ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1135/2018 от 25.05.2018 Октябрьского районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Дело №2а-1135/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 мая 2018 года г.Пенза

Октябрьский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Сидорова Т.В.,

при секретаре Бушковой З.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пимановой Любови Николаевны к администрации г.Пензы об оспаривании решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Пиманова Л.Н. обратилась в суд с вышеназванным административным иском, указывая, что на основании ее обращения в администрацию г.Пензы с заявлением о выдаче копии постановления от 29.10.2015 г. №1826 «О дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц в связи с признанием многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» ей была выдана выписка из постановления, в которой указывалось, что жилой дом по <адрес> в г.Пензе подлежит сносу в срок до 30.07.2016 г. (она является собственником комнаты в квартире ). Дом находится в процессе разрушения, представляет опасность для жизни и здоровья человека, не отвечает санитарным и техническим требованиям, что позволяет утверждать о необходимости установления разумного срока его сноса. Еще в 1996 г. по результатам обращения жильцов в суд было дано экспертное заключение, что дом находится в аварийном состоянии, но администрация <адрес> и после этого не приняла мер по включению дома в программу расселения, жителям только запретили регистрацию в доме, и только в 2015 г. выяснилось, что дом ни в какую программу не включен, поэтому только в 2015 г. по настоянию жильцов дом был признан аварийным и подлежащим сносу, а дом внесли в программу по расселению на 2027 г. Получается, что признанный аварийным еще в 1996 г. дом должен простоять еще 30 лет, хотя он пропитан плесенью и гнилью, на стенах трещины, износ составляет 73 % (хотя в 1996 г. он был 62 %). По смыслу ч.10 ст.32 ЖК РФ признание МКД аварийным преследует целью его дальнейшие снос либо реконструкцию. При этом к собственникам МКД должно предъявляться требование о его сносе или реконструкции в разумный срок. На основании вышеизложенного и ст.218 КАС РФ Пиманова Л.Н. просила признать незаконным постановление администрации г.Пензы от 24.04.2017 г. №708/2 в части установления срока отселения многоквартирного дома по <адрес> до 31 декабря 2026 г. и установления срока сноса дома до 2027 г., обязать администрацию г.Пензы устранить допущенные нарушения закона путем повторного установления срока отселения и сноса многоквартирного дома не позднее 2019-2020 гг.

Административный истец - Пиманова Л.Н. - исковые требования неоднократно уточняла и в настоящем судебном заседании просила признать незаконным постановление администрации г.Пензы от 29.10.2015 г. №1826 (с учетом последующих изменений) в части установления срока отселения многоквартирного дома по <адрес> в г.Пензе до 30.07.2024 г. и установления срока сноса дома до 30.12.2015 г., обязав администрацию г.Пензы устранить нарушение закона путем повторного установления срока отселения и сноса дома, указав, что при подаче иска ей был ошибочно указан номер оспариваемого постановления, а об установлении новых сроков она узнала в настоящем судебном заседании. Не отрицала, что постановление №1826 она получила в 2015 г., его содержание знала, и с того времени пытается изменить указанные сроки, направляя жалобы во все инстанции на бездействие администрации г.Пензы, длительное время принимавшей решение о признании дома аварийным.

Представитель административного истца - действующий на основании доверенности Бульин П.О. - исковые требования с учетом последних уточнений поддержал по указанным в иске основаниям, просил иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика - администрации г.Пензы - действующая на основании доверенности Котосова О.В. - исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на иск, где указано, что в силу п.49 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» на основании полученного заключения орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения издает распоряжение о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу. В силу названной нормы определение срока сноса дома является прерогативой органа местного самоуправления и определяется им самостоятельно. Понуждение органа к принятию решения об установлении нового срока до 2020 г. выходит за рамки указанного выше Положения. Согласно ст.16 ФЗ от 21.07.007 г. №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного фонда должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных до 01.01.2012 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу. Поскольку спорный дом признан аварийным после 01.01.2012 г., расселить его за счет средств Фонда в рамках указанной программы не представляется возможным. В связи с этим граждане, у которых жилые помещения в данном доме являются единственными, вправе обратиться в администрацию с заявлением о заселении в жилые помещения маневренного фонда. В указанном первоначально в иске постановлении №708/2 не указан дом по <адрес>. Кроме того, пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска, а при сроке на обращение в суд в 3 месяца МКУ «Департамент ЖКХ» постановление по дому от 29.10.2015 г. №1826 было направлено истцу еще 10.12.2015 г. На основании вышеизложенного, в связи с пропуском срока на обращение в суд, отнесении законодательством установления срока на отселение к полномочиям органа местного самоуправления просили в удовлетворении иска отказать. Дополнительно указала, что сроки отселения спорного дома и его сноса определены в постановлении №1826, данные сроки определяются конкретно по каждому дому не произвольно, а исходя из всех обстоятельств, в том числе степени износа, и возможны изменения сроков при изменении обстоятельств, появлении иных возможностей по расселению, что и делается администрацией. Какого-либо нормативного акта, определяющего порядок определения срока отселения, нет, говорить о том, что по настоящему дому установлен неразумный срок, оснований нет. До октября 2017 г. действовала программа по расселению, но туда попали только дома, признанные аварийными в 2008-2009 гг. Новая региональная программа по расселению жилья пока не принята, включить спорный дом, признанный аварийным в 2015 г., в прежнюю программу невозможно, раньше спорного дома подлежат расселению дома, признанные аварийными до 2012 г.

Представитель заинтересованного лица - УЖКХ г.Пензы - в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени его рассмотрения извещен, причины неявки неизвестны.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать по следующим основаниям.

Согласно ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправлении, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В судебном заседании установлено, что Пиманова Л.Н. (истец по делу) является собственником комнаты в квартире по адресу: <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права представлено в материалах дела).

Судом также установлено, что заключением межведомственной комиссии от 31.07.2015 №56, копия которого представлена в материалах дела, жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания.

Из представленного акта обследования указанного дома межведомственной комиссией от 21.07.2015 г. следует, что указанный дом введен в эксплуатацию в 1963 году, здание двухэтажное, кирпичное. В соответствии с актом экспертного исследования АНО «НИЛСЭ» на 2015 г. процент износа составляет 73 %, по периметру здания наблюдаются трещины, на внутренних стенах трещины, сырость, плесень, деформация стен, по кровле наблюдаются протечки, отставание листов, на полах наблюдается стирание досок в ходовых местах, прогибы, просадки, значительный уклон полов, на потолках наблюдаются трещины, следы увлажнения.

Согласно п.8 ч.1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В соответствии с ч.4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу определен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N47.

Пунктом 7 Положения установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Из указанной правовой нормы следует, что решение вопроса о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также подлежащими капитальному ремонту действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности дома к соответствующему жилищному фонду, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда.

Решение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).

Согласно п.33 Положения для признания жилого помещения непригодным для проживания необходимо наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

В силу п.42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с п.47 Положения комиссия по результатам работы может принять решение, в том числе о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Согласно п.49 Положения на основании полученного заключения орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 47 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов, и определение конкретных сроков отселения и сноса относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления.

Согласно ст.33 Устава г.Пензы к компетенции администрации г.Пензы, наряду с прочим, относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Как следует из представленного в материалах дела постановления администрации города Пензы от 29.10.2015 №1826, данным постановлением на основании заключения межведомственной комиссии в связи с признанием дома по <адрес> в г.Пензе аварийным был установлен срок отселения собственников и нанимателей жилых помещений указанного дома до 30.07.2026 г., срок сноса дома установлен до 30.12.2027 года (в дальнейшем, в том числе постановлением администрации г.Пензы от 28.04.2017 г. №745/2, данные сроки в отношении спорного дома вопреки доводам истца не были изменены).

Исходя из вышеизложенного суд приходит к выводу, что постановление администрации города Пензы от 29.10.2015 №1826 в части установления сроков отселения и сноса вышеуказанного дома издано в соответствии с установленным Правительством РФ Положением в рамках исключительной компетенции органа местного самоуправления по данному вопросу.

Суд отмечает, что действующим законодательством условия определения длительности срока для отселения и сноса домов не установлены, как указано выше, это относится к полномочиям органа местного самоуправления, но само по себе решение органа местного самоуправления по данному вопросу не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений, направлено на обеспечение права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающее препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Каких-либо доказательств, подтверждающих, что указанные сроки были установлены произвольно либо являются не разумными, суду не представлено.

Имеющиеся в материалах дела заключение специалиста №1079 от 24.10.1996 г., решение Октябрьского районного суда г.Пензы от 28.03.1997 г., акт экспертного исследования №419/16 от 29.05.2015 г., технический паспорт на дом по состоянию на 2003 г. свидетельствуют о признаках аварийности дома на протяжении длительного времени, о наличии выявленных вредных факторов среды обитания человека, позволивших принять решение о признании дома аварийным, но не об исключительных обстоятельствах, позволяющих сделать вывод о явной неразумности названных выше сроков.

Длительное бездействие административного ответчика ранее, на что указал истец, по признанию дома аварийным, включении его в соответствующую программу по расселению предметом настоящего иска не является.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что определение администрацией г.Пензы вышеуказанных сроков отселения и сноса спорного дома произведены в рамках полномочий органа в соответствии с установленным порядком.

При этом суд также отмечает, что вышеуказанный срок отселения собственников и нанимателей жилых помещений названного дома не может рассматриваться в качестве обстоятельства, устанавливающего срок расселения, поскольку указанный срок является предельным, а орган местного самоуправления, реализуя возложенные на него полномочия, будет обязан принимать меры по ликвидации аварийных домов, как создающих угрозу жизни и здоровья граждан, проживающих в этих домах.

Понуждение административного ответчика к совершению действий в установлении иных сроков отселения является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Вышеуказанное не препятствует обращению лица, у которого единственное жилое помещение стало непригодным для проживания, с заявлением о заселении в жилые помещения маневренного фонда до фактического переселения в новое жилье, построенное по программе переселения.

Исходя из норм статей 218,227 Кодекса административного судопроизводства требования об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления подлежат удовлетворению при одновременном наличии двух условий: несоответствия оспариваемых действий (бездействий) нормативно-правовому акту и нарушения ими прав либо свобод гражданина.

Таким образом, в настоящем случае совокупность условий, необходимых для удовлетворения требований Пимановой Л.Н., отсутствует. Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Пимановой Л.Н.

Кроме того, суд находит обоснованными доводы представителя административного ответчика о пропуске истцом срока исковой давности как основании для отказа в иске, поскольку оспариваемое постановление было издано 29.10.2015 г. и в декабре 2015 г. получено истцом, что ей не отрицалось; знание ей о вышеуказанном решении подтверждается и представленной перепиской истца с органами и должностными лицами, указанные обращения истца по данному вопросу ранее, по мнению суда, не свидетельствуют об уважительности причин пропуска срока на обращение именно в суд с настоящим заявлением.

Руководствуясь статьями 175-180,227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Пимановой Любови Николаевны к администрации г.Пензы об оспаривании решения органа местного самоуправления отказать.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г.Пензы в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 29 мая 2018 года.

Председательствующий