукционе, протоколы и решения об итогах и результатах проведения торгов, а также данные пользователей официального сайта торгов, зарегистрированных в качестве организаторов торгов, предоставляющего возможность размещать информацию о проведении торгов и иную информацию, предусмотренную нормативными правовыми актами, указанными в пункте 2 названного Регламента.

Полномочия Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Конституцией Карачаево-Черкесской Республики и Законом Карачаево-Черкесской Республики от 12 февраля 1999 года № 576-ХХП «О Народном Собрании (Парламенте) Карачаево-Черкесской Республики».

Таким образом, в полномочия Народного Собрания (Парламента) КЧР как законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не входит организация торгов.

Согласно доводов представителя Народного Собрания (Парламента) КЧР, постановление Парламента № 283, вследствие технической ошибки, было окончательно размещено на официальном сайте Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики 22 декабря 2016 года, то есть после получения письма прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики. При этом, волеизъявление Парламента на согласие приватизации объектов указанных в данном постановлении, было выражено тем, что 26 ноября 2016 года на официальном сайте Народного Собрания (Парламента) КЧР был размещен проект постановления Народного Собрания (Парламента) КЧР «О внесении изменений в постановление Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики «Об утверждении Прогнозного Плана (Программы) приватизации республиканского имущества на 2014-2016 годы».

Судом установлено, что на сайте www.torgi.gov.ru постановление от 27.10.2016 № 283 было опубликовано Министерством имущественных и земельных отношений КЧР 28 декабря 2016 года, что сторонами не оспаривается.

Согласно оспариваемого постановления Правительством КЧР нарушены положения Правил разработки Прогнозного плана (Программы) приватизации республиканского имущества, утвержденных постановлением Правительства КЧР от 27.12.2007 № 502.

В соответствии с абз. 2 п. 14 ст. 9 Закона КЧР № 71-РЗ, к полномочиям республиканского органа исполнительной власти, осуществляющего функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе, относится подготовка и представление в установленном порядке в Правительство Карачаево-Черкесской Республики про­екта Прогнозного плана (программы) приватизации республиканского имущества на соответствующий год, а также предложения о внесении в него изменений и до­полнений.

Как следует из п.п. 3, 7, 11, 12 Правил разработки Прогнозного плана (Программы) приватизации республиканского имущества, утвержденных постановлением Правительства КЧР от 27.12.2007 № 502, программа одобряется Правительством Карачаево-Черкесской Республики и утверждается Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики ежегодно. Проект Программы разрабатывается уполномоченным органом на очередной год с учетом рассмотренных на заседании Правительства Карачаево-Черкесской Республики итогов приватизации республиканского имущества за отчетный год, а также основных направлений приватизации республиканского имущества на плановый период. Не позднее 15 мая согласованный проект Программы представляется уполномоченным органом в Правительство Карачаево-Черкесской Республики с приложением выписок из Реестра государственного имущества Карачаево-Черкесской Республики. Не позднее 15 августа Правительство Карачаево-Черкесской Республики рассматривает проект Программы и в случае его одобрения направляет на утверждение в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики в установленном порядке.

Пунктами 1.1, 3.1.8, 3.1.21, 3.1.22, 3.1, 25 Положения о Министерстве имуще­ственных и земельных отношений КЧР, утвержденного Указом Главы КЧР от 02.06.2015 № 78, Министерство является исполнительным органом государственной власти Карачаево-Черкесской Республи­ки, проводящим единую государственную политику в области управления иму­ществом, земельными ресурсами на территории Карачаево-Черкесской Республи­ки. Министерство, в том числе: подготавливает и представляет в установленном порядке в Правительство КЧР проект Прогнозного плана (программы) приватизации республиканского имущества на соответствующий год, а также пред­ложения о внесении в него изменений и дополнений; организует оценку имущества в целях осуществления имущественных и иных прав и законных интересов Карачаево-Черкесской Республики, определяет условия договоров о проведении оценки республиканского имущества; обеспечивает опубликование в официальных средствах массовой информа­ции решений об условиях приватизации республиканского имущества; разрабатывает в установленном порядке и утверждает условия конкурса при продаже приватизируемого республиканского имущества.

Таким образом, размещение всей необходимой информация о конкурсе, об итогах продажи имущества, сведений о доле на рынке определенного товара хозяйствующего субъекта, а также вопросы контроля за реализацией Прогнозного плана (Про­граммы) приватизации республиканского имущества на 2014-2016 годы от­носятся к компетенции Минимущества КЧР в соответствии с вышеуказанными нормами действующего законодательства.

Судом установлено, что Постановлением Правительства КЧР от 13.10.2016 года № 267 внесены изменения в постановление Правительства КЧР от 30.10.2013 года № 355 «О проекте Прогнозного плана (Программы) приватизации республиканского имущества на 2014-2016 года.

Допущенные Министерством имущественных и земельных отношений КЧР нарушения федеральных законов от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Закона КЧР от 22.07.2005 № 71 «Об управлении государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики», Прогнозного плана (Программы) приватизации республиканского имущества на 2014-2016 годы, принятого постановлением Народного Собрания (Парламента) КЧР от 22.11.2013 № 329, Правил разработки Прогнозного плана (Программы) приватизации республиканского имущества, утвержденных постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 27.12.2007 № 502, выразившиеся в срыве приватизации, а также продаже 100 % доли общества с ограниченной ответственностью «Тепловые сети» и изложенные в представлении об устранении нарушений закона Правительством КЧР не освобождает Министерство от выполнения соответствующих мероприятий, а Правительство КЧР направлять работу органов исполнительной власти республики (Минимущества КЧР).

Выявленные прокуратурой нарушения, выразившиеся в срыве приватизации ОАО «Карачаевское ДРСУ», ОАО «Хабезское ДРСУ», ОАО «Урупское ДРСУ», ОАО «Адыге-Хабльское ДРСУ», ОАО «Прикубанское ДРСУ», ОАО «Зеленчукское ДРСУ», ОАО «Усть-Джегутинское ДРСУ» и ОАО «Малокарачаевское ДРСУ» в административном исковом заявлении не оспариваются.

Кроме того, судом учитывается, что между Министерством имущественных и земельных отношений КЧР и ООО «Шанс», в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества, постановлением Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики от 22.11.2013 № 329 «Об утверждении Прогнозного плана (Программы) приватизации республиканского имущества на 2014-2016 годы», постановлением народного собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики от 27.10.2016 № 283 «О внесении изменений в постановление Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики «Об утверждении Прогнозного плана (Программы) приватизации республиканского имущества на 2014-2016 года», распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики от 30.11.2016 № 496 «Об условиях приватизации 100 % доли ООО «Тепловые сети», находящейся в республиканской собственности», на основании Протокола № 2 заседания Комиссии по проведению торгов по приватизации имущества республиканской формы собственности от 29.12.2016 «Об итогах конкурса открытого по составу участников и закрытого по форме подачи предложений о цене по приватизации 100 % доли в обществе с ограниченной ответственностью Тепловые сети», находящейся в собственности Карачаево-Черкесской Республики, заключен договор купли-продажи доли в уставном капитале общества от 29 декабря 2016 года.

Согласно пункту 1 статьи 24 ФЗ «О прокуратуре РФ», представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Пункт 4 статьи 10 ФЗ «О прокуратуре РФ» предусматривает, что прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 ФЗ «О прокуратуре РФ», прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Представление заместителя прокурора КЧР от 29 декабря 2016 г. № 7-4-2016 в числе прочих содержит требование о рассмотрении вопроса о привлечении лиц, допустивших выявленные нарушения, к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц, допустивших нарушения требований федерального законодательства и предоставлении копий приказов о наказании (пункты 2, 4 представления).

Между тем данное требование, изложенное в представлении прокурора, не соответствует приведенным положениям Закона о прокуратуре.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 79-ФЗ) за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, пп. "а" - "г" п. 3, п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 настоящего Федерального закона.

Трудовым кодексом Российской Федерации определено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания (статья 192 названного Кодекса).

В соответствии со ст. 56 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 05.07.2005 № 49-РЗ «О государственной гражданской службе Карачаево-Черкесской Республики», за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить дисциплинарные взыскания.

В соответствии с абз. 11 и 16 п. 5.4. Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений КЧР, Министр в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности ра­ботников Министерства, применяет к работникам Министерства меры поощрения и налагает на них дисциплинарные взыскания в соответствии с законодательством Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики.

Применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке. Содержащееся в представлении заместителя прокурора КЧР от 29 декабря 2016 г. № 7-4-2016 императивное требование о рассмотрении вопроса о привлечении лиц, допустивших выявленные нарушения, к дисциплинарной ответственности противоречит приведенным нормам Закона о прокуратуре и Трудового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, указанные требования представления прокурора необоснованны.

Правовое регулирование отношений, связанных с организацией деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется на уровне Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

В преамбуле и ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ указано, что система исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Суд, исходя из вышеизложенного, в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, полагает, что вынося оспариваемое представление, прокурор действовал в рамках своей компетенции в соответствии с нормами Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», представление частично признается судом законным, поскольку были выявлены нарушения Министерства имущественных и земельных отношений и необходимость направления работы Министерства Правительством КЧР.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявлениеПравительства Карачаево-Черкесской Республики к Прокурору Карачаево-Черкесской Республики об обжаловании представления прокурора Карачаево-Черкесской Республики от 29 декабря 2016 года № 7-4-2016, - удовлетворить частично.

Признать пункт 2 представления прокурора Карачаево-Черкесской Республики от 29 декабря 2016 года № 7-4-2016, в части решения вопроса о привлечении лиц, допустивших выявленные нарушения, к дисциплинарной ответственности, - незаконным.

В удовлетворении административного искового заявленияПравительства Карачаево-Черкесской Республики к Прокурору Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконным пункта 1 представления прокурора Карачаево-Черкесской Республики от 29 декабря 2016 года № 7-4-2016, в части принятия Правитель­ством Карачаево-Черкесской Республики конкретных мер к устранению выявленных нарушений закона, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей апелляционной жалобы, представления через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 24 марта 2017 года.

Судья Черкесского городского суда КЧР Т.С. Панаитиди