УИД 52RS0031-01-2021-000145-02
Дело №2а-113/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Гагино 23 сентября 2021 года
Нижегородская область
Гагинский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Зудова В.П. при секретаре судебного заседания Соловьевой И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Круглова Д.А. в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации к министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области о возложении обязанности обеспечить постановку на государственный кадастровый учет особо охраняемых природных территорий регионального значения, расположенных на территории Гагинского района Нижегородской области,
УСТАНОВИЛ:
Истец Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор Круглов Д.А. обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации к министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области о возложении обязанности обеспечить постановку на государственный кадастровый учет особо охраняемых природных территорий регионального значения, расположенных на территории Гагинского района Нижегородской области.
В обоснование исковых требований указал, что проверкой выявлено, что Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области (далее - Министерством) не реализуются требования федерального законодательства об установлении границ особо охраняемых природных территорий в Гагинском районе Нижегородской области.
Природоохранной прокуратурой установлено, что на территории Гагинского района Нижегородской области расположен 1 памятник природы регионального значения: «Массив широколиственных лесов по р.Пьяне».
Памятники природы «Массив широколиственных лесов по р.Пьяне» создан распоряжением Вице-губернатора № 1120-р от 20.08.1996.
Вместе с тем, в нарушение требований законодательства сведения о границах данной ООПТ в Единый государственный кадастр недвижимости не внесены.
Статьей 27 Федерального закона № ЗЗ-ФЗ от 14.03.1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» определяется режим особой охраны территорий памятников природы.
Так, на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
Пункт 3 статьи 26 Федерального закона № ЗЗ-ФЗ от 14.03.1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» определяет, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
Согласно статье 7 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости» в едином государственном реестре недвижимости должны содержаться достоверные систематизированные сведения в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), в том числе реестр сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ).
Состав сведений реестра недвижимости о таких зонах определен статьей 10 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости». К указанным сведениям, в том числе, относятся описание местоположения границ зон, наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении или изменении зон с особыми условиями использования территории, реквизиты решении органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений.
Статьей 32 указанного Федерального закона установлена обязанность органа государственной власти и органов местного самоуправления направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий, об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории (п.п.9,10 ч.1).
Установление границ и режима особой охраны направлено на обеспечение сохранности таких территорий и не зависит от наличия в их границах хозяйствующих субъектов и земельных участков в собственности.
В соответствии со статьями 56, 94 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. При этом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в зонах с особыми условиями использования территории.
В соответствии с пунктом 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случае и порядке, которые установлены федеральными законами.
Согласно статьи 44 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о такой зоне в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Исключение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о такой части земельного участка осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о прекращении существования такой зоны в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В силу статьи 131 Гражданского Кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Кроме того, Приказом Минприроды России от 19.03.2012 г. № 69 утвержден Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, согласно которому ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок установления правила формирования и ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, который включает в себя, в том числе сведения о границах особо охраняемых природных территорий приводится описание утвержденных границ ООПТ с указанием реквизитов документов об утверждении границ), а также указываются географические координаты поворотных точек границ земельного участка.
В ходе проверки выявлен факт, что из 406 ООПТ регионального значения на кадастровый учет по состоянию на 12.05.2021 г. не поставлено 257 ООПТ регионального значения, как особо охраняемые природные территории, в которые входит 1 вышеизложенная ООПТ регионального значения в границах Гагинского района Нижегородской области.
Органы кадастрового учета при предоставлении выписок из кадастра объектов недвижимости в отношении земель, одновременно сообщают заинтересованным органам государственной власти, местного самоуправления, иным организациям и физическим лицам о расположении в пределах интересующей территории зон с особыми условиями. Соответственно при отсутствии соответствующих сведений, при рассмотрении вопросов в частности предоставления земельных участков, в отношении территорий, фактически являющихся зонами с особыми условиями, возможно принятие неправомерного решения об использовании соответствующих земель с отступлением от установленных требований, нарушением прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 6 Закона Нижегородской области от 08.08.2008 № 98-3 «Об особо охраняемых природных территориях в Нижегородской области» Правительство Нижегородской области в пределах своей компетенции принимает решение о создании ООПТ регионального значения, об изменении режима их особой охраны по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В соответствии с Положением о Министерстве экологии и природных ресурсов Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2010 г. № 965 (далее - Положение), Министерство является органом исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающим осуществление государственной политики Нижегородской области и государственного управления в сфере охраны окружающей среды. Министерство является правопреемником комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области.
Министерство в соответствии с разделом 3 Положения: участвует в образовании особо охраняемых природных территорий регионального значения, осуществляет управление в сфере охраны и использования таких территорий; организует работу по ведению государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения; управляет средствами областного бюджета, выделяемыми на осуществление твоих функций, содействует эффективному использованию этих средств.
Исходя из вышеизложенных норм, определяющих компетенцию Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, установление и описание границ особо охраняемых природной территорий регионального значения, а также предоставление в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятника природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятника природы входит в компетенцию Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области.
Однако, до настоящего времени, несмотря на внесенное ранее представление Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора от 17.03.2021 № 02-10-2021, установление границ особо охраняемых территорий административным ответчиком в предусмотренном законодательством порядке не обеспечено, соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости не представлены и не включены, что является нарушением закона и свидетельствует о бездействии административного ответчика.
По информации Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, памятник природы регионального значения: «Массив широколиственных лесов по р.Пьяне» по состоянию на 12.05.2021 на кадастровый учет не поставлены.
Данный факт подтверждается письмом Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 12.05.2021 № Исх-319- 222011/21, согласно которому Министерством, границы вышеуказанного ООПТ не установлены, не описаны, сведения в орган государственного кадастрового учета для постановки на учет не переданы.
Выявленное в деятельности государственного органа нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного ст.42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду. Отсутствие обозначенных в натуре границ особо охраняемых природных территорий может повлечь за собой неправомерное занятие и использование территорий расположения природных объектов.
Согласно статьям 17, 18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
В соответствие со ст.2 Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду - обязанность государства.
Право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.
Исходя из положения преамбулы Федерального закона №ЗЗ-ФЗ от 14.03.1995 года «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 №21-ФЗ (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Пункт 2 части 6 статьи 180 КАС РФ предусмотрено, что в решении суда указываются выводы суда по вопросам, разрешенным судом исходя из обстоятельств административного дела, в том числе указание на порядок и срок исполнения решения суда.
Исходя из положений пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
В соответствии со статьями 17, 218 КАС РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, грав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями.
Памятник природы регионального (областного) значения «Массив широколиственных лесов по р.Пьяне» располагается в границах Гагинского судебного района с. Гагино Нижегородской области.
Согласно ч.2 ст.22 КАС РФ и разъяснений п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» в случае, если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение.
Административный истец просит признать незаконным бездействие Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, выразившееся в не обеспечении постановки на кадастровый учет, как особо охраняемую природную территорию - памятник природы регионального (областного) значения: «Массив широколиственных лесов по р.Пьяне», расположенного в границах Гагинского судебного района Нижегородской области.
Возложить на Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления в силу настоящего решения суда:
установить и описать границы особо охраняемой природной территории - памятника природы: «Массив широколиственных лесов по р.Пьяне», расположенного в Гагинском районе Нижегородской области, с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах;
представить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях использованию земельных участков, входящих в пределы территории мятника природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятника природы: «Массив широколиственных лесов по р.Пьяне», расположенного в Гагинском районе Нижегородской области.
Административный истец Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор Круглов Д.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Административный ответчик Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области в судебное заседание не явились, извещены надлежаще. В отзыве указывают, что в Гагинском районном суде Нижегородской области рассматривается административное дело №2а-113/2021 по заявлению Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора (далее - природоохранная прокуратура) о возложении обязанности обеспечить постановку на государственный кадастровый учет особо охраняемых природных территорий регионального значения, расположенных в Гагинском районе Нижегородской области.
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области (далее - министерство)- несогласно с доводами, изложенными в административном исковом заявлении, считает его необоснованным по следующим основаниям.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, их должностными лицами, государственными, муниципальными служащими и приравненными к ним лицами обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями. положениями, регламентами, приказами).
Паспорт на памятник природы регионального значения «Массив широколиственных лесов по р.Пьяне» утвержден распоряжением администрации Нижегородской области от 20.08.1996 № 1120-р.
Постановка на кадастровый учет ООПТ регионального значениосуществляется в рамках подпрограммы 4 «Биологическое разнообразие» государственной программы «Охрана окружающей среды Нижегородской области», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30.04.2014 года №306 в пределах средств, предусмотренных законам об областном бюджете на очередной финансовый год. Работа проводится ежегодно. С 2019 года данные мероприятия осуществляются подведомственным Минэкологии Нижегородской области учреждением - ГБУ НО «Экология региона» по государственному заданию.
По состоянию на 01.01.2021 из 406 особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) регионального значения на кадастровый учет поставлено 145 ООПТ регионального значения, из которых 38 - как земельныеучастки. В 2020 год ЕГРН были внесены сведения о 51 ООПТ регионального значения общей площадью 21,3 тыс. га. в 2021 году согласно государственномузаданию, постановка на кадастровый учет планируется по 26 территориям обшейплощадью 56,9 тысяч га. На настоящий момент государственное задание на 2021 год сформировано, кадастровые работы по большинству намеченных территорий проводятся.
Памятник природы, указанный в исковом заявлении Нижегородской межрайонной прокуратуры, в перечень ООПТ, сведения о которых планируется внести в ЕГРН в 2021 году не вошел.
В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» для внесения в ЕГРН сведений об ООПТ регионального значения в орган регистрации прав необходимо направить документы, содержащие реквизиты решений органов государственной власти об утверждении положения об ООПТ (охранной зоне ООПТ) или о внесенииизменений в них
Обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ ООПТ (охранной зоны ООПТ), перечень координат характерных точек границ таких территорий в системе координат, используемой для ведения ЕГРН.
Таким образом, для постановки на кадастровый учет ООПТ регионального значения, заявленных в исках Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры, потребуется проведение кадастровых работ с целью подготовки вэлектронной форме графического описания местоположения и перечня координат характерных точек границ данных территорий. Проведение этих работ с учетом сбора исходных данных занимает порядка 1 -2 месяцев.
Срок внесения сведений в ЕГРН в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» составляет 15 рабочих дней с даты получения документов органом регистрации прав.
В административном исковом заявлении природоохранная прокуратура просит возложить на министерство обязанность в течение 12 месяце со дня вступления в законную силу решения суда поставить на кадастровый учет ООПТ расположенных в Гагинском районе Нижегородской области.
Хотелось бы отметить, что указанный в административном исковом заявлении срок природоохранной прокуратурой не обоснован и не подкреплен ссылкой на нормативно - правовой акт.
Учитывая, что перечень ООПТ, подлежащих постановке на кадастровый учет в текущем году уже сформирован и работы по объектам начаты, проведение кадастровых работ с целью внесения в ЕГРН сведений о памятнике природы регионального значения «Массив широколиственных лесов по р.Пьяне» возможно в течение 18 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда, при условии выделения необходимого объема бюджетных средств на кадастровые работы.
Заинтересованное лицо Администрация Гагинского муниципального района Нижегородской области в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Заинтересованное лицо Министерство финансов Нижегородской области в судебное заседание не явились, извещены надлежаще. В отзыве сообщают следующее: По существу заявленных требований сообщаем следующее:
В силу пункта 3 статьи 26 Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящиеся в их ведении.
Статьей 32 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлена обязанность органа государственной власти и органов местного самоуправления направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решения (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий, об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.
В соответствии с Положением о министерстве экологии и природных ресурсов Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2010 № 965, министерство является органом исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающим осуществление государственной политики Нижегородской области и государственного управления в сфере охраны окружающей среды.
Постановка на государственный кадастровый учет особо охраняемых природных территорий осуществляется министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области в рамках государственной программы "Охрана окружающей среды Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30.04.2014 №306 (Подпрограмма 4 "Биологическое разнообразие").
Указанным Постановлением определены, в частности, сроки реализации Подпрограммы 4 и объемы бюджетных ассигнований Подпрограммы 4 за счет средств областного бюджета. Согласно паспорту Подпрограммы 4 (раздел 3.4.1) на реализацию Подпрограммы 4 предусмотрено 235 790,3 тыс. рублей, в том числе 2015 год - 22 480,8 тыс. рублей; 2016 год - 25 360,0 тыс. рублей; 2017 год - 28 520,7 тыс. рублей; 2018 год - 22 758,6 тыс. рублей; 2019 год - 25 335,1 тыс. рублей; 2020 год - 23 335,1 тыс. рублей; 2021 год - 22 000,0 тыс. рублей; 2022 год - 22 000,0 тыс. рублей; 2023 год - 22 000,0 тыс. рублей; 2024 год - 22 000,0 тыс. рублей.
Министерство финансов Нижегородской области при формировании проекта областного бюджета в соответствии с п. 2 постановления Правительства Нижегородской области от 30.04.2014 № 306 предусматривает средства на реализацию Программы в установленном Программой объеме.
Таким образом, расходные обязательства Минэкологии области заложены в Законе Нижегородской области от 21.12.2020 № 155-3 «Об областном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» в полном объеме, установленном постановлением Правительства Нижегородской области от 30.04.2014 № 306.
Учитывая, что бюджетные ассигнования на реализацию Программы утверждаются законом Нижегородской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, выделение дополнительных финансовых средств возможно только путем принятия законов Нижегородской области, корректирующих бюджет Нижегородской области, что относится к компетенции Законодательного Собрания Нижегородской области.
В свою очередь, министерство финансов Нижегородской области, в соответствии с Положением о нем, утвержденным Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.09.2005 №206, входит в структуру органов исполнительной власти Нижегородской области и является органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой государственной политики, осуществляющим государственный финансовый контроль на территории Нижегородской области, разработку проекта областного бюджета и организация его исполнения в установленном порядке.
Следовательно, министерство финансов Нижегородской области, в рамках своих полномочий, может только организовать исполнение установленных законом либо иным нормативным правовым актом расходных обязательств.
В связи с невозможностью участия представителя министерства финансов Нижегородской области в судебном заседании, просим суд рассмотреть дело в наше отсутствие и направить в наш адрес копию соответствующего судебного акта.
В судебном заседании установлено, что:
Согласно администрации Нижегородской области от 20.08.1996 года №1120-р «Об объявлении природных объектов государственными памятниками природы регионального (областного) значения» к государственным памятникам природы регионального (областного) значения относится «Массив широколиственных лесов по реке Пьяне» Гагинского района.
Согласно паспорта на государственный памятник природы регионального (областного) значения «Массив широколиственных лесов по реке Пьяна», утвержденного распоряжением вице-губернатора Нижегородской области от 20 августа 1996 года №120-р определены краткое описание государственного памятника природы, его назначение.
Согласно представления Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры об устранения нарушений закона, их причин и условий, им способствующих от 17.03.2021 № 02-10-2021 министерству экологии Нижегородской области установление границ особо охраняемых территорий административным ответчиком в предусмотренном законодательством порядке не обеспечено, соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости не представлены и не включены, что является нарушением закона и свидетельствует о бездействии административного ответчика.
В силу пункта 3 статьи 26 Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящиеся в их ведении.
Статьей 32 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлена обязанность органа государственной власти и органов местного самоуправления направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решения (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий, об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.
В соответствии с Положением о министерстве экологии и природных ресурсов Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2010 № 965, министерство является органом исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающим осуществление государственной политики Нижегородской области и государственного управления в сфере охраны окружающей среды.
Постановка на государственный кадастровый учет особо охраняемых природных территорий осуществляется министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области в рамках государственной программы "Охрана окружающей среды Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30.04.2014 №306 (Подпрограмма 4 "Биологическое разнообразие").
Каких-либо доказательств того, что административным ответчиком произведены работы по постановке на государственный кадастровый учет особо охраняемой природной территории «Массив широколиственных лесов по реке Пьяне» Гагинского района суду не предоставлено и материалы дела таковых не содержат.
При вышеуказанных обстоятельствах суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению с установлением срока исполнения работ в 18 месяцев с момента вступления решения в законную силу, что будет являться разумным по отношению к объему и специфики работ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.46, 157,175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Круглова Д.А. в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации к министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области о возложении обязанности обеспечить постановку на государственный кадастровый учет особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «Массив широколиственных лесов по р.Пьяне», расположенного на территории Гагинского района Нижегородской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, выразившееся в не обеспечении постановки на кадастровый учет, как особо охраняемую природную территорию - памятник природы регионального (областного) значения: «Массив широколиственных лесов по р.Пьяне», расположенного в границах Гагинского судебного района Нижегородской области.
Возложить на Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области обязанность в течение 18 месяцев со дня вступления в силу настоящего решения суда:
установить и описать границы особо охраняемой природной территории - памятника природы: «Массив широколиственных лесов по р.Пьяне», расположенного в Гагинском районе Нижегородской области, с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах;
представить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях использованию земельных участков, входящих в пределы территории мятника природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятника природы: «Массив широколиственных лесов по р.Пьяне», расположенного в Гагинском районе Нижегородской области.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Гагинский районный Нижегородской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.П.Зудов