ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1136/2022 от 17.06.2022 Волоколамского городского суда (Московская область)

50RS0004-01-2022-001525-75

Дело № 2а-1136/2022

Р Е Ш Е Н ИЕ

Именем Российской Федерации

17 июня 2022 года г. Волоколамск

Волоколамский городской суд Московской области в составе:председательствующего судьи Кочновой И.С.

при секретаре судебного заседания Хлебниковой Л.М.

представителя административного истца ФИО2

представителя административного ответчика ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации Волоколамского городского округа о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности», возложении обязанности повторно рассмотреть заявление,

У с т а н о в и л:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации Волоколамского городского округа Московской области, в котором просит признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ № Р57551711 об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности », возложить обязанность повторно рассмотреть заявление. Свои требования мотивирует тем, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью кв м с кадастровым номером , расположенный по адресу : . ДД.ММ.ГГГГ через портал государственных и муниципальных услуг Московской области им было подано заявление о предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности». Согласно приложенной к заявлению схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории он имел намерение путем перераспределения увеличить площадь принадлежащего ему земельного участка на кв м за счет земель, государственная собственность на которые не разграничена. Результатом рассмотрения заявления стало решение от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в оказании данной государственной услуги. Основанием для отказа явилось то, что образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных земельным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с проектом межевания территории или изъятия земельного участка для государственных нужд. Считает, что вышеизложенное решение является незаконным поскольку административный истец, являясь собственником земельного участка имеет право на образование земельного участка путем перераспределения земельного участка, находящего в его частной собственности и муниципального земельного участка, из которого возможно образовать самостоятельный земельный участок.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, представитель административного истца по доверенности ФИО2 Д.Д. в судебном заседании заявленные административным истцом административные исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика администрации Волоколамского городского округа Московской области по доверенности ФИО4 возражал против удовлетворения заявленных административным истцом административных исковых требований.

Рассмотрев административное исковое заявление, заслушав стороны, исследовав письменные материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные административным истцом административные исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В судебном заседании установлено, что административному истцу ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под ведение личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером , расположенный по адресу : . Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ, границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

С целью перераспределения принадлежащего ФИО1 земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу, и земельного участка, в отношении которого государственная собственность не разграничена, ФИО1. ДД.ММ.ГГГГ через портал государственных и муниципальных услуг Московской области им было подано заявление о предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности», приложив к нему схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Согласно приложенной к заявлению схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории он имел намерение путем перераспределения увеличить площадь принадлежащего ему земельного участка на 348 кв м за счет земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Результатом рассмотрения заявления стало решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в оказании данной государственной услуги, в связи с тем, что образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных земельным законодательством Российской Федерации.

Министерством имущественных отношений Московской области согласован отказ в предоставлении ФИО1 государственной услуги, что следует из имеющегося в материалах дела сводного заключения по согласованию проектов отрицательных решений N отДД.ММ.ГГГГ.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к выводу о том, что с испрашиваемым административным истцом земельным участком площадью кв. м имеются публичные земли, свободные от прав третьих лиц, за счет которых может быть увеличена площадь данного участка от установленного предельного минимального размера и больше, образован самостоятельный земельный участок. Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 13.2.3 Административного регламента предоставления государственной услуги "Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности", утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N , у администрации Волоколамского городского округа Московской области имелись.

В ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка и на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. (п. п. 2 и 3 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 8 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении земельного участка совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю (пп. 1); направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (пп. 2); принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п. 9 названной статьи (пп. 3).

В силу пп. 9 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с пп. 1 и 4 п. 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Из системного анализа приведенных норм следует, что для решения вопроса о правомерности перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установление не только оснований для такого перераспределения, то есть наличие предусмотренных п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации обстоятельств, но и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в п. 9 ст. 39.29 названного Кодекса.

Согласно Правилам землепользования и застройки территории (части территории) Волоколамского городского округа Московской области, утвержденным решением Совета депутатов Волоколамского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N , установлены минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для индивидуального жилищного строительства в границах городских поселений – кв м, максимальные – кв м.

С испрашиваемым административным истцом земельным участком площадью кв. м имеются публичные земли, которые вместе относятся к территориальной зоне - зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами, в соответствии с положениями статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации и с Правилами землепользования и застройки территории из них возможно образовать самостоятельный земельный участок площадью более м без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, что не оспаривалось стороной административного истца при рассмотрении дела, а перераспределение испрашиваемых административным истцом земельных участков приведет к нарушению требований действующего законодательства.

Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена, в удовлетворении административного иска отказано.

Доказательств, свидетельствующих о невозможности образования из испрашиваемого к перераспределению земельного участка самостоятельного земельного участка, материалы дела не содержат.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к администрации Волоколамского городского округа о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности», возложении обязанности повторно рассмотреть заявление отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Волоколамский городской суд Московской области.

Председательствующий судья: Кочнова И.С.

Судья :