ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1136/2018 от 26.01.2018 Емельяновского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2а-1136/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 января 2018 года п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего Адиканко Л.Г.,

при секретаре Вайс Л.Л.,

с участием помощника прокурора Емельяновского района Бухаровой Т.С.,

административного истца Ткачука В.В.,

представителя административного истца Спирина А.А.,

представителей административного ответчика Прохоровой Я.В., Руцинской В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2а-1136/2018 по административному исковому заявлению Ткачука Владимира Викторовича к Зеледеевскому сельскому Совету депутатов Емельяновского района о признании незаконным и отмене решения об удалении в отставку и восстановлении в должности,

У С Т А Н О В И Л:

Ткачук В.В. обратился в суд с административным иском к Зеледеевскому сельскому Совету депутатов Емельяновского района, в котором просил признать незаконным и отменить Решение Зеледеевского сельского Совета депутатов от 16.11.2017 года «Об удалении Главы Зеледеевского сельсовета Владимира Викторовича Ткачука в отставку» и восстановить его в должности Главы Зеледеевского сельсовета Емельяновского района Красноярского края.

Требования иска административный истец мотивировал тем, что Решением Зеледеевского сельского Совета депутатов от 21.08.2015 года он избран главой Зеледеевского сельсовета сроком на пять лет. 16.10.2017 года Ткачуком В.В. получено уведомление о выдвижении депутатами Зеледеевского Совета депутатов инициативы по удалению его в отставку в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ. В обоснование выдвинутой инициативы указано на неисполнение административным истцом в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, а именно составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение бюджета поселения, непредставление в Зеледеевский сельский Совет депутатов единовременно с проектом бюджета сопутствующих материалов, что повлекло за собой нарушение сроков принятия бюджета Зеледеевского сельсовета на 2017 год и плановый период 2018-2019 гг. и бюджет был принят только 10.04.2017 года. Инициатива депутатов принята Советом и решением Зеледеевского сельского Совета депутатов от 16.11.2017 года Ткачук В.В. удален в отставку на основании п. 2 ч. 2 ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Истец считает, что указанное Решение Совета депутатов, в том числе, процедура его принятия, не соответствуют требованиям законодательства и нарушают его права и законные интересы, поскольку бездействие по неисполнению административным истцом в течение трех и более месяцев обязанностей по разрешению вопросов местного значения не подтверждается фактическими обстоятельствами принятия бюджета поселения на 2017 год и плановый период 2018-2019 года. Так, в соответствии с Положением о бюджетном процессе, администрацией Зеледеевского сельсовета был подготовлен проект бюджета поселения на 2017 год и плановый период 2018-2019 гг. и представлен в Зеледеевский сельский Совет депутатов в установленные законом сроки - 14.11.2016 года.

23.12.2016 года по данному разработанному проекту местного бюджета в муниципальном образовании проведены публичные слушания. 28.12.2016 года, на очередной сессии Зеледеевского сельского Совета депутатов рассмотрен вопрос о бюджете в редакции от 14.11.2016 года. Депутаты Совета проголосовали за принятие решения о бюджете с поправками, изложенными в протоколе. Однако, в администрацию Зеледеевского сельсовета для подписания и обнародования главой муниципального образования был представлен только протокол, а не решение с внесенными в него поправками, что является нарушением ст. 32 решения Зеледеевского сельского совета депутатов от 16.06.2010 года №3/7-2Р «О регламенте Зеледеевского сельского Совета депутатов». Таким образом, истцу, как Главе муниципального образования, вообще не был представлен проект самого решения, принятый депутатами, в том числе с поправками, который он должен был подписать. 21.01.2017 года от имени председателя Совета депутатов в адрес Ткачука В.В. поступило ходатайство о предоставлении указанных в ходатайстве документов, а именно приложений к проекту решения «О бюджете». 31.01.2017 года Контрольно-счетным органом Емельяновского района по обращению Главы Зеледеевского сельсовета на проект бюджета подготовлено экспертное заключение, согласно которого проект в полном объеме соответствует нормам действующего законодательства. 01.02.2017 года администрацией Зеледеевского сельсовета в адрес Совета депутатов повторно направлен проект решения о бюджете с приложением согласно ходатайству от 21.01.2017 года.

02.02.2017 года на внеочередной сессии Совета депутатов решение о бюджете было принято с поправками и 13.02.2017 года представлено Ткачуку В.В. на подписание и обнародование. Данное решение с поправками не было подписано и обнародовано, поскольку принятые на сессии 02.02.2017 года поправки в решение о бюджете противоречили нормам действующего законодательства. 17.02.2017 года принятый с поправками нормативный правовой акт отклонен в соответствии с полномочиями, предоставленными административному истцу статьей 35 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», мотивированное обоснование отклонения направлено в представительный орган для повторного рассмотрения. Одновременно с отклонением нормативного правового акта, административным истцом было направлено обращение в прокуратуру района о принятии мер об отмене поправок к бюджету, противоречащих действующему законодательству. По результатам рассмотрения данного обращения прокурором Емельяновского района 14.02.2017 года был направлен протест в адрес председателя Зеледеевского сельского Совета депутатов Руцинской В.В. Однако, в нарушение положений п. 13 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ отклоненный нормативный правовой акт представительным органом повторно рассмотрен не был. 27.02.2017 года в адрес администрации Зеледеевского сельсовета поступило информационное письмо Совета депутатов Зеледеевского сельсовета о том, что повторно решение о бюджете принято якобы 02.02.2017 года, вместе с тем, 02.02.2017 года отклоненный Главой нормативный правовой акт не мог быть рассмотрен, поскольку он был отклонен только 17.02.2017 года. Таким образом, именно бездействие представительного органа местного самоуправления стало причиной того, что бюджет поселения длительное время не был принят. В связи с этим администрацией сельсовета было подготовлено исковое заявление о признании незаконным бездействия представительного органа местного самоуправления, которое в суд направлено не было, так как решением Совета 10.04.2017 года бюджет был принят. Поправки к проекту бюджета, противоречащие требованиям действующего законодательства, были устранены Советом только по требованию прокуратуры района по обращениям истца. Службой финансово-экономического контроля в сфере закупок Красноярского края 11.05.2017 года Ткачук В.В. привлечен к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ за непредоставление в Зеледеевский сельский Совета сопутствующих документов к проекту бюджета в установленные законом сроки. Это же обстоятельство и положено в основу для удаления административного истца в отставку. Принимая во внимание факт привлечения истца к административной ответственности, отставка по данному основанию исключена. Иных фактов неисполнения в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения депутатская инициатива не содержит. В решении Зеледеевского сельского Совета депутатов от 16.11.2017 года №28/74Р не отражены мотивировочная часть и основания для удаления в отставку главы сельского поселения; не указаны конкретные факты, которые необходимо квалифицировать как неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, какими документами и обстоятельствами данные факты подтверждаются. При принятии оспариваемого решения депутатами сельского Совета были допущены нарушения Регламента Зеледеевского сельского Совета, утвержденного Решением Зеледеевского сельского Совета депутатов от 16.06.2010 №3/7-2р, а именно, председательствующий заседания Руцинская В.В., являясь докладчиком по рассматриваемому на сессии вопросу, не передала ведение заседания на период рассмотрения вопроса иному председательствующему. В нарушение ст. 24 Регламента председательствующий сначала предложил депутатам проголосовать за внесение изменений в вынесенный на рассмотрение проект решения в части источника опубликования принимаемого решения, тем самым определив исход голосования по основному вопросу, после чего был вынесен на голосование проект решения об отставке. Частью 5 ст.23 Регламента установлено, что участвуя в открытом голосовании председательствующий голосует последним, однако данное требование соблюдено не было. В нарушение п.6 ст.22 Регламента председательствующим после принятия решения о прекращении прений, не было предоставлено право выступить представителю администрации Емельяновского района.

В судебном заседании административный истец Ткачук В.В. и его представитель Спирин А.А. заявленные требования поддержали, в обоснование заявленных требований привели доводы, аналогичные содержащимся в административном исковом заявлении.

Представители административного ответчика Руцинская В.В. и Прохорова Я.В. против удовлетворения требований Ткачука В.В. возражали, пояснив, что основанием для принятия оспариваемого решения от 16.11.2017 года явилось неисполнение Главой в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, а именно, не утверждение решения о бюджете, что является первостепенной задачей для муниципального образования. Не оспаривая факта нахождения Ткачука В.В. на рабочем месте, представители ответчика пояснили, что принимаемые им решения в спорный период – с декабря 2016 года по апрель 2017 года не направлены на решение вопросов местного значения. Проект решения о бюджете Зеледеевского сельсовета на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов поступил в Зеледеевский сельский Совет депутатов 14.11.2016 года. На основании заключения комиссии по бюджету председателем Совета депутатов принято решение о том, что проект решения подлежит возврату на доработку главе местной администрации, так как состав представленных документов и материалов не соответствует требованиям Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании, утвержденного Решением Зеледеевского сельского Совета депутатов от 03.10.2013 года №31-90 р. Несмотря на это администрацией сельсовета соответствующие изменения в проект решения о бюджете не внесены, дополнительные документы в установленный срок до 19.12.2016 года не представлены и проведены публичные слушания по разработанному ранее проекту местного бюджета. 28.12.2016 года Советом рассмотрен вопрос об утверждении решения о бюджете в редакции от 14.11.2016 года, депутаты проголосовали за принятие решения с поправками, изложенными в протоколе. Протокол направлен в администрацию для внесения соответствующих изменений в проект решения. В связи с не поступлением в Совет депутатов проекта бюджета с внесенными поправками административным ответчиком в адрес главы Зеледеевского сельсовета Ткачука В.В. направлено ходатайство, в котором предложено в установленные законом сроки представить документы и материалы по перечню, указанному в ходатайстве. Постановлением от 11.05.2017 года Ткачук В.В. привлечен к дисциплинарной ответственности за то, что являясь главой Зеледеевского сельсовета, допустил нарушение бюджетного законодательства, выразившееся в неисполнении требований статей 184.1, 187 Бюджетного кодекса Российской Федерации, что повлекло за собой нарушение сроков принятия бюджета Зеледеевского сельсовета на 2017 год и плановый период 2018 -2019 годов. Решение от 16.11.2017 года об удалении Главы Ткачука В.В. в отставку Советом депутатов принято после принятия постановления от 11.05.2017 года по делу об административном правонарушении. Доводы административного истца о нарушении Регламента Зеледеевского сельского совета при принятии оспариваемого решения несостоятельны, поскольку указанное решение принято при наличии кворума, с соблюдением прав лица, в отношении которого оно принято, по его своевременному уведомлению, а так же с обеспечением принципа личного участия и представления своего мнения в условиях состязательности, в связи с чем данное решение является законным. Оспариваемое решение принято с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Также заявили, что на протяжении всего периода замещения Ткачуком В.В.должности Главы он ненадлежащее исполнял свои обязанности, что оспаривалось в судебном порядке, и решением Емельяновского районного суда от 08.09.2017 года бездействие Главы по не подписанию и не опубликованию решений Совета депутатов было признано незаконным. В адрес Ткачука прокурором района неоднократно вносились представления в связи с имевшимися нарушениями законодательства.

Представитель заинтересованного лица – администрации Зеледеевского сельсовета – Ильиченко Т.М., в судебном заседании, состоявшемся 19.01.2018 года, пояснила, что несвоевременное принятие бюджета является нарушением финансово-хозяйственной деятельности; в отсутствие утвержденного бюджета сотрудникам администрации выплачивалась часть заработной платы, на иную работу, в том числе, работу по очистке дорог, отсутствие бюджета не повлияло. Ткачук В.В. ежедневно находился на рабочем месте, издавал постановления, давал распоряжения.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора Емельяновского района, полагавшего требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку неисполнение Главой отдельных полномочий не свидетельствует о неисполнении обязанностей по решению вопросов местного значения в полном объеме; исходя из хронологии событий, имевших место до утверждения бюджета, неисполнения Главой обязанности по принятию бюджета непрерывно, на протяжении трех месяцев, не усматривается, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с положениями пункта 10 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Согласно положениям пункта 2.1 части 6 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 настоящего Федерального закона.

Положениями части 1 статьи 74.1 вышеприведенного закона предусмотрено, что представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Одним из оснований для удаления Главы муниципального образования в отставку является неисполнение им в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, Уставом муниципального образования, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в полномочия главы муниципального образования как высшего должностного лица муниципального образования входят подписание и обнародование нормативных правовых актов, принятых представительным органом муниципального образования.

В силу части 13 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

Как установлено в судебном заседании, Зеледеевский сельсовет, в соответствии с Законом Красноярского края от 25.02.2005 года № 13-3145 «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Емельяновский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований», наделен статусом сельского поселения.

В силу ст. 7 Устава Зеледеевского сельсовета к вопросам местного значения отнесено составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.

В силу ст. 9 Устава, в состав органов и должностных лиц местного самоуправления Зеледеевского сельсовета входят Совет депутатов – представительный орган местного самоуправления, состоящий из 7 депутатов; Глава Зеледеевского сельсовета, избираемый сельским Советом депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляющий местную администрацию; администрация Зеледеевского сельсовета - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, подотчетный Совету депутатов.

Глава Зеледеевского сельсовета является высшим должностным лицом сельсовета, наделенным собственной компетенцией по решению вопросов местного значения (ст. 14 Устава). В силу ст. 17 Устава к полномочиям Главы сельсовета относятся, в том числе, представление на утверждение совета депутатов проекта местного бюджета и отчета о его исполнении, проектов решений о корректировке бюджета сельсовета и распределении средств, полученных в результате экономии расходов бюджета или превышения его доходов над расходами.

Судом установлено, что решением Зеледеевского сельского Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края от 21.08.2015 года Ткачук Владимир Викторович был избран Главой Зеледеевского сельсовета; указанное решение вступило в силу с 24.08.2015 года.

Решением двадцать восьмой чрезвычайной сессии Зеледеевского сельского Совета депутатов от 16.11.2017 года «Об удалении главы Зеледеевского сельсовета В.В. Ткачука в отставку», административный истец Ткачук В.В. удален в отставку по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 2 ст. 74.1 Федерального Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и его полномочия прекращены с 16.11.2017 года (л.д. 13).

Текст вышеуказанного решения не содержит сведений о том, какие именно вопросы местного значения не разрешались Главой Зеледеевского сельсовета в течение трех и более месяцев.

Между тем, из протокола заседания двадцать восьмой чрезвычайной сессии Зеледеевского сельского Совета депутатов от 16.11.2017 года следует, что на данном заседании рассмотрено инициативное обращение депутатов Совета об удалении Главы сельсовета Ткачука В.В. в отставку по причине неисполнения Главой в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, а именно, согласно п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», одним из основных вопросов местного значения сельского поселения является составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения, порядок которого регламентируется Бюджетным кодексом РФ, Уставом муниципального образования и Положением о бюджетном процессе.

Согласно вышеуказанного протокола, в нарушение требований Бюджетного кодекса РФ, Глава Зеледеевского сельсовета Ткачук В.В. не представил в установленные законом сроки в Совет депутатов одновременно с проектом бюджета сопутствующие документы и материалы, что повлекло за собой нарушение сроков принятия бюджета Зеледеевского сельсовета на 2017 год и плановый период 2018 – 2019 гг. В результате ненадлежащего исполнения Главой обязанностей по решению вопросов местного значения, бюджет был принят лишь 10.04.2017 года, что подтверждает факт неисполнения Ткачуком в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения.

При принятии решения депутатами Совета учтено наличие выраженного в письменной форме мнения временно исполняющего обязанности Губернатора Красноярского края. Из указанного сообщения следует, что по результатам рассмотрения уведомления депутатов Зеледеевского сельского Совета депутатов о внесении в Совет депутатов инициативы об удалении главы Зеледеевского сельсовета Ткачука В.В. в отставку по причине того, что Ткачук В.В. в нарушение требований Бюджетного кодекса РФ не представил в установленные законом сроки в Зеледеевский сельский Совет депутатов одновременно с проектом бюджета необходимые документы и материалы, что повлекло за собой нарушение сроков принятия бюджета, высшим должностным лицом Красноярского края решение вопроса об удалении Главы Зеледеевского сельсовета Ткачука В.В. оставлено на усмотрение депутатов Зеледеевского сельского Совета депутатов.

Согласно протокола от 16.11.2017 года и пояснений административного истца, в ходе заседания Совета депутатов им были даны объяснения по вопросу его удаления в отставку. Особое мнение Ткачука В.В., содержащее возражения относительно вопроса удаления в отставку, изложено в письменной форме и, как видно из материалов дела, одновременно с решением от 16.11.2017 года было опубликовано на официальном сайте администрации Зеледеевского сельсовета и в периодическом издании «Красноярская газета», определенном решением депутатов на сессии 16.11.2017 года.

Проверяя обоснованность доводов Совета депутатов по неисполнению административным истцом в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, а именно, не подписанию решения об утверждении бюджета Зеледеевского сельсовета на 2017 год и плановый период 2018 – 2019 годы, суд учитывает, что в соответствии со ст. 187 Бюджетного кодекса РФ порядок рассмотрения проекта решения о бюджете и его утверждения определяется для местного бюджета муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Такой порядок установлен Положением о бюджетном процессе в МО Зеледеевский сельсовет, утвержденном решением от 03.10.2013 года № 31-90р. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4 Положения о бюджетном процессе, местная администрация составляет проект местного бюджета, вносит в представительный орган проект местного бюджета и необходимые сопроводительные материалы.

В силу ст. 18 Положения Глава местной администрации вносит проект решения о местном бюджете в представительный орган не позднее 15 ноября текущего года. Председатель представительного органа направляет проект решения о бюджете, соответствующие документы и материалы в постоянную комиссию по рассмотрению. проекта местного бюджета для подготовки заключения о соответствии представленных документов требованиям Положения. На основании заключения комиссии по бюджету председатель представительного органа принимает решение о том, что проект решения о бюджете принимается к рассмотрению представительным органом, либо подлежит возврату на доработку, если состав представленных документов и материалов не соответствует требованиям Положения.

В ходе судебного заседания установлено, что 14.11.2016 года в Зеледеевский сельский Совет депутатов за подписью Главы сельсовета Ткачука В.В. поступил проект бюджета на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов.

12.12.2016 года председателем Совета депутатов в адрес Главы Зеледеевского сельсовета направлено сообщение о необходимости доработки проекта бюджета, предоставлении документов и материалов, согласно ст. 184.2 Бюджетного кодекса, а также внесения в проект бюджета изменений в статью расходов «Функционирование высшего должностного лица субъекта муниципального образования (содержание Главы)», в статью «Финансирование выборных должностных лиц (содержание председателя Совета депутатов)», приведя их в соответствие с решением Совета от 25.11.2016 года № 14/41Р; а также пересмотреть статьи благоустройства и дорожного фонда.

23.12.2016 года проведены публичные слушания по проекту бюджета Зеледеевского сельского Совета, по результатам которых проект решения принят с учетом дополнений (л.д. 17-19).

Из представленного в дело протокола заседания пятнадцатой очередной сессии Зеледеевского сельского Совета депутатов от 28.12.2016 года (л.д. 20-26) следует, что на данной сессии обсуждался вопрос о бюджете Зеледеевского сельсовета на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов. По итогам обсуждения данного вопроса принято решение о принятии бюджета с поправками в статьи расходов:

«Функционирование высшего должностного лица субъекта муниципального образования (содержание Главы)», приведя в соответствие с решением Зеледеевского сельского Совета депутатов от 25.11.2016 года № 14-41Р;

«Финансирование выборных должностных лиц (содержание председателя Совета депутатов)», приведя в соответствие с решением Зеледеевского сельского Совета депутатов от 25.11.2016 года № 14-41Р;

«Благоустройство», включив расходы на ремонт колодцев в п. Зеледеево по ул. Северная, ул. Партизанская;

«Благоустройство», включив расходы на ликвидацию несанкционированных свалок во дворах многоквартирных домов в п. Кача;

«Культура», включив расходы на организации и проведению культурно-массовых мероприятий;

«Благоустройство», включив расходы на ремонт помещения библиотеки;

«Функционирование Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, местной администрации (содержание аппарата администрации», сократив на сумму равную оплате труда водителя администрации для увеличения статьи «Благоустройство»;

«Благоустройство», включив расходы на оплату труда тракториста на постоянной основе.

Данный протокол направлен Советом в адрес Главы 09.01.2017 года (л.д. 20).

При этом, из пояснений административного истца, не оспоренных административным ответчиком, поправки к бюджету в виде предлагаемой редакции решения с указанием суммы расходов по статьям в адрес Главы не направлялись.

Из пояснений административного истца, после получения протокола от 28.12.2016 года проект бюджета с поправками направлен в контрольно-счетный орган Емельяновского района, заключение которого получено 31.01.2017 года и 01.02.2017 года проект бюджета направлен в Совет депутатов.

По результатам состоявшегося 02.02.2017 года заседания семнадцатой внеочередной сессии Зеледеевского сельского Совета депутатов проект бюджета принят с поправками (л.д. 43-44)) в статьи расходов:

«Функционирование высшего должностного лица субъекта РФ и муниципального образования (содержание Главы в год)» в сумме 584,2 тыс.руб., приведя в соответствие с решением Зеледеевского сельского Совета депутатов от 25.11.2016 года № 14-41Р, 480 тыс.руб.;

«Финансирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований (содержание председателя Совета депутатов в год)» в сумме 200,7 тыс.руб., приведя в соответствие с решением Зеледеевского сельского Совета депутатов от 25.11.2016 года № 14-41Р, 408 тыс.руб.;

«Функционирование Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, местной администрации (содержание аппарата администрации», в сумме 1654 тыс.руб., сократив предусмотренные в статье Приобретение материальных запасов на ГСМ в сумме 60 тыс.руб., с учетом поправок – 1594 тыс.руб.;

«Благоустройство» - 274 тыс. руб.; за счет сокращения статьи расходов «Функционирование Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, местной администрации (содержание аппарата администрации» на сумму 60 тыс. руб. увеличить статью расходов «Благоустройство», за счет чего произвести ремонт мостовых настилов по ул. Северная, ул. Узкоколейная, произвести окраску пола в здании библиотеки; 334 тыс.руб;

«Функционирование Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, местной администрации (содержание аппарата администрации», в сумме 1654 тыс.руб., произвести оптимизацию ставки водителя, изложив ее как ставку «Водитель и тракторист администрации Зеледеевского сельсовета».

Данное решение поступило в администрацию Зеледеевского сельского Совета 13.02.2017 года и 17.02.2017 года Главой Зеледеевского сельсовета в адрес председателя Совета депутатов направлено сообщение о невозможности подписания решения Совета депутатов от 02.02.2017 года № 17-48Р «О бюджете» с поправками, в том числе, в связи с принесением прокурором Емельяновского района протеста на решение об оплате труда депутатов, выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе (л.д. 45).

Согласно материалам дела, в ответ на обращение Главы от 17.02.2017 года, председатель Зеледеевского сельского Совета депутатов, 27.02.2017 года, ссылаясь на положения п. 13 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", уведомила Главу Зеледеевского сельсовета о необходимости подписания решения в связи с тем, что при повторном рассмотрении решения о бюджете Зеледеевского сельсовета он был одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности Зеледеевского сельского Совета депутатов.

Между тем, оценивая содержание протокола заседания 15 очередной сессии от 28.12.2016 года, на котором обсуждался проект бюджета и Поправки к решению от 02.02.2017 года № 17-48Р, принятые на заседании 17 внеочередной сессии, суд находит, что спорный нормативный правовой акт – решение о бюджете Зеледеевского сельсовета на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов в редакции от 02.02.2017 года не соответствовал редакции, предложенной депутатами 28.12.2016 года, в связи с чем не может признать обоснованными доводы председателя Совета депутатов, изложенные в обращении от 27.07.2017 года о повторном одобрении указанного нормативного правового акта представительным органом муниципального образования и необходимости его подписания Главой муниципального образования в течение семи дней и обнародования.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что представив Главе новую редакцию поправок к бюджету, у Ткачука В.В. не возникло обязанности подписания представленной редакции нормативного акта в силу части 13 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ.

Более того, как видно из материалов дела, 17.02.2017 года, одновременно с направлением сообщения в адрес председателя Совета депутатов, сообщение аналогичного характера было направлено Главой Зеледеевского сельсовета в адрес прокуратуры Емельяновского района (л.д. 51).

По результатам рассмотрения данного обращения прокурором заявителю дан ответ 22.03.2017 года (л.д. 55-60), согласно которого, рассмотрев обращение Ткачука В.В., проведена проверка, в ходе которой установлено, что в связи с изменениями, внесенными в постановление Совета администрации Красноярского края от 29.12.2007 года, решение Зеледеевского сельского Совета депутатов от 23.05.2008 года № 32-86р «Об оплате труда депутатов, выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе», необходимо было привести в соответствие с действующим законодательством.

Как видно из ответа прокурора, протест от 14.02.2017 года на решение 23.05.2008 года № 32-86р рассмотрен Советом депутатов и 28.02.2017 года в прокуратуру района представлен проект решения «Об утверждении Положения об оплате труда депутатов, выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе и муниципальных служащих Зеледеевского сельсовета», на который 09.03.2017 года принесено замечание; по состоянию на 22.03.2017 года принятый нормативный правовой акт в прокуратуру района не поступил, информация о вступлении Решения в силу в прокуратуре района отсутствовала. По поправке № 2, внесенной Советом 02.02.2017 года, прокурором даны разъяснения о необходимости внесения изменений в Устав Зеледеевского сельсовета в части, определяющей на какой основе работает председатель Совета депутатов, о чем в адрес председателя Совета 22.03.2017 года прокурором направлена соответствующая информация. По поправкам № 3 и № 4 прокурором разъяснено, что решение вопросов, связанных с целесообразностью сокращения расходов на ГСМ и увеличения статьи расходов «Благоустройство» относится к компетенции Совета депутатов. По поправке № 5 прокурором разъяснено, что введение ставки «Водитель и тракторист администрации Зеледеевского сельсовета» приведет к нарушению требований законодательства об охране труда.

Оценивая вышеприведенные обстоятельства, суд находит их свидетельствующими о том, что в период с 14.11.2016 года по 10.04.2017 года, Главой Зеледеевского сельсовета велась работа, направленная на принятие нормативного правового акта о бюджете муниципального образования, соответствующего требованиям действующего законодательства Российской Федерации; решение от 10.04.2017 года «О бюджете Зеледеевского сельсовета на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов» принято после приведения Советом депутатов иных нормативных актов в соответствие с законодательством, а также отклонения поправок, не соответствующих закону. При этом, как установлено судом, поправки к проекту бюджета, противоречащие требованиям действующего законодательства, были устранены Советом депутатов только по требованию прокуратуры Емельяновского района по обращениям административного истца Ткачука В.В.

В ходе судебного разбирательства фактов, указывающих на полное уклонение административного истца от исполнения возложенных не него обязанностей по решению вопросов местного значения, не установлено. Доказательствами, свидетельствующими об обратном, является издание Главой нормативных и ненормативных актов, в подтверждение чего суду представлен реестр постановлений и распоряжений, принятых в администрации Зеледеевского сельсовета в период с ноября 2016 года по апрель 2017 года; согласно табелей учета использования рабочего времени, за указанный период фактов неявки Ткачука В.В. на рабочее место не зафиксировано; заработная плата начислена и выплачена административному истцу, исходя из фактически отработанного времени.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации, изложенной в определениях от 02.11.2011 года № 1464-О-О и от 17.11.2011 года № 1489-О-О, следует, что по смыслу, заложенному законодателем в правовую норму, под наличием оснований удаления главы муниципального образования по п. 2 части 2 статьи 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует понимать неисполнение главой муниципального образования в течение трех и более месяцев своих обязанностей (кроме случаев, когда это вызвано уважительными причинами - болезнью, действиями (бездействием) иных лиц и органов, не находящихся в подчинении главы муниципального образования, действием непреодолимой силы и др.) с очевидностью свидетельствует о фактическом самоустранении главы муниципального образования от их исполнения, существенно затрудняет либо делает невозможным реализацию полномочий иных органов местного самоуправления, органов государственной власти, осуществление гражданами прав, свобод и несение ими обязанностей в сфере местного самоуправления, т.е. нарушает нормативно установленный порядок осуществления функций местного самоуправления.

Удаление главы муниципального образования в отставку в указанном случае выступает мерой его ответственности перед представительным органом муниципального образования, а в конечном итоге - и перед населением, гарантируя восстановление установленного законом порядка осуществления местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования, подконтрольность и подотчетность главы муниципального образования населению и представительному органу муниципального образования, обеспечивая баланс полномочий представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования в системе местного самоуправления.

Основанием для удаления главы муниципального образования в отставку является как неисполнение в течение трех и более месяцев всех указанных полномочий, так и отдельных, но при этом необходимо учитывать значимость неисполненных обязанностей, длительность их неисполнения и последствия, наступившие в результате ненадлежащего исполнения главой отдельных своих обязанностей (полномочий), объективная возможность решить вопросы местного значения в соответствии с предоставленным полномочиями.

Глава 10 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в которую входит статья 74.1, именуется как «Ответственность органов местного самоуправления, депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением».

Поскольку данная норма является формой ответственности выборного должностного лица, поэтому, как и любая юридическая ответственность, должна наступать при наличии установленных законом оснований и виновных действий субъекта

Исходя из совокупности установленных в судебном заседании обстоятельств, имевших место при принятии нормативного правого акта Зеледеевского сельсовета об утверждении бюджета муниципального образования на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов, суд не находит оснований согласиться с позицией административного ответчика о фактическом удалении Ткачука В.В. – Главы муниципального образования Зеледеевский сельсовет, от исполнения обязанности по решению вопроса местного значения - утверждения бюджета муниципального образования.

По мнению суда, в случае неисполнения главой муниципального образования его отдельных нормативно закрепленных обязанностей, в том числе, обязанности по решению вопросов местного значения, по подписанию и обнародованию нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, Совет депутатов, иные лица вправе обжаловать незаконное бездействие Главы в судебном порядке, в соответствии со ст. 78 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В ходе судебного разбирательства установлено, что Службой финансово-экономического контроля в сфере закупок Красноярского края 11.05.2017 года Ткачук В.В. привлечен к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ за непредставление в Зеледеевский сельский Совета сопутствующих документов к проекту бюджета в установленные законом сроки. Однако наличие данных нарушений действующего законодательства при исполнении главой Зеледеевского сельсовета своих полномочий, с учетом иных установленных судом обстоятельств и причин, способствовавших несвоевременному принятию бюджета, не свидетельствуют о неисполнении им своих обязанностей, которые с очевидностью указывали бы о фактическом самоустранении Главы от их исполнения.

Обстоятельств, указывающих на то, что несвоевременное утверждение бюджета повлекло за собой неблагоприятные последствия для муниципального образования или конкретных лиц, судом не установлено.

Доводы представителей административного ответчика об отрицательной оценке деятельности Главы муниципального образования в целом, могут являться основанием при соблюдении определенных условий для удаления его в отставку по иным основаниям, предусмотренным в законе и не могут быть произвольно применены при решении вопроса об удалении в отставку по п. 2 ч. 2 ст. 74.1 Закона N 131-ФЗ, так как в данном случае имеет значение именно самоустранение от исполнения обязанностей (как в совокупности, так и отдельных) по решению вопросов местного значения, иное противоречило бы правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации и буквальному толкованию данной нормы. С учетом представленных в дело доказательств, судом не усматривается полного самоустранения Ткачука В.В. от исполнения обязанностей по решению вопросов местного самоуправления; более того, непринятие бюджета в редакции поправок, утвержденных Советом депутатов, было обусловлено необходимостью их приведения в соответствие с действующим законодательством. Сами по себе действия Главы Зеледеевского сельсовета по отклонению нормативного правового акта, согласуются с положениями ст. 35 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При этом суд учитывает, что названной нормой закона регламентированы сроки направления такого акта на дообработку или утверждение, и, исходя из установленных судом обстоятельств, находит, что нарушение данных сроков административным истцом обусловлено объективными причинами, которые не могут быть расценены как необоснованное устранение Ткачука В.В. от подписания нормативного правового акта.

Оценивая доводы истца о нарушении административным ответчиком процедуры принятия оспариваемого решения, суд, исследовав протокол заседания Зеледеевского сельского Совета депутатов от 16.11.2017 года, находит, что действия председателя Совета не в полном объеме согласуются с Регламентом Совета, в частности, по передаче ведения заседания иному лицу на период рассмотрения вопроса, по которому он являлся докладчиком, и разрешения вопроса об источнике опубликования решения до принятия самого решения, однако считает, что данные нарушения Регламента сами по себе не повлекли нарушения прав и законных интересов административного истца, в частности, права на уведомление о проведении заседания, участие в нем, возможность дать пояснения по рассматриваемому вопросу, а также обжаловать решение.

Анализируя представленные в дело доказательства в совокупности с установленными в ходе судебного разбирательства обстоятельствами, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое административным истцом решение Зеледеевского сельского Совета депутатов от 16.11.2017 года «Об удалении Главы Зеледеевского сельсовета Владимира Викторовича Ткачука в отставку» является незаконным и подлежит отмене, в связи с чем административный истец подлежит восстановлению в должности Главы Зеледеевского сельсовета Емельяновского района Красноярского края.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования административного искового заявления Ткачука Владимира Викторовича к Зеледеевскому сельскому Совету депутатов Емельяновского района о признании незаконным и отмене решения об удалении в отставку и восстановлении в должности удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Зеледеевского сельского Совета депутатов от 16 ноября 2017 года «Об удалении Главы Зеледеевского сельсовета Владимира Викторовича Ткачука в отставку».

Восстановить Ткачука Владимира Викторовича в должности Главы Зеледеевского сельсовета Емельяновского района Красноярского края.

Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированной части решения (31.01.2018 года).

Председательствующий: подпись.

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья Емельяновского районного суда Л.Г. Адиканко