ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1134/2018 от 11.04.2018 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

В окончательной форме решение суда принято 11 апреля 2018 года

Дело № 2а-1134/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ялта 10 апреля 2018 года

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Лемешко О.В., с участием истицы – Сидоренко Л.М., представителя истца – Дунаевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Сидоренко Лилии Митрофановны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Нестеренко Ольге Владиславовне, Ялтинскому городскому отделу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об оспаривании решения и обязании совершить определенные действия,

у с т а н о в и л :

Сидоренко Л.М. обратилась в суд с иском о признании незаконным отказа государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в регистрации права собственности на объект недвижимости – <адрес> Республики Крым; возложении обязанности на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым осуществить за ней кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на <адрес>.

Исковые требования мотивированы тем, что она является собственницей <адрес>, что подтверждается вступившим в законную силу решением суда. 31 августа 2017 года она обратилась к ответчику с заявлением о государственном кадастровом учете и регистрации права собственности на квартиру, однако ее проведение регистратором было приостановлено, а сообщением от 15 января 2018 года – отказано в государственной регистрации права собственности, в связи с тем, что объект недвижимого имущества имеет самостоятельные помещения, а также несколько кадастровых номеров, в связи с чем его не представляется возможным идентифицировать как квартиру. Считает отказ незаконным, поскольку ею было представлено государственному регистратору определение суда от 14 декабря 2017 года о разъяснении судебного решения, в котором четко и ясно разъяснено, из каких помещений состоит <адрес>.

Истица и её представитель в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали, просили удовлетворить иск.

Ответчики в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. От Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым поступили письменные возражения на иск, с просьбой рассмотреть дело без участия их представителя. Возражения мотивированы тем, что в ходе проведения правовой экспертизы документов было установлено, что объект недвижимого имущества, в отношении которого истцом было подано заявление о государственной регистрации права собственности, имеет самостоятельные помещения, а также несколько кадастровых номеров, в связи с чем государственный регистратор не смог идентифицировать данный объект как квартиру , расположенную в <адрес>, что и послужило основанием для отказа в государственной регистрации права.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, поскольку все участники процесса надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, доказательств уважительной неявки суду не представили, дело рассмотрено в отсутствие ответчиков.

Выслушав истца и ее представителя, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что решением Ялтинского городского суда от 08 ноября 2016 года было признано за Сидоренко Л.М. право собственности на <адрес>, общей площадью 226,3 кв. метров, жилой площадью 55,80 кв. метров.

31 августа 2017 года Сидоренко Л.М. обратилась в Государственный комитет по госрегистрации и кадастру Республики Крым с заявлениями о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на <адрес>, предоставив в качестве правоустанавливающих документов решение суда, технический паспорт на квартиру, план усадьбы и строений домовладения, декларацию об объекте недвижимости.

15 сентября 2017 года Сидоренко Л.М. было направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации в соответствии с пунктом 9 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ, в связи с не предоставлением документов, запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам.

Как следует из уведомления о приостановлении, в целях проведения правовой экспертизы документов и проверки подлинности указанных документов, а также достоверности указанных в них сведений, государственным регистратором были направлены межведомственные запросы: в Ялтинский городской суд о наличии вступивших в законную силу и не отмененных судебных актах на объект недвижимого имущества; в Службу государственного строительного надзора Республики Крым относительно подтверждения актуальности Декларации об объекте недвижимости.

Согласно материалов дела правоустанавливающих документов на <адрес>, 03 октября 2017 года государственному регистратору в порядке межведомственного взаимодействия поступил информационный ответ из Ялтинского городского суда.

12 января 2018 года Сидоренко Л.М. было подано государственному регистратору заявление о предоставлении дополнительных документов, с которым представлено определение Ялтинского городского суда от 14 декабря 2017 года о разъяснении решения Ялтинского городского суда от 08 ноября 2016 года, которым разъяснено, что <адрес> Республики Крым, общей площадью 226,3 кв. метров, жилой площадью 55,80 кв. метров, состоит из следующих помещений: 17-10, 17-11 площадью 50,3 кв.м., с 17-1 по 17-7, 17-9, 17-14, 17-15 площадью 160,0 кв.м., 17-12,17-13 площадью 9,4 кв.м., 17-8 площадью 3,4 кв.м., 17-17 площадью 3, 2 кв.м.

Сообщением государственного регистратора Нестеренко О.В. от 15 января 2018 года № 90/021/150/2017-1346 было отказано Сидоренко Л.М. в государственной регистрации права собственности на <адрес>, в связи с не устранением недостатков в срок приостановления, а именно: вышеуказанный объект недвижимого имущества имеет самостоятельные помещения, а также несколько кадастровых номеров и государственным регистратором не представляется возможным идентифицировать объект недвижимого имущества – квартиру расположенную по адресу: <адрес>.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2014 года № 1335-р «Об утверждении Соглашения между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета» осуществление полномочий по государственному учету на территории Республики Крым переданы Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, созданному Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27 июня 2014 года № 164.

Порядок и основания регистрации прав на объект недвижимого имущества, отказа в регистрации установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости) (далее – Закон № 218-ФЗ), в соответствии со ст. 1 которого Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального Закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Согласно п. 2 вышеуказанной статьи, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в том числе вступившие в законную силу судебные акты.

В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального Закона № 218-ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Согласно ст. 29 Федерального Закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства,

Статья 26 Федерального Закона № 218-ФЗ устанавливает основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, в том числе, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 5 ч. 1); не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам (п. 9 ч. 1).

Таким образом, из анализа вышеуказанных статей Закона № 218-ФЗ следует, что основанием для отказа в государственной регистрации права является не предоставление заявителем документов, необходимых для осуществления государственной регистрации права, на необходимость предоставления которых регистратор должен указать в уведомлении о приостановлении государственной регистрации, и установить срок для их предоставления, а также не поступление сведений и документов по межведомственным запросам государственного регистратора.

Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.

В соответствии с Приложением 1 к Приказу Минэкономразвития России от 25.03.2016 № 173 «Об утверждении порядков и способов направления органом регистрации прав уведомлений, а также подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав представленных заявителем документов» в уведомлении о приостановлении государственной регистрации прав приводятся все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, а также рекомендации по устранению причин приостановления.

Согласно статьи 27 Федерального закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Как следует из представленных истицей кадастровых паспортов помещений (выписок из государственного кадастра недвижимости), по адресу: <адрес> расположены следующие помещения, в отношении которых произведен государственный кадастровый учет:

Помещения 17-10 и 17-11 площадью 50,3 кв. метров, которым присвоен кад. ;

Помещения с 17-1 по 17-7, 17-9,17-14,17-15 площадью 160,0 кв. метров, которым присвоен кад. ;

Помещения 17-12,17-13 площадью 9,4 кв. метров, которым присвоен кад. ;

Помещение 17-8 площадью 3,4 кв. метров, которому присвоен кад. ;

Помещение 17-17 площадью 3,2 кв. метров, которому присвоен кад. .

Определением Ялтинского городского суда от 14 декабря 2017 года, которое было представлено истицей регистратору для проведения государственной регистрации права собственности на квартиру разъяснено, что все вышеперечисленные помещения входят в состав <адрес>, на которую за Сидоренко Л.М. признано право собственности решением суда от 08 ноября 2016 года.

При этом как следует из уведомления о приостановлении государственной регистрации от 15.09.2017 года, государственный регистратор не сообщал заявителю о необходимости предоставления каких-либо дополнительных документов, необходимых для осуществления государственной регистрации права, а лишь указал на не поступление ответов на направленные им межведомственные запросы.

При этом основанием для отказа в государственной регистрации послужило невозможность государственным регистратором идентифицировать объект недвижимого имущества, что не являлось причиной приостановления государственной регистрации.

Из вышеизложенного следует, что в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от 15 сентября 2017 года, в нарушение требований Федерального закона № 218-ФЗ не были указаны все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственной регистрации прав, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, а также рекомендации по устранению причин приостановления.

Таким образом, судом установлено, что основания для отказа в осуществлении государственной регистрации права не соответствуют основаниям, по которым регистрация права была приостановлена, что свидетельствует о существенных нарушениях процедуры рассмотрения заявления истца, нарушении её законных прав и интересов, в связи с чем требования Сидоренко Л.М. о признании незаконным решения ответчика об отказе в проведении государственной регистрации права собственности суд считает обоснованным.

При этом как следует из материалов дела, в отношении принадлежащей истице квартиры произведен государственный кадастровый учет, сведения о помещениях, входящих в состав квартиры, внесены в государственный кадастр недвижимости, им присвоены кадастровые номера, в связи с чем суд считает, что требования истца о возложении на ответчика обязанности осуществить кадастровый учет заявлены излишне и удовлетворению не подлежат.

В соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Поскольку основания, приведшие к отказу в регистрации права собственности истца признаны судом незаконными, однако суд в силу статей 10 и 118 Конституции Российской Федерации - не вправе подменять государственные и муниципальные органы или выполнять их функции, суд считает, что исковые требования в части понуждения ответчика зарегистрировать право собственности подлежат частичному удовлетворению, путем возложения на ответчика обязанности повторно рассмотреть данный вопрос, с учетом установленных судом обстоятельств.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

иск Сидоренко Лилии Митрофановны – удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 15 января 2018 года № 90/021/150/2017-1346 об отказе в государственной регистрации права собственности на <адрес>.

Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в порядке и сроки, установленные Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» повторно рассмотреть заявление Сидоренко Лилии Митрофановны о регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: <адрес>, состоящую из помещений 17-10,17-11 площадью 50,3 кв. метров, с 17-11 по 17-7, 17-9,17-14,17-15 площадью 160 кв. метров, 17-2,17-3 площадью 9,4 кв. метров, 17-8 площадью 3,4 кв. метров, 17-17 площадью 3,2 кв. метров, и документы, представленные 31 августа 2017 года.

В остальной части исковых требований отказать.

Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в течение одного месяца со дня исполнения решения суда сообщить суду, а также Сидоренко Лилии Митрофановне об исполнении решения по административному делу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья Ю.С. Кононова