Дело №2а-113/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Быстрый Исток 16 мая 2022 года
Быстроистокский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Вдовенко А.В.
при секретаре Рябининой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Быстроистокского района Алтайского края, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации Быстроистокского района Алтайского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Быстроистокского района Алтайского края, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации Быстроистокского района Алтайского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Быстроистокского района Алтайского края в ходе проведения проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере защиты прав предпринимателей установлены нарушения требований федерального законодательства, связанные с отсутствием разработанных и утверждённых программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по определённым видам муниципального контроля на 2022 год, в то время как на основании решения Быстроистокского районного Собрания депутатов от 30.09.2021 №38 на территории муниципального образования «Быстроистокский район Алтайского края» были утверждены положения об определённых видах муниципального контроля.
Данные выявленные нарушения федерального законодательства влекут нарушение прав предпринимателей, а также противоречат основополагающим принципам осуществления муниципального контроля, предусматривающим, что при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
На основании изложенного административный истец просит суд признать со стороны административного ответчика бездействие незаконным и возложить на него обязанность разработать и утвердить программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2022 год при осуществлении следующих видов муниципального контроля на территории муниципального образования «Быстроистокский район Алтайского края»: муниципального жилищного контроля; муниципального земельного контроля; муниципального контроля на автомобильном транспорте, сельском, наземном транспорте и в дорожном хозяйстве; муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения; муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения; муниципального лесного контроля. Кроме того, истец просит обязать ответчика разместить утверждённые программы профилактики на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет» в течение 5-ти дней со дня их утверждения.
В судебном заседании помощник прокурора Быстроистокского района Алтайского края Фатеева А.А. поддержала заявленные требования в полном объёме по основаниям, изложенным в иске, а также отметила, что просит возложить обязанность на административного ответчика разработать и утвердить вышеобозначенные программы профилактики в срок – в течение 2-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, мотивируя данную свою позицию тем, что для исполнения обозначенной обязанности административному ответчику необходимо будет исполнить предусмотренные соответствующим нормативно-правовым актом определённые согласовательные процедуры, которые как раз и должны быть произведены в испрашиваемый срок.
Административный ответчик – администрация Быстроистокского района Алтайского края, будучи надлежаще извещённым, представителя в судебное заседание не направил. При этом, от представителя данного органа Конобейского А.В., действующего на основании доверенности, в адрес суда поступило письменное заявление о рассмотрении настоящего административного дела в его отсутствие, в котором он также указал о согласии в полном объёме с заявленными административными исковыми требованиями.
На основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело на дату 16.05.2022 в отсутствие административного ответчика.
Выслушав пояснения административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании ч.4 ст.218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из ч.8 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объёме.
Пунктами 3 и 4 части 9 статьи 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершённого оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу п.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признаёт их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение 3-х месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов дела, административным истцом заявлены административные исковые требования, связанные с признанием незаконным бездействия, нашедшие своё выражение в неразработке и, соответственно, в неутверждении на 2022 год программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении следующих видов муниципального контроля на территории муниципального образования «Быстроистокский район Алтайского края»: муниципального жилищного контроля; муниципального земельного контроля; муниципального контроля на автомобильном транспорте, сельском, наземном транспорте и в дорожном хозяйстве; муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения; муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения; муниципального лесного контроля. При этом, данный факт такового бездействия, носящего, по мнению стороны административного истца, незаконный характер, в последний раз был зафиксирован на дату 21.04.2022 в ходе проведённой соответствующей прокурорской проверки. В этой связи срок на обращение в суд с настоящим иском не является пропущенным.
Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон №248-ФЗ), муниципальный контроль в Российской Федерации – это деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.6 Закона №248-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления в области муниципального контроля относится, помимо прочего, организация и осуществление муниципального контроля на территории муниципального образования.
Как следует из положений ч.1 ст.8.2 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон №294-ФЗ), в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.
В соответствии с ч.2 ст.8.2 Закона №294-ФЗ, органы муниципального контроля, помимо прочего: обеспечивают размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» для каждого вида муниципального контроля перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов; осуществляют информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Согласно ст.44 Закона №248-ФЗ, программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее – Программа) ежегодно утверждается по каждому виду контроля. При этом, порядок разработки и утверждения Программы утверждается Правительством Российской Федерации и должен предусматривать её общественное обсуждение.
Требования к содержанию Программ, порядок их разработки и утверждения регламентированы Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 №990) (далее – Правила), которые применяются к разработке и утверждению Программ на 2022 год.
Так, вышеобозначенными Правилами регламентировано, что разработанный контрольным (надзорным) органом проект Программы подлежит общественному обсуждению, которое проводится с 1 октября по 1 ноября года, предшествующего году реализации программы профилактики (п.10), вследствие чего проект Программы изначально размещается на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет» не позднее 1 октября предшествующего года с одновременным указанием способов подачи предложений по итогам его рассмотрения (п.11). Поданные в период общественного обсуждения предложения рассматриваются контрольным (надзорным) органом с 1 ноября по 1 декабря предшествующего года, по каждому предложению формируется мотивированное заключение об их учёте или отклонении (п.12). Проект Программы направляется в общественный совет при контрольном (надзорном) органе в целях его обсуждения (п.13). Результаты общественного обсуждения (включая перечень предложений и мотивированных заключений об их учёте или отклонении) размещаются на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет» не позднее 10 декабря предшествующего года (п.14). Программа профилактики утверждается решением уполномоченного должностного лица контрольного (надзорного) органа не позднее 20 декабря предшествующего года и размещается на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет» в течение 5 дней со дня утверждения (п.15).
Уставом муниципального образования «Быстроистокский район Алтайского края», размещённым на официальной сайте администрации Быстроистокского района Алтайского края, предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района, помимо прочего, относятся содействие развитию малого и среднего предпринимательства, осуществление муниципального лесного, земельного контроля (п.п.31, 35, 39 ч.1 ст.5 Устава). В этой связи в соответствии со ст.44 Устава к полномочиям администрации Быстроистокского района Алтайского края относятся, помимо прочего, содействие развитию малого и среднего предпринимательства (п.7), а также осуществление иных полномочий в соответствии с федеральными законами, законами Алтайского края (п.20).
Решением Быстроистокского районного Собрания депутатов Алтайского края от 30.09.2021 № во исполнение положений ч.2 ст.3 Закона №248-ФЗ, а также в соответствии с Уставом муниципального образования «Быстроистокский район Алтайского края» утверждены следующие положения:
- Положение о муниципальном жилищном контроле;
- Положение о муниципальном земельном контроле;
- Положение о муниципальном контроле на автомобильном транспорте, сельском, наземном транспорте и в дорожном хозяйстве;
- Положение о муниципальном контроле за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения;
- Положение о муниципальном контроле в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения;
- Положение о муниципальном лесном контроле.
При этом, в нарушение вышеприведённых требований Закона №248-ФЗ, Закона №294-ФЗ, а также Правил, администрацией Быстроистокского района Алтайского края не были разработаны и утверждены Программы на 2022 год по каждому из видов муниципального контроля, указанных в Решении от 30.09.2021 №, доказательства чему были приведены стороной административного истца в виде представленных скриншотов страниц с официального интернет-сайта данного органа местного самоуправления в ходе проводимой на основании принятого заместителем прокурора Быстроистокского района Алтайского края решения от 21.04.2022 № соответствующей проверки. При этом, стороной административного ответчика каких-либо контраргументов относительно отсутствия (частичного отсутствия) выявленных нарушений федерального законодательства приведено не было, напротив, при рассмотрении внесённого прокурором района в адрес администрации Быстроистокского района Алтайского края соответствующего представления наличие выявленных нарушений не оспаривалось (ответ на представление 10.01.2022 №, письменное объяснение главы района П.Д. от ДД.ММ.ГГГГ), как и не оспаривалось отсутствие таковых и в настоящее время (письменный отзыв от 12.05.2022 на рассматриваемое административное исковое заявление).
Таким образом, совокупностью представленных в деле доказательств установлено, что фактически на территории муниципального образования «Быстроистокский район Алтайского края» длительное время не разработаны и не утверждены Программы муниципального жилищного контроля, муниципального земельного контроля, муниципального контроля на автомобильном транспорте, сельском, наземном транспорте и в дорожном хозяйстве, муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения, а также муниципального лесного контроля на 2022 год.
Отсутствие данных Программ не только влечёт нарушение прав предпринимателей, достижение целей, регламентированных в ст.44 Закона №248-ФЗ, но и противоречит основополагающим принципам осуществления муниципального контроля, предусмотренным ч.1 ст.8 Закона №248-ФЗ, согласно которым при осуществлении муниципального контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
При установленных обстоятельствах требования прокурора района о незаконном бездействии администрации Быстроистокского района Алтайского края подлежат удовлетворению.
Согласно п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия), судам предоставляется право указать на необходимость принятия уполномоченными лицами решения по конкретному вопросу, совершения определённого действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и срок устранения таких нарушений.
Вместе с тем суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закреплённых Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (ст.ст.10, 11, 118).
Таким образом, в порядке устранения допущенного бездействия суд может обязать орган, допустивший нарушение, надлежащим образом исполнить соответствующую публично-правовую обязанность, то есть совершить определённые действия.
Следуя требованиям ч.5 ст.10, ч.1 ст.16, ст.187 КАС РФ, учитывая установленный законом общий срок вступления судебного акта в законную силу, характер публичного правоотношения и прав, нарушаемых оспоренным бездействием органа местного самоуправления, а также установленный Правилами порядок разработки и утверждения Программ, суд считает разумным для исполнения административным ответчиком обязанности разработать и утвердить программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2022 год в муниципальном образовании «Быстроистокский район Алтайского края» по вышеприведённым видам муниципального контроля установить срок – в течение 2-х месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу, а также обязать административного ответчика утверждённые Программы разместить на своём официальном сайте в течение 5-ти дней со дня их утверждения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 283-285 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск прокурора Быстроистокского района Алтайского края, действующего в интересах неопределённого круга лиц, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Быстроистокского района Алтайского края, нашедшее своё выражение в неразработке и непринятии программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2022 год по следующим видам муниципального контроля в муниципальном образовании «Быстроистокский район Алтайского края»:
- муниципального жилищного контроля;
- муниципального земельного контроля;
- муниципального контроля на автомобильном транспорте, сельском, наземном транспорте и в дорожном хозяйстве;
- муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения;
- муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения;
- муниципального лесного контроля.
Обязать администрацию Быстроистокского района Алтайского края в течение 2-х месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу разработать и утвердить программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2022 год в муниципальном образовании «Быстроистокский район Алтайского края» по следующим видам муниципального контроля:
- муниципального жилищного контроля;
- муниципального земельного контроля;
- муниципального контроля на автомобильном транспорте, сельском, наземном транспорте и в дорожном хозяйстве;
- муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения;
- муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения;
- муниципального лесного контроля.
Обязать администрацию Быстроистокского района Алтайского края утверждённые программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2022 год в муниципальном образовании «Быстроистокский район Алтайского края» по вышеприведённым видам муниципального контроля разместить на своём официальном сайте в сети «Интернет» в срок – в течение 5-ти дней со дня утверждения таковых программ.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Быстроистокский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18 мая 2022 года.
Председательствующий А.В. Вдовенко