ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1133/2022 от 12.04.2022 Киевского районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

дело

УИД:

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 апреля 2022 года город Симферополь

Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым

в составе председательствующего судьи Цыкуренко А.С.,

при секретаре Куница Е.В.,

с участием представителя административного ответчика – Пацюк О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Салех О.В. к ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым», директору ГКУ РК "Государственный архив Республики Крым" - Денисенко Ю.А., заинтересованное лицо: Государственный комитет по делам архива Республики Крым, ГУП РК "Крымэнерго", о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению определенных действий, -

у с т а н о в и л :

Салех О.В. обратилась к Государственному казенному учреждению Республики Крым «Государственный архив Республики Крым» (далее - Госархив, административный ответчик) о признании бездействия незаконным и просила обязать ответчика совершить определенные действия.

Административный иск мотивирован тем, что Салех О.В. направила административному ответчику ДД.ММ.ГГГГ заявление о предоставлении архивных копий документов. Указанное обращение зарегистрированно в интернет-приемной под №ИП-68184. Однако ответ на обращение не получила. В связи с чем, просила суд: «Признать незаконным бездействие ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым», выразившееся в ненаправлении административному истцу ответа на ее обращение, зарегистрированное в интернет-приемной портала Правительства Республики Крым под от ДД.ММ.ГГГГ. Признать незаконным бездействие ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым», выразившееся в непредоставлении истцу копий архивных документов – разрешения (распоряжения, приказа, документа иного наименования) о даче согласия руководством совхоза «Родниковый», ОАО «Родниковое», КСП «Родниковое», для прокладки ВЛ - 10 кВ и ВЛ-0.4 кВ по территории производственных баз совхоза «Родниковый», ОАО «Родниковое», КСП «Родниковое» и строительства КТП-632 по адресам: <адрес>А и <адрес>Г. ПАО "ДТЭК КРЫМЭНЕРГО" (код ) и его правопредшественникам (хронологические рамки - с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ). Признать незаконным бездействие ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым», выразившееся в ненаправлении обращения истца от ДД.ММ.ГГГГ под в организацию, где могут храниться необходимые заявителю документы с уведомлением об этом Салех О.В. Обязать ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым» направить в адрес административного истца ответ на ее обращение от ДД.ММ.ГГГГ под . Обязать ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым» перенаправить обращение административного истца от ДД.ММ.ГГГГ под в организацию, где могут храниться необходимые заявителю документы с уведомлением об этом Салех О.В. Вынести частное определение суда о нарушении законности в адрес ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым», обратив внимание на нарушения предписаний Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ, Федерального закона от 22.10.2004 года №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».

В ходе рассмотрения дела привлечены к участию в деле соответчиком директор ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым» Денисенко Ю.А., заинтересованными лицами – Государственный комитет по делам архива Республики Крым, ГУП РК «Крымэнерго».

В судебное заседание истец не явился, ходатайствовал об отложении рассмотрения дела, в удовлетворении которого отказано протокольным определением.

Представитель ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым» просил в иске отказать по мотивам, изложенным в возражениях на иск.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2, 4 статьи 3 КАС РФ). Одним из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункты 3, 6 статьи 9 КАС РФ).

В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение (п. 1); дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (п. 4).

В силу пункта 3 статьи 5 указанного Федерального закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 этого же Федерального закона, или уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Поскольку у истца отсутствовали сведения о направлении в его адрес ответа на запрос, а исковое заявление подано 24.11.2021г., суд считает, что сроки по оспариванию бездействия ответчика не пропущены.

Истец направила ДД.ММ.ГГГГ заявление о предоставлении архивных копий документов. Указанное обращение зарегистрированно в интернет-приемной под . Государственная архивная служба Республики Крым, получившая обращение истца, ДД.ММ.ГГГГ сопроводительным письмом направила его для рассмотрения в ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым».

В заявлении административный истец просила направить в её адрес копии архивных документов - разрешения (распоряжения, приказа, документа иного наименования) о даче согласия руководством совхоза «Родниковый», ОАО «Родниковое», КСП «Родниковое», для прокладки ВЛ - 10 кВ и ВЛ-0.4 кВ по территории производственных баз совхоза «Родниковый», ОАО «Родниковое», КСП «Родниковое» и строительства КТП-632 по адресам: <адрес>А и <адрес>Г. ПАР "ДТЭК КРЫМЭНЕРГО" (код ЕГРПОУ 00131400) и его правопредшественникам (хронологические рамки - с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ).

Представитель ответчика подтвердил, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым» направлено обращение Салех О.В. , поступившее в Государственный комитет по делам архивов Республики Крым из Интернет-приемной портала Правительства Республики Крым зарегистрированное ответчиком ДД.ММ.ГГГГ под номером .

Результатом рассмотрения данного запроса явился ответ в виде информационного письма (присвоен исх. от ДД.ММ.ГГГГ), который передан ДД.ММ.ГГГГ для отправки в отдел документационного обеспечения.

Информационное письмо ( от ДД.ММ.ГГГГ) направлено Салех О.В. простым почтовым отправлением ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается реестром на отправку корреспонденции от ДД.ММ.ГГГГ, который предоставлен в материалы дела.

Кроме того, ответ от ДД.ММ.ГГГГ повторно направлен истцу ДД.ММ.ГГГГ (т.<данные изъяты>).

В письме исх. от ДД.ММ.ГГГГ сообщалось, что на хранении Госархива имеются документы Родниковского сельского совета депутатов трудящихся и его исполнительного комитета за период с ДД.ММ.ГГГГ., документы совхоза «Родниковый», ОАО «Родниковое», КСП «Родниковое» на хранение в Госархив не передавались. По результатам изучения документов Родниковского сельского совета депутатов трудящихся и его исполнительного комитета с ДД.ММ.ГГГГ. запрашиваемая информация Салех О.В. не найдена, рекомендовано обратиться в архивный отдел (муниципальный архив) администрации Симферопольского района Республики Крым.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 Закона N 125-ФЗ приказом Росархива от 02.03.2020 N 24 утверждены Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, научных организациях" (далее - Правила N 24).

Пункт 46.8 Правил N 24 предусматривает, что архив оформляет ответы на запросы в виде архивной справки, архивной выписки, архивной копии, информационного письма, а также в иных формах, указанных в пункте 46.14 Правил.

В соответствии с пунктом 46.13 Правил N 24, информационное письмо оформляется на бланке архива и содержит ответ о наличии (отсутствии) в архиве архивных документов по теме запроса или сведения об их местонахождении, или о пересылке запроса по принадлежности в соответствующую организацию, или по вопросам оказания возмездных услуг, или о рассекречивании архивных документов, являющихся носителями сведений, составляющих государственную тайну.

Информационное письмо подписывается руководителем архива или уполномоченным им должностным лицом (в муниципальном архиве, не являющимся юридическим лицом, - руководителем органа местного самоуправления или уполномоченным им должностным лицом).

В соответствии с п.2.6.6. Методических рекомендаций по исполнению запросов социально-правового характера, разработанных Федеральным архивным агентством Росархив) и Всероссийским научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) (СИФ ОЦНТИ ВНИИДАД № 250 от 20.03.2012 года) информационные документы архива высылаются по почте, как правило, простыми письмами.

В соответствии с и.2.6.3.3. Методических рекомендаций № 250 от 20.03.2012 при поступлении в архив непрофильного письменного запроса, руководитель профильного структурного подразделения пересылает запрос с сопроводительным письмом, подписанным руководством архива, в соответствующую организацию другой архив, государственный орган или организацию), если она известна. В том случае, если нельзя определить, в какую организацию следует отправлять запрос, заявителю посылается информационное письмо об отсутствии в архиве документов, содержащих запрашиваемую информацию, и возможный алгоритм дальнейшего поиска: в какой архив или организацию ему следует направить свой запрос.

Поскольку ответчик не имел точных сведений о месте хранения требующихся административному истцу документов, запрос в архив по месту хранения, указанных в запросе документов, не перенаправлял, в ответе от ДД.ММ.ГГГГ рекомендовано истцу обратиться в архивный отдел муниципальный архив администрации Симферопольского района Республики Крым.

Таким образом, материалами дела подтверждены обстоятельства направления ответа на обращение истца, зарегистрированное в интернет-приемной портала Правительства Республики Крым под от ДД.ММ.ГГГГ., оснований для перенаправления обращения истца в иные организации при отсутствии сведений о месте хранения требующихся административному истцу документов не имелось.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что согласно данным ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым» документы совхоза «Родниковый», ОАО «Родниковое», КСП «Родниковое» на хранение ответчику не передавались.

Документы Родниковского сельского совета депутатов трудящихся и исполнительного комитета за период с ДД.ММ.ГГГГ г. переданы на хранение в ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым», документы Родниковского сельского совета депутатов трудящихся и исполнительного комитета за период с ДД.ММ.ГГГГ на хранение ответчику не передавались.

Из письменных пояснений представителя ГУП РК «Крымэнерго» следует, что ГУП РК «Крымэнерго» учреждено ДД.ММ.ГГГГ году и не является правопреемником ПАО «ДТЭК Крымэнерго», в связи с чем, документы ПАО «ДТЭК Крымэнерго» в архив ГУП РК «Крымэнерго» не предавались.

Документы постоянного хранения от ПАО «ДТЭК Крымэнерго» в ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым» не поступали, соответствующий договор не заключался.

Согласно Архивной справке ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым» от ДД.ММ.ГГГГ. №б/н документальные материалы ОАО «Крымэнерго» (Ф) на постоянное хранение впервые поступили в ДД.ММ.ГГГГ. Последняя передача архивных дел производилась в ДД.ММ.ГГГГ. Документы ОАО «Крымэнерго» хранятся в Госархиве за ДД.ММ.ГГГГ Всего на хранении по учетным документам находится 2429 ед. хр. , состоит из шести описей. Информация об имеющихся на хранении документах ОАО «Крымэнерго» доведена Салех О.В. Документы ОАО «Крымэнерго» за ДД.ММ.ГГГГ г.г. на хранение в Госархив не поступали, что подтверждается соответствующими актами приема-передачи архивных документов на хранение.

Материалами дела подтверждаются обстоятельства изучения непосредственным исполнителем запроса описей документов ОАО «Крымэнерго» () и отсутствия запрашиваемой административным истцом информации.

Документы ПАО «Крымэнерго», созданные ДД.ММ.ГГГГ года на момент рассмотрения дела не переданы на хранение ответчику в полном объеме, что подтверждается письмом ГУП РК «Крымэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в связи с отсутствием запрашиваемых архивных документов, перечисленных в обращении истца, которое зарегистрировано в интернет-приемной портала Правительства Республики Крым под от ДД.ММ.ГГГГ., оснований для признания бездействия ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым», выразившееся в непредоставлении истцу копий архивных документов – разрешения (распоряжения, приказа, документа иного наименования) о даче согласия руководством совхоза «Родниковый», ОАО «Родниковое», КСП «Родниковое», для прокладки ВЛ - 10 кВ и ВЛ-0.4 кВ по территории производственных баз совхоза «Родниковый», ОАО «Родниковое», КСП «Родниковое» и строительства КТП-632 по адресам: <адрес>А и <адрес>Г. ПАО "ДТЭК КРЫМЭНЕРГО" (код ) и его правопредшественникам (хронологические рамки - с ДД.ММ.ГГГГ года до ДД.ММ.ГГГГ), не имеется.

Для признания незаконными действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов заявителя.

Из положений ст. 46 Конституции РФ и ст. 218, 227 КАС РФ следует, что предъявление любого иска об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.

При таких обстоятельствах на момент рассмотрения дела судом права административного истца нарушены не были. Таким образом, иск об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворен лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.

В административном иске административный истец не представил доказательств, позволяющих сделать вывод о нарушении его прав. Следовательно, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется, поскольку необходимая совокупность условий, при которых могут быть удовлетворены эти требования административного истца, отсутствует.

Относительно требования о вынесении частного определения о нарушении законности в адрес ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым», суд указывает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 200 КАС РФ при выявлении случаев нарушения законности суд выносит частное определение.

Таким образом, основанием для вынесения частного определения являются установленные в ходе судебного разбирательства грубые нарушения закона, допущенные должностными лицами. Судом не установлено грубых нарушений закона. Кроме того, вынесение частного определения является правом суда.

Руководствуясь 175-180 КАС РФ, суд -

р е ш и л:

в удовлетворении административного иска Салех О.В. к ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым», директору ГКУ РК "Государственный архив Республики Крым" - Денисенко Ю.А., заинтересованное лицо: Государственный комитет по делам архива Республики Крым, ГУП РК "Крымэнерго", о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению определенных действий - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья А.С. Цыкуренко