ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1136/2022 от 14.04.2022 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

КОПИЯ

УИД 59RS0004-01-2022-000279-96

Дело № 2а-1136/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Пермь 14 апреля 2022 г.

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Манько А.В.,

при секретаре Елоховой А.С.,

с участием представителя Ситниковой О.Д. – Крюковой М.А., действующей на основании доверенности,

представителя Департамента земельных отношений администрации г. Перми Новоселовой Е.А., действующей на основании доверенности,

представителя МКУ «Пермское городское лесничество» Хохловой Т.В., действующей на основании доверенности,

представителя Управления по экологии и природопользованию администрации г. Перми Юзеевой Е.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ситниковой ФИО9 к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании решения незаконным, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Ситникова О.Д. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми (далее по тексту -Департамент) о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации <Адрес> об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, возложении обязанности.

В обоснование заявленных требований Ситникова О.Д. указывает о том, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером: площадью 1 000 кв.м, расположенного по адресу: г<Адрес>, что подтверждается записью в ЕГРН от 01.03.2021.

13 июля 2021 г. она обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о заключении соглашения о перераспределении в отношении образованного земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <Адрес>.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Департамент отказал ей в заключении соглашения о перераспределении в отношении указанного земельного участка. Основанием для принятия такого решения послужили следующие причины:

-земельный участок с кадастровым номером образован путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером , находящегося в частной собственности, с землями, государственная собственность на которые не разграничена, на основании распоряжения заместителя главы администрации <Адрес>- начальника департамента земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровым плане территории в <Адрес>». В соответствии с пунктом 4.14 Свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» противопожарные расстояния от задний, сооружений на территории городских населенных пунктов до границ лесных насаждений в лесах хвойных или смешанных пород должно составлять не менее 50 м, лиственных пород – не менее 30 м. Согласно информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, земельный участок с кадастровым номером частично расположен в противопожарном разрыве от территории Мотовилихинского участкового лесничества (границы установлены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ). Департаментом земельных отношений администрации <Адрес> ведутся работы по отмене Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанное решение является незаконным, поскольку земельный участок с кадастровым номером приобретен в феврале 2021 года, предыдущим собственником земельного участка Худяковой Д.Н. получено соглашение о перераспределении земельного участка, однако выкуп земельного участка не произведен. Также предыдущим собственником участка получена выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой образован земельный участок с кадастровым номерам: . Согласно ответу Контрольного департамента администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом без учета требований подп. 11 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ, п. ДД.ММ.ГГГГ Административного регламента принято необоснованное решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с условным номером Б55-25, в связи с чем издано распоряжение ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровым плане территории в <Адрес>».

Вместе с тем, образование самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, противоречит требованиям действующего земельного законодательства, так как это повлечет ограничение доступа - отсутствие подъезда и подхода к ее земельному участку с кадастровым номером: . Получив указанное решение -И-4703 от ДД.ММ.ГГГГ, она обратилась с жалобой на него в вышестоящий орган. Ответ контрольного департамента администрации г. Перми подготовлен и получен ею 20.10.2021.

На основании вышеизложенного, Ситникова О.Д. просит:

- восстановить процессуальный срок для подачи административного искового заявления;

- признать незаконным решение Департамента земельных отношений администрации <Адрес>-И-4703 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории;

- возложить обязанность на Департамент земельных отношений администрации <Адрес> обязанность заключить соглашение с Ситниковой ФИО10 соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером: .

Определением суда от 18.02.2022 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми.

Определением суда от 02.03.2022 в протокольной форме к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Мотовилихинское участковое лесничество в лице МКУ «Пермское городское лесничество».

Определением суда от 29.03.2022 в протокольной форме к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление по экологии и природопользованию администрации <Адрес>.

ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена.

Представитель административного истца в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивает, указывая на то, что земельный участок, с которым административный истец просит перераспределить ее земельный участок ранее Департамент пытался продать с торгов, но предыдущий собственник земельного участка с кадастровым номером ФИО8 сделала экспертное заключение и смогла доказать невозможность образования самостоятельного земельного участка, поскольку это приведет к ограничению доступа на ее земельный участок. Департаментом было принято решение заключить соглашение с Худяковой Д.Н. о перераспределении земельного участка, однако она не смогла выкупить его, в связи с чем продала его Ситниковой О.Д., которая была готова произвести оплату по соглашению, о чем уведомила Департамент, ей выставлен счет на оплату на портале государственных услуг, однако Департамент отозвал его, указав на необходимость обращения ФИО1 с заявлением о перераспределении земельного участка. Ситникова О.Д. обратилась с таким заявлением, однако в его удовлетворении ей отказано. Ситникова О.Д. обратилась в Контрольный департамент с жалобой на решение ДЗО администрации г. Перми, однако в ее удовлетворении ей также отказано. Ситникова О.Д. обратилась в прокуратуру с жалобой на действия и решение ДЗО администрации г. Перми, по результатам проведенной проверки прокуратурой г. Перми решение ДЗО администрации г. Перми признано незаконным, в адрес Департамента вынесено представление, которое Департамент не исполняет. Ситникова О.Д. не пропустила срок для обжалования решения ДЗО администрации г. Перми от 12 августа 2021 г., поскольку она воспользовалась своим правом и обжаловала его в контрольный департамент администрации г. Перми, в связи с чем трехмесячный срок для обращения в суд надлежит исчислять с 20 октября 2021 г. На земельном участке ФИО1 построена только баня, от нее до границы лесничества соблюдены все положения п. 4.14 Свода правил СП 4.13130.2013. Забор не является объектом капитального строительства. ДЗО администрации <Адрес> неверно определяет расстояние между земельным участком и противопожарным разрывом.

Представитель Департамента земельных отношений администрации <Адрес> возражает против заявленных требований, указывая в судебном заседании и в письменном отзыве о том, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне противопожарного разрыва от территории Мотовилихинского участкового лесничества, что противоречит системе правил противопожарной защиты, ЗК РФ. В соответствии с п. 4.14 Свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» противопожарные расстояния от здания, сооружений на территориях городских населенных пунктов до границ лесных насаждений в лесах хвойных или смешанных пород должны составлять не менее 50 м., лиственных пород – не менее 30 м. Согласно информации, содержащейся в системе управления землями <Адрес>, земельный участок с кадастровым номером частично (41 м) расположен в противопожарном разрыве территории Мотовилихинского участкового лесничества, границы которого установлены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ. Вид разрешенного использования земельного участка , образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером , с землями государственная собственность на которые не разграничена – для индивидуального жилищного строительства. Таким образом, на данном земельном участке возможно осуществить строительство не только дома, но строений и сооружений вспомогательного использования. При строительстве объектов недвижимости на данном земельном участке провести контроль соблюдения требований свода правил администрацией <Адрес> не представляется возможным. Заключение соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером приведет к нарушению норм земельного и противопожарного законодательства РФ. Департамент не является лицом, по заявлению которого осуществляется снятие с государственного кадастрового учета земельного участка . Департамент не направлял в орган регистрации прав заявление о постановке на государственный кадастровый учет указанного земельного участка. Кроме того, административным истцом пропущен срок обжалования ответа Департамента от ДД.ММ.ГГГГ-И-4703, который обжалованию в рамках КАС РФ не подлежит. В рассматриваемом случае административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав (л.д.61-64).

Департамент градостроительства и архитектуры администрации <Адрес> о дате, месте и времени рассмотрения извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. В письменном отзыве просит отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований, поскольку доказательств того, что оспариваемым решением Департамента какие-либо права административного истца, которые подлежат судебной защите, нарушены, в материалы дела не представлено. Решение Департамента от ДД.ММ.ГГГГ-И-4703 является законным и обоснованным, так как земельный участок с кадастровым номером относится к территориальной зоне индивидуальной жилой застройки городского типа Ж-4. Согласно приказу Федерального Агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении количества лесничеств на территории <Адрес> и установлении их границ» испрашиваемый земельный участок находится в Мотовилихинском участковом лесничестве. Границы лесничества занесены в систему обеспечения градостроительной деятельности <Адрес>. Распоряжение заместителя главы администрации <Адрес>- начальника ДЗО от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в <Адрес>» не соответствует вышеуказанной норме права, поскольку вновь образованный земельный участок с кадастровым номером частично находится в противопожарной 30 метровой зоне Мотовилихинского участкового лесничества, то есть минимальное расстояние от земельного участка до границ зеленых насаждений в лесничества (лесопарках) составляет менее 30 метров. Само по себе нахождение земельного участка в зоне индивидуальной жилой застройки городского типа Ж-4 в соответствии противопожарными правилами и требованиями безопасности не может повлечь за собой удовлетворение заявленных требований административного истца. В отношении земельного участка с кадастровым номером разработана документация по планировке территории 5 (проект планировки территории и проект межевания территории), утвержденная постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно указанной документации земельный участок отображен как существующий. При этом перераспределение земельного участка указанным документом не предусмотрено (л.д. 31-33).

Представитель Мотовилихинского городского лесничества в лице представителя МКУ «Пермское городское лесничество» в судебном заседании и в письменном отзыве просит в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку между территориальной зоной городских лесов, поставленной на государственный кадастровый учет, кадастровый , и забором земельного участка административного истца располагаются леса, произрастающие на землях, государственная собственность на которые не разграничена шириной 28 метров. Границы квартала 96 выдел 15, 16 Мотовилихинского участкового лесничества Пермского городского лесничества отодвинуты вглубь леса от границы территориальной зоны городских лесов еще на 12 метров. Между застройкой и лесом отсутствует противопожарный разрыв в 30 метров.

Представитель Управления по экологии и природопользованию администрации <Адрес> в судебном заседании и в письменных пояснениях по делу указывает о том, что границы городских лесов установлены в соответствии с утвержденной картой градостроительного зонирования <Адрес>. Решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки <Адрес>» в границы Пермского городского лесничества в соответствии с лесоустройством 2020 года внесены изменения, которые утверждены приказом Федерального Агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приказы Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ». В состав Пермского городского лесничества входит шесть участковых лесничеств, в том числе Мотовилихинское участковое лесничество. В соответствии с представленными материалами земельный участок расположен вне границ Пермского городского лесничества, на расстоянии порядка 39,9 метров от выдела 15 квартала 96 Мотовилихинского участкового лесничества Пермского городского лесничества. Образуемый земельный участок с кадастровым номером расположен на расстоянии порядка 203,9 метров от выдела 10 квартала 96 Мотовилихинского участкового лесничества.

Суд, изучив материалы дела, заслушав явившихся представителей, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно п.1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной Схемой при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

В соответствии с пунктами 1, 3 ст. 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

Основания перераспределения земельных участков установлены пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.

На основании положений п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:

1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (п. 2 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации).

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (п. 3 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации).

Положениями пункта 8 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:

1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;

2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

Основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков предусмотрены п.9 ст. 39.29 ЗК РФ.

Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером: площадью 1 000 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилого дома, для индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: <Адрес>, ранее на праве собственности принадлежал Худяковой Д.Н.

Предыдущий собственник земельного участка с кадастровым номером Худякова Д.Н. обращалась в Контрольный департамент администрации <Адрес> по вопросу нарушения прав в перераспределении земельного участка и перекрытию единственного проезда к земельному участку с кадастровым номером . В письме № Контрольным департаментом заявителю ДД.ММ.ГГГГ сообщено о том, что проводится работа по отмене распоряжения заместителя главы администрации <Адрес> – начальника ДЗО от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы размещения земельного участка, поскольку выставление земельного участка с условным номером Б55-15 на торги невозможно, так как будет перекрыт единственный проезд к земельному участку с кадастровым номером По результатам заключения Департамента градостроительства и архитектуры администрации <Адрес> и осмотра вышеуказанных земельных участков принято решение о возможности перераспределения участка с кадастровым номером: и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. Заявителю предложено повторно обратиться с заявлением о перераспределении земельного участка (л.д.7-8).

Указанное решение Департамента градостроительства и архитектуры администрации <Адрес> принято на основании акта экспертного исследования , составленного ДД.ММ.ГГГГ ООО «Центр экспертизы строительства» по заданию Худяковой Д.Н. (л.д. 94-130).

Из содержания данного заключения следует, что образование земельного участка с условным номером: Б55-15 нарушает нормативные требования в области строительства и градостроительства: приводит к невозможности обеспечения проезда к земельному участку с кадастровым номером: , находящемуся по адресу: <Адрес>.

Распоряжением заместителя главы администрации <Адрес>- начальником департамента земельных отношений администрации <Адрес>ДД.ММ.ГГГГ принято распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1 442 кв.м в <Адрес> на кадастровом плане территории с условным номером Б 55:25 (л.д.11).

Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером: площадью 1 422 кв.м. по адресу: <Адрес>, пер. <Адрес> поставлен ДД.ММ.ГГГГ на кадастровый учет (л.д. 14-15).

С ДД.ММ.ГГГГФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером: площадью 1 000 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилого дома, для индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: <Адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.56-57).

Ситникова О.Д. 13 июля 2021 г. обратилась в Департамент земельных отношений администрации <Адрес> с заявлением о заключении с ней соглашения образованного в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером: , площадью 1 442 +/-11 кв.м, расположенного по адресу: <Адрес> (л.д. 53).

Указанный земельный участок расположен в зоне индивидуальной жилой застройки городского типа Ж-4, имеет вид разрешенного использования – для индивидуального жилого дома, для объектов жилой застройки (л.д.59).

Согласно Правилам землепользования и застройки <Адрес>, утверждённым решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, зона индивидуальной жилой застройки Ж-4 выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих индивидуальных жилых домов и жилых домов блокированной застройки с минимально разрешенным набором услуг местного значения.

Основные виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (2.1), блокированная жилая застройка (2.3), дошкольное, начальное и среднее общее образование (3.5.1), объекты наружного противопожарного водоснабжения (пожарные резервуары, водоемы, пирсы и прочие),оказание социальной помощи населению (3.2.2), оказание услуг связи (3.2.3). Вспомогательные виды разрешенного использования: зеленые насаждения, хранение автотранспорта (2.7.1), объекты наружного противопожарного водоснабжения (пожарные резервуары, водоемы).

Минимальный размер земельного участка для всех видов разрешенного использования земельных участков - 1 кв. м.

Минимальный размер земельного участка с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства (2.1)» - 450 кв. м.

Максимальный размер земельного участка с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства (2.1)» - 2000 кв. м.

По результатам рассмотрения данного заявления Департаментом земельных отношений администрации <Адрес> принято решение от ДД.ММ.ГГГГ-И-4703 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером:

Причинами, послужившими основанием для отказа, являются следующие обстоятельства:

-в соответствии с пунктом 4.14 свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» противопожарные расстояния от задний, сооружений на территории городских населенных пунктов до границ лесных насаждений в лесах хвойных или смешанных пород должно составлять не менее 50 м, лиственных пород – не менее 30 м.,

-согласно информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, земельный участок с кадастровым номером частично расположен в противопожарном разрыве от территории Мотовилихинского участкового лесничества (границы установлены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ),

-Департаментом земельных отношений администрации <Адрес> ведутся работы по отмене Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5-6).

Департаментом земельных отношений администрации г. Перми 20 сентября 2021 г. Ситниковой О.Д. на сайте госуслуг направлено информация о том, что счет на оплату соглашения о перераспределении земельного участка от 1 февраля 2021 г. отменен (л.д. 69)

Ситникова О.Д. 29 сентября 2021 г. обратилась с жалобой на данное решение в контрольный департамент администрации <Адрес>.

По результатам рассмотрения обращения ФИО1 контрольный департамент администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ пришел к выводу о законности отказа Департамента земельных отношений администрации <Адрес> в заключении с ней соглашения о перераспределении вновь образованного земельного участка с кадастровым номером: из земельного участка с кадастровым номером: , расположенного по адресу: <Адрес>, 1-й <Адрес>, 1 и землями, на которых государственная собственность не разграничена, по основаниям, изложенным в ответе от ДД.ММ.ГГГГ вх -И-4703.

При этом в письме от ДД.ММ.ГГГГ контрольным департаментом администрации <Адрес>ФИО1 указано на то, что ДЗО принято решение о возможности перераспределения земельного участка с кадастровым номером: , однако впоследствии данное решение признано ошибочным и разъяснено право на обращение в суд в случае несогласия с решениями или действиями администрации <Адрес> (л.д. 17-18).

На основании распоряжения исполняющего обязанности заместителя главы администрации <Адрес>-начальника департамента земельных отношений администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признано утратившим силу распоряжение заместителя главы администрации <Адрес>-начальника Департамента земельных отношений администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровым плане территории в <Адрес>» (л.д. 67)

Ситникова О.Д. обратилась в прокуратуру Пермского края с жалобой на незаконный отказ ДЗО администрации <Адрес> в заключении с ней соглашения о перераспределении образованного земельного участка с кадастровым номером: 59:01:5010055:134.

По результатам проведенной проверки прокуратурой г. Перми Ситниковой О.Д. дан 27 декабря 2021 г. ответ № 1007ж-2021, из содержания которого следует, что отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми в заключении соглашения о перераспределении земельного участка не обоснован, поскольку исходя из положений ст. 69 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.14 свода правил СП 4.13130.2013 «Система противопожарной защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» следует, что противопожарным разрывом (противопожарным расстоянием) является нормированное расстояние между зданиями, строениями, а не между земельными участками, в связи с чем в адрес главы <Адрес> подготовлено представление об устранении нарушений земельного законодательства с требованием вернуться к рассмотрению ее заявления о заключении соглашения о перераспределении земель (л.д. 65-66).

Департаментом земельных отношений администрации <Адрес>ДД.ММ.ГГГГ повторно рассмотрено заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ-П-506 о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером: с землями, государственная собственность на которые не разграничена, в результате чего образован земельный участок с кадастровым номером: , в рамках представления прокуратуры <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и повторно отказано в заключении соглашения в отношении образованного в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером: .

Основанием для принятия такого решения послужило несоответствие образуемого земельного участка с кадастровым номером: требованиям п.4.14 свода правил СП 4.13130.2013 «Система противопожарной защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», поскольку земельный участок с кадастровым номером: частично расположен в противопожарном разрыве от территории Мотовилихинского участкового лесничества, границы которого установлены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ ( ред от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно плану лесонасаждений Мотовилихинского участкового лесничества, представленному управлением по экологии и природопользованию администрации <Адрес> (письмо от ДД.ММ.ГГГГ) на территории лесничества произрастают леса смешанных пород. В соответствии со сводом правил противопожарное расстояние в данном случае должно составлять не менее 50 м. Расстояние от границы земельного участка с кадастровым номером: до границы лесничества составляет 41 м. (л.д. 131-132).

В соответствии с п. 4.14 свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» противопожарные расстояния от здания, сооружений на территориях городских населенных пунктов до границ лесных насаждений в лесах хвойных или смешанных пород должны составлять не менее 50 м, лиственных пород – не менее 30 м.

Примечание. Указанные расстояния определяются как наименьшее расстояние от наружных конструкций зданий, сооружений до границы лесного массива. Границы лесных насаждений на землях различных категорий устанавливаются органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.

Расстояния от зданий и сооружений I - IV степеней огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0 и С1 до лесных насаждений хвойных (смешанных) пород допускается уменьшать до 30 м, при условии, что наружные поверхности обращенных к лесу стен, в том числе отделка, облицовка (при наличии) выполнены из материалов группы горючести не ниже Г1. В качестве наружного (водоизоляционного) слоя кровли в пределах 50 м от леса должны применяться материалы не ниже Г1 или РП1.

Противопожарные расстояния до границ лесных насаждений от зданий, сооружений городских населенных пунктов с индивидуальной малоэтажной жилой застройкой, от зданий и сооружений сельских населенных пунктов, а также от жилых домов на приусадебных, садовых земельных участках должны составлять не менее 30 м. Расстояния до леса от садовых домов и хозяйственных построек на садовых земельных участках должны составлять не менее 15 м.

При определении противопожарных расстояний до лесных насаждений от объектов производственного назначения, автозаправочных станций, энергообъектов и объектов нефтегазовой индустрии, объектов транспортной инфраструктуры и линейных объектов, особо опасных, технически сложных объектов, а также объектов, размещаемых в лесах, следует руководствоваться требованиями раздела 6, [1], [2], СП 155.13130 и других нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности.

Противопожарные расстояния до лесных насаждений от некапитальных, временных сооружений (построек) должны составлять не менее 15 м.

При рассмотрении дела судом установлено и подтверждено представителями Управления по экологии и природопользованию администрации <Адрес> и Мотовилихинского участкового лесничества в лице МКУ «Пермское городское лесничество», что расстояние между образуемым земельным участком с кадастровым номером: до границы лесничества составляет 41 м, то есть более 30 м, но менее 50 метров. При этом расстояние от присоединяемого земельного участка к земельному участку с кадастровым номером: до границы лесничества составляет более 50 метров. Расстояние от границ земельного участка с кадастровым номером: до границ квартала 96 выдел 15, 16 Мотовилихинского участкового лесничества Пермского городского лесничества составляют 40 м и между территориальной зоной городские леса ГЛ, постановленной на государственный кадастровый учет:, и забором земельного участка истца - 28 метров. Образуемый земельный участок с кадастровым номером расположен на расстоянии порядка 203,9 метров от выдела 10 квартала 96 Мотовилихинского участкового лесничества. Согласно информации, содержащейся в системе управления землями <Адрес>, земельный участок с кадастровым номером расположен в противопожарном разрыве территории Мотовилихинского участкового лесничества, границы которого установлены Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ. Расстояние от границы земельного участка 59: до границы лесничества составляет 41 м.

Таким образом, выводы Департамента земельных отношений администрации <Адрес> о несоответствии образованного земельного участка с кадастровым номером: пункту 4.14 свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» являются незаконными.

Из буквального толкования данного пункта свода правил СП 4.13130.2013 следует, что противопожарные расстояния до границ лесных насаждений от зданий, сооружений городских населенных пунктов с индивидуальной малоэтажной жилой застройкой, от зданий и сооружений сельских населенных пунктов, а также от жилых домов на приусадебных, садовых земельных участках должны составлять не менее 30 м. Расстояния от зданий и сооружений I - IV степеней огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0 и С1 до лесных насаждений хвойных (смешанных) пород допускается уменьшать до 30 м. При этом противопожарные расстояния до лесных насаждений от некапитальных, временных сооружений (построек), к которым в данном случае относится забор, должны составлять не менее 15 м.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-И-4703 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка.

Утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в заявлении от ДД.ММ.ГГГГФИО1 не просила, оспариваемым ответом данный вопрос не разрешался, в связи с чем требования в части признания незаконным ответа Департамента земельных отношений администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-И-4703 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане удовлетворению не подлежат.

Доводы Департамента земельных отношений администрации <Адрес> о том, что ФИО1 пропущен срок для обжалования решения от ДД.ММ.ГГГГ, не могут являться основанием для отказа административному истцу в удовлетворении заявленных требований.

В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

ФИО1 представлены доказательства обращения ее в вышестоящий орган с жалобой на оспариваемое решение ДЗО администрации <Адрес> от 12 август 2021 г., ответ на которую получен ею ДД.ММ.ГГГГ После получения ответа на жалобу ФИО1 в срок, установленный законом- ДД.ММ.ГГГГ обратилась в суд с настоящим административным иском, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что административным истцом не пропущен срок для обращения в суд.

Доводы представителя ДЗО администрации <Адрес> о том, что оспариваемый ответ не подлежит обжалованию в соответствии с требованиями КАС РФ, основаны на ошибочном толковании норм права, поскольку вне зависимости от того, в соответствии с каким законом: Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» или Земельный кодексом РФ, органом муниципальной власти, обладающим публично властными полномочиями, рассмотрено обращение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и принято по нему решение, оно подлежит обжалованию в судебном порядке в соответствии с требованиями КАС РФ.

Согласно ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

Таким образом, согласно вышеуказанной норме процессуального закона при удовлетворении административного иска о признании незаконным решения государственного или муниципального органа, способ восстановления нарушенных прав административного истца определяется судом, принявшим соответствующий судебный акт.

Принятие решения о заключении соглашения о перераспределении земельного участка относится к компетенции Департамента, исходя из недопустимости вмешательства суда в компетенцию органа муниципальной власти по вопросу принятия данных решений, суд считает необходимым на основании ч. 9 ст. 229 КАС РФ определить иной способ восстановления прав административного истца, возложив на Департамент земельных отношений администрации <Адрес> повторно рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГг. вх -П-5068 о заключении соглашения о перераспределении земельного участка.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

признать незаконным решение Департамента земельных отношений администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-И-4703.

Возложить обязанность на Департамент земельных отношений администрации <Адрес> обязанность повторно рассмотреть заявление Ситниковой ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ вх -П-5068 о заключении соглашения о перераспределении земельного участка.

Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий: подпись. Манько А.В.

Копия верна.

Судья: Манько А.В.

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья: Манько А.В.