К делу №а-1139/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 февраля 2016 года
Судья Центрального районного суда гор. Сочи Краснодарского края Афонькина А.И.
При секретаре Кещелян Д.Г.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Строкиной М. А. к административному ответчику - администрации гор.Сочи о признании незаконным решения об отказе в присвоении объекту адресации адреса
УСТАНОВИЛ :
Административный истец - Строкина М. А. обратилась в суд с иском к административному ответчику - администрации гор.Сочи о признании незаконным решения об отказе в присвоении объекту адресации адреса. Свои требования обосновывает тем, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 26.10.2015 года, она является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, площадью 105,3 кв.м. с кадастровым номером №.
20.11.2015 года решением департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи ей было отказано в присвоении адреса вышеуказанному жилому дому в связи с отсутствием случаев указанных в п.8 Правил для присвоения объекту адресации адреса (подп. «г» п.40).
Позднее, 14.12.2015 года департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи был подготовлен ответ на обращение истца, в котором также было указано, что перечень случаев для присвоения адреса на основании Постановления Правительства РФ от 19.11.2014 года №1221 является исчерпывающим и несмотря на то, что улица Баканеевская в реестре улиц и переулков города Сочи отсутствует, реальный адрес жилому дому присвоить не представляется возможным.
Считает решение департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи об отказе в присвоении адреса жилому дому от 20.11.2015 года №21.01-21/30142 является незаконным, поскольку она является собственником сформированного земельного участка площадью 909 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.10.2012 года серии №.
На основании разрешения на строительство индивидуального жилого дома, выданного департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи № от 16.08.2012 года на вышеуказанном земельном участке истцом был построен жилой дом площадью 105,3 кв.м., что подтверждается кадастровым паспортом здания от 05.10.2015 года № и свидетельством о государственной регистрации права собственности от 26.10.2015 года.
В процессе оформления регистрации по месту жительства для себя и своих детей, истцу стало известно, что в соответствии с Постановлением Главы города Сочи от 30.01.2007 года № утвержден Реестр улиц и переулков города Сочи, в котором улица <адрес> отсутствует. Данное обстоятельство послужило поводом обратиться за присвоением адреса.
В силу п.п.21 п.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» к вопросам местного значения городского поселения относятся присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов. Аналогичные положения содержатся в пункте 38.9 Устава муниципального образования город-курорт Сочи.
В соответствии с п. 15 Постановления администрации города Сочи от 17.06.2010 N 723 "Об утверждении реестров муниципальных, услуг (функций), предоставляемых отраслевыми (функциональными) и территориальными органами администрации города Сочи" присвоение, изменение и аннулирование адресов объектам недвижимости относится к компетенции департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи.
Исходя из свидетельства о государственной регистрации права собственности от 26.10.2015 года, правовой статус объекта недвижимости определен как жилой дом, в связи с чем домовладению должен быть присвоен индивидуальный адрес.
При присвоении адресов зданиям, сооружениям и объектам незавершенного строительства такие адреса должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых расположены соответствующие здания, сооружения и объекты незавершенного строительства (п.9 Постановления Правительства РФ от 19.11.2014 N 1221).
Решение об отказе в присвоении адреса нарушает законные права истца и членов его семьи, поскольку построенный жилой дом является единственным их местом жительства, а отсутствие адреса препятствует регистрации по месту жительства, постановке детей в очередь в детский сад и осуществлению иных предусмотренных законом прав и обязанностей.
В связи с изложенным просит признать незаконным решение департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи об отказе в присвоении объекту адресации адреса от 20.11.2015 года № и обязать департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи присвоить адрес жилому дому площадью 105,3 кв.м. с кадастровым номером № и земельному участку площадью 909 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
В судебном заседании административный истец настаивала на удовлетворении административного иска по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель административного ответчика требования Строкиной М.А. не признала, просила в их удовлетворении отказать, считая отказ департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи законным и обоснованным.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры.
В силу ст.226 ч.9 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии со ст.62 ч.1 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу п.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 ч.9 и в ч.10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенное государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В судебном заседании установлено, что административный истец является собственником земельного участка, площадью 909 кв.м. с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> и расположенного на нём жилого дома площадью 105,3 кв.м. с кадастровым номером №, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и кадастровым паспортом на земельный участок. Земельный участок ею приобретен на основании договора купли-продажи от 25.03.2011 года, местоположение земельного участка указано: <адрес>. такой же адрес указан и в кадастровом паспорте земельного участка.
Строкина М.А. обратилась в администрацию города Сочи с заявлением о выдаче ей разрешения на строительство Индивидуального жилого дома, при этом представив документы на земельный учасок. 16 августа 2012 года ей выдано разрешение на строительство, где место расположения земельного участка указана ул.<адрес>.
На основании разрешения на строительство индивидуального жилого дома, выданного департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи № от 16.08.2012 года на вышеуказанном земельном участке истцом был построен жилой дом площадью 105,3 кв.м., что подтверждается кадастровым паспортом здания от 05.10.2015 года № и свидетельством о государственной регистрации права собственности от 26.10.2015 года.
После регистрации права собственности на жиой дом, Строкина М.А. обратилась в департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи с заявлением о присвоении объектам адресации адреса.
20.11.2015 года решением департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи Строкиной М.А. было отказано в присвоении адреса вышеуказанному жилому дому в связи с отсутствием случаев указанных в п.8 Правил для присвоения объекту адресации адреса (подп. «г» п.40).
Данный отказ суд считает правомерным по следующим основаниям.
Статьей 5 Федерального закона от 28.12.2013 №443-Ф3 «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы, использованием содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах.
Одним из полномочий Правительства РФ в области данных отношений является установление правила присвоения, изменения, аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса.
В свою очередь органы местного самоуправления в соответствии с п.3 ст.5 Федерального закона от 28.12.2013 №443-ФЗ присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют их в соответствии с установленными Правительством РФ правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов.
Так, Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 №1221 утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов.
Согласно п.40 Правил в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случаях, если:
а) с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в пунктах 27 и 29 настоящих Правил;
б) ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе;
в) документы, обязанность по предоставлению которых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса возложена на заявителя (представителя заявителя), выданы с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации;
г) отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пукнктах 5, 8-11 и 14-18 настоящих Правил.
Пунктом 8 Правил определены случаи присвоения адреса объектам.
В отношении земельных участков присвоение адреса осуществляется в случаях: подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих неооходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.
В отношении зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства в случаях: выдачи (получения) разрешения на строительство здания или сооружения; выполнения в отношении здания, сооружения и объекта незавершенного строительства в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком здании, сооружении и объекте незавершенного строительства, при постановке здания, сооружения и объекта незавершенного строительства на государственный кадастровый учет.
Таким образом, пунктом 8 Правил определен исчерпывающий перечень случаев присвоения адреса объектам. Указанная норма расширительному толкованию не подлежит.
Объекты недвижимости, принадлежащие админисративному истцу на праве собственности (земельный участок и жилой дом) поставлены на государственный кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», объектам присвоены кадастровые номера. Соответственно выполнение в отношении жилого дома, земельного участка работ, необходимых для постановки объектов на кадастровый учет, не требуется.
Подготовка документации по планировке территории в данном случае также не требуется согласно градостроительному законодательству.
Кроме того, постановлением Главы города Сочи от 30.01.2007 № утвержден Реестр улиц и переулков города Сочи, в котором улица <адрес> отсутствует. При таких обстоятельствах суд полагает, что отсутствуют случаи, при которых орган местного самоуправления уполномочен присваивать адрес объектам недвижимости.
В судебном заседании представитель административного ответчика пояснила, что ранее улица <адрес> существовала в <адрес>. Постановлением Главы города Сочи от 30.01.2007 года № утвержден Реестр улиц и переулков города Сочи, в котором улица <адрес> отсутствует. Данным постановлением утвержден реестр улиц, вместо улицы <адрес> имеется улица Изумрудная. Но административному истцу необходимо заказать схему расположения жилого дома, на основании которой возможно будет идентифицировать место положение оъектов. Однако такой документ в департамент не представлен.
В судебном заседании административный истец заявила, что такие работы будут стоить около 20 000 руб., у нее таких средств нет. При этом не отрицала, что такой документ она в департамент не представляла. Она сдавала все те документы, которые приобщены к административному исковому заявлению.
Суд полагает, что поскольку разрешение на строительство, правовая регистрация объектов недвижимости проводилась на основании представленных административным истцом правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов, то государственные органы действовали в рамках закона и признавать действия административного ответчика незаконными у суда нет оснований.
Руководствуясь ст. ст.226-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований административного истца Строкиной М. А. к административному ответчику - администрации гор.Сочи о признании незаконным решения об отказе в присвоении объекту адресации адреса от 20.11.2015 года № и устранении нарушения права путем обязания департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи присвоить адрес жилому дому площадью 105,3 кв.м. с кадастровым номером № и земельному участку площадью 909 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: Сочи, <адрес> - отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено и подписано судьей 23 февраля 2016 года.
Судья - А.И.Афонькина