РЕШЕНИЕ
ИФИО1
10 октября 2016 года Автозаводский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Судовской Н.В.,
при секретаре ФИО4,
с участием
представителя заинтересованного лица ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению ФИО2 к Управлению Росреестра по <адрес> о признании незаконным сообщения об отказе в государственной регистрации права,
у с т а н о в и л:
ФИО6 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным сообщения об отказе в государственной регистрации права.
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по <адрес> ей было отказано в государственной регистрации права собственности на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>.
Основаниями для принятия оспариваемого решения послужило то, что, по мнению Управлению Росреестра по <адрес>, ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе, то есть на основании абзаца 13 пункта 1 ст.20 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а именно ответ мэрии г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ№ и письма мэрии № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ не содержат сведений и документов, необходимых для регистрации права собственности на <адрес> кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>.
Административный истец считает отказ Управления Росреестра по <адрес> незаконным, так как отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения, в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ООО «Волга Центр» - застройщик, был заключен договор участия в долевом строительства №, согласно пункту 2.1. которого 3астройщик обязуется в предусмотренный Договором срок с привлечением других лиц построить (создать) объект, названный в разделе 1 Договора, а именно: жилой дом со встроенными нежилыми помещениями и подземной автостоянкой, строящийся по адресу: <адрес>, и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этого объекта передать Участнику долевого строительства соответствующий объект долевого строительства, а Участник долевого строительства обязуется уплатить обусловленную Договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию Объекта.
Данный договор в установленном законом порядке был зарегистрирован в Управлении Росреестра по <адрес>, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Мэрией городского округа Тольятти было выдано разрешение № на ввод объекта в эксплуатацию построенного объекта «Жилой дом со встроенными нежилыми помещениями и подземной автостоянкой. 1-й этап строительства».
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и Застройщиком был подписан акт приема – передачи, согласно которому Застройщик передал, а ФИО6 приняла <адрес>, расположенную в объекте капитального строительства «Жилой дом со встроенными нежилыми помещениями и подземной автостоянкой. 1-ый этап строительства» по адресу: <адрес>А. также согласно указанного акта обязательства по оплате истцом выполнены полностью.
Административный истец просит признать незаконным сообщение об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ№. Обязать Управление Росреестра по <адрес>, устранить допущенные нарушения прав путем регистрации за ФИО2 права собственности на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый №. Взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины.
Административный истец в судебное заседание не явилась, о дне и времени слушания дела извещена надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется расписка (л.д.120).
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, предоставил отзыв на заявленные требования, в котором указал, что ООО «Волга Центр» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1771 кв.м для которого установлено разрешенное использование «многоквартирные <адрес> этажей с подземной автостоянкой». 08.02.2013г. мэрией г.о. Тольятти было выдано разрешение на строительство жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и подземной автостоянкой. Однако в последствии застройщиком было получено новое разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому жилой дом был определен в качестве 1-го этапа на строительство, и именно в таком качестве он был введен в эксплуатацию согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию №, выданному мэрией г.о. Тольятти 31.12.2015г. подземная автостоянка в состав данного объекта включена не была. Жилой дом был создан в полном соответствии с требованиями законодательства, и оснований для вывода о неправомерности изменения разрешительной документации в связи с разделением строительства объекта на несколько этапов, не имеется. Однако, земельный участок, на котором был создан соответствующий жилой дом, согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Думы <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ., находится в территориальной зоне Ж-4. Согласно градостроительному регламенту, установленному для этой зоны. В ней предусматривалась возможность строительства многоквартирных жилых домов 5-35 этажей с подземной автостоянкой. Строительство многоквартирного жилого дома без подземной автостоянки относились к условно разрешенным видам использования земельного участка, предоставление разрешение на которое возможно только по итогам проведения публичных слушаний. С учетом этого обстоятельства именно для строительства единого объекта недвижимости – жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и подземной автостоянкой – было выдано первоначальное разрешение на строительство, что подтверждается содержанием первоначальной проектной декларации и зарегистрированного договора участия в долевом строительстве. В дальнейшем застройщик разработал изменения в проектную документацию с разделением процесса создания объекта на два этапа, предусматривающих создание двух различных самостоятельны объектов строительства: жилого дома со встроенными нежилыми помещениями в качестве первого этапа и подземной автостоянки – в качестве второго этапа. На строительство жилого дома в качестве первого этапа строительства застройщиком было получено новое разрешение на строительство. Поскольку разделение объекта на этапы строительства не было предусмотрено первоначальной разрешительной документацией, противоречило градостроительному плану и установленному разрешенному использованию земельного участка, не соответствовало условиям зарегистрированного договора участия в долевом строительстве, в государственной регистрации права собственности было отказано. В тоже время представитель административного ответчика отметил, что площадь земельного участка, даже без учета строительства подземной автостоянки в качестве 2-го этапа строительства, существенно меньше минимальной площади участка, предусмотренной нормативными актами для размещения многоквартирных жилых домов и недостаточна для размещения соответствующих объектов. Так, согласно СНиП 2№ «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» минимальная нормативная площадь земельного участка для размещения многоквартирного жилого дома должна быть рассчитана по нормативу 20 кв.м на 1 квартиру без площади застройки. В данном случае объект состоит из 112 квартир площадью 6735,20 кв.м, в то время как площадь земельного участка, на котором он размещен в качестве 1-го этапа строительства, составляет 1771 кв.м. В связи с чем объект необходимо считать созданным с существенным разрушением градостроительных норм и правил, а изменения, внесенные в разрешительную документацию неправомерными. Кроме того, предметом договора участия в долевом строительстве являлось строительство жилого дома с подземной автостоянкой, а в договор изменения в связи с изменением проектной документации, не вносились. Согласно СНиП ДД.ММ.ГГГГ-87 от 01.01.1988г. «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов», отдельно стоящие здания, входящие в состав объекта, при необходимости ввода их в действие в процессе строительства объекта принимаются в эксплуатацию по мере их готовности, при этом приемку последнего комплекса следует осуществлять одновременно с приемкой объекта в целом. Следовательно, даже в случае разделения строительства объекта на этапы в эксплуатацию он должен быть принят в целом по окончании строительства последнего этапа. Сведения о строительстве второго этапа, в том числе о сроках, и месте размещения у регистрирующего органа отсутствуют. В связи с изложенным, административный ответчик просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме (л.д.65-69).
Представитель третьего лица – Мэрия городского округа в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, предоставил отзыв на заявленные требования, в котором указал, что ДД.ММ.ГГГГ. мэрий г.о. Тольятти ООО «Волга-Центр» выдано разрешение № на ввод в эксплуатацию жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и подземной автостоянкой; 1-й этап строительства по адресу: <адрес>. Учитывая, что заявленные требования не затрагивают права муниципального образования городского округа Тольятти, просит рассмотреть дело без участия представителя мэрии г.о.Тольятти в соответствии с действующим законодательством (л.д.52-53).
Представитель заинтересованного лица – ООО «Волга Центр» ФИО5, действующая на основании доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании поддержала доводы административного истца. В материалы дела представила письменный отзыв на административное исковое заявление, согласно которому считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению. Полагает, что регистрация Управлением Росреестра по <адрес> договора участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ№ в установленном законом порядке, является доказательством того, что данный объект не является самовольным строительством и исходно-разрешительная документация, в том числе, документы на землю, разрешение на строительство полностью соответствует требованиям действующего законодательства (л.д.25-27).
Выслушав представителя ООО «Волга Центр», исследовав материалы дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 КАС РФ кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно п.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу п. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно п. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ООО «Волга Центр» был заключен договор участия в долевом строительстве №. Согласно п.2.1. указанного договора ООО «Волга Центр» обязуется в предусмотренный Договором срок с привлечением других лиц построить (создать) объект, названный в разделе 1 Договора, и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этого объекта передать участнику долевого строительства соответствующий объект долевого строительства, а участник долевого строительства обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию объекта.
Указанный договор зарегистрирован в Управлении Росреестра по <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись № от ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 1.1. договора предусмотрено, что объектом является жилой дом со встроенными нежилыми помещениями и подземной автостоянкой, строящийся по адресу: <адрес>А. Строительство Объекта осуществляется на земельном участке площадью 1 771 кв.м, с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов. Земельный участок принадлежит застройщику на праве собственности, на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись о регистрации № (л.д. 45).
Согласно приложению № договора № долевого участия в строительстве объектом долевого строительства является <адрес> (л.д. 17).
ДД.ММ.ГГГГ Мэрией городского округа Тольятти было выдано разрешение№ на ввод объекта в эксплуатацию построенного объекта «Жилой дом со встроенными нежилыми помещениями и подземной автостоянкой. 1-й этап строительства».
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Волга Центр» (застройщиком) и административным истцом был подписан акт приема-передачи, которым застройщик передал, а ФИО6 приняла <адрес>, расположенную в объекте капитального строительства «Жилой дом со встроенными нежилыми помещениями и подземной автостоянкой. 1-ый этап строительства» по адресу: <адрес>А. Согласно указанному акту обязательства по оплате выполнены полностью (л.д.19).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГФИО6 обратилась в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением о государственной регистрации права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, предоставив при этом следующие документы: платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ№; договор участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ№, акт приема-передачи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ; кадастровый паспорт помещения от ДД.ММ.ГГГГ, выданный ФГБУ ФКП по <адрес> (л.д.20).
Сообщением от ДД.ММ.ГГГГФИО2 в государственной регистрации права собственности было отказано на основании абз. 13 п. 1 ст. 20 – не представлены документы, необходимые в соответствии с указанным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по предоставлению таких документов возложена на заявителя; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
С данными выводами Управления Росреестра по <адрес> суд не может согласиться, так как пунктом 1 ст.17, п. 5 ст. 25.1, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что на государственную регистрацию права участника долевого строительства на объект долевого строительства наряду с документами, необходимыми в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, представляется один экземпляр - подлинник договора участия в долевом строительстве, который после государственной регистрации данного права возвращается правообладателю.
В соответствии с указанными нормами права ФИО2 на государственную регистрацию были предоставлены следующие документы:
1. платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ№;
2. договор участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ№;
3. акт приема-передачи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ;
4. кадастровый паспорт помещения от ДД.ММ.ГГГГ, выданный ФГБУ ФКП по <адрес>.
Каких-либо замечаний, в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ№, к предоставленным ФИО2 документам указано не было.
Ни Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ни Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 214-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не возложена обязанность на участника долевого строительства предоставления еще каких – либо документов.
Суд считает, что доводы Управления Росреестра по <адрес> о том, что данный объект является самовольным строительством, в связи с тем что, строительство многоквартирного жилого дома без подземной автостоянки относится к условно разрешенному виду использования земельного участка, предоставление разрешения на которое возможно только по итогам проведения публичных слушаний, являются несостоятельными по следующим основаниям.
Объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. (п.10 ст.1 ГрК РФ).
Пунктом 12.1. ст. 48 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектной документации по инициативе застройщика или технического заказчика может осуществлять применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
"Этап строительства" - строительство или реконструкция объекта капитального строительства из числа объектов капитального строительства, планируемых к строительству, реконструкции на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных объектов капитального строительства на этом земельном участке), а также строительство или реконструкция части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных частей этого объекта капитального строительства). (П.1 Порядка организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 145 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ).
ООО «Волга Центр» принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № расположенный в градостроительной зоне Ж-4.
Проектирование на указанном земельном участке осуществлялось на основании градостроительного плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, выданного мэрией городского округа Тольятти №RU633020№.
К основным видам разрешенного использования земельного участка относятся, в том числе: «Многоквартирный <адрес> этажей с подземной автостоянкой», предельные параметры разрешенного строительства не установлены.
В соответствии со ст. 6 Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Думы г.о. Тольятти № от ДД.ММ.ГГГГ., разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, градостроительные планы земельных участков, решения о предварительном согласовании места размещения объекта, выданные физическим и юридическим лицам до вступления в силу настоящих правил, являются действительными.
Разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ., выданное взамен разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ. выдавалось, учитывая проектную документацию, соответствующую градостроительному плану № № от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому земельный участок (кадастровый №) расположен в зоне Ж-4 (зона застройки многоквартирными жилыми домами 5-35 этажей).
В соответствии с указанными Правилами в редакции от ДД.ММ.ГГГГ. в территориальной зоне Ж-4 разрешено строительство многоквартирных домов 5-35 этажей с подземной автостоянкой как единого объекта капитального строительства, а не самостоятельных объектов. Таким образом, согласно градостроительному плану на указанном земельном участке возможно строительство многоквартирного дома только с подземной автостоянкой.
Кроме того, согласно п. 1.8 СНиП № от ДД.ММ.ГГГГ. «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов» законченные строительством объекты жилищно-гражданского назначения подлежат приемке в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями только после выполнения всех строительно-монтажных работ, благоустройства территории. Обеспеченности объектов оборудованием и инвентарем в полном соответствии с утвержденными проектами, а также после устранения неполадок.
Управлением был получен ответ мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ. №, который содержит сведения о том, что согласно разрешению на строительство от ДД.ММ.ГГГГ. № и разрешение на ввод в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ. № объект капитального строительства «Жилой дом со встроенными нежилыми помещениями и подземной автостоянкой. 1-ый этап строительства» по адресу: <адрес> в составе жилого дома вводятся в эксплуатацию встроенные нежилые помещения общей площадью 476,9 кв.м. В соответствии с проектной документацией, приложенной к заявлению о выдаче разрешения на строительство, на 1 этаже расположены встроенные нежилые помещения, предназначенные под офисы.
В связи с необходимостью устранения причин, препятствующих государственной регистрации права собственности, государственная регистрация была приостановлена, а впоследствии административному истцу было отказано в осуществлении регистрации.
С данным выводом регистрирующего органа суд согласится не может по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В силу ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается только на основании договора участия в долевом строительстве либо жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.
На основании п. 2 ст. 2 указанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ застройщиком является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» случаях на праве безвозмездного срочного пользования земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
Основанием для государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства являются документы, подтверждающие факт его постройки (создания), - разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, и передаточный акт или вам документ о передаче объекта долевого строительства (п. 2 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в нужном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Как установлено п. 1 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, среди прочих документов, необходимы правоустанавливающие документы на земельный участок.
В п. 7 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества, утвержденных Приказом директора Федеральной регистрационной службы Российской Федерации № от 08.06.2007г., также указано на то обстоятельство, что документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ).
ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Новый Тольятти» было получено разрешение на строительство № № объекта капитального строительства: «Жилой дом со встроенными нежилыми помещениями и подземной автостоянкой», по адресу: <адрес>, которое после продажи земельного участка ООО «Волга Центр» было переоформлено на ООО «Волга Центр».
В соответствии с вышеуказанными нормами права ООО «Волга Центр» в ДД.ММ.ГГГГ разработало изменения в проектную документацию на основании ранее выданного градостроительного плана от ДД.ММ.ГГГГ, с выделением этапов строительства объекта капитального строительства «Жилой дом со встроенным нежилыми помещения и подземной автостоянкой»: 1 этап строительства - Жилой дом со встроенными нежилыми помещениями; 2 этап - подземная автостоянка. Проектная документация получила положительное заключение государственной экспертизы ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела также следует, что имеется разрешение на ввод объекта (жилого дома) по <адрес> в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, вводу в эксплуатацию подлежит Объект, на который выдавалась разрешение на строительство. В данном случае разрешение на строительство выдавалась на «Жилой дом со встроенными нежилыми помещениями и подземной автостоянкой. 1-й этап строительства» соответственно и вводится в эксплуатацию должен: «Жилой дом со встроенными нежилыми помещениями и подземной автостоянкой. 1-й этап строительства».
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 214-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" ООО «Волга Центр» после получения разрешения на строительство Объекта с разбивкой по этапам были внесены изменения в проектную Декларацию, которая в установленном законом порядке была предоставлена в Управление Росреестра по <адрес> для государственной регистрацией последующих договоров участия в долевом строительстве.
Согласно проектной декларации ООО «Волга Центр» в редакции от ДД.ММ.ГГГГ и последующих редакция, в том числе от ДД.ММ.ГГГГ подземная автостоянка не относится к общему имуществу, которое должно находится, в общей долевой собственности участников долевого строительства.
Таким образом, права участников долевого строительства при поэтапном вводе Объекта не нарушены.
Также в своем отказе Управление Росреестра по <адрес> ссылается на то, что согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Думы городского округа Тольятти № в редакции ДД.ММ.ГГГГ к основным видам разрешенного использования в территориальной зоне Ж-4 (Зона застройки многоквартирными жилыми домами 5-35 этажей) относится строительство многоквартирных домов 5-35 этажей с подземной автостоянкой как единого объекта капитального строительства, а не двух самостоятельных объектов.
Однако данные выводы Управления Росреестра по <адрес> носят субъективный характер и являются произвольной трактовкой, так как дословно в вышеуказанных правилах указано, что к основным видам разрешенного использования относится: «Многоквартирные <адрес> этажей с подземной автостоянкой». Слова о том, что это должен быть единый объект капитального строительства в указанных Правилах отсутствуют.
Судом не принимаются доводы Управления Росреестра по <адрес>, что согласно СНиП № от ДД.ММ.ГГГГ «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов» приемка в эксплуатацию последнего пускового комплекса, следует осуществлять одновременно с приемкой объекта в целом или его последней очереди.
Пунктом 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1521 утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». В указанном перечне СНиП ДД.ММ.ГГГГ-87 от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует.
Пунктом 218 Приказа Министерства промышленности и торговли РФ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии принят приказ от ДД.ММ.ГГГГ N 365 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ№- ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» значится СНиП ДД.ММ.ГГГГ-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения".
Таким образом, применение СНиП ДД.ММ.ГГГГ-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения" не является обязательным.
Кроме того, п.18 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-87 от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что 1.8. Законченные строительством объекты жилищно-гражданского назначения подлежат приемке в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями только после выполнения всех строительно-монтажных работ, благоустройства территории, обеспеченности объектов оборудованием и инвентарем в полном соответствии с утвержденными проектами, а также после устранения недоделок.
ООО «Волга Центр» данный пункт был выполнен в полном объеме, что подтверждается заключением ГИСН № о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Ссылка Управления Росреестра по <адрес> на абз. 8 п.№ согласно которому приемку в эксплуатацию последнего пускового комплекса следует осуществлять одновременно с приемкой объекта в целом или его последней очереди не правомерна, так как ООО «Волга Центр» ввел в эксплуатацию первый этап, а не последний.
Кроме того, пунктом 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 214-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что Застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства" либо подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Государственная регистрация договора участия в долевом строительстве осуществляется на основании заявления сторон договора (застройщика, участника долевого строительства). На государственную регистрацию договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства, наряду с документами, необходимыми для государственной регистрации договора участия в долевом строительстве в соответствии с настоящим Федеральным законом, застройщиком представляются: 1) разрешение на строительство; 2) проектная декларация; 3) план создаваемого объекта недвижимого имущества с указанием его местоположения и количества находящихся в составе создаваемого объекта недвижимого имущества жилых и нежилых помещений и планируемой площади каждого из указанных помещений; 4) один из следующих предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" документов: договор страхования гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве (далее - договор страхования), а также документ, подтверждающий уплату страховой премии (части страховой премии) в соответствии с договором страхования; договор поручительства за надлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве (далее - договор поручительства), а также документ, подтверждающий оплату вознаграждения по договору поручительства. (п.2 ст. ст. 25.1, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ (далее ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
В силу п.1 ст.13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ после предоставления документов на государственную регистрацию прав проводится правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, регистрация Управлением Росреестра по <адрес> договора участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ№ в установленном законом порядке, является доказательством того, что данный объект не является самовольным строительством и исходно – разрешительная документация, в том числе документы на землю, разрешения на строительство полностью соответствует требованиям действующего законодательства.
Согласно ч.1 ст.218 Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В силу ст.219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Таким образом, на момент осуществления государственной регистрации Управление Росреестра по <адрес> располагало всеми необходимым документами необходимыми для осуществления государственной регистрации, вследствие чего данные административные исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 КАС РФ судебные расходов состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 КАС РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органов, осуществляющих государственную регистрацию прав, за исключением полномочий, предусмотренных ст. 10 настоящего Федерального закона, на основании решений федерального органа в области государственной регистрации вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами, осуществляющими государственную регистрацию прав. На государственные бюджетные учреждения, наделенные в соответствии с настоящей статьей полномочиями органов, осуществляющих государственную регистрацию прав, распространяются предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» требования к организации и порядку взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных услуг и положения об ответственности за нарушение данных требований. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к таким государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
Таким образом, Управление Федеральной службы государственной регистрации Кадастра и картографии (Росреестра) по <адрес> является государственными бюджетными учреждениями, в связи с чем оно не относится к государственным органам, которые в силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации при обращении в суд освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Таким образом, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, подтвержденная чек-ордером (л.д.2).
На основании ст.ст. 218, 219 ГК РФ, руководствуясь ст.ст.111, 112, 175-180,218-227 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление ФИО2 к Управлению Росреестра по <адрес> о признании незаконным сообщения об отказе в государственной регистрации права – удовлетворить.
Признать незаконным сообщение об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ№ в государственной регистрации права на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, незаконным.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> устранить допущенные нарушения прав путем регистрации за ФИО2 права собственности на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>.
Взыскать с Управления Росреестра по <адрес> в пользу ФИО2 государственную пошлину в размере 300 рублей.
Апелляционная жалоба на решение может быть подана в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд <адрес>.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.В.Судовская