ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-113/2017 от 13.01.2017 Тулунского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

13 января 2017 года г.Тулун

Тулунский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Рыжовой Н.А., при секретаре Захарченко Е.Г., рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании с участием представителя административного истца МАДОУ ЦРР «Жемчужинка» Наговицыной А.А. по доверенности, представителя административного ответчика председателя КСП г.Тулуна Новикевич Е.В., административное дело №2а-113/2017 по административному иску Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Тулуна «Центр развития ребенка-детский сад «Жемчужинка» (МАДОУ ЦРР «Жемчужинка») к Муниципальному учреждению (МУ) «Контрольно-счетная палата городского округа муниципального образования - «город Тулун» о признании незаконным и отмене распоряжения от ......***-р, признании незаконным и отмене отчета от ......***-о, признании проведенного контрольного мероприятия по вопросу эффективного и целевого использования бюджетных средств, выделенных на капитальный ремонт (строительство) в МАДОУ ЦРР «Жемчужинка» незаконным

У С Т А Н О В И Л

Административный истец МАДОУ ЦРР «Жемчужинка» обратился в суд с вышеуказанными требованиями административного иска к административному ответчику КСП г.Тулуна, указывая в обоснование, что ...... в адрес административного истца направлено уведомление о проведении контрольного мероприятия по вопросу эффективного и целевого использования бюджетных средств, выделенных на капитальный ремонт (строительство) в МАДОУ ЦРР «Жемчужинка» (далее - контрольное мероприятие) за 2015 год и 1 полугодие 2016 года.

Контрольное мероприятие назначено на основании распоряжения исполняющего обязанности председателя КСП г.Тулуна Н.А.Нероновой от ......***-р.

При проведении контрольного мероприятия КСП г.Тулуна руководствовалась Федеральным законом от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Положением о КСП г.Тулуна, утвержденным решением Думы городского округа (ДГО) от ......***-ДГО (далее - Положение о КСП г.Тулуна), п.1.4 плана деятельности КСП г.Тулуна, утвержденного распоряжением и.о. председателя КСП г.Тулуна от .......

Сроки проведения контрольного мероприятия с ...... по .......

...... по итогам контрольного мероприятия административным истцом получен акт ***-а от ...... по результатам контрольного мероприятия в МАДОУ ЦРР «Жемчужинка» по вопросу проверки эффективного и целевого использования бюджетных средств выделенных на капитальный ремонт (строительство) за 2015 год и 1 полугодие 2016 года (далее - акт).

В акте указано нарушение в части несвоевременного продления разрешения на строительство. После чего получен отчет от ......***-о «по результатам контрольного мероприятия в МАДОУ ЦРР «Жемчужинка» по вопросу проверки эффективного и целевого использования бюджетных средств выделенных на капитальный ремонт (строительство) за 2015 год и 1 полугодие 2016г.» (далее - отчет). В отчете в разделе 2 «Выводы и рекомендации» указано, что в ходе контрольного мероприятия нецелевого использования бюджетных средств не установлено, но имеются следующие нарушения: 1.Несвоевременно продлено разрешение на строительство; 2.Установлено неправомерное использование бюджетных средств, а именно незаконно осуществлено списание 50 процентов начисленных пеней.

В ходе изучения отчета установлено следующее.

Как следует из плана деятельности КСП г.Тулуна, уведомления о проведении проверки от ......*** и акта проверяемый период деятельности 2015 год и первое полугодие 2016 года, а в отчете уже указан проверяемый период 2015 год и текущий период 2016г. Из этого следует, что при проведении проверки контролирующий орган КСП г.Тулуна вышел за пределы проверяемого периода. Данный факт подтверждается тем, что в отчете отражены события, которые происходили во втором полугодии 2016г., а именно списание пени в размере 50 процентов осуществлялось на основании приказа от ......***. Тем самым, КСП г.Тулуна при проведении проверки незаконно вышла за проверяемый период. Кроме этого установлено, что контрольное мероприятие внесено в план деятельности КСП г.Тулуна в июне 2016 года распоряжением и.о.председателя КСП г.Тулуна от ......***-р, однако план деятельности КСП г.Тулуна утвержден распоряжением председателя КСП от 16.12.2015 № 54-р и размещен на официальном сайте www.ksp- tulun.ru. Согласно плану, контрольное мероприятие эффективного и целевого использования бюджетных средств, выделенных на капитальный ремонт (строительство) МАДОУ ЦРР «Жемчужинка» за 2015 год и 1 полугодие 2016 года, при первоначальном формировании плана включено в него не было.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетные органы осуществляют свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются ими самостоятельно. Планирование деятельности контрольно-счетных органов осуществляется с учетом результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также на основании поручений законодательных (представительных) органов, предложений и запросов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), глав муниципальных образований. Порядок включения в планы деятельности контрольно-счетных органов поручений законодательных (представительных) органов, предложений и запросов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), глав муниципальных образований устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Статьей 10 Положения о КСП г.Тулуна утвержденного решением Думы МО - «г.Тулун» от ......***-ДГО (далее - положение) установлен порядок планирования деятельности КСП г.Тулуна, согласно которому КСП г.Тулуна осуществляет свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются ею самостоятельно в срок до 30 декабря года, предшествующего планируемому, п. 1 статьи. Планирование деятельности КСП г.Тулуна осуществляется с учетом результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также на основании поручений ДГО, предложений и запросов мэра городского округа, п. 2 статьи. Поручения ДГО, предложения и запросы мэра городского округа, поступившие в КСП г.Тулуна в течение года, включаются в план деятельности КСП г.Тулуна в порядке, определенном ч. 4 настоящей статьи, п. 3 статьи. Председатель КСП г.Тулуна в течение 10 дней со дня получения поручения ДГО, предложения или запроса мэра городского округа, запроса КСП г.Тулуна уведомляет соответственно ДГО, мэра городского округа, КСП Иркутской области о принятых решениях о включении в план деятельности КСП, п. 4 статьи. Контрольные мероприятия, не включенные в план работы КСП в порядке, определенном настоящим Положением, не проводятся, п. 5 ст. Вместе с тем, планирование деятельности КСП г.Тулуна установлено Стандартом СОД - 1, утвержденным распоряжением председателя КСП г.Тулуна от ......***-р, где согласно п. 5.1 ст. 5 внесение изменений в утвержденный годовой план работы КСП г.Тулуна осуществляется в соответствии с требованиями Регламента КСП г.Тулуна. Однако в регламенте КСП г.Тулуна, утвержденном распоряжением председателя КСП от ......***-р, данные требования не установлены. При этом п. 5.2. ст. 5 Стандарта СОД - 1 указано на минимизацию корректировки плана работы КСП г.Тулуна при его изменении. А также п. 5.3. ст. 5 установлено, что корректировка плана работы КСП г.Тулуна может осуществляться в виде: изменения формулировок наименований мероприятий плана; изменения сроков исполнения мероприятий плана; исключения мероприятий из плана и др. Таким образом, ни Положением ни Регламентом КСП г.Тулуна, ни Стандартом СОД - 1 не предусмотрен порядок включения дополнительных контрольных мероприятий уже в утвержденный годовой План деятельности КСП г.Тулуна, за исключением поручений ДГО, предложений и запросов мэра городского округа, а также запросов Контрольно-счетной палаты Иркутской области, порядок включения которых установлен п. 4 ст. 10 Положения КСП г.Тулуна.

В связи с чем, считает, что контрольное мероприятие проводилось незаконно и на МАДОУ ЦРР «Жемчужинка» незаконно возложены обязанности по обеспечению необходимых условий для работы контролирующего органа и предоставлению необходимых материалов для проверки.

На основании вышеизложенного и руководствуясь главой 22 КАС РФ просит суд признать незаконным и отменить распоряжение исполняющего обязанности председателя КСП г.Тулуна Н.А.Нероновой от ......***-р, признать незаконным и отменить отчет от ......***-о по результатам контрольного мероприятия в МАДОУ ЦРР «Жемчужинка» по вопросу проверки эффективного и целевого использования бюджетных средств выделенных на капитальный ремонт (строительство) за 2015 год и 1 полугодие 2016г., признать проведенное контрольное мероприятие по вопросу эффективного и целевого использования бюджетных средств, выделенных на капитальный ремонт (строительство) в МАДОУ ЦРР «Жемчужинка» незаконным.

В предварительном судебном заседании представитель административного истца - МАДОУ ЦРР «Жемчужинка» Наговицына А.А. действующей на основании выданной ей доверенности, требования административного иска, по доводам, изложенным в нем, поддержала, просит суд удовлетворить, не отрицает тот факт, что административным истцом установленный законом трехмесячный срок для признания незаконным и отмене распоряжения и.о.обязанности КСП г.Тулуна Н. от ...... истек, какие-либо доказательства, подтверждающие уважительность причины пропуска срока на право обращения в суд с указанными административными требованиями, у административного истца отсутствуют, их нет. Вместе с тем, считает, что после предоставленного судом времени на представление в предварительное судебное заседание доказательств, подтверждающих уважительность причины пропуска срока обращения в суд с требованиями административного иска, представитель административного истца изменил предмет административного иска, которым первое заявленное требование о признании незаконным и его отмене распоряжение от ......***-р административный истец исключает из ранее заявленных требований административного иска, в остальной части требования административного иска, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, поддерживает, просит суд удовлетворить.

В предварительном судебном заседании представитель административного ответчика - председатель КСП г.Тулуна Новикевич Е.В. требования административного иска не признает, представила суду письменное возражение, которое поддерживает, пояснила суду, что административный ответчик по административному делу КСП г.Тулуна административные исковые требования не признает, поскольку целями и задачами административного иска являются защита прав, свобод и законных интересов административного истца. Из принятого к рассмотрению административного иска не усматривается, какие именно права, свободы и законные интересы административного истца нарушены. По сути, административный истец оспаривает внутренний распорядительный документ контрольно-счетного органа, являющимся документом, принятым по организации проведения контрольного мероприятия. Обязательным условием проведения контрольного мероприятия является распоряжение председателя КСП, которое по своей сути является поручением сотруднику КСП провести на указанном объекте контроля контрольное мероприятие по обусловленной теме, то есть, является внутренним документом КСП. Действия по изданию распоряжения председателя КСП о проведении проверки не могут быть признаны незаконными, поскольку по смыслу норм законодательства для проведения проверки необходимо издать соответствующее распоряжение. При этом издание распоряжения является полномочием председателя КСП и права, свободы и законные интересы административного истца не нарушает, и нарушать не может, поскольку является внутренним служебным документом КСП. Законодательно отсутствуют нормы права позволяющие оспаривать внутренние правовые акты контрольно-счетного органа, являющиеся организационной деятельностью КСП по проведению контрольных мероприятий. Просит суд учесть, что основное требование административного иска в части признания незаконным и отмене распоряжения КСП от ......***-р не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, административный истец не применил ссылку на норму права об оспаривании внутренних документов КСП. Кроме того, предусмотренный срок на обжалование ненормативных правовых актов органов местного самоуправления явно пропущен, поскольку трехмесячный срок истек ......, учитывая, что распоряжение КСП издано ......***-р. Считает не основанным на законе принятие судом от административного истца заявления об изменении предмета административного иска после предоставления судом времени для представления доказательств, подтверждающих уважительность причины пропуска срока на право обращения с административным иском в суд, поскольку требования административного иска о признании распоряжения от ......***-р незаконным и его отмене, является требованием основным, остальные требования вытекают из него как следствие. Просит суд в удовлетворении требований административного иска отказать в связи с пропуском срока обращения в суд, поскольку пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований административного иска.

Выслушав объяснения сторон, учитывая письменные возражения административного ответчика, поддержанные в предварительном судебном заседании относительно пропуска срока обращения в суд и отсутствие уважительных причин для его восстановления, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предварительное судебное заседание проводится в целях выявления фактов пропуска сроков обращения в суд с административным исковым заявлением.

В силу части 5 указанной нормы в предварительном судебном заседании суд может выяснить причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в срок. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования фактических обстоятельств по административному делу.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Статьей 219 КАС РФ установлено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, часть 1.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании, часть 5.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска, часть 8.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, истечение срока исковой давности, то есть, в пределах которого суд общей юрисдикции обязан предоставить защиту лицу, право которого нарушено, является самостоятельным основанием для отказа в иске, ч. 2 ст. 199 ГК РФ.

Суд соглашается с позицией административного ответчика о том, что срок, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ на право обращения с административным иском в суд, истек, с иском административный истец обратился в суд ...... вх. ***, оспаривая распоряжение от ......***-р.

Обстоятельство, установленное судом, о котором заявлено административным ответчиком о пропуске срока обращения в суд, представителем административного истца Наговицыной А.А. в предварительном судебном заседании не оспаривается, указывает, что данных, свидетельствующих об обстоятельствах, объективно препятствующих обжалованию распоряжения в суд в установленный законом срок, у административного истца не имеется.

Из содержания административного иска и пояснений представителя административного истца в предварительном судебном заседании установлено, что об оспариваемом распоряжении административному истцу было известно в тот же день, контрольное мероприятие проводилось в период с ...... по .......

Из чего следует, что, не позднее ......, с момента вынесения оспариваемого распоряжения, административный истец мог оценить нарушение своих прав, свобод и законных интересов, следовательно, на дату подачи административного иска, ......, установленный законом трехмесячный срок обращения в суд существенно пропущен.

Довод представителя административного истца в предварительном судебном заседании относительного того обстоятельства, что суд должен рассмотреть заявление административного истца об изменении предмета административного иска, которым административный истец исключил первое требование о признании незаконным и его отмене распоряжение от ......***-р, указывая, что по существу следует рассматривать остальные два ранее заявленных требования административного иска, суд находит не убедительными, относится к ним критически, поскольку они не основаны на законе.

Суд не может не согласиться с доводами административного ответчика о том, что первое требование административного иска о признании распоряжения от ......***-р незаконным и его отмене, является требованием основным, остальные требования вытекают из первого как следствие по результатам проведения контрольного мероприятия, и не могут рассматриваться по отдельности, поскольку являются взаимосвязанными.

Суд приходит к выводу, что административным истцом необоснованно после перерыва в предварительном судебном заседании, предоставленного административному истцу для представления суду доказательств, подтверждающих уважительность причины пропуска срока обращения в суд, представлено заявление об изменении предмета административного иска, а по сути, предмет иска не изменен, административный истец только исключил первое требование, оставив остальные без изменения.

Доводы представителя административного истца о том, что исключив основное требование, суд должен рассмотреть остальные ранее заявленные, говоря о том, что отчет контрольного мероприятия датирован ......***-о, следовательно, трехмесячный срок, исходя из даты отчета, не является пропущенным и подлежат рассмотрению, суд находит не состоятельными, поскольку они противоречат требованиям закона.

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного иска полностью, поскольку пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований административного иска, без исследования иных фактических обстоятельств дела.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 62, 84, 138, 218, 219, 227, 228, 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л

В удовлетворении требований административного иска Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению города Тулуна «Центр развития ребенка-детский сад «Жемчужинка» о признании незаконным и отмене распоряжения исполняющего обязанности председателя КСП г.Тулуна Н. от ......***-р, о признании незаконным и отмене отчета от ......***-о «по результатам контрольного мероприятия в МАДОУ ЦРР «Жемчужинка» по вопросу проверки эффективного и целевого использования бюджетных средств выделенных на капитальный ремонт (строительство) за 2015 год и 1 полугодие 2016г.», о признании проведенного контрольного мероприятия по вопросу эффективного и целевого использования бюджетных средств, выделенных на капитальный ремонт (строительство) в МАДОУ ЦРР «Жемчужинка» незаконным к Муниципальному учреждению «Контрольно-счетная палата городского округа муниципального образования - «город Тулун» - отказать, в связи с пропуском срока на право обращения с административным иском в суд.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Тулунский городской суд.

Судья Рыжова Н.А.