УИД 58RS0028-01-2020-002742-61
Дело № 2а-1137/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Кондоль 30 декабря 2020 года
Пензенский районный суд Пензенской области в составе
председательствующего судьи Толстенкова А.Б.,
при секретаре Багреевой Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Черкизово-Свиноводство» к Государственной инспекции труда в Пензенской области о признании незаконным и отмене предписания №58/8-1163-20-И/471-1 от 11 сентября 2020 года Государственной инспекции труда в Пензенской области,
у с т а н о в и л:
ООО «Черкизово-Свиноводство» обратилось в суд с вышеназванным иском, указав, что 11.09.2020 года государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Пензенской области ФИО1 в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ЧЕРКИЗОВО-СВИНОВОДСТВО» (далее - Общество) было вынесено Предписание № 58/8-1163-20-И/471-1 об устранении выявленных нарушений трудового законодательства.
I. ФАКТИЧЕСКИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА.
На основании Распоряжения Государственной инспекции труда в Пензенской области (далее - ГИТ) № 58/8-1163-20-И/471 от 17.08.2020 г. в отношении Общества была проведена внеплановая документарная проверка, по итогам которой составлен Акт проверки № 58/8-1163-20-И/471 от 11.09.2020 г.
По результатам проверки ГИТ было вынесено Предписание № 58/8-1163-20-И/471-1 от 11.09.2020 г. (далее — «Предписание»), мотивированное тем, что Общество в нарушение абз. 7 ч. 2 ст. 212 и ст. 221 ТК РФ, п. 4 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 №290н, п.42 Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сельского и водного хозяйств, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 12.08.2008 № 416н, не обеспечило работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) в полном объеме, а именно:
не были обеспечены прорезиненным фартуком, головным, убором:
рабочий свиноводческого комплекса (далее - СК) участка доращивание - откорм 1 А.И.В.;
рабочий СК участка доращивание - откорм 2 Б.М.А.;
рабочий СК участка доращивание - откорм 2 З.А.А.;
рабочий СК участка доращивание - откорм 1 У.Р.М.;
не были обеспечены головным убором операторы СК и механизированных ферм (далее - МФ) А.Е.Н., Т.Е.А., М.С.Г., Г.Е.Н., К.Ю.В., Д.Л.Н., Е.А.А., Ш.А.Ю., Т.С.Ю,, Х.Ю.Г.;
не были обеспечены фартуком и головным убором подсобные рабочие К.А.В., С.А.Б.;
не была обеспечена головным убором, прорезиненным фартуком, рукавицами комбинированными начальник участка доращивание - откорм 2 Х.И.И.
Также по итогам проверки 16.09.2020 г. ГИТ вынесено Постановление № 58/8-1163-20-И/471 (далее - Постановление) о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 1 статьи 5.7.1 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 65000 (Шестьдесят пять тысяч) рублей 00 копеек.
Указанное Постановление было обжаловано Обществом в Пензенский районный суд Пензенской области (дело № 12-212/2020).
II. ПОЗИЦИЯ ОБЩЕСТВА.
2.1. Вынесенное в отношении Общества Предписание № 58/8-1163-20-И/471-1 от 11.09.2020г. является незаконным и необоснованным, поскольку у ГИТ отсутствовали правовые основания для его вынесения.
В соответствии с абз.6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, вправе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников в установленном законом порядке.
При обеспечении работников СИЗ Обществом не было допущено нарушений трудового законодательства.
В соответствии с абз. 7 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством РФ о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
В силу ст. 221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 г. № 290н (далее - Межотраслевые правила) распространяются на работодателей - юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (п. 2 Межотраслевых правил).
В соответствии с п. 5 Межотраслевых правил предоставление работникам СИЗ осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
Согласно п. 6 Межотраслевых правил работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа заменять один вид средств индивидуальной защиты, предусмотренных типовыми нормами, аналогичным, обеспечивающим равноценную защиту от опасных и вредных производственных факторов.
Таким образом, работодатель вправе заменять СИЗ на аналогичный установленному типовыми нормами и обеспечивающий равноценную защиту от опасных и вредных производственных факторов.
В соответствии с п. 42 Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сельского и водного хозяйств, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 12.08.2008 № 416н, (далее - Типовые нормы) оператору свиноводческих комплексов и механизированных ферм должны быть выданы в том числе фартук прорезиненный, головной убор и рукавицы комбинированные.
Руководствуясь п. 6 Межотраслевых правил Общество произвело замену фартука прорезиненного и головного убора на костюм Л-1 (из прорезиненных материалов артикул Т-15, тканей на основе капрона, с односторонним резиновым покрытием) и головной убор утепленный. По сути, СИЗ аналогичны, и такая замена обеспечила равноценную защиту работников от опасных и вредных производственных факторов.
Личными карточками учета выдачи СИЗ подтверждается следующее:
были обеспечены костюмом Л-1 (из прорезиненных материалов артикул Т-15, тканей на основе капрона, с односторонним резиновым покрытием) и головными уборами утепленными (2 шт.):
рабочий СК участка доращивание - откорм. 1 А.И.В. (запись в личной карточке № учета выдачи СИЗ с подписью работника о выдаче 01.12.2019 г.);
рабочий СК участка доращивание - откорм 2 Б.М.А. (запись в личной карточке № учета выдачи СИЗ с подписью работника о выдаче 28.08.2020 г.);
рабочий СК участка доращивание - откорм 2 З.А.А. (запись в личной карточке № учета выдачи СИЗ с подписью работника о выдаче 12.12.2019 г.);
рабочий СК участка доращивание - откорм 1 У.Р.М. (запись в личной карточке № учета выдачи СИЗ с подписью работника о выдаче 01.12.2019 г.);
были обеспечены головным убором утепленным (1 шт.):
оператор СК и МФ Д.Л.Н. (запись в личной карточке № учета выдачи СИЗ с подписью работника о выдаче 13.09.2019 г.);
оператор СК и МФ Е.А.А. (запись в личной карточке № учета выдачи СИЗ с подписью работника о выдаче 18.10.2019 г.);
оператор СК и МФ Ш.А.Ю. (запись в личной карточке № учета выдачи СИЗ с подписью работника о выдаче 22.11.2019 г.);
оператор СК и МФ Т.С.Ю, (запись в личной карточке № учета выдачи СИЗ с подписью работника о выдаче 11.12.2019 г.);
- оператор СК и МФ Х.Ю.Г. (запись в личной карточке № учета выдачи СИЗ с подписью работника о выдаче 22.04.2020 г.);
- оператор СК и МФ А.Е.Н. (запись в личной карточке № учета выдачи СИЗ с подписью работника о выдаче 01.12.2019 г.);
оператор СК и МФ Т.Е.А. (запись в личной карточке № учета выдачи СИЗ с подписью работника о выдаче 01.12.2019 г.);
оператор СК и МФ М.С.Г. (запись в личной карточке № учета выдачи СИЗ с подписью работника о выдаче 01.12.2019 г.);
оператор СК и МФ Г.Е.Н. (запись в личной карточке № учета выдачи СИЗ с подписью работника о выдаче 01.12.2019 г.);
оператор СК и МФ К.Ю.В. (запись в личной карточке № учета выдачи СИЗ с подписью работника о выдаче 01.12.2019 г.).
3) с учетом специфики выполняемой работы и должностной инструкции, подсобным рабочим К.А.В., С.А.Б. не требуется выдавать СИЗ, т.к. должность «подсобный рабочий» отсутствует в перечне Типовых норм. При этом для улучшения условий труда (защиты работников) работодатель обеспечил указанных подсобных рабочих СИЗ, руководствуясь Типовыми нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной работникам, занятым на строительных, строительно- монтажных и ремонтно-строительных работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением строительных и др. работ, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.07.2007 № 477 (п. 72), что подтверждается записями в личной карточке № 27, 9 учета выдачи СИЗ с подписью работников о выдаче 26.06.2020 г. и 01.12.2019 г., соответственно.
4) согласно должностной инструкции начальник участка Х.И.И. осуществляет управленческую, координационную и контролирующую деятельность, ее должность не указана в перечне должностей Типовых норм, следовательно, выдача СИЗ работнику не требуется. При этом для улучшения условий труда (защиты работника) начальнику участка Х.И.Н. выданы СИЗ на основании Типовых норм бесплатной выдач СИЗ работникам, занятым на строительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением строительных и др. работ, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.07.2007 № 477 (п. 72), - запись в личной карточке № 13 учета выдачи СИЗ с подписью работника о выдаче 01.12.2019 г.
Таким образом, при обеспечении вышеперечисленных работников СИЗ Обществом не было допущено нарушений трудового законодательства. В связи с чем оспариваемое Предписание является незаконным, необоснованным и подлежит отмене.
2.2 Права и законные интересы Общества нарушаются незаконным Предписанием.
Обязанности по обеспечению работников СИЗ Обществом исполнены, повторное возложение указанных обязанностей не соответствует требованиям действующего законодательства, также требует дополнительных затрат. За неисполнение Предписания Общество может быть привлечено к ответственности по ст. 19.5 ч.23 КоАП РФ
Таким образом, оспариваемым Предписанием нарушаются интересы Общества, и имеются законные основания для его обжалования.
2.3. Исполнения Предписания подлежит приостановлению до рассмотрения дела и вступления в законную силу судебного акта.
В соответствии с ч.23 ст.19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок или ненадлежащее исполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от сто тысяч до двухсот тысяч рублей.
Статьей 223 КАС РФ предусмотрено, что по административным делам об оспаривании решений, действий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в порядке, предусмотренном главой 7 настоящего Кодекса, вправе приостановить действие оспариваемого решения в части, относящейся к административному истцу, или приостановить совершение в отношении административного истца оспариваемого действия.
В связи с тем, что Общество обжалует Предписание, а за его неисполнение в установленный срок может быть привлечено к административной ответственности, имеются основания для приостановления исполнения Предписания до рассмотрения настоящего дела и вступления в законную силу судебного акта.
В соответствии со статьей 22 КАС РФ, административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.
В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.
Как разъяснено в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" в случае, если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение (часть 2 статьи 22 КАС РФ).
Поскольку полномочия административного ответчика - Государственной инспекции труда в Пензенской области распространяются на территорию всей Пензенской области, в том числе, на с.Ермоловку Пензенского района Пензенской области, где располагаются производственные площадки в составе обособленного подразделения Общества, осуществляют трудовую деятельность все указанные в Предписании работники и должно быть исполнено оспариваемое Предписание, казанным работникам выданы СИЗ (о чем указано в Постановлении о привлечении к ответственности), то рассмотрение Административного искового заявления относится к подсудности Пензенского районного суда Пензенской области.
Обязательный досудебный порядок урегулирования спора не предусмотрен, жалоба в порядке подчиненности не подавалась.
На основании вышеизложенного представитель административного истца просила предписание государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Пензенской области ФИО1 № 58/8-1163-20-И/471-1 от 11.09.2020 г. признать незаконным и отменить. Приостановить исполнение государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Пензенской области ФИО1 №1163-20-И/471-1 от 11.09.2020 г. до рассмотрения настоящего дела и вступления в законную силу судебного акта.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, государственный инспектор труда (по охране труда) в Пензенской области ФИО1 в отзыве на административный иск указала, что на основании поступившего в Государственную инспекцию труда в Пензенской области из ГБУЗ «Клиническая больница № 6 им. Г.А. Захарьина» извещения о пострадавшем от несчастного случая на производстве работнике ООО «ЧЕРКИЗОВО-СВИНОВОДСТВО» А.И.В. (извещение вх. № 58/6-232-20-ИЗ от 26.06.2020 г.), ГИТ в Пензенской области в отношении ООО «ЧЕРКИЗОВО-СВИНОВОДСТВО» была назначена предварительная проверка (исх. № 58/10-565-20-ЗП от 30.06.2020 г.).
В ходе изучения представленных документов по запросу ГИТ в Пензенской области были выявлены нарушения требований трудового законодательства.
Государственным инспектором труда (по охране труда) в Пензенской области ФИО1 была составлена служебная записка (вх. № 58/8-1163-20-И от 10.08.2020 г.) о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников.
По согласованию с Прокуратурой Пензенской области в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Черкизово - свиноводство» была организована внеплановая документарная проверка.
В ходе проведения проверки были выявлены нарушения требований охраны труда, за которые ООО «ЧЕРКИЗОВО-СВИНОВОДСТВО» было привлечено к административной ответственности постановлением № 58/8-1163-20-И/471 от 16.09.2020 г.
Государственная инспекция груда в Пензенской области не согласна с жалобой защитника ООО «Черкизово-свиноводство» Родниковой В.А. об отмене постановления ГИТ в Пензенской области по следующим основаниям:
Согласно ст. 212, 221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 14 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ №290н от 01.06.2009г., при выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности.
При отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель выдает работникам СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах - типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «ЧЕРКИЗОВО-СВИНОВОДСТВО» осуществляет деятельность по разведению свиней (ОКВЭД 01.46).
Соответственно ООО «ЧЕРКИЗОВО-СВИНОВОДСТВО» при выдачи СИЗ должно руководствоваться Типовыми нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сельского и водного хозяйств, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 августа 2008 г. №416н.
В ходе проверки было установлено следующее:
В нарушение абз. 7 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, ст. 221 ТК РФ, п. 4 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.06.2009 г. № 290н, п. 42 Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сельского и водного хозяйств, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 августа 2008 г. № 416н, работники ООО «ЧЕРКИЗОВО-СВИНОВОДСТВО» рабочий СК участка доращивание - откорм 1 А.И.В. (дата приема - 27.09.2019 г.), рабочий СК участка доращивание - откорм 2 Б.М.А. (дата приема - 28.08.2019 г.), рабочий СК участка доращивание - откорм 2 З.А.А. (дата приема - 08.11.2019 г.), рабочий СК участка доращивание - откорм 1 У.Р.М. (дата приема - 16.04.2018 г.) не были обеспечены фартуком прорезиненным, головным убором.
В нарушение абз. 7 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, ст. 221 ТК РФ, п. 4 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.06.2009 г. № 290н, п. 42 Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сельского и водного хозяйств, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 августа 2008 г. № 416н, работники ООО «ЧЕРКИЗОВО-СВИНОВОДСТВО» операторы СК и МФ А.Е.Н. (дата приема 18.04.2018 г.), Б.И.Т. (дата приема 14.07.2020 г.).,Т.Е.А. (дата приема 24.09.2018 г.), М.С.Г. (дата приема 29.05.2018 г.), Г.Е.Н. (дата приема 18.04.2018 г.), К.Ю.В. (дата приема 18.10.2019 г.), Д.Л.Н. (дата приема 13.09.2019 г.)., Е.А.А. ( дата приема 18.10.2019 г.), Ш.А.Ю. ( дата приема 22.11.2019 г.)., К.Т.В. (дата приема 28.02.2020 г.), Т.С.Ю, (дата приема 11.12.2019 г.), Х.Ю.Г. (дата приема 22.04.2020 г.) не были обеспечены головным убором.
В нарушение абз. 7 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, ст. 221 ТК РФ, п. 4 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.06.2009 г. № 290н, п. 42 Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сельского и водного хозяйств, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 августа 2008 г. № 416н, работники ООО «ЧЕРКИЗОВО-СВИНОВОДСТВО» подсобные рабочие К.А.В. (дата приема 26.06.2020 г.), С.А.Б. (дата приема 06.09.2019 г.) не были обеспечены фартуком прорезиненным и головным убором.
В нарушение абз. 7 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, ст. 221 ТК РФ, п. 4 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.06.2009 г. № 290н, п. 42 Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сельского и водного хозяйств, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 августа 2008 г. № 416н, работник ООО «ЧЕРКИЗОВО-СВИНОВОДСТВО» начальник участка доращивания -откорм 2 Х.И.И. (дата приема 21.11.2018 г.) не была обеспечена головным убором, фартуком прорезиненным, рукавицами комбинированными.
Согласно п. 17 Приложения N4к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011) головной убор, фартук прорезиненный, рукавицы комбинированные относятся к классу риска-1.
Согласно Письма Министерства труда и социальной защиты РФ от 20.09.2016 г. № 15-2/ООГ-3388: «работникам, в том числе выполняющим отдельные периодические работы, СИЗ выдаются исключительно на основании Типовых норм вне зависимости от результатов проведения специальной оценки условий труда».
Работодатель не вправе уменьшать нормы выдачи СИЗ, предусмотренные Типовыми нормами.
Дополнительно к средствам индивидуальной защиты, указанным в Типовых нормах, а также в случае отсутствия в Типовых нормах наименования профессии и должности работника СИЗ могут выдаваться по результатам специальной оценки условий труда.
Учитывая вышеизложенное Государственная инспекция туда в Пензенской области считает, что исключение каких-либо средств индивидуальной защиты из Типовых норм бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты недопустимо.
Государственная инспекция труда (ГИТ) осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 356 ТК РФ). При этом инспектору ГИТ предоставлено право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений (ст. ст. 356, 357 ТК РФ).
Статьей 357 ТК РФ предусмотрено право работодателя обжаловать (оспорить) вынесенное ГИТ предписание в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
ООО «ЧЕРКИЗОВО-СВИНОВОДСТВО» предписание об устранении выявленных нарушений № 58/8-1163-20-И/471-1 от 11.09.2020 г. было выдано 11.09.2020 г.
Таким образом, ООО «ЧЕРКИЗОВО-СВИНОВОДСТВО» срок обжалования предписания об устранении выявленных нарушений № 58/8-1163-20-И/471-1 от 11.09.2020 г. пропущен.
На основании вышеизложенного, просила административное исковое заявление ООО «ЧЕРКИЗОВО-СВИНОВОДСТВО» о признании незаконным и отмене предписания ГИТ в Пензенской области № 58/8-1163-20-И/471-1 от 11.09.2020 г. оставить без удовлетворения.
Суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя административного истца и представителя административного ответчика.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч.5 ст.219 КАС РФ).
Согласно ч.7 ст.219 КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч.8 ст.219 КАС РФ).
Пунктом 12 статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) муниципального контроля» предписание Государственной инспекции труда может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу в течение 15 дней со дня его получения, либо обжаловано в суд в течение 10 дней со дня его получения.
В соответствии с ч.2 ст.357 ТК РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение десяти дней с момента его получения работодателем или его представителем.
Таким образом, положения данной нормы устанавливают специальный срок для оспаривания работодателем предписаний государственной инспекции труда, который и подлежит применению судом.
Судом установлено, что на основании распоряжения и.о. руководителя ГИТ в Пензенской области Т.А.Н. от 17 августа 2020 года №58/8-1163-20-И/471 в отношении ООО «Черкизово-Свиноводство была проведена внеплановая документальная проверка. По результатам проверки был составлен акт проверки №58/8-1163-20-И/471 от 11 сентября 2020 года и выдано предписание об устранении выявленных нарушений №58/8-1163-20-И/471 -1 от 11 сентября 2020 года.
Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч.5 ст.219 КАС РФ).
Согласно ч.7 ст.219 КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч.8 ст.219 КАС РФ).
Судом установлено, что предписание об устранении выявленных нарушений №58/8-1163-20-И/471 -1 от 11 сентября 2020 года было получено представителем ООО «Черкизово-Свиноводство» Б.А.Ю. 11 сентября 2020 года, о чем свидетельствует подпись Б.А.Ю. в получении обжалуемого предписания (л.д. 47-50).
В Пензенский районный суд Пензенской области с настоящим иском представитель административного истца обратился только 17 ноября 2020 года.
Представитель ООО «Черкизово-Свиноводство» об уважительности причин пропуска срока для обращения в суд, не заявил, доказательств уважительности причин пропуска срока суду административным истцом, на которого возложено бремя доказывания данного обстоятельства, не представлено.
Как следует из ч. 2 ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации, предписание государственного инспектора труда может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Поскольку положения данной нормы устанавливают специальный срок для оспаривания работодателем предписаний государственной инспекции труда, то общий срок обращения в суд, установленный ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, применению не подлежит.
Аналогичное толкование норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Трудового кодекса Российской Федерации в части срока обжалования предписания государственной инспекции труда приведено в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2017 года N 42-КГ17-5, и в ответе на вопрос N 1 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года", утвержденного Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2006 года.
Объективных причин, препятствующих обращению административного истца в суд, в срок, представителем ООО «Черкизово-Свиноводство» не представлено.
При таких обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении административного иска ООО «Черкизово-Свиноводство» к Государственной инспекции труда в Пензенской области о признании незаконным и отмене предписания №58/8-1163-20-И/471-1 от 11 сентября 2020 года Государственной инспекции труда в Пензенской области, поскольку пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск ООО «Черкизово-Свиноводство» к Государственной инспекции труда в Пензенской области о признании незаконным и отмене предписания №58/8-1163-20-И/471-1 от 11 сентября 2020 года Государственной инспекции труда в Пензенской области, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Пензенский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия.
Председательствующий