Дело №2а-113/2020 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Бологое 05 февраля 2020 года
Бологовский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Борисовой С.П.,
при секретаре Савиной Ю.А.,
с участием помощника Бологовского межрайонного прокурора Горячевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бологовского городского суда Тверской области административное дело по административному исковому заявлению Бологовского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Гузятинского сельского поселения о признании бездействия в части непринятия мер по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению информации о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг населению незаконным, возложении обязанности разработать и утвердить регламент,
установил:
Бологовский межрайонный прокурор, действуя в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Гузятинского сельского поселения о признании бездействия в части непринятия мер по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению информации о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг населению незаконным, возложении обязанности разработать и утвердить регламент.
Иск мотивирован тем, что Бологовской межрайонной прокуратурой при осуществлении надзора установлено, что в деятельности администрации Гузятинского сельского поселения Бологовского района Тверской области требования действующего законодательства не выполняются. Согласно п.1 и 4 ч.1 ст.6 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, а также исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями Федерального закона, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг. Как следует из ч.1 ст.29 Федерального закона №210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу Федерального закона. В нарушение вышеуказанного законодательства администрацией Гузятинского сельского поселения не приняты меры по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению информации о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, соответствующие сведения о предоставлении данной услуги в реестре муниципальных услуг муниципального образования и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» отсутствуют. Таким образом, межрайонной прокуратурой установлено, что администрацией Гузятинского сельского поселения не исполняются требования действующего законодательства в указанной сфере, вследствие чего граждане и юридические лица лишены права на получение обозначенной муниципальной услуги в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством о государственных и муниципальных услугах, в соответствии со стандартом предоставления муниципальной услуги, а также требованиями жилищного законодательства. На основании изложенного, ч.1 ст.39, ст.85, 86, 125 и 126 КАС РФ, п.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», просит признать бездействие администрации Гузятинского сельского поселения в части непринятия мер по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению информации о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг населению незаконным; обязать администрацию Гузятинского сельского поселения разработать и утвердить административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению информации о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг населению в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель административного истца помощник Бологовского межрайонного прокурора Горячева Е.А. административные исковые требования полностью поддержала по изложенным основаниям.
Представитель административного ответчика Администрации Гузятинского сельского поселения, надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени судебного заседания, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без своего участия.
В силу положений ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из содержания п. 1 ч. 2 ст.227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Орган местного самоуправления, осуществляющий публично значимую деятельность, вступает в правоотношения с неопределенным кругом физических и юридических лиц.
Правовой режим и форма таких отношений регламентированы нормами действующего законодательства.
Одной из таких форм является предоставление муниципальной услуги, осуществляемой на основании нормативного правового акта - административного регламента, обязанность по разработке и утверждению которого является основой публично значимой деятельности органа местного самоуправления.
В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон №210-ФЗ) им регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
Согласно ст.3 Федерального закона № 210-ФЗ нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Как следует из ст.2 Федерального закона № 210-ФЗ муниципальной услугой является деятельность органа местного самоуправления по реализации своих функций, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон 131-ФЗ) и уставами муниципальных образований.
В соответствии с п. 4 ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.1 Закона Тверской области от 19.11.2014 № 92-30 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» и Уставом Гузятинского сельского поселения, к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ч.3 ст.165 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию, в том числе с использованием системы, о муниципальных программах в жилищной сфере и в сфере коммунальных услуг, о нормативных правовых актах органов местного самоуправления, регулирующих отношения в данных сферах, о состоянии расположенных на территориях муниципальных образований объектов коммунальной и инженерной инфраструктур, о лицах, осуществляющих эксплуатацию указанных объектов, о производственных программах и об инвестиционных программах организаций, поставляющих ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, о соблюдении установленных параметров качества товаров и услуг таких организаций, о состоянии расчетов лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, с лицами, осуществляющими производство и реализацию ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также с лицами, осуществляющими водоотведение.
Согласно п.1 и 4 ч.1 ст.6 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, а также исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями Федерального закона, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг.
Административный регламент – нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (п.4 ст.2 Федерального закона № 210-ФЗ).
Как следует из ч.1 ст.29 Федерального закона №210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу Федерального закона.
При этом, исходя из ч.3 указанной статьи предусмотренные Федеральным законом № 210-ФЗ сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 01.07.2011.
Статьей 14 Федерального закона № 210-ФЗ определен стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, который предусматривает: наименование государственной или муниципальной услуги; наименование органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу; результат предоставления государственной или муниципальной услуги; срок предоставления государственной или муниципальной услуги; правовые основания для предоставления государственной или муниципальной услуги; исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия; исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги; исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги; размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами; максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и при получении результата предоставления государственной или муниципальной услуги; срок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги; требования к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги, в том числе к обеспечению доступности для инвалидов указанных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов; показатели доступности и качества государственных и муниципальных услуг; иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах и особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Как следует из информации, предоставленной администрацией Гузятинского сельского поселения, административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению информации о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг населению не принимался.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что проведенной прокуратурой проверкой при осуществлении надзора за исполнением федерального законодательства в деятельности администрации сельского поселения выявлены нарушения в части отсутствия принятых мер по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению информации о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг населению; соответствующие сведения о предоставлении данной услуги в реестре муниципальных услуг муниципального образования и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» отсутствуют, таким образом, администрацией сельского поселения не исполняются требования действующего законодательства в указанной сфере.
Поскольку бездействие ответчика по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на получение указанной муниципальной услуги в соответствии с требованиями действующего законодательства, так как граждане и юридические лица лишены права на получение обозначенной муниципальной услуги в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством о государственных и муниципальных услугах, в соответствии со стандартом предоставления муниципальной услуги, а также требованиями жилищного законодательства, суд приходит к выводу о незаконности такого бездействия.
При таких обстоятельствах у суда имеются все основания для удовлетворения заявленных прокурором требований в рамках полномочий, представленных ч.1 ст.39 и ч.4 ст.218 КАС РФ, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
Требуемые прокурором сроки исполнения решения суд считает разумными и обоснованными.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Бологовского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Гузятинского сельского поселения о признании бездействия в части непринятия мер по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению информации о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг населению незаконным, возложении обязанности разработать и утвердить регламент – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Гузятинского сельского поселения в части непринятия мер по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению информации о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг населению.
Обязать администрацию Гузятинского сельского поселения разработать и утвердить административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению информации о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг населению в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть с 12 февраля 2020 года.
Председательствующий
Мотивированное решение суда составлено 12 февраля 2020 года