Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
23 сентября 2020 года г.Тулун
Тулунский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Рыжовой Н.А., при секретаре Васильцовой Н.О., с участием представителя административного истца помощника Тулунской межрайонной прокуратуры прокурора Гаврилова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1135/2020 по административному иску Тулунского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации Владимирского сельского поселения о признании незаконным бездействие администрации по не заключению концессионного соглашения на объекты водоснабжения, расположенные на территории образования, обязании устранения нарушений требований закона в срок, указанный в исковом заявлении
у с т а н о в и л
Административный истец Тулунский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга к административному ответчику администрации Владимирского сельского поселения о признании незаконным бездействие администрации по не заключению концессионного соглашения на объекты водоснабжения, расположенные на территории образования, обязании устранения нарушений требований закона.
В обоснование иска истец указывает, что Тулунской межрайонной прокуратурой проведен анализ в сфере соблюдения законодательства и законности использования объектов жилищно-коммунального хозяйства на территории Тулунского района.
Установлено, что в собственности Владимирского сельского поселения находятся 3 водонапорных башни:
Нежилое здание с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ****;
Нежилое здание с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ****;
Нежилое здание с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ****.
По информации администрации Владимирского муниципального образования от 18.06.2020, указанные объекты на обслуживание в пользование третьим лицам не переданы.
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ запрещается совмещение функций органов местного самоуправления, и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
На основании п. 11 ч. 1 ст. 4 ФЗ «О концессионных соглашениях» объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
Пунктом 4.3 ч. 1 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации водоснабжения и водоотведения, предусмотренными федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно п. 4 ст. 2 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ, подводоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подачапитьевой или технической воды абонентам с использованиемцентрализованных или нецентрализованных систем холодноговодоснабжения (холодное водоснабжение).
С момента официального опубликования Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ.
В соответствии с ч. 3 ст. 41.1 Закона о водоснабжении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Согласно п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно ч. 3 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Согласно ст. 2 Закона Иркутской области № 96-оз от 03.11.2016 «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» за сельскими поселениями закреплены вопросы местного значения, в том числе организация в границах поселения электро, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в Уставе Владимирского сельского поселения. Таким образом, администрация Владимирского сельского поселения обязана передать объекты систем водоснабжения по концессионному соглашению. Вместе с тем, в отношении водонапорных башен конкурсные процедуры для заключения концессионного соглашения не проводились.
Бездействие администрации по не проведению торгов на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов водоснабжения может повлечь нарушение прав граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, поскольку передача указанных объектов муниципальной собственности без проведения конкурсных процедур препятствует эффективному и законному вовлечению муниципального имущества в оборот, его реконструкции, приводит к его ненадлежащему содержанию, препятствует развитию конкуренции. В связи с чем административный ответчик обязан организовать конкурс на право заключения концессионного соглашения либо заключить концессионное соглашение с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения, в отношении объектов водоснабжения.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Направляя в суд заявление в интересах неопределенного круга лиц в защиту прав граждан, прокурор действует в силу предоставленных ему законом полномочий.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ст. ст. 39, 125, 126 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ), просит суд:
1.Признать незаконным бездействие администрации Владимирского муниципального образования по не заключению концессионного соглашения на объекты водоснабжения, расположенные на территории Владимирского муниципального образования: ****
2.Обязать в срок до 01.04.2021 администрацию Владимирского муниципального образования заключить концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения, расположенных на территории Владимирского муниципального образования: ****
Определением суда от 16.07.2020 к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика привлечено - министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области.
09.09.2020 судом принято к рассмотрению поступившее от административного истца заявление об изменении предмета административного иска в порядке ст. 39 КАС РФ, в том числе, в части срока исполнения требований закона, в котором указано, что процесс проведения конкурсных процедур и заключение концессионного соглашения является длительным, требует разработки сложной конкурсной документации и длительных согласований в органах государственной власти.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции, изменить основание или предмет административного иска, отказаться от административного иска полностью или частично.
Руководствуясь ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 39, 125, 126 КАС РФ, просит суд:
1. Признать незаконным бездействие администрации Владимирского муниципального образования по не проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения - водонапорных башен, расположенных по адресам: ****
2. Обязать в срок до 31.12.2021 администрацию Владимирского муниципального образования провести конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения водонапорных башен, расположенных на территории Владимирского муниципального образования по адресам: ****.
3. Обязать в срок до 01.04.2022 администрацию Владимирского муниципального образования обеспечить передачу права пользования объектами водоснабжения водонапорными башнями, расположенными на территории Владимирского муниципального образования по адресам: ****, путем заключения концессионного соглашения в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
Представитель административного истца - Тулунской межрайонной прокуратуры помощник прокурора Гаврилов С.А. в судебном заседании требования иска, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, с учетом изменений предмета иска, поддерживает, просит суд удовлетворить.
Представитель административного ответчика - администрации Владимирского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены судом надлежаще, о чем в деле имеются доказательства, в суд поступило заявление от представителя А.С.Г., действующего на основании выданной ему доверенности, в котором ссылаясь на нормы ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ФЗ от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», указывает, что требование административного истца совершить конкретное действие в виде передачи объектов, заключения концессионного соглашения без указания лица (концессионера), с которым следует заключить это соглашение необоснованно, так как указанное требование в случае отсутствия самого заинтересованного лица невыполнимо. Установленным порядком проведения открытых конкурсов на право заключения концессионных соглашений в случае неподачи заявления или непризнании заявителя участником торгов, заключение концессионного соглашения по результатам такого конкурса вообще не предусмотрено и требование административного истца о передаче объектов водоснабжения в случае, если конкурс будет признан несостоявшимся, также будет невыполнимо. Кроме того, указывает, что действующее законодательство в настоящее время также не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление имущества на праве хозяйственного ведения за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, в том числе их передачу в безвозмездное пользование, о чем в своих определениях указывает Верховный Суд РФ (определения Верховного Суда РФ от 31.07.2017 № 303-КГ17-4054, от 09.10.2017 №308-КГ17-8292). Просит суд в удовлетворении исковых требований Тулунскому межрайонному прокурору отказать, административное дело рассмотреть в отсутствие представителя администрации Владимирского сельского поселения, копию судебного решения направить почтой в администрацию Владимирского сельского поселения.
Представитель заинтересованного лица на стороне административного ответчика - министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены судом надлежаще, в суд поступило пояснение на административное исковое заявление от представителя П.М.Г. действующей на основании доверенности № 9 от 06.04.2020, указывает, что в соответствии со ст. 5 ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - закон о концессиях) сторонами концессионного соглашения являются концедент и концессионер. В силу ст. 39, ч. 2 ст. 40 закона о концессиях по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем и концедентом по которому выступает муниципальное образование, третьей стороной в обязательном порядке является также субъект Российской Федераций от имени которого выступает высшее должностное лицо. Высшим должностным лицом Иркутской области является Губернатор Иркутской области (статья 1 статьи 57 Устава Иркутской области). Иркутская область в силу закона о концессиях выступает иной, третьей стороной, и несет следующие обязанности по концессионному соглашению: установление тарифов в соответствии с долгосрочными параметрами регулирования деятельности концессионера и методом регулирования тарифов, установленных концессионным соглашением; утверждение инвестиционных программ концессионера в соответствии с установленными концессионным соглашением заданием и мероприятиями, плановыми показателями деятельности концессионера, предельным уровнем расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения; возмещение недополученных доходов, экономически обоснованных расходов концессионера, подлежащих возмещению за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, участвующего в концессионном соглашении в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федераций. При этом осуществление Иркутской областью данных полномочий регламентировано законодательством. Ни Иркутская область в лице Губернатора Иркутской области, ни Правительство Иркутской области в лице министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области не являются концедентом, концессионером, организатором конкурса на право заключения концессионного соглашения, являются иной, третьей стороной. Проекты концессионных соглашений в министерство не поступали. Просит суд рассматривать дело без участия представителя министерства.
Выслушав истца, изучив материалы дела, учитывая доводы стороны ответчика, изложенные в письменных пояснениях, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
На основании п. 11 ч. 1 ст. 4 вышеуказанного федерального закона, объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
Пунктом 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации водоснабжения и водоотведения, предусмотренными федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Пунктами 3,4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ, подводоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подачапитьевой или технической воды абонентам с использованиемцентрализованных или нецентрализованных систем холодноговодоснабжения (холодное водоснабжение).
Статьей 41.1 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», распространяющей свое действие на правоотношения, возникшие после 5 декабря 2015 года, установлено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами холодного водоснабжения и водоотведения, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В Выписках из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющим проведенную государственную регистрацию, дата выдачи 22.11.2016, представленных в обоснование иска, указано, что правообладателем нежилых зданий по адресам: ****, является Владимирское муниципальное образование, л.д. 11-13.
Таким образом, принимая во внимание требования закона, нормы которых приведены в решении суда, суд находит требования иска в части признания незаконным бездействие администрации Владимирского муниципального образования по не проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения - водонапорных башен, расположенных на территории Владимирского муниципального образования, обоснованными, учитывая, что в силу требований закона администрация Владимирского сельского поселения обязана была передать объекты систем водоснабжения по концессионному соглашению.
Судом установлено, материалами дела подтверждается, что в отношении указанных объектов конкурсные процедуры для заключения концессионного соглашения не проводились, указанное подтверждается пояснениями стороны ответчика данными ранее в судебном заседании, а также информацией, представленной главой Владимирского сельского поселения Г.О.В. в адрес Тулунской межрайонной прокуратуры от 18.06.2020, л.д. 10.
Суд соглашается с доводами, изложенными административным истцом, что бездействие администрации по не проведению торгов на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов водоснабжения может повлечь нарушение прав граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, поскольку передача указанных объектов муниципальной собственности без проведения конкурсных процедур препятствует эффективному и законному вовлечению муниципального имущества в оборот, его реконструкции, приводит к его ненадлежащему содержанию, препятствует развитию конкуренции. В связи с чем, административный ответчик обязан организовать конкурс на право заключения концессионного соглашения либо заключить концессионное соглашение с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения.
С учетом установленных по делу обстоятельств, в отсутствие заключенного концессионного заключения, административный ответчик обязан организовать конкурс на право заключения концессионного соглашения либо заключить концессионное соглашение с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения, в отношении объектов водоснабжения и водоотведения.
При этом доводы, изложенные стороной ответчика в письменных пояснениях об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований иска, судом во внимание не принимаются, поскольку они не основаны на законе.
Указанные административным истцом сроки для проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения, а также передаче права пользования объектами водоснабжения - водонапорными башнями, расположенными на территории Владимирского муниципального образования путем заключения концессионного соглашения, судом признаются разумными и достаточными для выполнения ответчиком требований административного иска в сроки до 31.12.2021 и 01.04.2022 соответственно.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 39, 218, 62, 84, 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л
Требования административного иска Тулунского межрайонного прокурора - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Владимирского муниципального образования по не проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения - водонапорных башен, расположенных по адресам: ****
Обязать в срок до 31.12.2021 администрацию Владимирского муниципального образования провести конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения - водонапорных башен, расположенных на территории Владимирского муниципального образования по адресам: ****.
Обязать в срок до 01.04.2022 администрацию Владимирского муниципального образования обеспечить передачу права пользования объектами водоснабжения - водонапорными башнями, расположенными на территории Владимирского муниципального образования по адресам: ****, путем заключения концессионного соглашения в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Тулунский городской суд.
Судья Н.А. Рыжова