ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1136/20 от 30.11.2020 Приморско-ахтарского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-1136/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Приморско-Ахтарск 30 ноября 2020 года

Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Кобзева А.В.,

при секретаре Павленко Н.В.,

с участием:

старшего помощника прокурора Приморско-Ахтарского района Петровой Л.И.,

административного ответчика - главы Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района Сирота В.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Приморско-Ахтарского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района о признании незаконным бездействия и об обязании устранить нарушения законодательства в сфере ЖКХ (в порядке ст. 39 КАС РФ),

установил:

Прокурор Приморско-Ахтарского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края с административным исковым заявлением к администрации Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района о признании незаконным бездействия и об обязании устранить нарушения законодательства в сфере ЖКХ (в порядке ст. 39 КАС РФ).

Старший помощник прокурора Петрова Л.И. в судебном заседании пояснила, что прокуратурой Приморско-Ахтарского района при проведении проверки в деятельности администрации Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района выявлены нарушения федерального законодательства в жилищно-коммунальной сфере при эксплуатации объектов газоснабжения (газопроводы, ШГРП, СКЗ), расположенных на территории Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района.

Для предотвращения возникновения возможных чрезвычайных ситуаций на газопроводе, имеется необходимость в надлежащем его техническом обслуживании.

Однако администрацией поселения до настоящего времени не заключен договор на техническое обслуживание объектов газоснабжения, расположенных на территории поселения.

Согласно данным, предоставленным администрацией Свободного сельского поселения, в собственности сельского поселения находится 28 объектов газоснабжения протяженностью 7 791 м.

С целью устранения выявленных нарушений прокуратурой района 06.07.2020 за главе Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района внесено представление «Об устранении нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере», которое рассмотрено и удовлетворено.

Однако, до настоящего администрацией Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района не заключен договор на техническое обслуживание объектов газоснабжения, расположенных на территории поселения. Данный факт подтвержден информацией от 10.08.2020, предоставленной Филиалом № 17 АО «Газпром газораспределение Краснодар».

Ответственность за газоснабжение в границах поселения лежит на местной администрации, а бездействие в течение длительного времени по неосуществлению технического обслуживания опасных производственных объектов может повлечь возникновение аварий и иных чрезвычайных ситуаций и негативных последствий.

Кроме того, надлежащая техническая эксплуатация газораспределительной сети и ее аварийное обслуживание напрямую связаны с антитеррористической защищенностью указанного объекта.

На основании изложенного просила суд: признать незаконным бездействие администрации Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района, выразившееся в незаключении договора на техническое обслуживание объектов газоснабжения, расположенных на территории Свободного сельского поселения. Обязать администрацию Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района заключить договор (договоры) на техническое обслуживание объектов газоснабжения, находящихся в собственности Свободного сельского поселения.

Административный ответчик глава Свободного сельского поселения Сирота В.Н. в судебном заседании не возражал против удовлетворения административных исковых требований в полном объеме.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы административного дела, приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления, на основании следующего.

В соответствии со ст. 12-14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основании состязательности и равноправии сторон.

Статьей 46 Конституции РФ каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод. Решение и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании ч. 11 ст.236 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств о том, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Прокуратурой Приморско-Ахтарского района при проведении проверки в деятельности администрации Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района выявлены нарушения федерального законодательства в жилищно-коммунальной сфере при эксплуатации объектов газоснабжения (газопроводы, ШГРП, СКЗ), расположенных на территории Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района.

В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В соответствии с п. 3, 4 ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Закон № 69-ФЗ) организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

На основании ст. 2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 № 3459-КЗ «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями Краснодарского края закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 5, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 19 (в части организации использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 22, 26, 33.1, 34, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно пп. «а» п. 1 приложения № 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ) к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых транспортируются воспламеняющиеся вещества, в т.ч. газы.

Следовательно, объекты газоснабжения являются опасными производственными объектами.

В соответствии со ст. 33 Закона № 69-ФЗ организация - собственник опасного объекта системы газоснабжения обеспечивает его готовность к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации последствий в случае их возникновения посредством осуществления таких мероприятий, как создает аварийно-спасательную службу или привлекает на условиях договоров соответствующие специализированные службы; осуществляет разработку планов локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий; создает запасы материально-технических и иных средств.

Для предотвращения возникновения возможных чрезвычайных ситуаций на газопроводе, имеется необходимость в надлежащем его техническом обслуживании. Однако администрацией поселения до настоящего времени не заключен договор на техническое обслуживание объектов газоснабжения, расположенных на территории поселения.

Согласно данным, предоставленным администрацией Свободного сельского поселения, в собственности сельского поселения находится 28 объектов газоснабжения протяженностью 7 791 м.

Исходя из определения пункта 23 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», газораспределительные и газопроводные сети относятся к сооружениям, которые определены как результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

В силу пункта 1 статьи 36 Федерального закона № 384-ФЗ, безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Таким образом, ответственность за обеспечение безопасной эксплуатации объектов газовой сети, расположенных на территории Свободного сельского поселения несет администрация Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района, вследствие чего именно на администрации Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района лежит обязанность по заключению договора технического обслуживания со специализированной организацией, так как заключение такого договора является обязательным при эксплуатации газоснабжающей и газораспределительной сети в силу приведенных выше норм.

С целью устранения выявленных нарушений прокуратурой района 06.07.2020 за главе Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района внесено представление «Об устранении нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере», которое рассмотрено и удовлетворено. Однако, до настоящего администрацией Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района не заключен договор на техническое обслуживание объектов газоснабжения, расположенных на территории поселения. Данный факт подтвержден информацией от 10.08.2020, предоставленной Филиалом № 17 АО «Газпром газораспределение Краснодар».

Ответственность за газоснабжение в границах поселения лежит на местной администрации, а бездействие в течение длительного времени по неосуществлению технического обслуживания опасных производственных объектов может повлечь возникновение аварий и иных чрезвычайных ситуаций и негативных последствий.

Кроме того, надлежащая техническая эксплуатация газораспределительной сети и ее аварийное обслуживание напрямую связаны с антитеррористической защищенностью указанного объекта.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму является деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Обозначенное бездействие администрации Свободного сельского поселения в части не соблюдения требований федерального законодательства в сфере газоснабжения влечет за собой нарушение прав граждан, проживающих на территории Свободного сельского поселения.

В соответствии с п. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования прокурора Приморско-Ахтарского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района о признании незаконным бездействия и об обязании устранить нарушения законодательства в сфере ЖКХ (в порядке ст. 39 КАС РФ), удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района, выразившееся в незаключении договора на техническое обслуживание объектов газоснабжения, расположенных на территории Свободного сельского поселения.

Обязать администрацию Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района заключить договор (договоры) на техническое обслуживание объектов газоснабжения, находящихся в собственности Свободного сельского поселения.

Администрации Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района сообщить в Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края, прокурору Приморско-Ахтарского района, в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу, об исполнении решения по данному административному иску.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Приморско-Ахтарский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Приморско-Ахтарского

районного суда А.В. Кобзев