ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1133/20 от 28.09.2020 Реутовского городского суда (Московская область)

УИД: 50RS0040-01-2020-001533-51 № 2а-1133/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 сентября 2020г. Реутовский городской суд Московской области в составе: председательствующего федерального судьи Корниенко М.В. при ведении протокола секретарём судебного заседания Миллерман А.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании по адресу: Московская область, г. Реутов, Юбилейный проспект, д. 56, зал №6, административное дело по административному исковому заявлению Мельгуновой Татьяны Викторовны к Реутовскому отделу ЗАГС ГУ ЗАГС Московской области о признании решения незаконным и обязании совершить действия,

У С Т А Н О В И Л:

Мельгунова Т.В. обратилась в суд ой Татьяны Викторовны с административным исковым заявлением к Реутовскому отделу ЗАГС ГУ ЗАГС Московской области, в котором просила суд признать незаконным решение Реутовского отдела ЗАГС Главного Управления ЗАГС Московской области № 507от 20 июня 2020г., которым Мельгуновой Т.В. было отказано во внесении изменений в актовую запись и в проставлении в графе «отчество» прочерка и обязать Реутовский отдел ЗАГС Главного Управления ЗАГС Московской области устранить нарушения законодательства, выразившиеся в отказе в смене отчества (отказе от отчества), а именно внести изменения в актовую запись, посредством проставления прочерка в графе «отчество».

Требования мотивированы тем, что 02 июня 2020г. Мельгунова Т.В. обратилась в отдел ЗАГС по г.Реутов Московской области с целью реализации своего права на перемену имени, а также фамилии, изъявив желание отказаться от отчества, прописанного в ее документах. Решением Реутовского отдела ЗАГС Главного управления ЗАГС по Московской области от 20 июня 2020г. ей было в этом отказано, отказ был мотивирован тем, что согласно действующему законодательству РФ исключение из актовой записи отчества не предусмотрено. Посчитав отказ государственного органа незаконным, Мельгунова Т.В. обратилась с настоящим административным исковым заявлением в суд.

Административный истец, явившись в судебное заседание, просила суд удовлетворить исковые требования, пояснив, что ей нужно избавиться от отчества, переехать в Европу и принять католичество. С самого раннего детства она чувствовала диссонанс между желаемым и действительным. После развода родителей, Мельгунова Т.В. поменяла фамилию на фамилию матери, так как считает себя более приближенной к ее европейским корням и этнической общности. Впоследствии, Мельгунова Т.В. решила отказаться от отчества и переехать жить в Европу. К тому же, Мельгунова Т.В. чувствует, что отчество неизменно, невидимыми нитями связывает ее с прошлым, а она желает строить своё будущее, без оглядки назад. Считает, что отчество - несколько устаревшее понятие. Мельгунова Т.В. намеревается в корне изменить свою жизнь, взять творческий псевдоним и переехать жить в Европу, где отчество - вещь редкая и непонятная. Считает, что отчество везде и всем будет указывать на ее гражданскую и национальную принадлежность, тем самым нарушая ее права, как свободного в своем выборе человека и гражданина.

Административный ответчик, будучи извещённым о времени и дне судебного заседания, в суд представителя своего не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии представителя ответчика, посредством почтовой связи с суд поступила письменная позиция ответчика, в которой он оставил разрешение спора на усмотрение суда, однако, посчитал для себя необходимым информационно сообщить, что заявление о перемене имени в Реутовский отдел ЗАГС от гражданки Мельгуновой Т.В. не поступало.

Стороны судом были уведомлены о месте и времени рассмотрения дела публично, путём своевременного размещения информации о движении данного гражданского дела на официальном интернет-сайте Реутовского городского суда Московской области в соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

Исходя из принципа диспозитивности сторон, согласно которому стороны самостоятельно распоряжаются своими правами и обязанностями, осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе, а также исходя из принципа состязательности, суд вправе разрешить спор в отсутствие стороны, извещенной о времени и месте судебного заседания, и не представившей доказательства отсутствия в судебном заседании по уважительной причине.

В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Поскольку участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Суд, изучив материалы дела, считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 19 ГК РФ (части 1 - 3) гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. Гражданин вправе переменить свое имя в порядке, установленном законом. Имя, полученное гражданином при рождении, а также перемена имени подлежат регистрации в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния.

Согласно статье 19 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. Гражданин вправе переменить свое имя в порядке, установленном законом. Перемена гражданином имени не является основанием для прекращения или изменения его прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем. Имя, полученное гражданином при рождении, а также перемена имени подлежат регистрации в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния.

Статьей 58 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее по тексту также - Закон об актах гражданского состояния) предусмотрено, что лицо, достигшее возраста четырнадцати лет, вправе переменить свое имя, включающее в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество. Перемена имени производится органом записи актов гражданского состояния по месту жительства или по месту государственной регистрации рождения лица, желающего переменить фамилию, собственно имя и (или) отчество. Перемена имени подлежит государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния.

В силу статьи 59 Закона об актах гражданского состояния заявление о перемене имени подается в орган записи актов гражданского состояния в письменной форме лично лицом, желающим переменить имя. В этой же статье закреплены требования, предъявляемые к заявлению о перемене имени, а также указаны документы, представляемые с таким заявлением.

Статьей 60 названного Закона установлено, что государственная регистрация перемены имени производится на основании заявления о перемене имени. Заявление о перемене имени должно быть рассмотрено органом записи актов гражданского состояния в месячный срок со дня подачи заявления. При получении заявления о перемене имени орган записи актов гражданского состояния запрашивает копии записей актов гражданского состояния, в которые необходимо внести изменения в связи с переменой имени, от органов записи актов гражданского состояния по месту их хранения. В случае, если лицу, желающему переменить имя, отказано в государственной регистрации перемены имени, руководитель органа записи актов гражданского состояния обязан сообщить причину отказа в письменной форме. Документы, представленные одновременно с заявлением о перемене имени, подлежат возврату.

Из объяснений административного истца, представленных в материалы дела доказательств явствует, что 18 июня 2020г. в Реутовский отдел ЗАГС обратилась Мельгуновой Т.В. с просьбой разъяснить, возможно ли исключение отчества.

Ныне оспариваемым решением Реутовского отдела ЗАГС Главного Управления ЗАГС Московской области № 507 от 20 июня 2020г., Мельгуновой Т.В. было отказано во внесении изменений в актовую запись и в проставлении в графе «отчество» прочерка.

В соответствии со ст. 58 Семейного кодекса Российской Федерации гражданин с рождения имеет право на имя, отчество и фамилию. Имя гражданина Российской Федерации включает в себя фамилию, собственно имя и отчество.

Государственная регистрация перемены имени регламентируется Главой VII Федерального закона № 143 от 15 ноября 1997г. «Об актах гражданского состояния».

Лицо, достигшее возраста 14 лет, вправе переменить свое имя, включающее в себя фамилию, имя, отчество. Заявление о перемене имени подается в орган ЗАГС по месту жительства либо по месту государственной регистрации рождения. В заявлении указывается фамилия, имя, отчество заявителя до перемены имени, а также указывается фамилия, имя, отчество заявителя после перемены имени.

Исключение отчества (любого элемента имени) законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

С заявлением о перемене имени в Реутовский отдел ЗАГС Мельгунова Т.В. не обращалась.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Оценивая собранные по делу доказательства, их относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что действия административного ответчика отдела ЗАГС г. Реутова Московской области не противоречит нормам действующего законодательства, оспариваемое решение является законным. Оспариваемое решение принято уполномоченным органом, в предусмотренной законом форме и в установленный срок, является мотивированным.

Заявителем в порядке ст. 62 КАС РФ не представлено доказательств неполноты, незаконности и недостаточности действий (бездействий) административного ответчика, фактически административным истцом оспаривается отсутствие желаемого для нее результата как следствия принятого административным ответчиком решения, ныне ею оспариваемого.

Из смысла ст. ст. 218, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Предусмотренной законом совокупности условий для удовлетворения административного иска отсутствует.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ предъявление иска (заявления) должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.

При этом лицо, обращающееся за судебной защитой, должно доказать нарушение его субъективного права или законного интереса и возможность восстановления этого права избранным способом защиты.

Учитывая изложенное, исходя из принципа соблюдения баланса публичных и частных интересов, наличие представленных доказательств, оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Мельгуновой Татьяны Викторовны к Реутовскому отделу ЗАГС ГУ ЗАГС Московской области о признании решения незаконным и обязании совершить действия оставить без удовлетворения.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Московский областной суд через Реутовский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Судья: М.В. Корниенко

В окончательной форме решение составлено 28 сентября 2020г.

Судья: М.В. Корниенко