Дело № 2а-1136/2024
14RS0035-01-2023-018776-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Якутск 04 марта 2024 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Холмогоровой Л.И., при секретаре Семеновой Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Прокуратуры г. Якутска в интересах неопределенного круга лиц к Окружной администрации г. Якутска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности привести технические паспорта дорог в соответствие с требованиями государственных стандартов,
установил:
Административный истец обратился в суд к административному ответчику с данным иском, указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения федерального законодательства о дорожной деятельности на дорогах местного значения г. Якутска. Ссылаясь на нормы Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», прокурор указывает, что дороги местного значения г. Якутска улиц Лермонтова, Притузова, Пушкина, Песчаная, Ефимова, Кирова, Каландаришвили, пер Жиркова, пер.Киренского, Портовское кольцо не имеют паспортов, выполненных согласно требованиям «ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации», тем самым усматривает бездействие ответчика. Согласно уточненным требованиям прокурор просит признать незаконным бездействие административного ответчика по непринятию мер по оформлению технических паспортов автомобильных дорог согласно требованиям ГОСТ, возложить на административного ответчика обязанность в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения и привести технические паспорта на вышеуказанные дороги в соответствие с требованиями ГОСТ 33388-2015, а также поставить на кадастровый учет.
11.01.2024 г. судом вынесено определение о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска и объединении в одно производство с присвоением единого номера № 2а-1136/2024: дела № 2а-1142/2024 по административному иску прокурора города Якутска к Окружной администрации города Якутска о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о дорожной деятельности, дела № 2а-1143/2024 по административному иску прокурора города Якутска к Окружной администрации города Якутска о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о дорожной деятельности, дела № 2а-1144/2024 по административному иску прокурора города Якутска к Окружной администрации города Якутска о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о дорожной деятельности, дела № 2а-1145/2024 по административному иску прокурора города Якутска к Окружной администрации города Якутска о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о дорожной деятельности, дела № 2а-1146/2024 по административному иску прокурора города Якутска к Окружной администрации города Якутска о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о дорожной деятельности, дела № 2а-1147/2024 по административному иску прокурора города Якутска к Окружной администрации города Якутска о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о дорожной деятельности, дела № 2а-1148/2024 по административному иску прокурора города Якутска к Окружной администрации города Якутска о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о дорожной деятельности, дела № 2а-1153/2024 по административному иску прокурора города Якутска к Окружной администрации города Якутска о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о дорожной деятельности; дела № 2а-1154/2024 по административному иску прокурора города Якутска к Окружной администрации города Якутска о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о дорожной деятельности.
06.02.2024 г. судом вынесено определение о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованных лиц МКП «Кадастровое бюро» ГО «Город Якутск», Управление ГИБДД по Республике Саха (Якутия).
21.02.2024 г. судом вынесено определение о принятии уточнений иска прокурором.
В судебном заседании помощник прокурора г. Якутска Соколова С.А. исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить, пояснила, что формально технические паспорта имеются, однако они не содержат необходимых сведений, предусмотренных техническими регламентами, что не позволяет правильно оценивать состояние дорог, планировать их ремонт. Несоответствие паспортов требованиям ГОСТ подтверждается заключением технического специалиста ООО «Наука». Те обстоятельства, что ответчик неоднократно объявлял аукцион на заключение муниципального контракта для проведения работ по паспортизации дорог не свидетельствуют об отсутствии бездействия, проекты муниципальных контрактов предлагаемых к аукциону предусматривают проведение работ по всем дорогам г. Якутска в течение 30 дней, что предполагает неисполнимость контракта, при наличии установленной законом обязанности ежегодно актуализировать технические паспорта, в течение длительного времени ответчик не может надлежаще организовать деятельность по изготовлению паспортов в соответствии с требованиями стандартов.
Представитель административного ответчика Окружной администрации г. Якутска по доверенности Борисова С.И. с административным иском не согласилась, пояснила, что технические паспорта на дороги имеются и содержат необходимые сведения о состоянии дорожного покрытия и инфраструктуре улиц, кроме того, ответчик не бездействует, ежегодно выделяются денежные средства на оформление и обновление технических паспортов в рамках муниципальной программы «Развитие имущественного и земельного комплекса ГО «город Якутск», с 2022 года ответчик неоднократно проводил аукционы на заключение муниципального контракта, однако торги признавались несостоявшимися либо муниципальный контракт расторгался ввиду отсутствия у исполнителя необходимого оборудования. План был на ближайшие пять лет уже есть. Бездействия нет Окружной администрации нет, Окружная администрация не заинтересована в непроведении паспортизации дорог. Просит в удовлетворении иска отказать.
Заинтересованные лица Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, МКП «Кадастровое бюро» ГО «Город Якутск», Управление ГИБДД по Республике Саха (Якутия), будучи извещенными судом о дате, времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направили по неизвестной причине, никаких заявлений и ходатайств, в том числе и об отложении дела от указанных лиц в суд не поступало.
Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена в установленном п. 2 ч. 1 ст. 14, ст. 15 ФЗ от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ» порядке на сайте Якутского городского суда Республики Саха (Якутия).
В соответствии с ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судебное заседание проведено в отсутствие указанных лиц, явку которых суд обязательной не признавал.
Изучив материалы дела, выслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему выводу.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации
Приказом Росстандарта от 31 августа 2016 №1004-ст введен в действие ГОСТ 33388-2015. «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации» (далее ГОСТ 33388-2015), действие которого распространяется на автомобильные дороги общего пользования, устанавливает общие требования и порядок выполнения работ по диагностике и паспортизации автомобильных дорог.
Согласно пункту 4.2.1 ГОСТ 33388-2015 паспортизация автомобильных дорог выполняется на основе технического учета, по результатам которого предусматривается получение полной информации о наличии автомобильных дорог, их протяженности, техническом состоянии, качестве, степени износа отдельных конструктивных элементов, информации о наличии и состоянии инженерного оборудования, обустройства и обстановки дорог, линейных зданий и сооружений. Данные паспортизации используются для учета дорог, оценки их состояния и рационального планирования работ по дальнейшему развитию дорожной сети. Они могут являться исходной информацией для диагностики автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 4.2.2 ГОСТ 33388-2015 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части. Паспорт составляется как на существующие, так и на вновь построенные (реконструированные) и введенные в эксплуатацию автомобильные дороги. В зависимости от поставленной задачи и (или) требований заказчика технический паспорт может быть составлен как на всю дорогу, так и на отдельный участок.
Различают первичный, повторный и текущий технический учет и паспортизацию автомобильных дорог. Первичный технический учет проводится на вновь построенных, реконструированных и введенных в эксплуатацию автомобильных дорогах, а также на существующих дорогах, не имеющих технических паспортов.
Вновь построенные, реконструированные и введенные в эксплуатацию автомобильные дороги подлежат техническому учету и паспортизации после утверждения Государственной комиссией актов приемки дороги в эксплуатацию. Технический учет в этом случае должен проводиться не позднее, чем через шесть месяцев после приемки дороги в эксплуатацию.
Повторный технический учет проводится на существующих дорогах, имеющих паспорта, но содержащих сведения не в полном объеме. Текущий технический учет производится ежегодно по специальной программе, которая составляется по результатам анализа информации существующего технического паспорта дороги с обоснованием необходимости измерения отдельных переменных параметров дороги (прочность, ровность, сцепные качества покрытия и т.п.). По данным текущего учета один раз в год по состоянию на 1 января вносят изменения в паспорт дороги (п. 4.2.3 ГОСТ).
Первичное заполнение паспорта производят на основании обследования дороги с подробным описанием, обмером, визуальным или инструментальным определением технического состояния элементов дороги и дорожных сооружений. При первичной паспортизации дорог используется вся имеющаяся исполнительная и проектно-сметная документация по обследуемой дороге или ее участку. Использование этих материалов, являющихся вспомогательными, не исключают необходимости производства полевых работ (п. 4.2.4 ГОСТ).При повторном и текущем техническом учете и паспортизации, кроме указанной документации, могут использоваться материалы ежегодных визуальных обследований автомобильных дорог и дорожных сооружений (п. 4.2.5 ГОСТ).
Работы по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог должны выполняться специализированными организациями, оснащенными передвижными лабораториями, приборами и оборудованием (п. 4.2.6 ГОСТ).
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Минтранса России от 7 августа 2020 года №288, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ) под "автомобильной дорогой" понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу части 11 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Частью 9 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ предусмотрено, что к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Поскольку содержание автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов городского округа относится к вопросам местного значения округа, работы по паспортизации и техническому учету дорог должны проводиться ответчиком.
Судом установлено, что прокуратурой г. Якутска проведена проверка соблюдения федерального законодательства о дорожной деятельности, организации и безопасности дорожного движения. В ходе проверки было выявлено, что автомобильные дороги улиц ____ г. Якутска включены в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения ГО «город Якутск, утверждённый распоряжением главы ГО «город Якутск» от 12.09.2022 №, проведена первичная техническая инвентаризация дорог, кадастровый учет.
Технические паспорта на указанные выше дороги местного значения оформлены в 2017 году, что подтверждаются их копиями, однако технические паспорта не содержат весь объем сведений о техническом состоянии автодорог, предусмотренный требованиями ГОСТ, сведения о технических характеристиках объектов не обновляются в предусмотренный техническими регламентами срок.
Так разделом 9 ГОСТ 33388-2015. «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации» установлены требования к результатам паспортизации автомобильных дорог.
Результатом технического учета и паспортизации является технический паспорт автомобильной дороги, который составляется на бумажном и электронном носителях. Технический паспорт автомобильной дороги представляет собой документ, содержащий данные о техническом уровне и эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, полученные в результате проведения ее технического учета (п.9.1).
Паспорт дороги (участка) должен ежегодно обновляться по результатам обследований.
Технический паспорт автомобильной дороги состоит из следующих основных разделов: титульный лист; план-схема автомобильной дороги; общие данные об автомобильной дороге; экономическая характеристика; техническая характеристика; сведения об основных объемах выполненных ремонтных работ; линейный график дороги (п.9.2).
В общих сведениях об автомобильной дороге указывают наименование дороги (участка), протяженность, категорию дороги (участка), приводят краткую историческую справку с указанием года постройки, выполненных ремонтных работах, изменений геометрии дороги и др.(п.9.5).
Согласно п.9.7 ГОСТ раздел "Техническая характеристика дороги" является основным разделом паспорта, в котором приводятся данные о наличии и техническом состоянии отдельных конструктивных элементов дороги и дорожных сооружений, при этом отражается соответствие фактических транспортно-эксплуатационных характеристик требованиям нормативных документов. В данном разделе указывают: сведения о параметрах геометрических элементов автомобильной дороги; данные о конструкции дорожной одежды и типах покрытия; сведения о пересечениях, примыканиях и съездах; характеристику продольного профиля и плана трассы; объекты дорожного и придорожного сервиса и др.
В разделе "Сведения об основных объемах выполненных ремонтных работ" приводится полный перечень ремонтных работ, выполненных с момента ввода дороги в эксплуатацию. Под основными объемами выполненных ремонтных работ следует понимать работы по реконструкции, реабилитации и ремонтам, которые повышают или восстанавливают транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги (например, укладка слоев из асфальтобетонной смеси, устройство пропитки, поверхностная обработка и т.п.) (п.9.8).
Линейный график дороги является заключительным разделом паспорта дороги. Его вычерчивают в масштабе 1:20000. На линейный график наносят: сокращенный продольный профиль, километраж, границы зон обслуживания и наименование дорожных организаций, в чьем ведении находится дорога, продольные уклоны, радиусы кривых в плане, тип покрытия, конструкцию дорожной одежды и толщину конструктивных слоев, грунт земляного полотна, показатели эксплуатационного состояния покрытия проезжей части (п.9.9).
Ознакомившись с представленными техническими паспортами на автодороги, суд приходит к выводу о том, что их форма и содержание не соответствует положениям раздела 9, паспорта не содержат: характеристику продольного профиля и плана трассы; объекты дорожного и придорожного сервиса и др.; отсутствует полный перечень ремонтных работ, выполненных с момента ввода дороги в эксплуатацию; линейный график не содержит границы зон обслуживания и наименование дорожных организаций, в чьем ведении находится дорога, продольные уклоны, радиусы кривых в плане, тип покрытия, конструкцию дорожной одежды и толщину конструктивных слоев, грунт земляного полотна, показатели эксплуатационного состояния покрытия проезжей части; паспорта не содержат данные измерений отдельных переменных параметров дороги (прочность, ровность, сцепные качества покрытия и т.п.). Данные технических паспортов также не обновляются ежегодно, вопреки требованиям 9.1, 4.2.3. ГОСТ 33388-2015.
Несоответствие паспортов требованиям ГОСТ 33388-2015 подтверждается представленным истцом заключением технического специалиста ООО «Наука» от 08.12.2023, которым также отмечено, что технические характеристики автодорог подготовлены на бланках, форма которых в настоящее время не применяется.
Бездействие ответчика, как собственника автодорог по надлежащему ведению и обновлению технических паспортов не позволяет ответчику и эксплуатирующей организации правильно оценивать состояние дорог, планировать их своевременный ремонт, контролировать эффективность расходов на ремонт и восстановление дорог, что в свою очередь не обеспечивает безопасность дорожного движения.
Доводы представителя административного ответчика об отсутствии бездействия опровергаются техническими паспортами, в которые не вносились вторичные сведения о техническом состоянии дорог и их эксплуатации более 5 лет, с 2017 года, а первичные сведения внесены не в том объеме, в котором предусмотрено техническими стандартами. Кроме того, в представленных ответчиком сведениях из муниципальной программы «Развитие имущественного и земельного комплекса ГО «город Якутск», отсутствует детализация выделенных денежных средств программы по объектам недвижимости, паспорта на которые подлежат изготовлению и обновлению, то есть не представляется возможным установить выделение и планирование денежных средств на технические паспорта автомобильных дорог, являющиеся предметом настоящего спора.
При наличии установленной законом обязанности ежегодно актуализировать технические паспорта, в течение длительного времени ответчик не может надлежаще организовать деятельность по изготовлению паспортов в соответствии с требованиями стандартов. Неоднократное безуспешное объявление ответчиком торгов для заключения муниципальных контрактов на проведение работ по изготовлению и обновлению технических паспортов автодорог не свидетельствует об отсутствии бездействия ответчика, поскольку последним не доказано, что торги не состоялись по обстоятельствам, не зависящим от действий и решений ответчика, которые он должен был предпринять в силу положений законодательства о закупках при подготовке конкурсной (аукционной) документации. При наличии выделенных средств из муниципального бюджета фактически работа по актуализации технических паспортов не проводится с 2017 года.
При таких обстоятельствах, суд считает доводы прокурора о наличии бездействия ответчика по оформлению и актуализации технических паспортов на автодороги обоснованными, а административный иск в части возложения обязанности по приведению технических паспортов в соответствие с требованиями технического регламента, подлежащими удовлетворению.
Учитывая особенности планирования расходов бюджета, суд считает необходимым возложить на Окружную администрацию г. Якутска обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по оформлению технических паспортов улиц ____ г. Якутска в соответствии с требованиями ГОСТ 33388-2015, его п. 4.2.3 и раздела 9.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Признать незаконным бездействие Окружной администрации ГО «город Якутск» по не приведению в соответствие с требованиями ГОСТ 33388-2015. «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации» паспортов автомобильных дорог, расположенных по адресам: г. Якутск ____
Возложить на Окружную администрацию ГО «город Якутск» обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести технические паспорта на автомобильные дороги, расположенные по адресам: г. Якутск улица ____, в соответствие с требованиями ГОСТ 33388-2015. «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Л.И.Холмогорова
Решение изготовлено 04.03.2024 года