РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«11» апреля 2019 года г. Астрахань
Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:
Председательствующего судьи Пираевой Е.А.
секретаря судебного заседания Искаковой Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МБДОУ г. Астрахани «Детский сад № 81 «Серебряное копытце» к Государственной инспекции труда в Астраханской области о признании незаконным и отмене представления государственного инспектора труда
установил:
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Астраханской области о признании незаконным и отмене предписания <№> от <дата обезличена>. В обосновании своих требований административный истец указал, что в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> инспекцией труда была проведена внеплановая, документарная проверка в части соблюдения трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. По результатам проверки был составлен акт – сроки выплаты заработной платы работникам привести в соответствие со ст. 136 ТК РФ, внесено предписание. С предписанием не согласны, поскольку МБДОУ г. Астрахани «Детский сад <№> «Серебряное копытце» осуществляет выплату заработной платы с соблюдением всех сроков и размеров. Коллективным договоров учреждения установлены дни выплаты заработной платы – 1 и 16 числа каждого месяца. Кроме того, при проведении внеплановой проверки, государственный инспектор вышел за пределы доводов обращения УФНС по Астраханской области.
Просит признать незаконным и отменить предписание Государственной инспекции труда в Астраханской области от <дата обезличена><№>
Представитель административного истца ФИО1, действующая по доверенности требования поддержала в полном объеме.
Административный ответчик Государственная инспекция труда в Астраханской области о дне, времени рассмотрения дела извещена, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд, выслушав административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Положения ст. 218 КАС РФ предусматривают право обжалования решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего предусмотрено законом.
Анализ положений ст. ст. 218, 227 КАС РФ в их взаимосвязи приводит к выводу о том, что признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при несоответствии таковых нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и охраняемых интересов лиц.
Согласно ч. 1 ст. 354 Трудового кодекса РФ федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
В соответствии с ч. 4 ст. 360 Трудового кодекса РФ основаниями для проведения внеплановой проверки является поступление в федеральную инспекцию труда: обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.
Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд (ст. 361 Трудового кодекса РФ).
При рассмотрении административного искового заявления судом установлено, что в Государственную инспекцию труда Астраханской области <дата обезличена> поступило обращение Управления ФНС России по Астраханской области о проведении контрольных мероприятий в отношении страхователей, не изменивших МРОТ в соответствии с Федеральным законом от <дата обезличена>.
Распоряжением Государственной инспекции труда в Астраханской области от <дата обезличена> в отношении МБДОУ г. Астрахани «Детский сад № 81 «Серебряное копытце» назначена внеплановая документарная проверка.
В ходе проверки государственным инспектором было установлено, что коллективным договором МБДОУ г. Астрахани «Детский сад № 81 «Серебряное копытце» днями выплаты заработной платы являются 1 и 16 числа каждого месяца. Сроки и размеры выплаты заработной платы работникам не соблюдаются. В части заведующей ФИО1 заработная плата выплачивалась: <дата обезличена>, 1<дата обезличена>, <дата обезличена>, <дата обезличена>, <дата обезличена>, <дата обезличена>, <дата обезличена>, <дата обезличена>, <дата обезличена>, <дата обезличена>, <дата обезличена>, <дата обезличена>, <дата обезличена>, <дата обезличена>, <дата обезличена>. При этом размеры выплаты заработной платы начисляются фиксированной суммой и не соответствуют отработанному периоду, указанному в табелях учета рабочего времени.
По итогам проверки предписанием Государственной инспекции труда в Астраханской области от <дата обезличена><№> на МБДОУ г. Астрахани «Детский сад № 81 «Серебряное копытце» возложена обязанность в срок до <дата обезличена> устранить нарушения по выплате работникам заработной платы в соответствии со ст. 136 ТК РФ.
Полагая предписание незаконным, заявитель обратился в суд.
Согласно ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты - это заработная плата (оплата труда работника).
Согласно ч. 6 ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
При этом ТК РФ не устанавливает величину заработной платы за первую половину месяца.
Согласно коллективному договору в МБДОУ г. Астрахани «Детский сад № 81 «Серебряное копытце» заработная плата выплачивается работникам за текущий месяц не реже чем каждые полмесяца. Днями выплаты заработной платы являются 1 и 16 число каждого месяца. Указанные дни выплаты заработной платы предусмотрены и трудовыми договорами, заключенными с работниками учреждения, в том числе с ФИО1
Соглашением, заключенным <дата обезличена> между МБДОУ г. Астрахани «Детский сад № 81 «Серебряное копытце» в лице заведующей и председателем первичной профсоюзной организации МБДОУ г. Астрахани «Детский сад № 81 «Серебряное копытце» в рамках социального партнерства на основании ст.8,23,28,129,136 ТК РФ, Письма Министерства труда и социальной защиты РФ от <дата обезличена><№>, во исполнение решения общего собрания трудового коллектива от <дата обезличена>, с <дата обезличена> установлена выплата работникам заработной платы за первую половину месяца в виде фиксированной суммы, за исключением выплат стимулирующего характера, начисляемых по результатам выполнения показателей эффективности по итогам работы за месяц.
Таким образом, выплата заработной платы сотрудникам, в том числе ФИО1 до 01 или до 16 числа текущего месяца (с учетом того, что указанные дни попадали на не рабочие дни), выплата заработной платы за первую половину месяца в фиксированном размере не является нарушением трудового законодательства, поскольку не сопряжено с какими-либо неблагоприятными для работников последствиями, и не ущемляет трудовых прав работников.
ФИО1 предоставлен отпуск с <дата обезличена> по <дата обезличена> на основании приказа <№> от <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена> на основании приказа <№> от <дата обезличена>.
Таким образом, выплата заработной платы (отпускные) <дата обезличена>, <дата обезличена> ФИО1 произведены в соответствии с требованиями ст. 136 ТК РФ, т.е. не позднее чем за три дня до его начала.
Согласно материалам дела и документов проверки, которые были предоставлены Государственной инспекцией труда в Астраханской области по запросу суда, <дата обезличена> (установлено актом проверки) ни какие выплаты ФИО1 произведены не были.
<дата обезличена>, <дата обезличена>, <дата обезличена> ФИО1 выплачивалась премия на основании приказов Администрации МО «город Астрахань» Управление Образования. Сроки выплаты указанной премии не зависят от действий МБДОУ г. Астрахани «Детский сад <№> «Серебряное копытце».
Перечисленные ФИО1 денежные суммы в указанные дни являются дополнительной выплатой, выплачивается на основании соответствующих приказов Управления и не может быть отнесена к категории денежных средств, приравненных к заработной плате, предоставленных в качестве средства к существованию.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого предписания, поскольку требования ст. 136 Трудового кодекса РФ МБДОУ г. Астрахани «Детский сад <№> «Серебряное копытце» в части сроков выплаты заработной платы, размеров заработной платы соблюдены.
В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 356 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 357 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке. В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
По смыслу указанных норм при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работника предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора рассматриваются в рамках ст. ст. 381 - 397 ТК РФ комиссиями по трудовым спорам или судом.
В силу конвенции МОТ N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от <дата обезличена>, ратифицированной РФ <дата обезличена>, государственному инспектору труда не предоставлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.
С учетом установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что предписание с возложением обязанности на работодателя устранить нарушения по выплате работникам заработной платы по ст. 136 ТК РФ вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящемся к его компетенции, а потому является незаконным.
Согласно ст. 381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Такой спор имел бы место в случае обращения работниками учреждения.
При таких обстоятельствах предписание <№> от <дата обезличена> главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Астраханской области ФИО2 нельзя признать законным.
Учитывая сроки получения предписания, сроки обращения административного истца в суд с административным иском об оспаривании предписания, суд приходит к выводу, что МБДОУ г. Астрахани «Детский сад № 81 «Серебряное копытце» не был пропущен срок обжалования предписания в суд, предусмотренный ст.357 ТК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Признать незаконным и отменить предписание Государственной инспекции труда в Астраханской области <№> от <дата обезличена>.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Ленинский районный суд г. Астрахани в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Судья: Е.А. Пираева
Решение в окончательной форме изготовлено 12 апреля 2019 года.