ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1137/20 от 25.06.2020 Воскресенского городского суда (Московская область)

Дело

УИД:50RS0003-01-2020-000915-83

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


25 июня 2020 года г. Воскресенск

Воскресенский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Кретовой Е.А.,

при секретаре Шаманиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Коротаева Анатолия Ивановича к Администрации городского округа Воскресенск Московской области о признании незаконным решения об отказе в установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от <дата> и об обязании установить соответствие разрешенного использования земельного участка коду 6.9 "Склады" Классификатора,

у с т а н о в и л:

Коротаев А.И. обратился в суд с административным иском к Администрации городского округа Воскресенск Московской области с вышеуказанным административным иском, в котором просит: признать незаконным решение Администрации городского округа Воскресенск Московской области от <дата>. об отказе в установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от <дата>. Обязать Администрацию городского округа Воскресенск Московской области в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу установить соответствие разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером коду 6.9 «Склады» Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от <дата>.

Требования мотивированы тем, что административному истцу – Коротаеву Анатолию Ивановичу принадлежит на праве собственности земельный участок: категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для склада для хранения и торговли строительными материалами, общая площадь 2 180 кв.м., кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>. Указанный земельный участок принадлежит административному истцу на праве собственности, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от <дата>. серия , запись регистрации от <дата>.

Земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет в 2009 году. При формировании земельного участка был установлен вид разрешенного использования: «для склада для хранения и торговли строительными материалами».

По заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка Классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным Классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка. (п.13 ст. 34 ФЗ № 171-ФЗ).

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден приказом Минэкономразвития России от <дата>. .

Установленный вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым – «для склада для хранения и торговли строительными материалами» не является однозначно определенным, может быть отнесен к группе видов разрешенного использования, содержащейся как в кодах классификации 4.2, 4.4 (размещение торговых объектов), так и кодах классификации 6.9 (размещение складов), исходя из положений Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от <дата>.

<дата> административный истец обратился с заявлением к административному ответчику о приведении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером в соответствии с Классификатором на вид разрешенного использования «склады» (код 6.9). По Классификатору разрешенное использование «склады» (код 6.9) соответствует фактическому использованию объекта капитального строительства, размещенному на земельном участке. Основанием для обращения послужило исключение разночтений в толковании установленного вида разрешенного использования земельного участка.

Установление соответствия вида разрешенного использования земельного участка Классификатору является самостоятельной услугой, не предполагающей внесение изменений в правила землепользования и застройки соответствующей территории. Более того, данная услуга не является изменением вида разрешенного использования земельного участка.

Муниципальное образование «Администрация городского округа Воскресенск Московской области» является правопреемником Муниципального учреждения «Администрация Воскресенского муниципального района Московской области» в соответствии с решением Совета депутатов городского округа Воскресенск Московской области от <дата>

Решением Совета депутатов городского округа Воскресенск Московской области от <дата>. утверждены Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа <адрес>.

Земельный участок с кадастровым в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки территории <адрес>, расположен в территориальной зоне О-1 «Многофункциональная общественно-деловая зона».

Многофункциональная общественно-деловая зона О-1 установлена для обеспечения условий размещения объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской иной предпринимательской деятельности, а также общественного использования объектов капитального строительства.

Градостроительные регламенты указанной территориальной зоны в числе условно разрешенных видов использования, установлен вид: «склады» (код 6.9).

Предельные (минимальные) размеры земельного участка, соответствуют градостроительным регламентам, позволяющие осуществлять деятельность в соответствии с таким видом разрешенного использования. Требования к предоставленным документам административным истцом были соблюдены.

Решением Администрации Воскресенского муниципального района Московской области от <дата>. , административному истцу отказано в установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков.

Указанное решение получено административным истцом <дата>.

Причиной отказа указано, что испрашиваемый заявителем вид разрешенного использования по содержанию не соответствует текущему виду разрешенного использования земельного участка, и что испрашиваемый вид разрешенного использования может быть установлен путем проведения процедуры изменения вида разрешенного использования.

Указанное решение Администрации Воскресенского муниципального района Московской области административный истец считает незаконным и нарушающим его права и законные интересы.

Административный ответчик указал, что испрашиваемый заявителем вид разрешенного использования по содержанию не соответствует текущему виду разрешенного использования земельного участка. При этом, в текущем виде разрешенного использования непосредственно указано: "для склада для хранения и торговли строительным материалами".

В действующем виде разрешенного использования указанно два различных по виду деятельности разрешения использования земельного участка: склады и торговля. Обращаясь с заявлением об установлении соответствия вида разрешенного использования Классификатору, административный истец фактически просил исключить второй вид разрешенного использования земельного участка, а именно «торговля» (код 4.2, 4.4), вид разрешенного использования «склады» (код 6.9) уже указан в наименовании вида разрешенного использования. Кроме того, нежилое здание, расположенное на указанном земельном участке, является зданием склада и используется в качестве складов.

Неоднозначная трактовка вида разрешенного использования земельного участка, соответствие по которому не установлено Классификатору, приводит к значительным налоговым и просим издержкам для правообладателя участка. Размер ставки земельного налога также напрямую зависит от вида разрешенного использования земельного участка, что предусмотрено в ст. 394 НК РФ.

Отказ административного ответчика в предоставлении разрешения на разрешенный вид использования «склады» (код 6.9), выраженный в решении от <дата>. , административный истец считает не соответствующим закону. (л.д.2-8).

Административный истец Коротаев А.И. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен (л.д.75). Суд определил рассмотреть дело в отсутствие административного истца с участием в деле представителя.

Представитель административного истца Иванников В.В., действующий на основании доверенности (л.д.69) в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по доводам административного иска и письменных пояснений (л.д.52-54).

Представитель административного ответчика Администрации городского округа Московской области Хозяинова Е.Ю., действующая на основании доверенности (л.д.42), в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по основаниям, указанным в отзыве на административное исковое заявление (л.д.56-59).

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные административные требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано: соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).

Согласно пункту 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, договорах, предметом которых являются земельные участки, государственном кадастре недвижимости, документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Разрешенное использование земельного участка представляет собой установление конкретной цели (целей) использования участка земли и определение объема прав и обязанностей лица, которому принадлежит земельный участок.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540.

Код 6.9 Классификатора "Склады" предусматривает размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов. Также приведение вида разрешенного использования в соответствие с Классификатором не изменяет установленный вид разрешенного использования земельного участка, а только актуализирует по 540 Классификатору.
В судебном заседании установлено, что административный истец Коротаев А.И. на основании договора купли-продажи земельного участка, заключенного в простой письменной форме от <дата> является собственником земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства склада для хранения и торговли строительными материалами, общей площадью 2180 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> (л.д.27), а также выпиской из ЕГРН (л.д.17-26), которой указан вид разрешенного использования: для склада для хранения и торговли строительными материалами..

<дата> административный истец Коротаев А.И. обратился в Администрацию Воскресенского района Московской области с заявлением об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером с видом для склада хранения и торговли строительными материалами Классификатору видов разрешенного использования земельного участка, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от <дата> (л.д.14-15).

Решением Администрации Воскресенского муниципального района Московской области Об отказе в предоставлении Государственной услуги "Установление соответствия вида разрешенного использования земельных участков классификатору видов разрешенного использования земельных участков" от <дата>, Коротаеву А.И. было отказано в предоставлении Государственной услуги "Установление соответствия вида разрешенного использования земельных участков классификатору видов разрешенного использования земельных участков" по следующим основаниям: испрашиваемый заявителем вид разрешенного использования по содержанию не соответствует текущему виду разрешенного использования земельного участка. Испрашиваемый вид разрешенного использования может быть установлен путем проведения процедуры изменения вида разрешенного использования земельного участка. Для изменения вида разрешенного использования земельного участка необходимо обратиться в органы Росреестра (л.д.12-13).

В соответствии с ч.1 ч.2 ст.37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно ч.3, ч.5 статьи 37 Градостроительного кодекса изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

Во исполнение данного законоположения приказом Минэкономразвития России от <дата>г. утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

В силу п.11 ст.34 Федерального закона от 23 июня 2014г. №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия классификатору.

Согласно ст.42 Земельного кодекса РФ Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 31 декабря 2012 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации.

Согласно ст.11 Земельного кодекса РФ К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В соответствии со ст.2 закона Московской области №107/2014-ОЗ от 10.07.2014г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Из системного толкования упомянутых норм следует, что при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки собственник земельного участка, находящегося в частной собственности, может выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления.

Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от <дата>, вид разрешенного использования земельного участка "склады" предусматривает размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которые был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов.

Как следует из выписки из ЕГРН (л.д.17-26) текущий вид разрешенного использования земельного участка, принадлежащего административному истцу Коротаеву А.И. содержит вид, "и торговли строительными материалами", который не идентичен, не соответствует по своему содержанию виду разрешенного использования "склады".

Представленный Технический паспорт Здания, расположенного на земельном участке административного истца, имеет наименование: "Здание склада и торговли строительными материалами" (л.д. 77-89).

Таким образом, с учетом приведенных правовых норм, нарушений прав истца действиями административного ответчика не установлено, так как текущий вид разрешенного использования земельного участка, принадлежащего административному истцу Коротаеву А.И., содержит двойной вид, а именно "для склада для хранения и торговли строительными материалами", который не идентичен/тождественен, не соответствует по своему содержанию виду разрешенного использования "склады" (код 6.9 Классификатора).

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что отказ административного ответчика не нарушает требований законодательства, является законным и обоснованным, суд не находит оснований для удовлетворения настоящего административного искового заявления. При этом, административный истец не лишен права на обращение в установленном законом порядке с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного искового заявления Коротаева Анатолия Ивановича к Администрации городского округа Воскресенск Московской области о признании незаконным решения от <дата> об отказе в установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером в соответствие с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от <дата>; об обязании в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу установить соответствие разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером коду 6.9 "Склады" Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от <дата>, - отказать

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Воскресенский городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Решение изготовлено в окончательной форме 20.07.2020 года.

Судья: подпись Кретова Е.А.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>