Дело № 2а-1135/2017 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 октября 2017 года г. Спасск-Дальний
Спасский районный суд Приморского края в составе председательствующего федерального судьи Миначёвой Т.В.,
с участием помощников прокурора г. Спасска-Дальнего Скажутиной Н.О., Малец Е.Е.,
при секретаре судебного заседания Каракиян О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску и.о. прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Духовского сельского поселения о понуждении направить в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> сведения о границах населенных пунктов, о территориальных и функциональных зонах согласно документам территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования Духовского сельского поселения, в формате, установленном действующим законодательством, в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу,
У С Т А Н О В И Л:
И.о. прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим административным иском, в котором указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения органами местного самоуправления обязанности по передаче в филиал государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> сведений о границах населенных пунктов, о территориальных и функциональных зонах согласно документам территориального планирования и градостроительного зонирования, в результате которой установлено следующее.
Согласно информации, представленной кадастровой палатой в прокуратуру <адрес>, сведения о границах населенных пунктов, а также сведения о территориальных и функциональных зонах, в установленном законом формате, позволяющим разместить данные сведения на кадастровом плане (карте) территории, администрацией Духовского сельского поселения Спасского муниципального района в настоящее время не внесены.
Обязанность органа местного самоуправления и особенности направления таких сведений регламентированы положениями ч. 1, 16 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», статьями 8, 18, 24 Градостроительного кодекса РФ.
Решением муниципального комитета Духовского сельского поселения Спасского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении генерального плана Духовского сельского поселения Спасского муниципального района <адрес>» утвержден генеральный план Духовского сельского поселения Спасского муниципального района <адрес>. Данное Решение принято уполномоченным органом в установленной форме, подписано главой муниципального образования.
Однако, с момента принятия решения об установлении границ населенного пункта, территориальных и функциональных зон по настоящее время администрацией Духовского сельского поселения Спасского муниципального района сведения о границах населенных пунктов, о территориальных и функциональных зонах, в формате, установленном, действующим законодательством, позволяющем разместить данные сведения на кадастровом плане (карте) территории в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая плата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> не направлены.
Отсутствие в государственном кадастре таких сведений может привести к даче незаконного согласия должностными лицами органов местного самоуправления на выделение земельных участков под строительство из земель лесного или водного фонда, при этом у органа кадастрового учета будут отсутствовать основания для отказа в проведении государственного кадастрового учета данных земельных участков, нарушает права и законные интересы на получение достоверной информации из государственного кадастра недвижимости о границах населенного пункта, об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий, об изменении вида разрешенного использования земельных участков.
По изложенному, руководствуясь статьей 39 КАС РФ, прокурор просит обязать администрацию Духовского сельского поселения Спасского муниципального района <адрес> направить в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая плата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> сведения о границах населенных пунктов, о территориальных и функциональных зонах согласно документам территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования Духовского сельского поселения, в формате, установленном действующим законодательством, в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Административные - истцы помощники прокурора <адрес>Скажутина Н.О. и Малец Е.Е. в предварительном и основном судебных заседаниях требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель административного ответчика Духовского сельского поселения Спасского муниципального района <адрес> по доверенности Резниченко С.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился и суду пояснил, что предоставление сведений в электронном виде в формате XML не распространяется на Духовское сельское поселение, т.к. указанные нормы вступили в действие с ДД.ММ.ГГГГ. С указанной даты полномочий у сельских поселения по совершению каких-либо действий, в том числе финансирование данных мероприятий, не имеется. Конкретного плана и сведений о границах между субъектами РФ, муниципальных образований и населенных пунктов в виде координат, в распоряжении поселения не имеется. Обязанность по внесению в государственный кадастр недвижимости этих сведений, возложена на органы исполнительной власти субъекта РФ. На момент принятия Духовским сельским поселением плана генеральной застройки, обязанности направлять в электронном виде какие-либо сведения с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия, не имелось. Кроме того, требования, заявленные прокурором, фактически неисполнимы, поскольку в настоящее время системы межведомственного электронного взаимодействия не существует. Возложение обязанности по проведению и составлению плана границ в координатном описании на Духовское сельское поселение, повлечет незаконное возложение обязанности по финансированию работ, не входящих в полномочия поселения. Полагает, что дело подлежит прекращению на основании ст. 126 КАС РФ, поскольку фактически установлено, что в распоряжении Духовского поселения указанных сведений нет, и для совершения указанных действий необходимо выполнять мероприятия, что возможно только в рамках искового производства. Кроме того считает, что прокурором фактически пропущен срок для обращения с указанным административным заявлением. О выявленных нарушениях прокурору стало известно в ДД.ММ.ГГГГ года, вместе с тем, с иском обратился в ДД.ММ.ГГГГ года, по истечении 3 месячного срока. Об этом свидетельствует и акт проверки, в котором указано, что проведена повторная проверка и нарушение, выявленное в марте, фактически не устранено. Просит в удовлетворении требований отказать.
Представитель заинтересованного лица администрации Спасского муниципального района по доверенности Калита А.А. в судебном заседании поддержал требования прокурора, считает их обоснованными, и суду пояснил, что поскольку Решением главы Духовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден генеральный план Духовского сельского поселения с границами населенных пунктов, территориальных и функциональных зон, поэтому обязанность предоставления указанных сведения в государственный орган регистрации прав возложена на поселение.
Суд, заслушав объяснения сторон, установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, считает, что требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, в период спорных правоотношений регулировались Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ.
В силу ч. 5 ст. 4 Федерального закона № 221-ФЗ в редакции ФЗ от 23.07.2013г., действующей с ДД.ММ.ГГГГ, сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов: описание местоположения границ между субъектами Российской Федерации; реквизиты правовых актов о согласовании и об утверждении изменения границ между субъектами Российской Федерации; описание местоположения границ муниципальных образований; реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ муниципальных образований; описание местоположения границ населенных пунктов; реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ населенных пунктов.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 221-ФЗ органы местного самоуправления обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений, в том числе об установлении или изменении границ населенного пункта, в порядке, установленном названной статьей, не позднее чем в течение одного месяца с даты принятия данного акта.
В части 4 ст. 15 Федерального закона № 221-ФЗ определено, что перечень и содержание документов, направляемых в орган кадастрового учета, порядок их направления, требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ утверждены Правила направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требований к формату таких документов в электронной форме от ДД.ММ.ГГГГ№.
С ДД.ММ.ГГГГ статьи 3-28 Федерального закона № 221-ФЗ, равно как и Правила №, утратили свою силу.
С названной даты рассматриваемые правоотношения урегулированы соответствующими положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ) и принятыми в развитие законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества иными нормативными правовыми актами, в том числе Правилами предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в едином государственном реестре недвижимости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации Правилами от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Правила №).
В соответствии со ст. 32 Федерального закона № 218-ФЗ органы местного самоуправления обязаны направлять в порядке межведомственного информационного взаимодействия в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) в случае принятия ими решений (актов) в том числе об установлении границ населенного пункта, установлении или изменении границ территориальных зон.
В соответствии с требованиями ч. 16 ст. 32 Федерального закона № 218-ФЗ, перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в орган регистрации прав в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 настоящей статьи, порядок их направления или предоставления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, и требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 7 Правил № предусмотрено, что в случае установления или изменения границ населенного пункта орган местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым установлены или изменены границы населенных пунктов.
Пунктом 33 Правил № установлено, что при информационном взаимодействии документы (за исключением документов, указанных в пунктах 12, 27, 29, а также в абзацах четвертом, шестом и седьмом пункта 30 настоящих Правил), в том числе карта (план) объекта землеустройства, предоставляются в виде электронных документов в формате XML с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. При отсутствии технической возможности использовать информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" документы предоставляются на электронных носителях.
Анализируя вышеизложенные нормы законодательства, суд приходит к выводу, что в случае принятия органами местного самоуправления решений об установлении границ населенных пунктов, функциональных и территориальных зон, указанные органы должны направлять в орган кадастрового учета необходимые документы, содержащие сведения о местоположении, размере и границах объектов землеустройства (территориальных зонах), а также иных характеристиках, для внесения сведений в государственный кадастр.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления поселения.
ДД.ММ.ГГГГ Муниципальным комитетом Духовского сельского поселения принято решение № «Об утверждении генерального плана Духовского сельского поселения Спасского муниципального района <адрес>».
Исполнительно-распорядительным органом Духовского сельского поселения Спасского муниципального образования является администрация Духовского сельского поселения Спасского муниципального района <адрес>.
Таким образом, субъектом, на который возложена обязанность по направлению сведений и документов в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>, является орган местного самоуправления в лице администрации Духовского сельского поселения Спасского муниципального района.
В ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки было установлено, что администрацией Духовского сельского поселения Спасского муниципального района <адрес> не исполнена обязанность по передаче в филиал государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> сведений о границах населенных пунктов, о территориальных и функциональных зонах согласно документам территориального планирования и градостроительного зонирования.
ДД.ММ.ГГГГ главе Духовского сельского поселения Спасского муниципального района внесено представление об устранении нарушений закона.
По настоящее время органом местного самоуправления сведения о границах населенных пунктов, о территориальных и функциональных зонах, в формате установленном, действующим законодательством, позволяющем разместить данные сведения на кадастровом плане (карте) территории в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая плата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> не направлены, что подтверждается Актом прокурорской проверки от ДД.ММ.ГГГГ и ответчиком не оспаривается.
Принимая во внимание, что непринятие администрацией Духовского сельского поселения Спасского муниципального района <адрес> мер по внесению сведений о границах населенных пунктов муниципального образования в государственный кадастр недвижимости нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, исковые требования и.о. прокурора <адрес> о возложении обязанности направить в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая плата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> сведения о границах населенных пунктов, о территориальных и функциональных зонах согласно документам территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования Духовского сельского поселения, в формате, установленном действующим законодательством, подлежат удовлетворению с установлением в соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС РФ срока - в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Доводы представителя административного ответчика о пропуске административным истцом срока обращения в суд, опровергаются представленными в материалы дела представлением прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений закона, выявленных в ходе проверки по заданию прокуратуры <адрес> и актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, осуществленным на основании задания прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствующие о длящемся бездействии административного ответчика, не связанного с моментом принятия мер прокурорского реагирования.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление и.о. прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц – удовлетворить.
Обязать администрацию Духовского сельского поселения Спасского муниципального района <адрес> направить в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая плата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> сведения о границах населенных пунктов, о территориальных и функциональных зонах согласно документам территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования Духовского сельского поселения, в формате, установленном действующим законодательством, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца через Спасский районный суд.
Судья Миначёва Т.В.