ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-113/19 от 12.02.2019 Козловского районного суда (Чувашская Республика)

дело № 2а-113/2019

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Козловка ЧР 12 февраля 2019 года

Козловский районный суд Чувашской Республики в составе

судьи Порфирьева В.Г.,

при секретаре судебного заседания Шошориной С.К., с участием

представителя административного истца – ст. помощника Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Хрычева А.В.,

представителя административного ответчика- администрации Козловского района Чувашской Республики Илларионовой К.А., действующей по доверенности от 09.01.2019 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации <адрес> Чувашской Республики о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по исполнению предписания и принятия мер по организации мероприятий по охране окружающей среды, возложении обязанности принять меры к сбору и вывозу жидких бытовых отходов,

установил:

Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор (далее - «прокурор») в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации <адрес> Чувашской Республики о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по исполнению представления об устранении нарушений требований законодательства от <дата> и принятию мер по сбору и вывозу от неканализованной части <адрес> отходов (осадков) из выгребных ям в соответствие с «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88, и СП 32.13330.2012. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СниП 2.04.03-85, утвержденного Приказом Министерства регионального развития России от 29.12.2011 №635/11; возложении обязанности в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к сбору и вывозу от неканализованной части <адрес> отходов (осадков) из выгребных ям на сливные станции в соответствие с «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88). СП 32.13330.2012. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85, утвержденного Приказом Министерства регионального развития России от 29.12.2011 №635/11.

Помощник Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным основаниям.

Представитель административного ответчика - администрации <адрес> Чувашской Республики - исковые требования прокурора не признала.

Суду представила отзыв, в котором пояснила, что на территории <адрес> централизованная система водоотведения предусмотрена в одном населенном <адрес>. Согласно договору <число> от <дата> объекты централизованного водоотведения в <адрес> администрацией района переданы в хозяйственное ведение МУП ЖКХ «Козловское». Данное предприятие производит прием и очистку жидких бытовых отходов (далее - ЖБО), поступающих в централизованную систему водоотведения <адрес>, услуги по очистке и транспортированию ЖБО из локальных сборников, выгребных ям неканализованных домовладений, организаций не оказывает. На территории <адрес> услуги по транспортированию ЖБО с использованием спецтехники - ассенизационной машины оказывает ООО «Коммунальщик» по заявкам и обращениям физических, юридических лиц, которые согласно договору с МУП ЖКХ «Козловское» от <дата> сливаются в канализационный колодец централизованной системы водоотведения <адрес>. На территории <адрес> отсутствует насосная сливная станция для слива ЖБО, принимаемые ЖБО сливаются в канализационный колодец, предусмотренный по <адрес>, подъездные пути к колодцу с твердым покрытием. Специально оборудованных мест для слива, спуска ЖБО в существующую систему централизованного водоотведения в виде сливных станций на территории <адрес> не предусмотрены.

Указывает, что существующие СанПиНы предусматривают несколько вариантов вывоза ЖБО: на сливные станции или поля ассенизации. Ссылаясь на нормы законодательства о местном самоуправлении, при наличии альтернативы реализации своих полномочий, администрация района не согласна с законностью исковых требований, императивно устанавливающих только один способ выполнения возложенных на органы местного самоуправления функций. В связи с чем, просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель заинтересованного лица - Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике, - извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в судебное заседание своего представителя не направили, заявления и ходатайств не представили.

Представитель заинтересованного лица - МУП ЖКХ «Козловское», извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в судебное заседание не явился, не известив о причинах неявки, не представил возражений относительно требований административного истца.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как видно из материалов дела, в ходе прокурорской проверки установлено, что на территории <адрес> централизованная система водоотведения предусмотрена в одном населенном пункте - в <адрес>. Согласно договора <число> от <дата> объекты централизованного водоотведения в <адрес> администрацией <адрес> переданы в хозяйственное введение МУП ЖКХ «Козловское». Данное предприятие производит прием и очистку ЖБО, поступающих в централизованную систему водоотведения <адрес>, услуги по очистке и транспортированию ЖБО из локальных сборников, выгребных ям неканализованных домовладений. организаций не оказывает. На территории <адрес> услуги по транспортированию ЖБО с использованием спецтехники - ассенизационной машины оказывает ООО «Коммунальщик» по заявкам и обращениям физических, юридических лиц, которые согласно договору с МУП ЖКХ «Козловское» от <дата> сливаются в канализационный колодец централизованной системы водоотведения <адрес>. На территории <адрес> отсутствует насосная сливная станция для слива ЖБО, принимаемые ЖБО сливаются в канализационный колодец, предусмотренный по <адрес> (напротив производственной территории ООО «Коммунальщик»), подъездные пути к колодцу с твердым покрытием. Данный канализационный колодец оборудован решеткой на входном отверстиижанализационной трубы для предупреждения попадания по сторонних предметов в канализационную сеть; эксплуатирующей организацией периодически проводится её очистка. Специально оборудованные места для слива, спуска ЖБО в существующую систему централизованного водоотведения в виде сливных станций на территории <адрес> не предусмотрены. Как установлено проверкой у предприятия сливные станции отсутствуют, жидкие бытовые отходы сливаются в канализационную сеть без соблюдения нижеприведенных требований, что негативно может сказаться на санитарно-эпидемиологической и экологической обстановке в городе, поскольку могут быть сброшены запрещенные в централизованные системы водоотведения вещества (материалы), угрожающим работоспособности систем водоотведения. У предприятия отсутствуют сливные станции, посредством которых в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат приему и обработке жидкие отбросы, доставляемые из неканализованных зданий ассенизационным транспортом перед сбросом в канализационную сеть, что создает опасность приведения в негодность систем водоотведения в результате сброса запрещенных веществ, и как следствие угрозу санитарно-эпидемиологической и экологической безопасности населения. Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем выполнении администрацией <адрес> как уполномоченного органа местного самоуправления и как собственника объектов водоотведения, своих полномочий по организации водоотведения от неканализованных домов и организаций, поскольку сливные станции не создавались и не передавались в пользование МУП ЖКХ «Козловское». По указанным фактам прокуратурой <дата> в адрес главы администрации <адрес> было внесено представление, однако реальных мер по устранению нарушений действующего законодательства принято не было, что нарушает права неопределённого круга лиц, поскольку при образовании от неканализованных домовладений жидких бытовых отходов нет мест приема таких отходов, соответствующих действующему законодательству.

Из письма администрации <число>-исх от <дата> в адрес прокуратуры следует, что представление рассмотрено <дата> под председательством и.о.главы администрации <адрес> Чувашской Республики ФИО4, заместителя главы -начальника отдела строительства, дорожного хозяйства и ЖКХ администрации <адрес> Чувашской Республики - И.В. Рожкова, и.о. главы администрации Козловского городского поселения <адрес> Чувашской Республики - Т.М. Багановой, главного специалиста-эксперта отдела строительства, дорожного хозяйства и ЖКХ администрации <адрес> Чувашской Республики Челдрикова С.А. Строительство Козловских локальных очистных сооружений в полном объеме завершено в 2010 году, в соответствии с проектной документацией «Канализационные очистные сооружения на 2700 куб.м/сутки <адрес>», разработанной ГУП ПИ «Чувашгражданпроект» в 1992 году. Строительство сливной станции по данной проектной документации не предусматривалось. Для устранения выявленных нарушений требований санитарного и природоохранного законодательства Российской Федерации в 1 квартале 2019 года администрация <адрес> Чувашской Республики планирует обратиться в адрес Собрания депутатов <адрес> Чувашской Республики с предложением о выделении в 2019 году финансовых средств районного бюджета <адрес> Чувашской Республики на выполнение работ о подготовки землеустроительных документов по выделению земельного участка и проектированию сливной канализационной станции в районе действующих локальных очистных сооружений. Ориентировочная стоимость проектных и землеустроительных работ составляет 1 000,0 тыс. рублей. Стоимость строительства сливной станции будет определена после разработки проектной документации на данный объект. Проведения государственной экспертизы данной проектной документации на соответствие ее требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также определения достоверности сметной стоимости. Ориентировочно стоимость строительства сливной станции составляет 30 000,0 тыс. рублей. За допущенные нарушения Распоряжением администрации <адрес> Чувашской Республики <число>-к от <дата> главному специалисту-эксперту отдела строительства, дорожного хозяйства и ЖКХ С.А. Челдрикову было объявлено замечание.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации: наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиям должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ гражданин по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) орган организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиям, судом может быть принято два вида решений: - об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующе административное исковое заявление; - об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Соответственно, для признания решения, действия (бездействия) должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца. В иных случаях принимается решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в числе прочего, соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпция экологической опасное планируемой хозяйственной и иной деятельности.В силу ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В силу ст. 43.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.

Статья 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации »(далее также ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ) предусматривает, что вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

<адрес> Чувашской Республики, принятым решением Собрания депутатов <адрес> Чувашской Республики от <дата><число> предусмотрено, что территорию <адрес> образуют территории Козловского городского поселения и сельских поселений: Андреево-Базарского, Аттиковского, Байгуловского, Еметкинского, Карамышевского, Карачевского, Солдыбаевского, Тюрлеминского и Янгильдинского.

Исходя из ч. 1 ст. 34 и ч. 1 ст. 37 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 14 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, п. 4 ст.8 Закона Чувашской Республики от 18.10.2004 № 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» организация в границах поселения водоотведения относится к вопросам местного значения городского и сельского поселения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 5 ст. 8 указанного Закона Чувашской Республики установлено, что иные вопросы местного значения, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 4 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих Муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно ч. 1.1 той же статьи полномочия органов местного самоуправление предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, для непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения городского поселения, решение которых осуществляется органами местного самоуправления городского поселения в пределах своих полномочий, оно соответствующим имуществом не наделено, установлено что собственником канализационных сетей и очистных сооружений находящихся на территории <адрес>, является администрация <адрес>.

Законом Чувашской Республики от 05 октября 2006 года № 48 «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами и поселениями» была осуществлена безвозмездная передача имущества находящегося в собственности муниципального района, в собственность поселения. В Приложении № 110 к вышеуказанному закону указано, какое имущество было передано из муниципальной собственности <адрес> в собственность Козловского городского поселения <адрес> Чувашской Республики. В данном списке отсутствует указание на передачу очистных сооружений и канализационных сетей в собственность Козловского городского поселения <адрес> Чувашской Республики.

Как видно из материалов дела, между администрацией <адрес> Чувашской Республики и МУП ЖКХ «Козловское» заключен договор <число> на прием и обезвреживание ЖБО, по акту приема-передачи муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от <дата> администрация района передала МУП ЖКХ «Козловское» в хозяйственное ведение в том числе канализационные очистные сооружения на 2 700 кв.м. в <адрес>., а также канализацию жилых домов, канализационные сети жилых многоэтажных домов, здание канализационной насосной станции и др., связанные с водоотведением в городе.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года № 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» к вопросам местного значения муниципального района относятся владение и распоряжение имуществом находящимся в муниципальной собственности.

В соответствии со ст. <адрес> Чувашской Республики (далее по тексту - Устава) к вопросам местного значения <адрес> относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Более того, ст. 9 Устава предусмотрено, что органы местного самоуправления <адрес> обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» (п. 13 ч. 1).

В силу ч. 2 ст. 51 того же Устава органы местного самоуправления <адрес> вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти Чувашской Республики и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Согласно ч. 2 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Учитывая изложенное, исполнение обязанности по организации мероприятий в сфере охраны окружающей среды подлежит возложению на собственника очистных сооружений и канализационных сетей - администрацию района, ввиду отсутствия предусмотренных законом оснований для их возложения на юридическое лицо, в чьем хозяйственном ведении сливные станции отсутствуют.

Непринятие мер по надлежащей организации сбора и вывоза из неканализированных домовладений ЖБО из выгребных ям на сливные станции может сказаться на санитарно-эпидемиологической и экологической обстановке, в связи с чем, суд приходит к выводу о законности требований административного истца и необходимости их удовлетворения.

Доводы административного ответчика - представителя администрации <адрес> Чувашской республики о том, что существующие СанПиНы предусматривают два варианта вывоза ЖБО - на сливные станции или поля ассенизации - при наличии альтернативы императивное требование об одном способе выполнения возложенных на органы местного самоуправления функций, не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца, поскольку указанное обстоятельство не освобождает административного ответчика от исполнения обязанностей, возложенных как федеральным, так и законом субъекта, по разрешению вопросов местного значения, связанных с организацией водоотведения в части сбора и вывоза жидких бытовых отходов.

Руководствуясь ст.ст.175-180,227 КАС РФ суд,

решил:

Признать незаконным бездействие администрации <адрес> Чувашской Республики в части неприятия мер по исполнению представления Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры об устранении нарушений требований законодательства от 02.11.2018 г., и принятию мер по сбору и вывозу от неканализованной части <адрес> Республики отходов (осадков) из выгребных ям в соответствие с «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР <дата> N 4690-88). СП 32.13330.2012. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85, утвержденного Приказом Министерства регионального развития России от 29.12.2011 №635/11.

Обязать администрацию <адрес> Чувашской Республики в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к сбору и вывозу от неканализованной части <адрес> Республики отходов (осадков) из выгребных ям на сливные станции в соответствие с «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88). СП 32.13330.2012. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85, утвержденного Приказом Министерства регионального развития России от 29.12.2011 №635/11.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Чувашской Республики через Козловский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Cудья В.Г. Порфирьев

Мотивированное решение составлено 13 февраля 2019 года.