ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1135/17Г от 18.10.2017 Спасского районного суда (Приморский край)

Дело № 2а-1135/2017 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 октября 2017 года г. Спасск-Дальний

Спасский районный суд Приморского края в составе председательствующего федерального судьи Миначёвой Т.В.,

с участием помощников прокурора г. Спасска-Дальнего Скажутиной Н.О., Малец Е.Е.,

при секретаре судебного заседания Каракиян О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску и.о. прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Духовского сельского поселения о понуждении направить в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> сведения о границах населенных пунктов, о территориальных и функциональных зонах согласно документам территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования Духовского сельского поселения, в формате, установленном действующим законодательством, в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим административным иском, в котором указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения органами местного самоуправления обязанности по передаче в филиал государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> сведений о границах населенных пунктов, о территориальных и функциональных зонах согласно документам территориального планирования и градостроительного зонирования, в результате которой установлено следующее.

Согласно информации, представленной кадастровой палатой в прокуратуру <адрес>, сведения о границах населенных пунктов, а также сведения о территориальных и функциональных зонах, в установленном законом формате, позволяющим разместить данные сведения на кадастровом плане (карте) территории, администрацией Духовского сельского поселения Спасского муниципального района в настоящее время не внесены.

Обязанность органа местного самоуправления и особенности направления таких сведений регламентированы положениями ч. 1, 16 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», статьями 8, 18, 24 Градостроительного кодекса РФ.

Решением муниципального комитета Духовского сельского поселения Спасского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении генерального плана Духовского сельского поселения Спасского муниципального района <адрес>» утвержден генеральный план Духовского сельского поселения Спасского муниципального района <адрес>. Данное Решение принято уполномоченным органом в установленной форме, подписано главой муниципального образования.

Однако, с момента принятия решения об установлении границ населенного пункта, территориальных и функциональных зон по настоящее время администрацией Духовского сельского поселения Спасского муниципального района сведения о границах населенных пунктов, о территориальных и функциональных зонах, в формате, установленном, действующим законодательством, позволяющем разместить данные сведения на кадастровом плане (карте) территории в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая плата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> не направлены.

Отсутствие в государственном кадастре таких сведений может привести к даче незаконного согласия должностными лицами органов местного самоуправления на выделение земельных участков под строительство из земель лесного или водного фонда, при этом у органа кадастрового учета будут отсутствовать основания для отказа в проведении государственного кадастрового учета данных земельных участков, нарушает права и законные интересы на получение достоверной информации из государственного кадастра недвижимости о границах населенного пункта, об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий, об изменении вида разрешенного использования земельных участков.

По изложенному, руководствуясь статьей 39 КАС РФ, прокурор просит обязать администрацию Духовского сельского поселения Спасского муниципального района <адрес> направить в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая плата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> сведения о границах населенных пунктов, о территориальных и функциональных зонах согласно документам территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования Духовского сельского поселения, в формате, установленном действующим законодательством, в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Административные - истцы помощники прокурора <адрес>Скажутина Н.О. и Малец Е.Е. в предварительном и основном судебных заседаниях требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель административного ответчика Духовского сельского поселения Спасского муниципального района <адрес> по доверенности Резниченко С.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился и суду пояснил, что предоставление сведений в электронном виде в формате XML не распространяется на Духовское сельское поселение, т.к. указанные нормы вступили в действие с ДД.ММ.ГГГГ. С указанной даты полномочий у сельских поселения по совершению каких-либо действий, в том числе финансирование данных мероприятий, не имеется. Конкретного плана и сведений о границах между субъектами РФ, муниципальных образований и населенных пунктов в виде координат, в распоряжении поселения не имеется. Обязанность по внесению в государственный кадастр недвижимости этих сведений, возложена на органы исполнительной власти субъекта РФ. На момент принятия Духовским сельским поселением плана генеральной застройки, обязанности направлять в электронном виде какие-либо сведения с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия, не имелось. Кроме того, требования, заявленные прокурором, фактически неисполнимы, поскольку в настоящее время системы межведомственного электронного взаимодействия не существует. Возложение обязанности по проведению и составлению плана границ в координатном описании на Духовское сельское поселение, повлечет незаконное возложение обязанности по финансированию работ, не входящих в полномочия поселения. Полагает, что дело подлежит прекращению на основании ст. 126 КАС РФ, поскольку фактически установлено, что в распоряжении Духовского поселения указанных сведений нет, и для совершения указанных действий необходимо выполнять мероприятия, что возможно только в рамках искового производства. Кроме того считает, что прокурором фактически пропущен срок для обращения с указанным административным заявлением. О выявленных нарушениях прокурору стало известно в ДД.ММ.ГГГГ года, вместе с тем, с иском обратился в ДД.ММ.ГГГГ года, по истечении 3 месячного срока. Об этом свидетельствует и акт проверки, в котором указано, что проведена повторная проверка и нарушение, выявленное в марте, фактически не устранено. Просит в удовлетворении требований отказать.

Представитель заинтересованного лица администрации Спасского муниципального района по доверенности Калита А.А. в судебном заседании поддержал требования прокурора, считает их обоснованными, и суду пояснил, что поскольку Решением главы Духовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ утвержден генеральный план Духовского сельского поселения с границами населенных пунктов, территориальных и функциональных зон, поэтому обязанность предоставления указанных сведения в государственный орган регистрации прав возложена на поселение.

Суд, заслушав объяснения сторон, установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, считает, что требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, в период спорных правоотношений регулировались Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ.

В силу ч. 5 ст. 4 Федерального закона № 221-ФЗ в редакции ФЗ от 23.07.2013г., действующей с ДД.ММ.ГГГГ, сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов: описание местоположения границ между субъектами Российской Федерации; реквизиты правовых актов о согласовании и об утверждении изменения границ между субъектами Российской Федерации; описание местоположения границ муниципальных образований; реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ муниципальных образований; описание местоположения границ населенных пунктов; реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ населенных пунктов.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 221-ФЗ органы местного самоуправления обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений, в том числе об установлении или изменении границ населенного пункта, в порядке, установленном названной статьей, не позднее чем в течение одного месяца с даты принятия данного акта.

В части 4 ст. 15 Федерального закона № 221-ФЗ определено, что перечень и содержание документов, направляемых в орган кадастрового учета, порядок их направления, требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Правительством РФ утверждены Правила направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требований к формату таких документов в электронной форме от ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ статьи 3-28 Федерального закона № 221-ФЗ, равно как и Правила , утратили свою силу.

С названной даты рассматриваемые правоотношения урегулированы соответствующими положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ) и принятыми в развитие законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества иными нормативными правовыми актами, в том числе Правилами предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в едином государственном реестре недвижимости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации Правилами от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила ).

В соответствии со ст. 32 Федерального закона № 218-ФЗ органы местного самоуправления обязаны направлять в порядке межведомственного информационного взаимодействия в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) в случае принятия ими решений (актов) в том числе об установлении границ населенного пункта, установлении или изменении границ территориальных зон.

В соответствии с требованиями ч. 16 ст. 32 Федерального закона № 218-ФЗ, перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в орган регистрации прав в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 настоящей статьи, порядок их направления или предоставления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, и требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 7 Правил предусмотрено, что в случае установления или изменения границ населенного пункта орган местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым установлены или изменены границы населенных пунктов.

Пунктом 33 Правил установлено, что при информационном взаимодействии документы (за исключением документов, указанных в пунктах 12, 27, 29, а также в абзацах четвертом, шестом и седьмом пункта 30 настоящих Правил), в том числе карта (план) объекта землеустройства, предоставляются в виде электронных документов в формате XML с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. При отсутствии технической возможности использовать информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" документы предоставляются на электронных носителях.

Анализируя вышеизложенные нормы законодательства, суд приходит к выводу, что в случае принятия органами местного самоуправления решений об установлении границ населенных пунктов, функциональных и территориальных зон, указанные органы должны направлять в орган кадастрового учета необходимые документы, содержащие сведения о местоположении, размере и границах объектов землеустройства (территориальных зонах), а также иных характеристиках, для внесения сведений в государственный кадастр.

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления поселения.

ДД.ММ.ГГГГ Муниципальным комитетом Духовского сельского поселения принято решение «Об утверждении генерального плана Духовского сельского поселения Спасского муниципального района <адрес>».

Исполнительно-распорядительным органом Духовского сельского поселения Спасского муниципального образования является администрация Духовского сельского поселения Спасского муниципального района <адрес>.

Таким образом, субъектом, на который возложена обязанность по направлению сведений и документов в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>, является орган местного самоуправления в лице администрации Духовского сельского поселения Спасского муниципального района.

В ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки было установлено, что администрацией Духовского сельского поселения Спасского муниципального района <адрес> не исполнена обязанность по передаче в филиал государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> сведений о границах населенных пунктов, о территориальных и функциональных зонах согласно документам территориального планирования и градостроительного зонирования.

ДД.ММ.ГГГГ главе Духовского сельского поселения Спасского муниципального района внесено представление об устранении нарушений закона.

По настоящее время органом местного самоуправления сведения о границах населенных пунктов, о территориальных и функциональных зонах, в формате установленном, действующим законодательством, позволяющем разместить данные сведения на кадастровом плане (карте) территории в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая плата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> не направлены, что подтверждается Актом прокурорской проверки от ДД.ММ.ГГГГ и ответчиком не оспаривается.

Принимая во внимание, что непринятие администрацией Духовского сельского поселения Спасского муниципального района <адрес> мер по внесению сведений о границах населенных пунктов муниципального образования в государственный кадастр недвижимости нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, исковые требования и.о. прокурора <адрес> о возложении обязанности направить в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая плата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> сведения о границах населенных пунктов, о территориальных и функциональных зонах согласно документам территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования Духовского сельского поселения, в формате, установленном действующим законодательством, подлежат удовлетворению с установлением в соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС РФ срока - в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Доводы представителя административного ответчика о пропуске административным истцом срока обращения в суд, опровергаются представленными в материалы дела представлением прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений закона, выявленных в ходе проверки по заданию прокуратуры <адрес> и актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, осуществленным на основании задания прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствующие о длящемся бездействии административного ответчика, не связанного с моментом принятия мер прокурорского реагирования.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление и.о. прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц – удовлетворить.

Обязать администрацию Духовского сельского поселения Спасского муниципального района <адрес> направить в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая плата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> сведения о границах населенных пунктов, о территориальных и функциональных зонах согласно документам территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования Духовского сельского поселения, в формате, установленном действующим законодательством, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца через Спасский районный суд.

Судья Миначёва Т.В.